Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение в 5-ю неделю св. и Великого поста

Постящеся телесне, постимся и духовне.

Ныне у нас пятая неделя св. Великого поста. Для нынешнего дня о св. посте я хочу повести с вами, братие, и мою речь. Святая Церковь повелевает нам поститься. Постящеся телесне, говорит она всем нам, постимся и духовне.

Но постимся ли мы? Так ли мы постимся, как заповедала нам поститься св. Церковь? Конечно, на это некоторые, пожалуй, так могут сказать: «как же нам не исполнять постов? Мы люди крещеные, называемся христианами, в Бога веруем и молимся Ему, Церковь свою почитаем. Установила Церковь, чтобы христиане во время постов не ели скоромной пищи: мы так и делаем – едим пищу постную». А иные, пожалуй, и так скажут: «да нашему крестьянствующему люду и в скоромные дни приходится часто поститься, а настанет великий пост, только и еды, что редька, хлеб да вода». Но слышите ли, как научает нас поститься Св. Церковь? Она говорит нам: Постящеся телесне, постимся и духовне. С одного телесного поста мало выходит толку, а нужно поститься так, чтобы вместе с телом постилась и наша душа. «Да и душою постился мы, возразит кто-нибудь. Вот, например, установила Церковь, чтобы христиане во время постов говели: мы так и делаем. Вот многие из нас уже поговели, ходили в Церковь, молились, клали поклоны, ставили пред иконами свечи, были на исповеди, причащались Христовых Таин. А на следующих днях, Бог даст, и мы поговеем, свалим с плеч свои грехи». Все это хорошо, други мои. Так и должно поступать всякому христианину. Но выслушайте теперь меня, я сейчас хочу сказать вам. Постится ли душою тот, кто имеет в душе своей ненависть, вражду и злобу на ближнего, кто сквернословит, клевещет на брата, злословит и осуждает его? Постится ли тот, кто ради Великого поста, и даже во время говения и покаяния не хочет примириться с братом, не хочет проститъ ему обиды и оскорбления? Можно скоромной пищи не есть, можно и в церковь ходить, молиться и класть поклоны, но можно и обидеть человека, обмануть и обокрасть его. Можно и редьку есть, и хлеб с водою, но можно напиться пьяным, уподобиться скотам несмысленным и быть великим беззаконником. Нет, други мои, кто худых дел не оставляет, тот душою своею не постится, по-прежнему остается беззаконным.

Не так ли и многие из нас проводят посты? Вот одни из нас, точно, уже поговели, исповедались и Христовых Таин причастились. А что они делают теперь? Как постятся? Свалили ли с плеч свои грехи? Одни из исповедавшихся и причастившихся не один раз были уже пьяными, другие успели побраниться и даже подраться со своими соседями, поссориться со своими женами и детьми, даже со своими отцами и матерями. Иные не один раз обманули, обмерили и обсчитали своего брата, а иные, пожалуй, не постыдились и обокрасть его. Плохой это пост, худое говенье, и все это противно Богу.

Не такого поста и говенья требует от нас Господь и св. Церковь. Нужно не только не есть скоромной пищи, нужно отгонять от себя все худые и недобрые помыслы, удалиться от всякого беззаконного дела и приучать себя ко всему доброму. Только такой пост угоден Богу и приносит пользу нашим душам. Хотите ли знать, как постятся истинные и угодные Богу постники? Я укажу вам на это пример. Вы слышали когда-либо житие преподобной Марии Египетской? Что за дивная была она постница? Нынешний день св. Церковь в честь ее даже и службу совершает, чтобы нас грешных научить истинному посту и покаянию. Потому-то и я, други мои, вспомнив про Марию Египетскую, повел ныне с вами речь о посте. Уже прошла большая половина поста, не много остается времени до праздника св. Пасхи, а мы плохо постимся, или, вернее сказать, не постимся. Так вот послушайте про Марию Египетскую. Что за дивная, говорю, была она постница! Сначала она занималась худыми делами и была великая грешница. Но потом познала свои грехи, свое ока- янство и удалилась от людей в непроходимую пустыню. Там она удаляла от себя все худые помыслы и желания, боролась с ними, словно со зверями, и победила их; худые дела она оставила навсегда. Там она непрестанно постилась и молилась и всю душу свою изливала пред Богом. От поста и молитвы все тело ее иссохло, и своею молитвою и постом такую приобрела от Бога благодать, что могла ходить по водам реки Иордана. А когда она молилась, то поднималась от земли на несколько локтей. Когда же она умерла в своей пустыне, то зверь выкопал ей могилу, а великий подвижник, преподобный Зосима, водимый промыслом Божиим, предал земле честное ее тело. Вот какие дивные чудеса совершает св. пост!

Указывая вам на великую подвижницу Марию Египетскую, я не к тому говорю, что и всем нам нужно разойтись по пустыням. Нет, никто от нас этого не требует. Но я говорю к тому, как должны мы поститься и каяться во грехах. И живя в мире можно и должно поститься так, как и пустынники постятся в своих пустынях. Живя, христианин, в мире, делай свои дела по Божьему, не позволяй никаким худым помыслам входить в твою голову, не предавайся худым делам, во дни и нощи помни Бога и в душе своей имей всегда Божий страх, всякий день и час кайся в своих грехах, со своими домашними и со всяким человеком живи мирно, по закону Христову, и ты будешь истинный постник. И вот, живя в мире, ты угодишь Богу также, как Мария Египетская и другие подвижники угодили Богу в пустыне. И так, братие, для угождения Богу и спасения своих душ постимся телесне, постимся и духовне. Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle