Источник

Поучение к поселянам в день Св. Великомученика, Победоносца Георгия

Ныне у нас праздник св. великомученика победоносца Георгия, и мы пришли в храм Божий почтить память сего великого угодника Божия и вознести к нему свои молитвы. После молитвы нашей, для общего назидания нашего и в честь св. Георгия, я хочу обратить ваше внимание на следующее: вы, конечно, знаете, как изображается на иконе св. Георгий. Он изображается сидящим на коне в образе воина с копьем в руках. Под конем его изображается змий, которого он поражает в гортань своим копьем, а близ Георгия – стоящая царевна во всем царском одеянии. Почему же так изображается св. Георгий? И чему можем мы научиться, взирая на его св. икону?

В описании чудес великомученика Георгия вот что об этом говорится: близ его отечества, в стране Сирофиникийской, при гор. Вирите было большое озеро, в котором жил огромный змий. Этот змий, выходя из озера, уловлял и пожирал многих людей, и, приближаясь к стенам города, своим ядовитым дыханием так заражал воздух, что многие умирали. Много раз жители вооружались, чтобы убить это чудовище, но ничего не могли сделать. Великий страх напал на них; плач и вопли постоянно раздавались в городе. В один день жители пришли к своему царю и сказали ему: «что нам делать? Все мы погибаем от страшного змия». Жители этого города были язычники. Царь язычник сказал им: «вопрошу богов и, что они откроют, объявлю вам“. На вопрос царя жившие в идолах бесы дали такой ответ, чтобы каждый из жителей давал поочередно на съедение змию сына или дочь. Все на это согласились, и сам царь сказал, что и он отдаст свою дочь, когда дойдет до него очередь. С того времени жители поочередно приводили своих детей на берег озера, и выходивший оттуда змий пожирал свою добычу. Дошла, наконец, очередь и до царя. Царь призвал свою дочь, приказал ей получше одеться и, горько оплакав ее, послал на съедение змию. Девица, пришедши на берег озера, со слезами ожидала своей мучительной смерти. В это время, по Божию смотрению, явился св. великомученик Георгий во образе воина, сидящего на коне и держащего в руках своих копье. Он подъехал к царевне и спросил: «зачем ты стоишь здесь, кого ожидаешь и о чем плачешь»? Девица все рассказала ему про змия и про себя. Св. Георгий сказал ей: «не бойся, девица, во имя Господа моего, истинного Бога, я избавлю тебя от змия». Когда они говорили, показался страшный змий и стал приближаться к царевне. Св. Георгий, оградив себя крестным знамением, со словами: во имя Отца, и Сына, и Св. Духа, устремился на змия и крепко ударил его в гортань своим копьем, прижал к земле, а конь попирал его ногами. Св. Георгий велел связать змия и вести в город. Народ, смотря на это диво, от страха обратился в бегство. Но св. Георгий сказал им: «не бойтеся, но уповайте на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него. Он послал меня к вам избавить вас от змия.» Потом св. Георгий убил змия своим мечем посреди города, а народ извлек это чудовище за город и там сжег на костре. Тогда царь и весь народ в числе двадцати пяти тысяч, кроме жен и детей, уверовали во Христа и приняли святое крещение.

Нет ли, бр., и в наше время живущего змия и погубляющего род человеческий? Есть, братие, и самый опаснейший, искони живущий, змий невидимый, диавол. Есть также и змииное озеро, погибельное для христианина. Что такое, например, эти питейные заведения, как не озеро, где невидимый змий то и дело принимает жертвы от наших пьянствующих христиан и уловляет их в свои погибельные сети? И многие ли минуют это озеро? Сюда идут и старики, не отстают от них и молодые; безмерно упиваются нередко люди старые и пожилые, не уступают им и молодые; и те, и другие несут свои усердные жертвы диаволу. И какого только не творится здесь погибельного кощунства и безобразия! Здесь христианин нередко теряет страх Божий, прилагается скотам несмысленным и уподобляется им. И мало ли видим мы пьянствующих компаний в угоду диаволу? Что творится, например, у нас на свадьбах, крестинах, поминах? И здесь нередко творится пьянство и всякого рода бесчинство, какое только угодно диаволу. Мимо этих компаний иногда и пройти страшно. Самый воздух заражается от скверных слов и скверных дел человеческих. И от такого диавольского служения нередко бывает то, что отцы теряют любовь к своим детям, а дети теряют покорность и уважение к своим отцам; искренние друзья нередко теряют драгоценную дружбу и делаются врагами. И люди, потеряв страх Божий и совесть, заживо отдают себя диаволу и приготовляют себя в вечно – погибельное озеро – ад неугасимый. И судите сами, чем лучше поступаем мы против сказанных язычников? Те язычники боялись живущего у них змия, а мы не только не боимся, но даже стараемся иногда, как можно поусерднее, послужить невидимому змию: и тело и душу отдаем ему на посмеяние и погибель.

Нередко составляются у нас ночные собрания и гулянья, называемые вечеринками. И эти собрания для христианина не менее погибельны. Их можно назвать местами разврата и всякого бесстыдства. И так, вот еще привольное озеро для невидимого змия! И здесь он, как хочетъ, уловляет и погубляет христианские души. Сюда идут и юноши цветущие, девицы невинные и, поступая во всем самовольно, нередко портят свое поведение, теряют стыд и Божий страх, делаются распутными людьми на великое горе своим отцам и матерям и на позор миру православному. Какое привольное и угодное для невидимого змия и погибельное для христианства озеро!

И какое множество жертв приносится невидимому змию нашими христианами! Воровство и обман, вражда и неправда, ненависть и зависть, сквернословие, пение бесстыдных песен под праздничные дни, – что все это есть, как не угодная жертва диаволу.

Языческая царевна пришла к озеру во всем царском одеянии, чтобы отдать себя на съедение змию видимому. Царевна – какое великое происхождение! А царская одежда – какое дорогое украшение! Но душа наша, братие, происхождения самого высокого. Она произошла от Самого Бога и украшена лучше всех царей и цариц земных; она украшена образом и подобием Божиим; она имеет от Бога разум, чтобы признать истину и стремиться к Богу; имеет волю, чтобы делать одно добро; имеет сердце, чтобы любитъ Бога и ближних св. любовью, чтобы чувствовать истинную радость и блаженство. И эту-то дивную красоту души, от Бога происшедшую, мы нередко помрачаем своими нечестивыми делами и жизнью, и отдаем на посмеяние и погубление невидимому змию – диаволу в вечное озеро геенское.

Горько плакала языческая царевна пред озером, ожидая своей мучительной смерти. О! можно ли и нам, братие, не плакать и не пожалеть о погибели наших душ, видя пред собою озеро огненное, уготованное диаволу и нераскаянным грешникам?

«Чего стоишь здесь, кого ожидаешь»? вопрошал св. Георгий плачущую близ озера царевну. И царевна сказала ему всю правду. Тогда св. Георгий поразил ее врага и врага всего народа и царя, и народ привел к познанию истинного Бога. Но тот жe великий Георгий и к нам близок. И как посмотрим на его икону, то он и нам как бы так говорит: зачем ходите, христиане, к погибельному змииному озеру, кого ожидате там? зачем творите дела нечестивые? Сознаемся, братие, и мы пред св. Георгием, скажем ему всю правду: заблудились мы подобно язычникам, забыли свою веру в истинного Бога, и своими нечестивыми делами и жизнью отдаем себя на съедение змию невидимому. Раскаемся чистосердечно в своих грехах и будем всегда усердно просить св. Георгия, да поможет он нам своими молитвами обратиться от диавольских дел к делам Божиим, да спасет он православных христиан от змия невидимого – диавола, и да поможет нам послужить Иисусу Христу с полною любовью, чтобы наследовать нам вечное царствие Божие. Святой великомучениче Георгие, моли Бога о нас! Аминь.


Источник: Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи / [Соч.] свящ. Кур. епархии Белгор. уезда, слободы Тамаровки, Николаев. церкви Иоанна Якимова. – 4-е, доп. изд. ред. еженед. духовного журн. «Пастырский собеседник». - Москва : Тип. И.Н. Шарапова, 1901. - VIII, 520 с.

Комментарии для сайта Cackle