Источник

Духовные советы

– Батюшка, если я разошлась с первым мужем, могу я поминать его в молитвах? А то я так ни разу его и не помянула.

– Почему же ты его не поминала? Он ведь твой настоящий муж. Если бы он не был женат, ты должна была бы вернуться к нему. Особенно если у тебя есть от него дети.

Что делать жене, оставившей мужа?

– Жена, оставившая мужа, больше не может выходить замуж во век века.

А если муж плохой и неверующий?

– Что говорит святой апостол Павел? Почему ты знаешь, жена, не спасёшь ли мужа? Разве ты не знаешь, что неверующий муж освящается женою верующею (1Кор. 7, 16, 14) и наоборот?

Пришла однажды ко мне женщина. Муж её был мастером-паркетчиком. Такой плохой был, что когда приходил домой пьяным, то угрожал и жене, и детям, а было у них четверо детишек. Женщина эта перелезала через забор и спала у соседей с детьми.

И вот приходит она ко мне: «Батюшка, я больше не могу. Он материт меня, проклинает, ходит по бабам, грозиться убить нас. Что мне делать, у меня же четверо малых детей от него?» – «А ты будешь делать то, что я тебе скажу?» – «Буду, пока не умру!» Старшенькому было девять лет. «Иди домой и постись сорок пятниц!» – «Я буду поститься и по средам и понедельникам». – «Тем лучше. И читай акафист Покрову Пресвятой Богородицы и святителю Николаю. Посмотришь, что он станет делать. Читай один акафист утром, другой вечером и поминай его.

И если он не вернётся по доброй воле, то Бог наложит на него узду. Не сказано ли в Псалтири: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к Тебе (Пс. 31, 9)?"

То есть у Бога имеются две воли. Одна называется предшествующей, говорит святой Никодим Святогорец, а другая – последующей. По первой воле Бог желает добра всем Своим творениям. А вторая называется попущением. Он попускает большие напасти. Берёт в руки бич, так сказать: «Не хочешь по-хорошему прийти ко Мне? У Меня есть другие способы наложить на тебя узду». И попускает ему большие напасти и так обращает его к покаянию.

И что же было с ним? Будучи мастером-паркетчиком, он в своем пьянстве не заплатил там каким-то людям за работу, и поймали его двое из них и били, пока кости ему не переломали. И бросили его там полумёртвого.

Вот принесли его домой всего разбитого. Бедная женщина, увидев его, тут же подумала: «Вот и наказал его Бог по грехам».

Пожалела его. Стала о нём заботиться; подошли и врачи, начались промывания, перевязки, всё, что знали и могли, они сделали, и человек тот поправился, только хромать стал на одну ногу. Но таким верующим стал, что и капли водки в рот уже не берёт и вина тоже, не матерится больше, всё ходит в церковь. Сделал себе протез, потому что одна нога у него болела, и так, хромой, не отходит от церкви. «Пойдёмте-ка, ребятушки, в церковь, милые мои! Пойдём, жена!»

Вот и вывела его жена на путь истинный! Ведь что сказано? У Бога имеются разные способы.

Вот так и надо делать! Не ждать, чтобы стряслось несчастье, и тогда бежать. Молись о нём! Слышишь, что говорит святой Никодим Святогорец? «В той мере, в какой ты молишься о творящем тебе зло, в той мере ты передаёшь меч в руку Божию, чтобы Он отомстил ему».308 А потом Бог знает, как наложить на него бразды и узду.

Ваше преподобие, я была замужем за троюродным братом, что мне делать?

Если вы были двоюродными или троюродными братом и сестрой, Церковь вас разводит. На тебе нет греха в том, что вы разошлись. Брак нерушим. Что Бог соединил, того человек не может разделить. Но существует пять канонических исключений:

Первое – это смерть, когда умирает один из супругов;

Второе – измена; если один впадает в грехи, другой может его оставить, но только после того как посоветуется с духовником;

Третье – инцест, как это было с тобой: кровосмешение;

Четвёртое – отпадение от веры одного из супругов. Если один отпал от правой веры и стал адвентистом, баптистом, иеговистом или вступил в любую иную секту, другой может его оставить;

Пятое – принятие одним из супругов монашества; если у него нет семейных обязательств или с согласия другого супруга.

Вот как обстоит дело. Святой Ефрем Сирин говорит: «Кто хочет уйти в монастырь, то если он не женат, он связан только по рукам: ему предстоит бороться со своей волей. Если же женат, то он связан по рукам и ногам».

Вы сказали, чтобы мы молились о врагах. Как?

– «Господи, помилуй их! Прости грехи всем ненавидящим нас! Всем оскорбляющим нас». А если муж твой злой, ты говори так: «Господи, помилуй мужа моего и избавь его от искушений диавола; чтобы он больше не ненавидел меня, не материл меня, больше не пил (имя)»; так молись о нём.

Но в случае с каждым врагом, который ненавидит и оскорбляет тебя, ты слушай слово Евангелия: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас (Мф. 5, 44).

А когда молишься, не говори, что тот-то виноват, а то Бог не поможет тебе. Знаешь, что говори? «Помилуй меня, Боже, грешную, ибо за грехи мои муж стал плохим. Я плохая!» Тогда услышит тебя Бог.

Не перекладывай вину на другого. Ты себя самого находи виноватым, ибо мы не знаем, какова правда Божия. Если я нахожу себя виноватым и молюсь за братий, то Бог услышит меня. Ибо сказано так: «В той мере, в какой ты молишься о причиняющем тебе скорбь, ты передаёшь меч в руки Божии, чтобы Он отомстил ему». Тебе самому нельзя мстить! Нет!

* * *

Что делать, когда я служу Святую Литургию и принимаю Христа? – спросил один священник.

– Когда хочешь служить и причаститься Тела и Крови Христовых, три вещи ты должен сделать: быть примирённым со всеми, исповедаться и совершить молитвенное правило. С этими тремя всегда приступай, а без них никогда не дерзай приступать к Святыне, чтобы не быть сожжённым в огне Божественном.

Что мне делать, чтобы спастись? – спросил один монах.

– Соблюдай следующие три вещи, и спасёшься по благодати Христовой. Да не остаются у тебя невыполненными епитимия и молитвенное правило ни одного дня; вставай в полночь и молись Богу, принимая участие в богослужении утрени; воздерживайся до смерти от мясной еды и злоречия.

Скажите мне слово на пользу души!

– Послушай, отче. Матерью всех добродетелей является святая молитва. Если во время, положенное для молитвы, ты занимаешься чем-нибудь другим, то ты поруган диаволом, ибо все святые были под молитвой. Первой заботой да будет у тебя молитва, а затем чтение, письмо и рукоделие. Да не будешь ты похищен занятиями вместо молитвы.

Только когда ты находишься под послушанием, у тебя есть благословная причина отсутствовать на молитве, ибо послушание выше молитвы. Ничто так не прилепляет человека к Богу, как святая молитва! Не будем лениться ни на миг беседовать с Богом, ибо диавол воздвигает великую брань против тех, кто молится.

Какая добродетель самая большая для кающегося?

– Божественные отцы говорят, что ни одна добродетель так не дорога под солнцем, как ведение грехов своих, и нет большей опасности для души, чем непризнание своих немощей.309

Скажите мне слово о Царствии Божием!

– Послушай, брат. Царство Божие не в слове, а в силе (1Кор. 4, 20), то есть в делании добродетелей!

Батюшка, ко мне приходят верующие на исповедь, принимать мне их? – спросил один священник.

– Будем принимать их со всей любовью, отче. Сколько мучились их Ангелы, чтобы привести сюда, а мы оставим их неисповеданными?

Если я поругался с кем-нибудь и сколько ни прошу у него прощения, он не хочет меня простить, что мне делать, чтобы помириться с ним?

– Не говори ему больше ничего и не говори о нём плохо с кем-либо, но молись Богу о нём и прости его от души. Придёт время, и гнев угаснет подобно огню, в который не подкладываешь дров.

Грешно ли курить?

– Я не нашёл в Святом Евангелии: «Не кури», – но нашёл написанным: не суди (ср.: Мф. 7, 7)! Курение, однако, является грехом.

Почему я не могу молиться с тем же рвением, как в тот день, когда пришёл в монастырь?

– По причине забвения, ибо мы забываем о часе смерти и Суда Божия. Святые отцы учат, говоря: «Как вода погашает огонь, так забвение заглаждает молитву!» Вернёмся к первому рвению, и спасёмся.

* * *

Горе миру сему, испорченному безумцами! Нашьют себе кучу красивых одежд, особенно женщины, чтобы люди видели, что у них есть наряды. И отправляются в храм, как в театр, чтобы на них посмотрели, как они одеты. Но разве для этого мы приходим в храм? Разве Бог смотрит на наружность? Бог смотрит на твоё сердце – обращено ли оно к Нему, когда ты молишься в церкви! Ты идёшь туда для плача, для воздыхания, для сокрушения, смирения, для слушания слова. Ты идёшь туда, не чтобы устраивать театр, чтобы кто-то увидел, как ты одета и накрашена и как обута. Это дела лукавого диавола. Роскошь – это безумие века сего и соблазн для юных и старых.

Отец Клеопа, а женщина может петь в храме? Один читает Апостол, другой – каноны, третий идёт на клирос, чтобы петь в хоре. Это хорошо или нет?

– Апостол Павел, уста Христовы, говорит: а женщина в храме да молчит (ср.: 1Кор. 14, 34)!

– Но у нас есть и смешанный хор.

– Если хор смешанный, из мужчин и женщин, и священник разрешил тебе петь – пой, ибо ты славишь Бога. А остальные, у кого нет благословения петь, пусть стоят и слушают, ибо так заповедано женщине в церкви – слушать, а не проповедовать.

– У нас хор состоит из мужчин и женщин.

– Хору хорошо быть таким: с одной стороны пусть поют мужчины, а с другой женщины пускай поют ответы. А если есть смешанные хоры, то пусть руководит ими священник или даскал,310 кто-нибудь должен руководить ими, потому что не все умеют исполнять песнопения в храме. И если это по благословению священника, то это хорошо, потому что Священным Синодом одобрена гомофонная музыка311 в храме.

Знаете, с каких пор это заведено в церкви? Со времён святых апостолов. Ибо в храме тогда пел не один только даскал, но весь народ пел: «Господи, помилуй». Священник возглашает: «Миром Господу помолимся», – а весь народ поёт: «Господи, помилуй», «Пресвятая Богородице, помилуй нас». Так это было.

Во многих сельских храмах и сейчас звучит гомофоническое пение. Я видел в храме святого Василия Великого в Плоештах, где служил отец Константин Галериу,312 как прихожане все вместе отвечали на литургические возгласы. А те, кто знает за собой, что не умеет петь как следует, те пусть внимательно прислушиваются, чтобы не сбить остальных. Но все поют литургические ответы. А «Иже Херувимы» и «Честнейшую Херувим» поют главным образом певчие и те, кто знает ноты.

* * *

Одному батюшке, который часто гневался на своих учеников, старец однажды сказал:

– Отче, нет ничего труднее, чем духовно взращивать кого-то. Но не будем забывать, что говорит святой Ефрем Сирин: «Образ исправления и стяжания душ – это только образ кротости».313

Один брат, переносивший тяжкое искушение, спросил отца Клеопу:

Что мне делать в этом искушении?

– Терпи, брат, до конца и благодари Бога, ибо это прещение – знак милости Божией, а не Его гнева.

Может ли хороший христианин спасти семью, село, общность святостью своей жизни?

– Как же не мочь, отче! Чем больше избранных христиан в мире, стране, местности, тем больше эта страна или местность очищена от опасностей, войн, землетрясений, голода и всякого зла. А чем меньше становится избранных Божиих в стране или местности, тем тяжелее бьёт её прещение Божие. Однажды спрошен был некий святой: «Может ли человек спасти город?» – «Может! » – ответил он. Примером тому служил пророк и царь Давид. Ибо слышишь, что говорит Бог: «Ради Давида, раба Моего, не погублю града Иерусалима» (см.: Ис. 37, 35).

Люди до Пришествия Христа, а также не уверовавшие в Него доныне, были руководимы Промыслом Божиим или нет?

– Все люди: до и после Пришествия Христа, верующие и неверующие, а также наши давнишние предки, все были и жили под Промыслом Божиим. Ибо Промысл был вовеки, а не только начиная с воплощения Господа нашего Иисуса Христа. Никогда люди и всё творение не были лишены милости и Промысла Божия.

Как мне подобает вести себя духовно среди людей?

– На вид имей снисходительность и любовь, а втайне имей делание духовное. Это тайна нашей жизни! Или, как говорится в «Патерике»: «Польза брата – этой твой плод».314 Помогая, милуя, утешая и любя ближнего, ты спасаешь себя. Моя молитва в том, чтобы кормить тебя, поить, покоить и доставлять тебе пользу. Ибо любовь в порядке своём выше молитвы. Ибо молитва – лишь одна из добродетелей, а любовь – это союз совершенства. Любовь содержит все добродетели.

Скажите нам, когда мы служим в архондарике, как принимать гостей в монастырях?

– Гости приходят к нам во имя Христа. Поэтому мы принимаем их с любовью в монастырях, покоим их, угощаем и разрешаем им вино, потому что вместе с братом твоим к тебе приходит Христос. Таким образом, благодаря ему мы имеем Христа среди нас. В этом ключ всего нашего христианского и монастырского гостеприимства.

Гостеприимство и любовь к ближнему надо распространять на всех в равной мере?

– Спаситель говорит: возлюби ближнего твоего, как самого себя (ср.: Мф. 19, 19), то есть в той мере, в какой ты любишь себя. А некоторые святые отцы говорят: «Ни любовь к ближнему не изливай на всех в равной мере, но ограниченно. Сначала оказывай милость и помогай своим домашним, потом единоплеменникам своим, а затем иноплеменникам». То же и с гостеприимством в монастырях, оно ограничено случаем и обстоятельствами, потому что ввергает нас в людской водоворот, часто доставляет нам вред вместо пользы.

По опыту, имеющемуся у вас, где сегодня обретается более чистая вера: среди простых верующих или среди учёных?

– Послушаем святого Иоанна Златоуста, который говорит: «Если хочешь найти чистую веру, то в народных низах найдёшь её». Их искренность, смирение и покаяние в грехах, как у евангельской грешницы, Бог принимает как жертву. Более чистой, более искренней и преданной веры, чем у наших верующих крестьян, ты не найдёшь нигде больше. Ибо они хоть и грешат, но лучше других умеют смиряться и признавать свои грехи.

Послушаем святого Ефрема Сирина, который в своём слове о мытаре и фарисее говорит среди прочего: «Запряги в одну колесницу праведность с гордостью, а в другую грех со смирением и посмотри: какая из них быстрее придёт к Богу?».315 Фарисей впряг праведность с гордостью, но не пришёл к Богу. А мытарь впряг грех со смирением и опередил фарисея. Потому что Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать (Иак. 4, 6). А в другом месте сказано: без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5).

В сердцах наших сидит внутренний фарисей, который не позволяет нам смириться. Если мы изгоним его вон из себя, то быстро придём к Богу. А потом, не будем забывать, что Бог есть Бог сердец! Он знает сердце каждого. Поэтому большой грех – осуждать кого-либо.

Так же и святой Иоанн Златоуст говорит: «Бог прославляется не во многих, а в немногих, не в сильных, а в слабых, но искренних и верующих». Иначе можно было бы подумать, что Он бессилен. Ибо правящих и сильных сатана имеет обыкновение побеждать гордостью, ненавистью, сребролюбием, высокомерием и неверием.

Каков самый высокий помысл христианина?

– Одни божественные отцы говорят, что самый высокий помысл – знать свою немощь. Ибо говорит Христос: когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17, 10). А исполняет ли кто-нибудь всё, что повелел нам Христос? Только по смирению он может это сказать.

По святому Исааку Сирину, смирение бывает двух видов: смирение от греха, которое является лишь знанием себя, и смирение от праведности.316 Первое является лишь признанием своих грехов. Да не подумает кто, будто это уже смирение – знать свои грехи. Но только то есть смирение, когда кто-нибудь имеет добродетели и даже достигает дара творения чудес, но считает себя прахом и пеплом.

Однако в меру истинного смирения приходят только святые. Вспоминаю такую историю. Однажды некая девица выучила наизусть всё Писание. Потом пошла к одному святому отшельнику-исихасту и сказала ему об этом. А старец спросил её: «Стало ли для тебя поношение как похвала и бесчестие как честь?» – «Нет!» – ответила она. «Тогда ты ничего не сделала, – ответил старец. – Иди домой и читай заново Священное Писание!».317

Какой чин древнее: общежительного или пустынного жительства?

– Христос сначала основал пустынное жительство Своим 40-дневным постом на горе Искушений, где был искушаем от диавола и победил. Затем, избрав 12 апостолов, основал общее жительство.

– Преподобный отче, я побеждаюсь страстью гнева и ввожу в соблазн братий. Что мне делать, чтобы стяжать кротость?

– Святой Ефрем Сирин говорит: «Когда неверующий хочет прийти к вере, ты с великой кротостью говори с ним, ибо образ обращения и стяжания душ – это только образ кротости». А святой Григорий Богослов говорит: «Кротость держится среднего пути между гневом и нечувствием».318

Итак, будем стяжать дар кротости, усердно молиться Богу, читать наставления святых отцов и всегда держаться среднего пути. Тот же святой Григорий Богослов говорит в своих ямбических словах: «Ум обманывается и истина похищается/По премногой любви и премалой ненависти».

Духовник в особенности должен соблюдать меру кротости и истины между любовью и гневом, то есть между прощением и епитимией. Он должен соизмерять на исповеди любовь со справедливостью, а ненависть с терпением и кротостью.

Как может человек иметь больше покоя духовного в этой преходящей жизни?

– Избегая многопопечительности. Это показывает нам божественный отец Исаак Сирин, который говорит: «Человек многозаботливый не делается кротким и безмолвным».319 И ещё говорит: «Не отстранясь от многих попечений, не ищи света в душе твоей».320 И ещё: «Ум смятенный (заботами) не избавится от забывчивости, и мудрость не откроет ему дверь».321 Будем же избегать ложных попечений века сего, чтобы стяжать мир сердца и священную молитву, которая есть матерь всех добродетелей.

В чём заключается очищение человека и на сколько частей оно делится?

– Очищение человека трояко, а именно: очищение тела, то есть хранение его от всех осквернений плотских; очищение души, то есть освобождение её от уз скрытых страстей, которые составляются в уме; и третье – очищение ума, которого достигают только совершенные, в откровении Божественных тайн, по святому Исааку Сирину.322

В чём именно проявляется истинная любовь к ближнему?

– Истинная любовь проявляется не только в подаче милостыни, но гораздо больше в распространении слова Божия и телесном служении больным.

Как избавиться от злословия в адрес других?

– От этой лютой страсти мы можем избавиться главным образом посредством святой молитвы. Ибо слышишь, что говорит божественный отец Максим Исповедник? «Чем больше ты от души молишься об оклеветавшем тебя, тем больше Бог открывает истину тем, кто соблазняется».323 Так же говорит и святой Исаак Сирин: «Уста неправые молитвой заграждаются».324 Будем больше молиться о том, чтобы нам избавиться от клеветы, осуждения и гнева Божия.

Какое слово сильнее всего может помочь другим?

– Самое сильное слово, которое может принести пользу и наставить других, – это слово от делания, то есть пример нашей собственной жизни. Это показывает нам тот же святой отец Исаак Сирин, который говорит: «Одно дело – слово от делания, и другое – слово красивое, но без опыта делания».325 И далее он говорит: «Мудрость умеет украшать свои слова и говорить истину, не зная её, и описывать добродетель, не имея опыта делания. Но слово от делания – это сокровищница надежды, а бездеятельная мудрость – залог стыда». То есть оно пристыжает совесть того, кто говорит, не исполняя этого на деле. Затем он добавляет: «Каков художник, живописующий воду на стене, но не могущий утолить ею свою жажду, и каков видящий красивые сны, таково и слово без делания».326

Как должны мы, монахи, вести себя с мирянами?

– Всегда только с любовью и кротостью и всегда молиться о них. А есть, веселиться и угощаться вместе с ними, если можно, – никогда, как учат нас святые отцы, чтобы не возникало соблазна на грех. Вот что говорит в связи с этим святой Исаак Сирин: «Если ты вынужден будешь смеяться, да не видно будет твоих зубов. Если вынужден будешь говорить с женщинами, отверни лицо своё от взора их и так говори с ними с заботой и благочестием. А от монахинь удаляйся, как от огня и от сети диавола; и от встреч, и от бесед с ними; даже если бы они были твоими сёстрами по плоти, остерегайся их, как чужих».327

Как может христианин изгнать из души своей тщеславие и гордость?

– Тщеславие изгоняется из сердца человека деланием добродетелей втайне, а гордость – произволением приписывать все свершения добродетелей Богу, как говорит святой Максим Исповедник.328 Тот же святой отец говорит: «Немалый подвиг нужен, чтобы избавиться от тщеславия, и избавляются от него деланием добродетелей втайне и частой молитвой. А признаком избавления от него служит то, чтобы не помнить зла, причинённого тебе злословившим или злословящим тебя».329

Что такое смирение? Можно ли спастись без смирения?

– Смирение – это добродетель, очень важная для нашего спасения, без неё никто не может увидеть Иисуса Христа, смирившегося нас ради. Ибо послушай, что говорит Святое Евангелие: Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать (Иак. 4, 6).

Противиться гордым значит закрывать перед ними дверь Царства Небесного. Смирением же христианин уподобляется, по силе своей, Самому Богу, Который сказал: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим (Мф. 11, 29).

Смирение крайне нужно, чтобы войти в Царство Небесное, и без смирения никто не может спастись. В качестве примера этой великой добродетели Спаситель приводит нам детей, ибо вот что Он говорит: кто смирит себя, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном (ср.: Мф. 18, 4).

Согласно святому Исааку Сирину, смирение есть «риза Бога»,330 Который смирил Себя, облекшись в наше смертное тело. А чем именно является смирение, об этом послушаем того же великого святого исихаста, говорящего: «Смирение – это таинственная сила, которую получают совершенные святые после усовершенствования всецелого своего жительства. Эта сила даётся не иначе, как только совершенным в добродетели, силою благодати, столько, сколько вмещается в пределы естества».331

Что такое знание себя и какую пользу оно приносит для спасения души?

– Знание себя – это ступень смиренномудрия. Его имел мытарь, который помолился в храме и вернулся в дом свой более оправданным, чем фарисей. Святой Исаак Сирин так говорит о нём: «Счастлив человек, знающий свою немощь, ибо это знание делается для него основанием, и корнем, и начатком всякой добродетели».332

Кто из монахов более благоугоден Богу: безмолвствующий в пустыне в посте и непрестанной молитве или проповедующий другим слово Божие во спасение?

– Намного ближе Богу монах, который подвизается в пустыне, в посте, воздержании и отвержении мирских попечений очищая душу свою от страстей, чем проповедующий другим слово Божие, не имея духовной крепости в меру того, о чём он учит. Это показывает нам святой Исаак Сирин, говоря: «Не сравнивай мне тех, кто совершает знамения, и чудеса, и силы в миру, с теми, кто безмолвствует в разумении. Возлюби бездействие безмолвия больше, чем насыщение алчущих в миру и обращение многих народов к вере в Бога».333

Итак, важнее и полезнее очиститься от грехов своих телесных и душевных в безмолвии и повиновении, чем научить других воле Божией, не имея духовного возраста, подходящего для этого. Об этом говорит и святой Григорий Богослов: «Хорошо богословствовать ради Бога, но лучше очистить себя от страстей ради Бога».334 А святой Исаак Сирин говорит: «Полезнее для тебя позаботиться о том, чтобы воскресить из страстей свою падшую душу движением помыслов своих о Божественном, чем воскрешать мёртвых».335

Затем тот же отец добавляет: «Многие совершили силы, трудились над тем, как обратить заблудших, и творили великие дела... А после этого учившие других сами впали в страсти скверные и мерзкие, и умертвили себя самих, и соделались соблазном для многих по причине видимых своих дел. Потому что они были ещё больны душой, но не позаботились о здоровье своих душ, а повергли себя самих в пучину мира сего, чтобы исцелять души других, будучи сами больны, и погубили души свои для надежды на Бога».336

Каковы самые сильные причины грехов?

– Самые сильные причины грехов в мире, ведущие к погибели многих христиан, – это вино, женщины, богатство, неверие в Бога и совершенное здоровье тела, как говорит святой Исаак Сирин.337 Если мы удалим от себя эти причины, с помощью Божией, то избавимся от греха, а значит, и смерти.

В наш век явно всеобщее ослабление веры в Бога и христианского жительства. Каковы главные причины ослабления веры и возникновения в мире сект?

– Главная причина ослабления веры в Бога одна – это умножение беззакония, Вера ослабла на земле в первую очередь по причине следующих грехов: гордыни, неповиновения слову Евангелия и пастырям Церкви, отчуждения христиан от Церкви, отсутствия хороших пастырей, пьянства, разврата и т. д. Эту истину открывает нам Сам Господь наш Иисус Христос, когда говорит: по причине беззакония во многих охладеет любовь (Мф. 24, 12).

Христиане, окончательно отколовшиеся от Святой Церкви, противящиеся догматам нашей веры православной и апостольской и создавшие своё ложное учение о вере, называются

сектантами (еретиками). Секты имелись в Церкви ещё с самого начала проповеди Евангелия в мире и будут до скончания веков. Они являются не только результатом неверия в Бога, но и ярким апокалиптическим признаком.

Люди в общем выходят из Церкви и впадают в ереси по следующим основным причинам:

• по неведению, то есть по незнанию слова Божия, священного Предания и учения святых отцов;

• по обольщению диавола, который ходит, рыкая как лев, ища, кого поглотить (ср.: 1Пет. 5, 8), и которому удаётся уловить многих христиан через их страсти, самонадеянность, неверие и т.д.;

• по причине гордыни, основавшей большинство сект и ересей в истории христианской Церкви и разорвавшей таинственное Тело Христа;

• затем по причине умножения грехов человеческих, каковы пьянство, распущенность, аборты, разводы, разлад в семье и т. д.;

• затем из-за отсутствия преданных служителей Церкви Христовой;

• из-за непросвещенности народа в православной вере, из-за мятежной натуры некоторых христиан, из-за отсутствия молитвы и наставления, из-за отсутствия образцовой духовной жизни священников, из-за отсутствия у них опыта, кротости, усердия и пастырской мудрости, а также по другим причинам.

Умножение сект и лжепророков, особенно в нашем веке, является, конечно, и апокалиптическим признаком конца света. Эту истину показывает нам Сам Спаситель наш Иисус Христос, Который, возвещая Своё Второе Пришествие на землю, сказал: и восстанут многие лжепророки и прельстят многих (ср.: Мф. 24: 24).

Поскольку вам хорошо известен феномен сектантства в нашей стране, скажите, какова главная причина появления у нас сект?

– Помимо уже сказанного, думаю, одной из главных причин, внесшей свой вклад в появление и умножение сект в нашей стране, была и остаётся нехватка хороших и преданных священников, которые окормляли бы стадо Христово с всецелой верой и страхом Божиим. Если бы пастыри Церкви постарались быть более благоговейными, сильными в молитве, кроткими, полными любви, милосердными, хорошими знатоками учения Христова, живыми образцами в жизни, ревнующими о том, чтобы научить верующих правой вере и заповедям Святого Евангелия, то секты в нашей стране сошли бы на нет.

Умножению сект в нашей стране во многом способствуют соблазн, гордыня и непокорность некоторых верующих, их желание учить других, произносить проповеди вместо священников, а также нехватка у нас хороших проповедей, тёплых и воодушевляющих, и отсутствие в храмах максимально красивых богослужений и песнопений. Если бы были устранены эти недостатки, то сектантский прозелитизм отступил бы и многие верующие, отпавшие от Церкви, вернулись бы в стадо Христово.

Каковы самые тяжёлые последствия сектантского прозелитизма в нашей стране?

– Самых тяжёлых последствий умножения сект в нашей стране много, и иногда мы даже не подозреваем, как они велики. Прежде всего, они касаются пастырей душ, упускающих паству из лона Церкви: ни сами они не спасутся, ни те, кто из-за них отошёл от правой веры.

Затем сектантский прозелитизм, амбиции, моральные и материальные интересы, гордыня, фанатизм иногда приводят к безнравственным явлениям, к дальнейшему дроблению сект на соперничающие друг с другом раскольнические группировки. Наконец, связь всех сект с западными странами раскалывает наших верующих, ослабляет духовное единство Церкви и подстрекает к нарушению законов государства, к анархии и разрушению семей.

Что делать Православной Церкви, её служителям и верующим, как лучше действовать, чтобы остановить сектантский прозелитизм в наших сёлах и городах?

– Чтобы остановить порчу правой апостольской веры сектантами, как пастыри – иерархи, священники и монахи, так и наши православные верующие должны выполнять следующие условия:

а) первое – читать как можно чаще, с благоговением и большим вниманием Священное Писание, чтобы как можно лучше знать нашу апостольскую веру;

б) пастыри и верующие должны знать учение Православной Церкви, чтобы в свою очередь научить верующих на приходах;

в) как пастыри Церкви, так и все православные верующие должны стараться жить, исполняя заповеди Евангелия Христова, чтобы своими делами служить образцом для всех.

Спаситель наш Иисус Христос требует от нас прежде всего исполнять Его заповеди, а потом уже рассказывать о них другим, ибо Он говорит: кто сотворит и научит, тот великим наречётся в Царстве Небесном (Мф. 5, 19). Так же учит и святой Павел ученика своего Тита: сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя (Тит. 2, 12). Так же и святой Исаак Сирин говорит: «Ты молчи, пусть говорят дела твои».338

Для противодействия сектантскому прозелитизму также очень важно печатать для верующих как можно больше молитвословов, катехизисов, книг по христианскому вероучению и особенно жития святых, которые пользуются большим спросом. Такое же значение для защиты веры имеет проповедь в храме и вне его, по любому поводу, равно как и долг священников регулярно катехизировать верующих.

Если пастыри Церкви будут свято исполнять эти евангельские и пастырские обязанности, они, без всякого сомнения, смогут остановить прозелитизм и сектантский фанатизм. А если будут пренебрегать этими евангельскими обязанностями, то ничего нельзя будет сделать перед лицом сектантского прозелитизма в нашей стране, и мы будем сурово осуждены Христом.

Как могут наши монахи и монастыри помочь в защите православной веры и в сведении на нет сектантского прозелитизма?

– Наши монахи и монастыри всегда помогали в проповедании, сохранении и защите православной веры и религиозного единства нашей страны. Монастыри и монахи, подвизающиеся в них, были и остаются светильниками для христианских душ, плавающих по бурным волнам века сего. Как монахи, так и монахини, особенно настоятели и духовники наших монастырей, если будут проводить чистую духовную жизнь по примеру святых отцов, соблюдая обеты, данные ими при постриге, если будут усердно молиться день и ночь и знать как можно лучше Священное Писание и учения святых отцов, то и впредь будут оставаться светильниками и пристанями для отдохновения и спасения наших верующих, для одержимых страстями и сомневающихся в вере, борющихся с искушениями, страстями и напастями жизни сей.

Наши монастыри со своей тысячелетней традицией, со своими преподобными монахами-молитвенниками были и должны оставаться и впредь очагами духовной жизни в Иисусе Христе, обителями утешения и укрепления в вере, оазисами света и христианской культуры и пристанищами для отдохновения и душевного успокоения верующих, – благодаря проводимым в них священным богослужениям, духовным наставлениям монахов и в первую очередь благодаря примеру чистой жизни их насельников.

Думаю, в монастырях, как и в сёлах, есть нужда в хороших духовниках и хорошо подготовленных священниках. Ведь если поставить одного чабана стеречь тысячу овец, то волки многих погубят и расхитят. Потому и говорит святой Иоанн Златоуст в своих беседах: «Когда не будет пастырей, соберутся волки».

Что вы думаете об экуменизме и всемирном экуменическом движении?

– Прежде всего необходима многая молитва, ведь без Бога мы не можем сделать ничего. Встречи между Церквями – это хорошо, это по-евангельски, ведь таким образом христиане хорошо узнают друг друга и прекращается конфессиональная вражда. Но отсюда до объединения так же далеко, как до небес, ведь ни одна неправославная церковь не откажется от своей веры, чтобы войти в Православную Церковь.

Однако от членов Православной Церкви требуется иметь великую заботу о том, чтобы ненароком не отказаться от чего-нибудь из нашей тысячелетней традиции, из учения святых отцов, а особенно из догматов Православной Церкви, которые установили и защищали столько святых людей, ценой таких жертв.

Ведь если бы святые отцы, собиравшиеся на семи Вселенских и 11 Поместных Соборах в первые века христианства, не были так внимательны к защите догматов и учений правой, ортодоксальной веры, то мы сегодня, может, и не были бы уже православными христианами.

Итак, мы должны быть внимательными, чтобы жертва святых отцов наших не стала напрасной. В противном случае и мы сами лишимся спасения, и верующих Православной Церкви – таких стойких, благочестивых и преданных – расколем.

Как вы думаете, когда сбудется слово Евангелия: и будет одно стадо и один пастырь (Ин. 10, 16)?

– Когда все народы христианские и нехристианские придут к истинной православной вере в Бога, в Троице славимого и поклоняемого. Это будет только в конце веков и так, как один Бог ведает.

Батюшка, каким вы видите будущее нашего народа и ситуацию с нынешней молодежью, которая всё больше скатывается по наклонной плоскости безнравственности?

– Брат мой, я скажу тебе вот что. Теперь мы думаем, что находимся чуть ли не в самом конце света. А знаешь почему? Потому что Спаситель говорит, что в последние времена во многих охладеет любовь (Мф. 24, 12). Оскудеет благочестие и вера, как говорится в Евангелии. Теперь знаешь, что происходит?

Необходимо тщательно внимать себе. Ибо в Апокалипсисе сказано так: и сейчас время близко. Неправедный пусть ещё делает неправду; нечистый пусть ещё сквернится; праведный да творит правду ещё, и святый да освящается ещё. Се, гряду скоро, и возмездие Моё со Мною, чтобы воздать каждому по делам его... Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе! (Откр. 22, 10–12, 20).

Так заканчивается Библия.

Итак, будем внимать самим себе. И секты, и безразличие, и атеисты, и язычники, и разврат, и всякое зло умножается. Но хорошие становятся лучше, внимают себе, а плохие становятся всё хуже. И Бог придёт с возмездием Своим каждому. Воздаяние Его с Ним, каждому. Аминь.

* * *

308

Ср.: Прп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. 1. Гл. 46. С. 197.

309

См.: Прп. Пётр Дамаскин. Творения. Кн. 1. С. 141.

310

Даскал – церковный учитель, он же диакон, уставщик, псаломщик, певчий и пр.

311

Гомофонная музыка – когда одному голосу отводится первенствующее место (мелодия), а остальные исполняют сопровождение ему (аккомпанемент).

312

Иерей Константин Галерйу (1918–2003) – один из выдающихся румынских духовников, доктор богословия, духовный писатель, узник совести, основатель и член правления целого ряда христианских ассоциаций.

313

Ср.: Прп. Ефрем Сирин. Толкования на Послания ап. Павла. К Тимофею 2-е (2, 25–26). С. 346.

314

Ср.: Древний патерик. Гл. 17. § 27 (24). С. 326.

315

Ср.: Прп. Ефрем Сирин. Слово 130. О молитве. С. 409.

316

См.: Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 53. С. 369–370.

317

Patericul Egiptean. Cap. XXV. Despre socotinta [О рассудительности]. § 47. Ср.: Древний патерик. Гл. 10. § 135 (94).

318

Ср.: Свт. Григорий Богослов. Слово 32. § 6. С. 394.

319

Ср.: Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 69. С. 541.

320

Ср.: Там же. С. 542.

321

Ср.: Там же. Слово 57. С. 448.

322

См.: Там же. Слово 81. С. 607.

323

Ср.: Св. Максим Исповедник. Четыре сотни глав о любви. Сотница 4. Гл. 89. С. 243.

324

Ср.: Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 57. С. 464.

325

Ср.: Там же. Слово 1. С. 12.

326

Ср.: Там же.

327

Ср.: Там же.Ср.: Там же. Слово 9. С. 73.

328

См.: Св. Максим Исповедник. Четыре сотни глав о любви. Сотница 3. Гл. 62. С. 223.

329

Ср.: Там же. Сотница 3. Гл. 43. С. 236–237.

330

Ср. Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 53. С. 364.

331

Ср.: Там же. С. 369.

332

Ср.: Там же. Слово 61. С. 507.

333

Ср.: Там же. Слово 56. С. 433.

334

Ср.: Там же. С. 434. См. также: Сет. Григорий Богослов. Слово 27. § 3. С. 328.

335

Ср.: Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 56. С. 434.

336

Ср.: Там же.

337

См.: Там же. Слово 57. С. 449.

338

Ср.: Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 56. С. 435.


Источник: Поучения сердца моего / Архимандрит Клеопа (Илие) ; сост. архимандрит Иоанникий (Бэлан) ; пер. с румын. З. Пейковой. - Москва : Русский Хронограф, 2015. - 383 с.

Комментарии для сайта Cackle