Слово в день всех святых, просиявших в земле русской

Источник

Сегодня, братие, Русская Церковь празднует память всех святых, просиявших в России. Совершается воспоминание всех, угодивших Богу русских людей. Перед нашим взором проходит бесчисленное множество праведников Русской земли. Начиная от святых Владимира и Ольги, вспоминаем всех просиявших в России подвижников и угодников. Тут и основоположники монашеского жития в Киевской Руси преподобный Антоний и Феодосий. Тут и преподобный Сергий Радонежский со всеми своими учениками, вышедшими из «Дома Святой Троицы», и просветившие Север России. Мы вспоминаем также и святых митрополитов и епископов, строителей Русской Церкви. Мы вспоминаем и благоверных царей и князей, простых мирян и праведных жен, прославившихся подвигом материнства и семейной жизни христианской. Русской Церкви открылся и особый путь святости, в ней по преимуществу прославленный, а именно подвиг юродства. Ни одна из братских Церквей Восточных, ни греческая, ни сербская, ни арабская, ни Церковь на Западе не дали такого количества святых юродивых, как Церковь Русская. Это особый путь безумия о Христе, подвиг казаться смешным и принять поношение за имя Христово, представляясь как бы глупым и достойным всякого осмеяния и издевательства.

Но, перечисляя эти виды подвига святости, мы видим, что Русская Церковь в своей истории дала сравнительно малое число мучеников. Были, конечно, примеры мученической кончины отдельных святых князей и епископов, пострадавших в Орде или от каких-либо иных врагов Церкви, но все же мучеников было относительно меньше, чем иных подвижников и угодников. Господь как бы приберег до последнего дня этих мучеников, но зато теперь фиал Божественного гнева излился в изобилии на Русскую землю. За последние четверть века Церковь наша дала такое количество мучеников, священномучеников и исповедников за веру, что этим, может быть, превосходит их число в иных странах и Церквах. Перед нами проходит вереница имен и образов этих новых страдальцев, украшающих собою нашу историю. Перечислить всех невозможно, настолько их много, но не вспомнить отдельные имена мы не можем.

Вот он, митрополит Петербургский Вениамин, расстрелянный вместе со своими близкими сотрудниками. Обритый и остриженный, увезенный куда-то в окрестности Петербурга, он в глухую ночь принял свой мученический венец. Вот и преосвященный Пермский Андроник, избитый и спущенный в прорубь реки и там замерзший. Вот и преосвященный Исидор, посаженный на кол. Забудем ли мы преосвященного Амвросия, привязанного за хвост лошади и влекомого по улицам города. Забудем ли архиепископа Воронежского Тихона, живым сваренного в котле. Или преосвященного Саратовского Гермогена, привязанного к колесу парохода и таким образом умученного.

А вот и протоиерей Петр Скипетров, расстрелянный у ворот Александро-Невской лавры и многие, многие иные. Не хватит времени перечислить всех замученных и расстрелянных монахов и монахинь по разным местам России. Вспоминается и тот священник с Кубани, которого по выходе его из церкви после литургии и причастия встретили его палачи и, вставив ему в рот дуло револьвера, сказали: «А теперь и мы тебя причащаем».

И, наконец, вспоминается светлый образ мученика царя, вместе со своим семейством и верными слугами принявшего мученический венец в темном подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге.

Но, перечисляя эти имена, мы, братие, не к мести и озлоблению призываем вас, ибо не такого духа мы, – а к поминовению их, к молитвенной памяти о всех этих святых. Мы не имеем права забыть их и не хотим этого забыть. Кто забудет это, тот не может считаться русским патриотом. Кто любит Россию, настоящую, подлинную Святую Русь, тот всегда помнить будет эти имена и образы.

Святость, братие, есть избрание Богом. Но не в том смысле, что одних каких-то Бог предызбрал к святости, а иных предопределил к погибели, – не таково православное учение. А в том смысле, что Богом призваны ко спасению все, но не все отвечают на этот Божественный призыв и не все следуют по пути спасения. На призыв к святости ответить надо подвигом своей жизни, будь то путь мирянина, или инока, или пастыря, или епископа. Услышавшие этот глас и зов Божий и откликнувшиеся на него, пошедшие по пути святости и подвига – это и суть те избранники, которые не остаются среди обывателей, в толпе духовно успокоившихся и равнодушных к делу своего спасения. Это изгнанники из мира, изгнанники из среды греховности и зла, не пожелавшие оставаться в мирской неправде и вражде. Мир, сам по себе не есть зло, но он во зле лежит. И не от мира, не от людей, не от природы бегут святые и угодники, а, не примиряясь со злом этого мира, они уходят и отворачиваются только от этого греха и зла, а не от созданной Богом природы.

Призывая к святости, Церковь зовет вас, братие, к избранничеству, к пути немногих, к пути лучших. Помните, что избранничество есть и изгнанничество. И то потому, что само изгнанничество и избранничество требует святости, праведности и чистоты. Не забывайте, что вы избранники, и любите и берегите свое изгнанничество.

А теперь, вспомнив все те имена и образы, помолимся об их упокоении и вечной памяти им у Бога.

В блаженном успении вечный покой, подаждь, Господи, всем мученическую кончину за веру, царя и Отечество приявшим и сотвори им вечную память!


Источник: Киприан (Керн), архимандрит. Слово в день всех святых, просиявших в земле русской. // Церковь и время. 2000. № 1 (10). С. 163-165.

Комментарии для сайта Cackle