архиепископ Кирилл (Богословский-Платонов)
- Поучительные слова на воскресные дни к подольской пастве 0
- Слово на день Благовещения Божией Матери 0
- Слово на память пренесения честных мощей Святителя и Чудотворца Николая из Мир-Ликийских в Бар град 0
- Слово по случаю освящения придельного, во имя Преображения Господня, храма, при новоустроенной, на градском кладбище, церкви, в городе Орлов 0

Епископ Русской Православной Церкви, архиепископ Подольский и Брацлавский.
Биография
Константин Лукьянович, впоследствии носивший фамилию Богословский-Платонов, родился 14 мая 1788 года в селе Воздвиженском (возле Троице-Сергиевой лавры) в семье священника Лукьяна Яковлевича Воздвиженского, с 1789 года служившего в селе Могильцы (Богословское).
Образование
Начальное образование получил под руководством отца, «человека умного и весьма образованного». «Будучи мальчиком, — вспоминал впоследствии владыка Кирилл, — в святки я рядился монахом. Верно, это было предвестием моей судьбы». В 1797 году Константин вместе с младшим братом Иваном поступил в Троицкую лаврскую семинарию, получив фамилию Богословский. В семинарских ведомостях за 1801 года о нем сказано: «Остр и успевает довольно». В 1806 году, после кончины отца и брата, Константин стал воспитанником митрополита Московского Платона (Левшина) с прибавлением к фамилии «Платонов».
В 1809 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию; в 1814 году окончил ее со степенью магистра и был оставлен в ней бакалавром.
Монашество и преподавательское служение
В августе 1814 года пострижен в монашество с именем Кирилл.
В 1817 году назначен настоятелем Мгарского Спасо-Преображенского Лубенского монастыря с возведением в сан архимандрита и ректором Полтавской духовной семинарии. При нем семинария была преобразована по новому уставу, введены новые предметы, назначены новые преподаватели и наставники; усилен нравственный надзор за учащимися в соответствии с составленной архимандритом Кириллом инструкцией. Здание семинарии было перестроено, открыты больница и аптека; введена должность постоянного врача.
С мая 1819 года, по представлению святителя Филарета (Дроздова), стал ректором Московской духовной академии и настоятелем Московского Новоспасского монастыря. Архимандрит Кирилл первый начал читать лекции по догматическому богословию на русском языке (ранее все лекции читались на латыни). Его лекции распространялись в списках не только в семинариях, но и в монастырях. Особое внимание ректор уделял нравственно-религиозному воспитанию учащихся. По его распоряжению, с 1823 года во время обеда и ужина были введены чтения из житий святых или святоотеческих творений.
В 1822 году получил ученую степень доктора богословия за сочинение «Опыт изъяснения Послания к евреям апостола Павла», за цикл лекций по богословию и проповеди.
Комиссия духовных училищ поручила архимандриту Кириллу вместе с преподавателями Московской духовной академии, как перед тем Санкт-Петербургской, переводить на русский язык книги Ветхого Завета. За время его ректорства были переведены книги Исход, Левит, Числа, часть Второзакония, Книга Неемии.
В Новоспасском монастыре архимндрит Кирилл ввел ежедневное чтение монашеского правила после вечерни, на котором присутствовал сам, когда находился в обители. Об отношении его к монашеству говорит его письмо племяннику: «До окончания курса я не признаю благовременным вступление в монашество; я желаю, чтобы сие избрание рода жизни было плодом глубокого познания себя самого, твердой решимости на безусловное послушание и крестный путь и неложного уверения в звании на то Божием, а не следствием только юного, неискушенного религиозного чувства. Не пленяйся так рано выгодами уединения. История времен и древних подвижников показывает, что внешняя жизнь юных монахов должна быть открыта; уединение есть достояние уже совершенных».
Епископская хиротония
В 1824 году оставил Московскую духовную академии, поскольку в октябре был хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. Святитель Филарет, избранный ранее на Московскую кафедру, написал ему: «Богу угодно было дать мне Вас, возлюбленный брат, для ближайшей помощи. Приемлю волю Его с благодарением; примите и Вы с послушанием. Надеюсь единодушия: при нем будем носить немощи друг друга»
Преосвященный Кирилл, по свидетельству современников, был пастырем милостивым, отечески ласковым к сиротам и бедным, снисходительным к немощам и заблуждениям своих чад, христиански терпеливым и справедливым, близким и доступным для всех.
На Вятской кафедре
Весной 1827 года поставлен епископом Вятским и Слободским. Первостепенной заботой владыки стали духовные учебные заведения. Был назначен новый ректор, семинарии была передана библиотека кафедрального собора. Для размещения преподавателей и учащихся епископ предоставил двухэтажный каменный архиерейский дом, на благоустройство которого Синод выделил средства. Помимо духовных училищ в Вятке и Яранске владыка открыл еще училища в Нолинске и Сарапуле — для обучения детей духовенства из отдаленных уездов.
В Вятской епархии он заботился о распространении Православия среди иноверного населения, основал четыре школы для вотяков (современное название — удмурты) и поручил перевести для них Евангелие.
В Каменце-Подольском
В 1832 году перемещен в Каменец-Подольский на Подольскую и Брацлавскую кафедру с возведением в сан архиепископа. Избрание последовало в соответствии с пожеланием императора Николая I, «чтобы епархии, возвращаемые от польского края, имели архипастырей, отличающихся просвещением, деятельностию и кротостию».
Архиепископ стремился устранить всякие нестроения епархиальной жизни, заботился о строительстве церквей и благоустройстве бедных монастырей и духовных учебных заведений, старался улучшить материальное положение духовенства. Особенно не любил тяжб между духовенством, все споры решал быстро и справедливо, старался всех примирить. О нем сохранились даже особые поговорки: если в Вятке говорили «Кирилл милости творил», то в Подолии «Кирилл всех мирил».
Владыка заботился об улучшении богослужения в епархии. По свидетельству современника, при нем «внешняя сторона богослужения возведена была на возможную степень высоты. Хор исполнял свое дело с таким искусством, что молящимся нельзя было не восхищаться пением... Даже и те, которые обыкновенно питают нерасположение к Православной Церкви — поляки, — и те находили удовольствие посещать богослужение и слушать поучения преосвященного». Преосвященный Кирилл был замечательным проповедником. Его богослужения и проповеди привлекали массы слушателей, в том числе и католиков, и иудеев.
При архиепископе Кирилле в Подольской епархии участились случаи перехода в Православие католиков и униатов. Крестились и многие евреи Подольского края. Архиерей выдал им материальное пособие и распорядился, чтобы для наставления в православной вере мужчин на время направляли в мужские, а женщин — в женские монастыри Подолии.
Отношения с митрополитом Филаретом
Преосвященный Кирилл почти на протяжении всей жизни находился в самых близких отношениях с митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) и пользовался расположением знаменитого святителя. Он сблизился с ним еще в Троицкой семинарии и Санкт-Петербургской академии и был предан ему, как сам он пишет, всей душой. Служение владыки проходило под руководством святителя Филарета. Сохранилось сорок писем владыки Филарета к преосвященному Кириллу, в которых московский святитель давал ему советы и наставления по разным жизненным вопросам.
Личная жизнь. Кончина
В личной жизни владыка Кирилл был аскетом. По средам и пятницам ничего не вкушал, кроме просфоры и чая. Все деньги раздавал бедным. В последние дни жизни в Санкт-Петербурге он не имел денег даже на покупку недорогого лекарства. Узнав о его болезни, император прислал денег и придворного врача.
Скончался 28 марта 1841 года в Санкт-Петербурге, куда был вызван для присутствия в Святейшем Синоде. День кончины пришелся на Великую Пятницу, а отпевание совершено в Светлый Понедельник по чину, составленному митрополитом Филаретом.
Погребен в Александро-Невской лавре в Златоустовской церкви.