Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение в неделю 20-ю по Пятидесятнице

В нынешнем Евангелии было прочитано: однажды Иисус Христос с учениками своими и множеством народа шел в гор. Наин. Когда же он приблизился к городским воротам, то из города выносили умершего юношу, который был один сын у матери, а она была вдова. Увидев ее плачущую, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь! Потом подошел к гробу и сказал мертвому: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить (Лук. 7:11–16).

Из этой Евангельской истории мы научаемся, что не только старики, но и люди молодые умирают, и нередко умирают тогда, когда не думают о своей смерти, – и как Господь своею силою воскресил Наинского юношу, так и все мы, тою же Господнею силою, в свое время, воскреснем и восстанем из гробов своих. А потому, все мы, и старики дряхлые, и мужи крепкие, и юноши цветущие, должны помнить о своем смертном часе и приготовляться к нему.

Да, други мои, все мы рождаемся и живем для того, чтобы умереть (Ефес. 9:27). Но когда и как, и где мы умрем, того не знаем. Умираем же для того, чтобы опять ожить и явиться на Божий суд, а потом или жить вечно в Божием царстве, или вечно умирать. Таким образом для нас открывается две жизни и две смерти. Так учат об этом и люди святые. Агрипин спросил св. муч. Платона: «сколько смертей?» – Св. муч. отвечал: «две смерти, – одна временная, а другая вечная; также и жизни две: одна маловременная, и другая бесконечная (Чет.-Мин. 18 ноября). Боимся мы и временной смерти. Но как люта и страшна вечная смерть! Удаление от Бога и нескончаемые муки в кромешном аде – вот вечная смерть! Но как вечную жизнь, так и вечную смерть мы заслуживаем в земной, маловременной жизни. Хорошо мы делаем в жизни временной, хорошо будет нам и в жизни вечной. И чем больше приготовим мы добрых дел, чем более будем памятовать о своей смерти, чем светлее будет наша вера и чем искреннее будем мы каяться в своих грехах, тем отраднее будет нашей душе в час нашей смерти и в день Божия суда. Худо делаем мы в жизни временной – но хороша будет и наша смерть, а еще хуже будет для нас вечная смерть. И чем больше делаем мы худых дел, чем больше забываем Бога и не каемся в своих грехах, тем хуже будет нашей душе в горький час смерти и в день Божия суда. А как худо умирать в грехах и без покаяния, выслушайте об этом следующий пример. Однажды св. Андрей, Христа ради юродивый, идя по городу Царьграду, увидел, что навстречу ему несут мертвого. И вот он видит множество бесов впереди идущих и кричащих: «горе ему, горе ему!“ Когда окончилось погребение, св. Андрей увидел ангела в образе юноши, горько плакавшего. На вопрос: чего он плачет? – Ангел сказал св. Андрею: «я был приставлен к тому мертвому, которого ты видел и которого взял себе диавол, – это и есть причина моего плача и скорби. Этот человек был в чести у царя, но был весьма грешен и жесток в жизни своей. Смерть застала его не покаявшегося и имеющего бесчисленные грехи, а потому и взяли душу его бесы“ (Чет.-Мин. 2 октября). И верно в Божием слове написано: смерть нераскаянных грешников люта (Псал. 33:22). Потому-то, говорю, и должны мы, братие, всегда памятовать о своем смертном часе, каяться в своих грехах и уготовлять для души своей добрые дела. А как спасительна для нас память о смерти и суде! В слове Божием написано: поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши (Сирах. 7:30). Мы грешим и не боимся грешить, потому что почти никогда не думаем о своей смерти. Но люди святые думали о смерти, и потому боялись греха, и не грешили. Препод. Емелиан монах на старости лет пришел в чувства, вспомнил грехи своей жизни и, вступив в монастырь, имел непрестанно память смертную в душе своей, готовясь всегда на страшный суд, как бы дать ответ во грехах своих в день испытания, и постоянно был в страхе геенских мучений. Он уединялся на всю ночь в одну пещеру на молитву, где игумен видел его воздевающего руки к небу и свет, его окружающий, и слышал голос: «Емелиане! ощущаются тебе грехи твои“ (Чет.-Мин. 7 марта).

Повторим слова св. царя Давида: смерть нераскаянных грешников люта. Потому-то, опять говорю, должны мы смиренно и со слезами каяться в своих грехах. Смиренное исповедание грехов и грешную душу спасает от смерти вечной. Такую душу охраняют св. ангелы, и демоны не вредят ей.

Если же смиренное исповедание грехов так много помогает грешной душе и спасает ее от смерти вечной, то как отрадно в час смерти, какой великой славы удостаивается от Бога га праведная душа, которая богата св. верою в Бога и добрыми делами! Такой души боятся демоны, и ангелы без вреда возносят ее в обители небесные. Укажем на препод. Нифонта. К нему, пред самою кончиною его, являлись св. ангелы, мученики, пророки, все святые, преподобные и, наконец, Царица небесная, которых он по порядку приветствовал, говоря: «радуйся!“ И был с неба голос, призывающий его в покой вечный (Чет.-Мин. 23 дек.). И верно в Божием слове написано: четна пред Господом смерть преподобных Его (Псал. 115:6).

Отрадно будет таким душам и после общего воскресения мертвых. Они будут жить вечною радостною жизнью в вечном царстве Божией славы и просвятятся, как солнце (Мф. 13:43). Но как горько будет восставать из гробов и являться на Божий суд людям грешным, не имеющим добрых дел и умершим без покаяния? Господь сказал в своем Евангелии: грядет час, в онь же вcu, сущии во гробех услышат глас Сына Божия: и изыдут сотворшии благая, в воскрешение живота, а сотворшия злая, в воскрешение суда (Иоан. 5:28).

Братие, христиане! Чтобы Господь удостоил нам мирной и доброй кончины и радостной вечной жизни, будем памятовать о своей смерти, каяться в своих грехах, свято хранить свою веру и душу свою обогащать добрыми делами. Тогда Господь и нас всех обрадует, как Он обрадовал плачущую Наинскую вдову, когда воскресил умершего сына ее. Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle