Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение пред Плащаницею

Вот пред нами образ Иисуса Христа, мертвого и бездыханного, во гробе почивающего. На руках и ногах Его кровавые раны от гвоздей и ребро Его прободено копьем. Что все сие значит? Св. Церковь вспоминает этим, что Иисус Христос за грехи наши претерпел на кресте муки и страдания и умер за нас, и Своими страданиями и смертью избавил нас от вечной смерти. Той язвен бысть за грехи наша, и мучен бысть за беззакония наша, наказание мира нашего на Нем, язвою Его мы исцелехом (Исаии 53:5). И если когда, то теперь, при гробе Господнем, о чем всего более и мы должны размышлять, как не о страданиях и смерти нашего Спасителя? И видя свое избавление от вечной смерти и ада, какое высокое благодарение и прославление должны воздавать мы своему Спасителю за Его великую к нам любовь и благодеяния!

Все мы, братие, во грехах рождаемся, во грехах и жизнь свою проводим, и за грехи свои, по суду правды Божией, должны были умереть и вечно мучиться в огне кромешного ада. Но Господь не восхотел нашей погибели. Его любовь к падшим и погибающим грешникам требовала принести умилостивительную жертву правосудию Божию, чтобы спасти их от вечной погибели. И кто принимает на себя столь радостное для грешника дело вечного спасения? Не земные мудрецы, не самые ангелы, но Сам же Святейший Господь, Царь Ангелов и человеков, на образ Которого теперь мы взираем своими очами. И кроме Его никто не мог спасти нас.

Велик и свят Небесный наш Спаситель. Велика и свята была и Его жертва, которую принес Он правосудию Божию за наши грехи. А эта жертва – не сребро и злато тленное, но Его святейшая жизнь, Его крестные страдания и смерть. Для спасения нашего Он пришел на землю, принял на Себя нашу человеческую плоть, и волею Своею отдал Себя на мучения и смерть. Во время чтения 12 страстных евангелий мы слышали трогательную историю, как неверный ученик Его Иуда предал Его, неоцененного Царя славы, врагам-иудеям за 30 сребренников, как грубые воины связали Его – Судию живых и мертвых и повели на суд к беззаконным судьям, как эти судьи отдали Его на поругание, оплевание и заушение, как сняли с Него одежду, одели в багряницу и на главу Его возложили терновый венец, и как осудили Его – истинного Бога, на самые лютые страдания и смерть. Его руки и ноги прибили ко кресту гвоздями и распяли между двумя разбойниками. А кто изобразит всю лютость и тяжесть этих мучений? Неоценная кровь полилась с нашего Спасителя, гвозди раздирали раны рук и ног Его; Он страдал в нестерпимых мучениях и умер на кресте.

Сии-то муки и страдания, сию-то крестную смерть Господа Иисуса с такою трогательностью воспоминает ныне св. Церковь. Итак, удалим от себя все земное и свой ум и сердце обратим к своему Спасителю. Посмотрим с благоговением на Его терновый венец, на Его пробитые руки и ноги и на текущую из них кровь. Сия кровь, драгоценная пред Богом, пролита за жизнь и спасение мира, Божественная глава нашего Спасителя увенчана колючим венцом за то, что наши умы были наполнены нечистыми помыслами, изобретали ложь, и всякую неправду; любвеобильное сердце Его пробито копьем за то, что в наших сердцах кипели нечистые желания; пречистые руки Его, творившие великие чудеса и милости роду человеческому, изранены за то, что наши руки творили дела беззаконные; пречистые ноги Его, ходившие по пути правды и истины, пробиты гвоздями за то, что наши ноги ходили по путям нечестия и погибели; Он обнищал, чтобы нас обогатить сокровищами Своего царства, смирил Себя, претерпел бесчестие, чтобы нас прославить в Своем Божием царстве; претерпел лютые муки, чтобы нас избавить от вечных мук; умер на кресте, чтобы нам, осужденным на вечную смерть, даровать вечную жизнь на небесах.

После сего, какое высокое благодарение и прославление должны мы воздавать Господу своему за Его неизреченную к нам любовь и благодеяния! Претерпев за нас все то, что нам самим надлежало терпеть вечно за наши грехи, Он теперь хочет от нас только того, чтобы мы всегда твердо веровали в Него, жили по его св. заповедям и шли за Ним в Его небесное царство. Если мы будем так поступать, то это будет от нас по истине достойное благодарение и прославление Господа.

Но какова, братие, наша вера в Него, наша к Нему любовь и благодарение? И вместо любви и благодарения не распинаем ли и мы своего Спасителя, подобно неблагодарным иудеям? Не умножаем ли Его страданий? Когда мы забываем Бога и думаем только о земном и грешном, из-за земного, примерно, за борозду земли в огороде, или в поле, или что-либо другое, заводим вражду с ближними; когда, примерно, за несколько копеек, или за чарку водки, продаем свою совесть, обвиняем людей невинных и добродетельных, а нечестивых и неправых защищаем и оправдываем, то мы предаем своего Спасителя с Иудою беззаконным. Когда мы бываем немилостивы к братиям нашим и делаем им обиды и неправды, отнимаем у них кусок хлеба, то мы вторично снимаем со своего Спасителя одежду и мучим Его. Когда мы злословим и оклеветываем своих ближних, в воскресные и праздничные дни ленимся ходить в храм Божий на молитву, во грехах своих не каемся и ропщем на Бога, то мы отрекаемся от своего Спасителя, вторично возлагаем на главу Его терновый венец и ругаемся над Ним. Всякие худые наши помыслы желания, всякие беззаконные наши дела – вот наши гвозди, раздирающие руки и ноги нашего Спасителя, вот наши копья, пронзающие Его сердце!

Что ж из того, что мы смотрим на образ своего Спасителя, ставим пред Ним свечи, кладем поклоны, а в сердце своем держим нечистые помыслы и желания? Что из того, что мы лобызаем язвы Христовы, а худых дел своих не оставляем? Но если и теперь, когда и ад разрушен, и смерть упразднена, и царство Небесное для всех отворено, если, говорю, и теперь будем мы прогневлять своего Спасителя грехами своими, то чего более ожидать нам, как не вечной погибели, нами же самими уготовляемой и умножаемой? Ужели сия погибель не должна устрашить нас и удержать от греха? Вспомните еще и то, что во время страданий и смерти нашего Спасителя затмилось солнце, потряслась земля, распались камни. Мы ли не устрашимся пред Богом, видя всю бедность и недостоинство своих душ? Мы ли будем бесчувственнее земли, наши ли сердца должны оставаться тверже камней, при размышлении о крестных страданиях и смерти Иисуса Христа? Да не будет сего, братие! Припадем к своему Спасителю с сердечным благодарением за Его великие к нам благодеяния, поклонимся Ему со страхом и благоговением и пролием пред Ним наше смиренное моление о грехах наших. Облобызаем с теплою верою живоносные язвы Христовы и, при Господней благодати, будем стараться жить по заповедям Христовым. Тогда мы будем верными учениками и последователями Христовыми и удостоимся получить вечное царство, которое приобрел нам Господь Своими страданиями, Своею кровью, смертью и воскресением. Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle