профессор Иван Степанович Якимов

Поучение в неделю Сыропустную

Нынешний день св. Церковь в своих песнопениях изображает грехопадение праотца нашего Адама чрез вкушение от запрещенного Богом плода, его изгнание из рая и умилительное раскаяние по изгнании. Для чего же св. Церковь воспоминает ныне такую трогательную историю?

Для нас наступает св. Великий пост, когда св. Церковь особенно призывает нас к покаянию во грехах и заповедует нам святое воздержание. И вот, воспоминая ныне грехопадение праотца нашего Адама, при самом начале поста вразумляет нас, сколь пагубно невоздержание и нарушение заповедей Божиих, и сколь спасительно для нас воздержание и пост; вместе с этим, воспоминая о первобытном блаженстве человека, старается возбудить в нас смиренное раскаяние во грехах и желание возвратить потерянное блаженство, и наконец, в самом согрешившем Адаме указывает нам умилительный пример покаяния, и тем старается укрепить нас в наступающих для нас духовных подвигах. И так, посмотрим сначала на то, сколь пагубно для человека невоздержание и непослушание воле Божией.

Мы не можем описать того высокого блаженства человека, когда он, невинный и безгрешный, жил в прекрасном, Богонасажденном раю. В его душе светлый ум обладал высокою мудростью и стремился к одному Богу; светлая совесть доставляла ему полное спокойствие и радости; чистое сердце горело святою любовью к Богу и в Боге находило свое высокое блаженство. Но вот человек вкусил от запрещенного Богом древа, – и душа его изменилась. Светлый ум до того затмился, что нарушитель воли Божией вздумал скрываться от всевидящего Бога между райскими деревами; совесть возмутилась, и грешник лишился блаженного спокойствия; сердце обнищало и почувствовало стыд и страх. Прекрасно было и тело человеческое: оно обладало силами крепкими и полным здоровьем. Но нарушена заповедь Божия, и все тело повредилось: человек почувствовал немощи, познал изнурительные труды и болезни, и наконец должен был умереть и возвратиться в землю, от которой взят был. Все в великом Божием мире, – небо и земля, воздух и вода, также радовали человека, все звери и птицы повиновались ему, как царю своему. А что всего дороже, – человек жил с Богом, и Бог любил его, как сына. Но нарушена заповедь Божия и настали для человека всякие беды и горести. Все окружающее стало угрожать человеку, твари сделались дикими и непокорными своему царю. Преступник воли Божией изгнан был из рая, и вместо радостей и блаженства увидел слезы и печали, скорби и досады, и наконец, должен был вечно мучиться во аде. Такой-то горькой участи подвергся и весь род человеческий, происшедший от Адама согрешившего. Вот горькие последствия, происшедшие для человека от его невоздержания и непослушания воле Божией.

Но посмотрим теперь на самих себя, не более ли мы виновны пред Богом, когда Сам Иисус Христос для нашего освящения преподал нам Свое животворящее учение, св. таинства, и Своими крестными страданиями, Своею Кровью и смертью, приобрел нам небесный рай. Сохраняем ли мы святое воздержание, требуемое от нас Богом? Соблюдаем ли святые заповеди Господни? Достойны ли мы блаженства небесного? Сознаемся, что грехами своими и невоздержанием мы заражаем свою душу и тело и самую землю, удаляем себя от Бога и рая небесного. И сколько бед и горя происходит для человека от его невоздержной и порочной жизни? Невоздержная и порочная жизнь навлекает Божие наказание на целые общества и города. Сколько было людей на земле во времена праведного Ноя? Но они развратились и забыли Бога, и были истреблены всемирным потопом. Погрязли в беззакониях жители городов Содома и Гоморры, – и были истреблены спадшим с неба огнем. Сколько часто и теперь правосудный Бог наказывает людей за их невоздержную и беззаконную жизнь! Откуда это разного рода беды и скорби, град и засуха, пожары и неурожаи, болезни и недуги, страх и мучения совести, подобно волнам обуревающие нас? Сколько часто многие из нас погибают в самых цветущих летах? И что, главным образом, причиною всех этих бед, как не наша невоздержанная, беззаконная жизнь? И верно сказал св. апостол: открывается гнев Божий с небесе на всякое нечестие и неправду человеков (Римл. 1:18). Но те бедствия, которые ожидают нераскаянных грешников в жизни будущей, несравненно лютее всяких земных бедствий. Иисус Христос в Своем Евангелии говорит, что там неключимого раба ожидает тьма кромешная и непросветимая (Матф. 25:30).

Зная все это, братие, и видя все глубокое падение, не должны ли мы заниматься исправлением грешного своего сердца и достигать рая небесного? Но как это нужно делать нам? Нужно соблюдать христианское воздержание, поститься, молиться и каяться во грехах. А в чем состоит истинное воздержание и пост, сему научает нас св. Церковь. Она говорит всем нам: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне“. Пост телесный состоит в том, когда человек, во имя Господне, соблюдает воздержание в пище и питии, удаляется всяких грешных увеселений и наслаждений, а духовный – когда человек старается удалять от себя всякие худые помыслы, желания и дела, жить по заповедям Божиим и ум и сердце свое обращает к Богу. Сего поста требует от нас и Сам Господь (Иоил. 2, 12, 13). Таковой пост сохраняет наши силы и здоровье, просвещает ум и сердце, исправляет волю, приближает нас к Богу и привлекает к нам Божию благодать. И какие дивные чудеса совершает св. пост? Пророк Моисей после сорокадневного поста восходит на гору, беседует с Богом и получает от Него закон. Пророк Илия после такого же поста удостаивается видеть на горе Хориве славу Божию и живой возносится на небо. Постом и молитвою жители древнего города Ниневии избавились от угрожавшего им гнева Божия за грехи. Мария Египетская была великая грешница; но постом и молитвою, подвигами покаяния, столько прославилась пред Богом, что святостью жизни уподоблялась ангелам.

Но, братие мои! Мы слабы и немощны и собственными нашими силами, конечно, не можем побеждать влечения греховной нашей природы и достигать своего блаженства. Кто же освятит потемненное грехами наше сердце? Кто подаст нам силу и крепость жить целомудренно и свято идти по Господнему пути к небесному раю? Тот же Всемогущий Творец, Который и создал нас. Только Его Божественная сила может возобновить грешные наши души для славы и блаженства вечного. Всеблагий Бог, не хотящий смерти грешника, даровал нам отрадную надежду и средства к сему возобновлению. А эта надежда есть Господь наш Иисус Христос, эти спасительные средства – Его крестные страдания и смерть, Его бесценная Кровь, пролитая на кресте за наше спасение. Будем твердо веровать в сию бесценную Кровь Христову; она очищает грехи всего мира и для всех отворила врата в небесный рай. Сия Кровь, по вере нашей, и пост наш соделывает для нас спасительным, наши молитвы и покаяние и все добрые дела наши приятными Богу. Но кто-нибудь скажет: «грехи мои тяжки и велики; простит ли меня Господь?» Ради всех крестных страданий и смерти все простит, и Он благовествует всем нам: приходящаго ко Мне не изгоню вон (Иоан. 6:37). Иной, быть может, и так скажет: «я закоснелый грешник, и всю жизнь свою служил диаволу и для меня уготован вечный ад“. Не отчаивайся и немедли прийти ко Христу, и Он не изгонит тебя вон, избавит тебя от лютого зла. Всякий день и час приходи к Нему с твердою верою, с молитвою и покаянием во грехах, особливо же во дни св. Великого поста, когда, говорю, св. Церковь всего более призывает нас к покаянию и воздержанию – и Господь не только простит твои грехи, но преподаст тебе Свое животворящее Тело и Кровь для жизни вечной. Он приходил призвать к покаянию не праведников, а грешников (Лук. 5:32), и доселе всех нас призывает к Себе с неизреченною кротостью и любовью. Приидите ко Мне, говорит Он, вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Матф. 11:28). Нужно, говорю, только сознать свое недостоинство пред Богом, обратиться к Нему с искренним и смиренным раскаянием во грехах, к добродетельной жизни, – животворящая сила Божия совершится в наших немощах, благодать Божия обновит наши души. Потому-то, говорю, и Церковь Христова при начале поста и покаяния нашего, чтобы укрепить нас в надежде на Спасителя мира, в согрешившем праотце нашем Адаме указывает нам удивительный пример покаяния. Всю свою жизнь оплакивая потерянную красоту рая и свое глубокое падение, изливая искреннее раскаяние пред своим Создателем, согрешивший праотец наш твердо веровал в обещанного Спасителя мира, и сия вера спасла его: Господь принял веру и покаяние Адама и ему первому даровал неизреченный рай на небесах; Кровь Спасителя, излитая на кресте за весь мир, его первого оживила от греха и обновила его. – И мы, братие, взирая на умилительное раскаяние согрешившего праотца нашего, и воодушевляясь надеждою на пролитую Кровь Сына Божия, будем всякий день и час, особливо же в настоящие дни св. Великого поста, обращаться к Богу с молитвою и покаянием во грехах и, при помощи благодати Господней, стараться соблюдать святое воздержание, жить по заповедям Божиим, и Господь удостоит нас небесного рая и радостей вечных. Аминь.



Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Вам может быть интересно:

1. Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи профессор Иван Степанович Якимов

2. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

3. Очерки православно-христианского вероучения священник Георгий Орлов

4. Сборник 12-ти главнейших противосектантских бесед Михаил Александрович Кальнев

5. Несколько слов и речей с присовокуплением Притчи о неправедном домоправителе архиепископ Софония (Сокольский)

6. Путешествие по святым местам русским. Часть 2 Андрей Николаевич Муравьёв

7. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

8. Мои дневники. Выпуск 6 архимандрит Никон (Рождественский)

9. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

10. Описание старинных русских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конского прибора, в азбучном порядке расположенное Павел Иванович Савваитов

Комментарии для сайта Cackle