профессор Иван Степанович Якимов

Поучение в неделю 23-ю по Пятидесятнице

Того бо есмы творение, создани во Христе Иисусе на дела благая, еже прежде уготова Бог, да в них ходим. (Ефес. 2:10).

Так учил св. апостол Павел христиан Ефесской церкви. Так учит он теперь и всех нас. Того есмы творение, говорит он нам, создани во Христе Иисусе на дела благая, яже прежде уготова Бог, да в них ходим. О чем же это говорит св. Апостол? О том, что все мы, как Божии разумные твари, чрез веру в Иисуса Христа созданы на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.

Да, братии мои, не о худых делах должны мы помышлять, а только об одних добрых. В добрых делах должна и вся жизнь наша проходить. Почему в добрых? Потому, что все мы, чрез св. крещение и веру во Христа, вошли в благодатное царство Христово, и все украшены святым именем христианина; а христианину дана от Господа благодать делать всякие добрые дела. Как верующие во Христа, все мы украшены благодатными дарами св. Духа, приобщаемся св. Таин тела и крови Христовой. А все это не должно ли побуждать нас удаляться от всякого греха и жить по закону Христову? Уже одно имя христианина побуждает нас к деланию добрых дел. Ибо что есть христианин? Христианин есть ученик и служитель Христов. Поэтому всякий христианин должен знать учение Христово и идти за Христом. А идти за Христом значит исполнять его учение, делать добрые дела.

Еще потому должны мы проводить жизнь свою в добрых делах, что для нас приготовлено вечное царство и сокровища нетленные. А где это царство? где эти сокровища? Не на земле уготовано нам это царство и радости неизреченные, а только на небесах, где живут св. ангелы и праведные люди. Св. апостол учит: не имамы зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем (Евр. 13:14). А это град не земной, в котором бывает много скорбей и печалей, – это град небесный, в котором праведники радуются вечно и сияют как солнце. Вот, где вечное царство! А это царство приобретается только св. верою в Бога и добрыми делами, пока мы живем на земле; это царство есть награда за добрые дела. Но если мы, называясь христианами, будем жить не по-христиански, то не только лишимся небесного царства, но еще будем отвечать перед судом Божиим гораздо строже, нежели люди не верующие и не знающие истинного Бога. Выслушайте, что говорится об этом в житиях святых. Однажды препод. Макарий Египетский, идя по пустыне, увидел сухой человеческий череп, лежащий поверх земли. Когда препод. тронул его жезлом своим, то ему показалось, что череп как будто издал звук. Тогда старец спросил: кто он? и череп отвечал: «я был начальником жрецов идольских, обитавших на сем месте; а ты – авва Макарий, исполненный Духа Божия, когда молишься о находящихся в муках, то они ощущают некоторую отраду“. Продолжая говорить с черепом, св. старец, между прочим, спросил его: «есть ли какая высшая мука?» Череп отвечал: «есть другие, много глубже под нами». «Кто же находится в тех глубочайших муках?» спросил опять старец. Череп отвечал: «мы, не познавшие Бога, еще несколько чувствуем на себе милосердие Божие; те же, которые, познав Бога, отверглись Его и не соблюли Его заповедей, мучатся под нами в тягчайших и невыразимых муках». (Чет-Мин. 19 января). Вот какое строгое наказание христианам, не исполняющим заповедей Господних! Да и сам Господь сказал в своем Евангелии: раб, который знал волю господина своего и не делал по воле его, биен будет много (Лук. 12:47).

А мы, братие, все веруем во Христа-Бога и знаем Его волю; но всегда ли оказываем себя верными Его рабами? Недостойны ли и мы Его строгого суда и наказания? Посмотрим на себя, в каких делах проводим мы свою жизнь? чего более желаем и достигаем и чего заслуживаем себе своими делами? Сколько есть между нами таких христиан, которые помышляют и хлопочут только о земном и временном, как будто они для земли только и созданы? Иной жалуется на то, что он не имеет хорошего достатка; другой – что он крайне беден; а иной – что не имеет почета от людей, лишен желаемых наград. Но почти и никто не скорбит о том, что он не исполняет святых обязанностей христианина, что он беден добрыми делами, не приобрел для души своей сокровищ нетленных и царства небесного. Многие скорбят о том, что в жизни сей испытывают разные беды, скорби и лишения. Не мало таких, которые скорбят о том, что они своими беззакониями лишают себя царства небесного и душам своим уготовляют муки вечные. Они забывают, что за всякое бедствие и лишение, от Господа посылаемое и с покорностью воле Господней переносимое, уготовляется им великая награда на небесах. Вот от чего размножаются между нами всякие беззакония и неправды – мы забываем святой Божий закон, живем не по-христиански и только по имени называемся христианами. Какой же дадим ответ пред Богом в неисполнении своих христианских обязанностей? Чем оправдимся? Тем ли, что мы, христиане, носим имя Иисуса Христа? Подлинно, имя христианина есть имя самое высокое и для Христа любимое. Но если, говорю, это имя мы унижаем своими худыми делами, то не только лишаем себя славы и чести называться христианами, учениками Иисуса Христа, но еще, как уже сказали, большему подлежим осуждению. Христианин славится только верою во Христа, добрыми делами. За его веру и добрые дела уготована ему от Господа и награда на небесах. И что еще сказать о добрых делах христианина? Как они славны и велики пред Богом и людьми? Мы знаем, что многие святые имели от Бога дар творить чудеса: они подавали исцеление больным, хромым, слепым, немым, бесноватым. Но добродетельная жизнь даже лучше дара чудотворения. Но как же это? спросите вы. Если ты перестал воровать и грабить, и во имя Господне стал благотворить бедным, то ты исцелил сухую руку. Если ты перестал ходить в питейные дома и другие худые места и стал со страхом Божиим и верою ходить в Божий Храм, то ты выпрямил ногу. Если ты перестал смотреть на все соблазнительное и грешное, и ум и сердце свое обратил к Богу, то ты даровал прозрение слепым очам. Если ты перестал петь бесчинные и срамные песни, перестал сквернословить и пустословить и стал усердно читать святые молитвы и святые книги, говорить о спасении души, об Иисусе Христе и Его вечном царстве, то не будет ли это подобным такому чуду, если бы немой заговорил. Если ты перестал пьянствовать, гневаться и злобиться на ближних и сделался кротким и благочестивым, то ты исцелил беснующуюся душу. Не есть ли это чудеса величайшие? Если мы будем творить такие дела, то мы достойно будем носить имя христианина и удостоимся на небесах жить со св. ангелами и праведными людьми.

И так, братие, чтобы мы достойно носили имя христианина и наследовали небесное царство, будем помнить всегда, что мы создани во Христе Иисусе на дела благая, да в них ходим. Аминь.



Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Вам может быть интересно:

1. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

2. Сборник 12-ти главнейших противосектантских бесед Михаил Александрович Кальнев

3. Очерки православно-христианского вероучения священник Георгий Орлов

4. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том IX – Керк профессор Александр Павлович Лопухин

5. Несколько слов и речей с присовокуплением Притчи о неправедном домоправителе архиепископ Софония (Сокольский)

6. Мои дневники. Выпуск 4 архиепископ Никон (Рождественский)

7. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

8. Введение в Новозаветные книги Священного Писания епископ Михаил (Лузин)

9. Послания – Послание 270(458). Чаду Лукиану преподобный Феодор Студит

10. Путешествие по святым местам русским. Часть 2 Андрей Николаевич Муравьёв

Комментарии для сайта Cackle