Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение в неделю 4-ю великого поста

Сей род ничимже может изыти, токмо молитвою и постом (Марк. 9:29).

В нынешнем Евангелии было прочитано: однажды некоторый человек подошел к Иисусу Христу и, кланяясь Ему, говорил: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом злым. Всякий раз, когда схватывает его бес, терзает; и он испускает пену, скрежещет зубами и сохнет. Я просил Твоих учеников, чтобы выгнали его, но они не могли. И многократно, продолжал отец отрока, дух бросал его то в огонь, то в воду, чтобы погубить его. По просьбе и вере отца, Иисус Христос исцелил отрока. После того ученики спрашивали Иисуса Христа наедине: почему мы не могли выгнать беса? Он ответствовал: сей род ничем не может быть выгнан, как только молитвою и постом.

Слушатели христиане! Таких бесноватых, о которых говорится в Евангелии, равно как и в нынешнем Евангелии, между нами, благодарение Господу, нет ни одного. И дай Господи, чтобы никогда их не было у нас. Но за то у нас есть другого рода бесноватые. Это те люди, которые живут беззаконною жизнью. У них душа нездрава, и о таких людях можно сказать, что они беснуются. Таких бесноватых, пожалуй, нам и не перечесть: они поселились почти в каждой семье, и везде можно видеть ихъ. А потому мы укажем только на немногих, укажем и средства к их излечению.

Св. отцы Церкви называют бесноватыми людей пьянствующих, гневливых и злобных. Так св. Иоанн Златоуст говорит: «пьянство есть самоизвольное беснование, демон добровольный“ (слово о воскресении). «Воистинну гневливый не менее безумится, как и самые беснующиеся“ (из книг. собран. поуч. разн. св. отец 1803 года лист 159). Св. Тихон Воронежский говорит: тот дает место диаволу, кто гнев и злобу на ближнего своего держит. Уже таковым диавол, яко дух злобы, возобладал, и водит его, как пленника своего (о долж. христиан. лист. 83).

Да, возлюбленные, люди пьянствующие, гневливые и злобные, точно, находятся во власти диавола и делают то, что угодно ему. Бес помрачает их сознание и разум и делает с ними, что хочет. Посмотрите, напр., на пьяного. Пьяный нередко сквернословит, кричит и бесчинствует, а когда от опьянения не может стоять на ногах, то падает на землю и испускает изо рта смрадную пену. Посмотрите на человека гневливого и злобного. На кого он озлобится, то скрежещет иногда зубами и готов излить на него свою злобу. От гнева и злобы братья и сродники забывают братство и сродство, отцы и матери не помнят своих чад и живут между собою не как сродники и други, а как лютые недруги. Бесноватый, в нынешнем Евангелии упоминаемый, бросался то в огонь, то в воду. И пьяницы, гневливые и злобные, от действа бесовского, иногда бросаются на людей, словно лютые звери. Они причиняют горе и слезы своей семье; от них нет почтения отцам и матерям, нет покоя женам и детям. Они и Богу противны, и миру православному служат позором и тягостью. С такими людьми и встречаться неприятно. Того и смотри, ни за что обругают, обидят и насмеются над тобою. Они бросаются на всякое злое дело, ищут своей погибели, не стыдятся злословить и клеветать на ближнего своего, не страшатся идти на воровство и поджигательство, готовы идти на всякую драку и даже убийство. Но этого мало. Они даже хвалятся тем, когда кого-либо обидят, обругают, оскорбят. «Вот как я дал знать ему! говорят они; пусть он помнит меня“.

Вот, братие, какие у нас бесноватые! Великую муку терпят и они сами от своего беснования, великое горе и людям от них. Что делать с этими бесноватыми людьми? Чем изгнать из них лютых бесов? В нынешнем Евангелии Господь вразумляет нас, чем именно можно изгнать от человека этих бесов, т. е. пьянство, гнев и злобу. Он сказал: сей род ничимже может изыти, токмо молитвою и постом.

И точно, посмотрите и подивитесь, как действует молитва и пост на пьяницу. Когда пьяница раскаивается в своем пьянстве, в усердной молитве изливает пред Богом свою душу, когда он начинает поститься телом и душою, т. е. не пьянствует и ни о чем худом не думает, то каким хорошим человеком делается он! Он делается трезвым и благоговейным, умным и степенным. Тоже самое нужно сказать о человеке гневливом и злобном. Когда он начинает побеждать свой гнев и злобу, раскаиваться в своих грехах, поститься телом и душою, т. е. ни на кого и ни за что не гневается и не злобится, и за помощью обращается с усердною молитвою к Богу, то каким хорошим человеком делается он! Он делается кротким и милосердым; не огорчит он вас делом, и не оскорбит словом. И таким образом, пост и молитва отгоняют от нас всякое беззаконие, всякую вражию силу. Ибо что такое значит и поститься, и молиться? Значит удаляться всякого беззакония, не думать ни о чем худом, жить по закону Христову и в сердце своем всегда иметь Бога. От того, где появляется таковой пост и молитва, там нет ни пьянства, ни гнева и злобы, ни клеветников и завистников, ни воров и обманщиков, в семьях поселяется мир и согласие, везде устрояется тишина, безопасность и справедливость. Св. Василий Великий говорит: «пост весь город и весь народ к спокойствию приводит, утоляет вопли, изгоняет раздоры, ругательства утишает... Какой своевольник произошел от поста? Какое когда-либо скверное соборище поста составилось? Нежные смехи, блудничьи песни, неистовые пляски внезапно из города выходят, гонимые постом, как бы грозным судьею» (из кн. собр. поуч. разн. свят. отец 1803 г. лист. 192).

О молитве Сам Господь сказал в своем Евангелии: вся, елика аще вопросите в молитве верующе, приимите (Мф. 21:22). И так, хочешь победить лукавого духа пьянства, гнева и злобы, ненависти и зависти? Молись истинною молитвою, к молитве присоедини истинный постъ – и победишь. Св. Иоанн Златоуст говорит: «великое оружие есть молитва, великая крепость, великое сокровище, великое пристанище, безбедственное место, только бы мы с осторожностью к Господу приступали и отвсюду мысль свою собравше, так молитву творили, и ни единого приступа врагу спасения нашего не давали» (собран. поуч. разн. св. отец 1803 г. лист. 114).

Братие христиане! Возлюбим пост и молитву, да не посмеется над нами враг – диавол. Будем отгонять от себя этого врага постом и молитвою, как оружием, данным нам Самим Иисусом Христом, да не погибнем в своих беззакониях. Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle