Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение к поселянам в день Св. Великомученика, Победоносца Георгия

Ныне у нас праздник св. великомученика победоносца Георгия, и мы пришли в храм Божий почтить память сего великого угодника Божия и вознести к нему свои молитвы. После молитвы нашей, для общего назидания нашего и в честь св. Георгия, я хочу обратить ваше внимание на следующее: вы, конечно, знаете, как изображается на иконе св. Георгий. Он изображается сидящим на коне в образе воина с копьем в руках. Под конем его изображается змий, которого он поражает в гортань своим копьем, а близ Георгия – стоящая царевна во всем царском одеянии. Почему же так изображается св. Георгий? И чему можем мы научиться, взирая на его св. икону?

В описании чудес великомученика Георгия вот что об этом говорится: близ его отечества, в стране Сирофиникийской, при гор. Вирите было большое озеро, в котором жил огромный змий. Этот змий, выходя из озера, уловлял и пожирал многих людей, и, приближаясь к стенам города, своим ядовитым дыханием так заражал воздух, что многие умирали. Много раз жители вооружались, чтобы убить это чудовище, но ничего не могли сделать. Великий страх напал на них; плач и вопли постоянно раздавались в городе. В один день жители пришли к своему царю и сказали ему: «что нам делать? Все мы погибаем от страшного змия». Жители этого города были язычники. Царь язычник сказал им: «вопрошу богов и, что они откроют, объявлю вам“. На вопрос царя жившие в идолах бесы дали такой ответ, чтобы каждый из жителей давал поочередно на съедение змию сына или дочь. Все на это согласились, и сам царь сказал, что и он отдаст свою дочь, когда дойдет до него очередь. С того времени жители поочередно приводили своих детей на берег озера, и выходивший оттуда змий пожирал свою добычу. Дошла, наконец, очередь и до царя. Царь призвал свою дочь, приказал ей получше одеться и, горько оплакав ее, послал на съедение змию. Девица, пришедши на берег озера, со слезами ожидала своей мучительной смерти. В это время, по Божию смотрению, явился св. великомученик Георгий во образе воина, сидящего на коне и держащего в руках своих копье. Он подъехал к царевне и спросил: «зачем ты стоишь здесь, кого ожидаешь и о чем плачешь»? Девица все рассказала ему про змия и про себя. Св. Георгий сказал ей: «не бойся, девица, во имя Господа моего, истинного Бога, я избавлю тебя от змия». Когда они говорили, показался страшный змий и стал приближаться к царевне. Св. Георгий, оградив себя крестным знамением, со словами: во имя Отца, и Сына, и Св. Духа, устремился на змия и крепко ударил его в гортань своим копьем, прижал к земле, а конь попирал его ногами. Св. Георгий велел связать змия и вести в город. Народ, смотря на это диво, от страха обратился в бегство. Но св. Георгий сказал им: «не бойтеся, но уповайте на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него. Он послал меня к вам избавить вас от змия.» Потом св. Георгий убил змия своим мечем посреди города, а народ извлек это чудовище за город и там сжег на костре. Тогда царь и весь народ в числе двадцати пяти тысяч, кроме жен и детей, уверовали во Христа и приняли святое крещение.

Нет ли, бр., и в наше время живущего змия и погубляющего род человеческий? Есть, братие, и самый опаснейший, искони живущий, змий невидимый, диавол. Есть также и змииное озеро, погибельное для христианина. Что такое, например, эти питейные заведения, как не озеро, где невидимый змий то и дело принимает жертвы от наших пьянствующих христиан и уловляет их в свои погибельные сети? И многие ли минуют это озеро? Сюда идут и старики, не отстают от них и молодые; безмерно упиваются нередко люди старые и пожилые, не уступают им и молодые; и те, и другие несут свои усердные жертвы диаволу. И какого только не творится здесь погибельного кощунства и безобразия! Здесь христианин нередко теряет страх Божий, прилагается скотам несмысленным и уподобляется им. И мало ли видим мы пьянствующих компаний в угоду диаволу? Что творится, например, у нас на свадьбах, крестинах, поминах? И здесь нередко творится пьянство и всякого рода бесчинство, какое только угодно диаволу. Мимо этих компаний иногда и пройти страшно. Самый воздух заражается от скверных слов и скверных дел человеческих. И от такого диавольского служения нередко бывает то, что отцы теряют любовь к своим детям, а дети теряют покорность и уважение к своим отцам; искренние друзья нередко теряют драгоценную дружбу и делаются врагами. И люди, потеряв страх Божий и совесть, заживо отдают себя диаволу и приготовляют себя в вечно – погибельное озеро – ад неугасимый. И судите сами, чем лучше поступаем мы против сказанных язычников? Те язычники боялись живущего у них змия, а мы не только не боимся, но даже стараемся иногда, как можно поусерднее, послужить невидимому змию: и тело и душу отдаем ему на посмеяние и погибель.

Нередко составляются у нас ночные собрания и гулянья, называемые вечеринками. И эти собрания для христианина не менее погибельны. Их можно назвать местами разврата и всякого бесстыдства. И так, вот еще привольное озеро для невидимого змия! И здесь он, как хочетъ, уловляет и погубляет христианские души. Сюда идут и юноши цветущие, девицы невинные и, поступая во всем самовольно, нередко портят свое поведение, теряют стыд и Божий страх, делаются распутными людьми на великое горе своим отцам и матерям и на позор миру православному. Какое привольное и угодное для невидимого змия и погибельное для христианства озеро!

И какое множество жертв приносится невидимому змию нашими христианами! Воровство и обман, вражда и неправда, ненависть и зависть, сквернословие, пение бесстыдных песен под праздничные дни, – что все это есть, как не угодная жертва диаволу.

Языческая царевна пришла к озеру во всем царском одеянии, чтобы отдать себя на съедение змию видимому. Царевна – какое великое происхождение! А царская одежда – какое дорогое украшение! Но душа наша, братие, происхождения самого высокого. Она произошла от Самого Бога и украшена лучше всех царей и цариц земных; она украшена образом и подобием Божиим; она имеет от Бога разум, чтобы признать истину и стремиться к Богу; имеет волю, чтобы делать одно добро; имеет сердце, чтобы любитъ Бога и ближних св. любовью, чтобы чувствовать истинную радость и блаженство. И эту-то дивную красоту души, от Бога происшедшую, мы нередко помрачаем своими нечестивыми делами и жизнью, и отдаем на посмеяние и погубление невидимому змию – диаволу в вечное озеро геенское.

Горько плакала языческая царевна пред озером, ожидая своей мучительной смерти. О! можно ли и нам, братие, не плакать и не пожалеть о погибели наших душ, видя пред собою озеро огненное, уготованное диаволу и нераскаянным грешникам?

«Чего стоишь здесь, кого ожидаешь»? вопрошал св. Георгий плачущую близ озера царевну. И царевна сказала ему всю правду. Тогда св. Георгий поразил ее врага и врага всего народа и царя, и народ привел к познанию истинного Бога. Но тот жe великий Георгий и к нам близок. И как посмотрим на его икону, то он и нам как бы так говорит: зачем ходите, христиане, к погибельному змииному озеру, кого ожидате там? зачем творите дела нечестивые? Сознаемся, братие, и мы пред св. Георгием, скажем ему всю правду: заблудились мы подобно язычникам, забыли свою веру в истинного Бога, и своими нечестивыми делами и жизнью отдаем себя на съедение змию невидимому. Раскаемся чистосердечно в своих грехах и будем всегда усердно просить св. Георгия, да поможет он нам своими молитвами обратиться от диавольских дел к делам Божиим, да спасет он православных христиан от змия невидимого – диавола, и да поможет нам послужить Иисусу Христу с полною любовью, чтобы наследовать нам вечное царствие Божие. Святой великомучениче Георгие, моли Бога о нас! Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle