архимандрит Клеопа (Илие)

Поучения сердца моего

Вопросы о вере

Батюшка, в Апокалипсисе говорится о печати антихриста – числе 666, которое является силой антихриста.

– Брат, ты веришь, что это надо понимать буквально, как 666? Эти три шестёрки символизируют три лютые страсти, которые будут владеть миром в последние времена, а именно:

1) Безумная похоть, то есть разврат и пьянство, какого не было никогда на земле;

2) Безрассудный гнев, то есть ненависть людей друг к другу, войны, месть, всяческие преступления, смуты и ссоры среди христиан, между родителями и детьми, как написано в Святом Евангелии (см.: Мф. 10, 21; 24, 10);

3) А третья шестёрка означает опрометчивое воображение, которое доводит до сект, всяческих раздоров, душевных болезней, колдовства, отчаяния и самоубийства.

Все эти страсти, символизируемые числом 666, сегодня взяли власть над всей землёй, и так будет, пока не наступит конец света и последний Суд. Тогда каждый получит по своим делам.

Так вы думаете, что будет какая-то печать с числом 666? Глупые! В Апокалипсисе, если ты спросишь о 666, я спрошу тебя о «мысленном звере», и о «коне бледном», и «коне рыжем», и «коне вороном», и о «городе, который рождает». Город превращается в жену и рождает (см.: Откр. 17, 18; 12, 2). А ну-ка скажи мне, что это такое? А семь чаш гнева Божия, семь труб – это что? Так скажи же мне, ну!

Самая проклятая секта в мире, угрожающая нам, – это секта иеговистов. Какие тяжкие хулы возводят они на Божество! Они не верят во Христа. Это политическая иудейская секта, которая борется против христианства и пытается низвергнуть догмат Пресвятой Троицы, ибо они отделяют Отца от Сына и Духа Святого.

Был ли когда-нибудь Отец без Слова? Христос есть Слово Отчее. Был ли когда-нибудь Отец без Духа? Что говорится в псалме 32? Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их (ст. 6). Был ли когда Отец без Слова и Духа?

Разве ты не видел при сотворении человека? Сотворим человека по образу Нашему (Быт. 1, 26). С кем же советовался Отец, если не было Сына и Духа Святого? Ты не видел при смешении языков? Сойдём же и смешаем там язык их (Быт. 11,7). Пресвятая Троица изначально открывается в таинственнейших Писаниях.

Итак, зло бесовское таково: безумная похоть, опрометчивое воображение и безрассудный гнев. Вот что значит 666!

* * *

Можно ли заменить православного патриарха и при каких условиях?

Только Священный Синод может заменить патриарха или епископа, если у него имеются тяжёлые догматические и канонические отклонения или же он тяжело болен и просится на покой.

Что делать со святым антидором, если он залежался и его невозможно есть?

– Святой антидор, если ты не позаботился о нём, не съел его и он заплесневел или его погрызли мыши, ведь бывает и такое, ты пускаешь по проточной воде (реке) или закапываешь в землю в чистом месте. Не сжигай его, ибо это грех. То же и со старыми или испорченными иконами, их нельзя сжигать в огне. Лучше всего отнести их в храм.

Хорошо ли, когда христиане играют на музыкальных инструментах, или нет?

– Самый лучший орган для пения Богу – это уста и сердце человека. Так обстоит дело в Восточной Церкви. У католиков играют на органе, но это развлечение и отдаёт каким-то театром.

Мы ходим в храм не развлекаться, ибо орган отвлекает ум в другую сторону. Я должен петь сердцем своим, ибо слышишь, что сказано? Рыках от воздыхания сердца моего (Пс. 37, 9). Пусть уста наши хвалят Бога, ибо псалмопевец говорит: благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих (Пс. 33, 2). Вот как надо хвалить Бога. Не на органе или гитаре.

Если ты в ссоре с кем-нибудь и обращаешься к нему, а он всё равно не хочет отвечать, что делать в таком случае?

– Если диавол так сильно вошёл в сердце его и он не прощает, то кто бы он ни был – кум, сват, сестра, брат, – скажи ему трижды: «Прости меня, грешного, брат, и Бог да простит тебя!»

А если и после этого он всё равно ненавидит тебя и не прощает?

– Если ты трижды попросишь прощения, а он не прощает тебя, то грех остаётся на нём. Но ты исполни свой долг и трижды попроси прощения. Если же он не прощает тебя, то бремя ложится на него, а ты молись о нём и следуй советам своего священника.

У абортированных детей есть душа?

– Есть! Как же ей не быть?

С которого дня у них есть душа?

– С момента зачатия.

– С этого момента у них уже есть душа?

– Да. Разве не говорит пророк Иеремия: «Господи, Ты создаёшь дух человека в зачатии» ?

Так это значит, что они – только душа, батюшка.

– Семя мужчины и женщины живо. И тогда в момент совокупления создаются и душа, и тело.

Преподобный, что сначала создаётся в человеке?

– Сначала создаётся душа, а потом тело. Тело принимает форму по душе.

А как же тогда быть с абортированными детьми?

– Ребёнок жив с тех пор, как был зачат во чреве матери своей, с тех пор, как был величиной с конопляное семечко.

Если ты после этого сделаешь с ним что-нибудь или будешь пить отраву, чтобы выкинуть ребёнка, то ты – человекоубийца. А почему же мне не сказать вам об этом? Как я могу молчать? С меня же спросит Спаситель!

Прощение нам ещё есть, батюшка?

– Есть прощение! Идёшь, исповедуешься, выполняешь епитимию, и Бог прощает тебя. Нет ни оного непрощаемого греха. Только нераскаянный и неисповеданный грех навек остаётся непрощённым.

Где находятся души абортированных детей?

– Души абортированных детей находятся в таком месте, где нет ни мрака, ни света. Они не радуются, но и не мучаются. И они взывают к Богу: «Господи, почему же мы лишены радости видеть лицо Твоё, ведь мы не видели света солнечного, не видели красот мира сего и никакого греха не сделали?» И голос их восходит к Богу, а Бог взыщет души их из рук матерей-убийц. А если родители, умертвившие детей во чреве, исполнят епитимию, они освободят их из этого состояния.

Одна больная женщина, у которой был выкидыш не по её воле, спрашивает вас, что ей делать?

– Пусть пойдёт на исповедь к своему священнику и исполнит полагающуюся ей епитимию, потому что если она не исполнит её на этом свете, то её постигнет тамошняя епитимия.

Какую силу имеют молитвы о усопших?

– Брат, а что говорит Христос? Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается (Лк. 10, 16). А ну-ка подумай, ведь архиереи и священники – они все ученики Христовы, и они ходатайствуют о людях в святом алтаре посредством молитв и частиц (вынимаемых из просфоры). Вы знаете, что эти помянники, которые приходят от людей, все идут в святой алтарь, и мы за них вынимаем частицы, которые кладём в Святую Чашу рядом с Телом Христовым?

Все эти частицы, которые мы утром вынимаем святым копием на святой проскомидии и затем кладём их на святой дискос, они только благословлены. А после святой эпиклезы эти частицы кладутся в Святую Чашу, и так поминаемые живые и умершие получают прощение грехов.303

Вот как важна Святая Литургия! Поэтому мы должны регулярно бывать на Святой Литургии, чтобы благодатно причащаться Святых Таин.

Каким ваша святость видит объединение Православной Церкви с другими вероисповеданиями?

– Братия, объединение Церкви не дело человеческое, а Божие. Оно не в нашей власти. Вот как я смотрю на это. Наложим на себя пост и молитву к Богу, и когда сойдёт Дух Святой, пусть Он найдёт нас такими, как это было у святых апостолов. Что сказано в Деяниях святых апостолов, когда сошёл Дух Святой? И было у уверовавших одно сердце, и всё у них было общее (ср.: Деян. 4, 32). Они уже не говорили: «Этот дом мой, эта одежда моя»! Это и есть действие Духа Святого.

Если приидет Дух Святой, когда мы будем просить Его в посте и молитве, когда Он приидет, в уме всех архиереев католических и православных будет одна и та же мысль: «Давайте объединимся, ведь вначале не было двух Церквей, а была только одна».

Итак, этого будем просить мы у Бога, может, Он установит единство взглядов во всех отношениях. А мы – нет. Не сказано ли: пребудьте во Мне, ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 4, 5)?

Вот так вот. Я им сказал тогда.304 Единение в вере – это одно. Спаситель сказал: сие Евангелие должно быть проповедано по всей вселенной, и тогда придёт конец (ср.: Мф. 24, 14). Если это305 для свидетельства, то конец может наступить и завтра. Ведь Евангелие слышал и японец, и китаец, и индиец. Все его слышали. А если речь о том, чтобы они уверовали, чтобы состоялось единение в вере, тогда одному Богу известно (когда).

Но нас интересует вот что: «Как завершится моя жизнь?», – а не когда будет конец света. Ведь Спаситель сказал: о дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын как Человек, но только Отец (Мк. 13, 32). И я, когда мне на ум приходит конец света, что я говорю? «А ну-ка постой! Я ведь завтра умру! Этот мир, может, простоит ещё тысячу лет. А с чем я уйду отсюда? Что я положил в свою котомку?» Ибо Спаситель сказал: бодрствуйте и молитесь, потому что не знаете ни дня, ни часа (ср.: Мф. 25, 13)!

Отличия между православной и римо-католической церковью

Какая вера ближе всего к православной?

– Ближе всего к Православной Церкви церковь Римо-Католическая, но между ними разница такая же, как между небом и землёй.

Самыми большими врагами римо-католиков являются протестанты. Они откололись от Римо-Католической церкви в 1517 году стараниями Мартина Лютера, за которым последовали Кальвин и Цвингли.

Каковы главные моменты, разделяющие нас и католиков?

– Главные учения, разделяющие нас и католиков догматически и канонически, следующие:

1. Первым является филиокве. Они говорят, будто Дух Святой исходит и от Отца, и от Сына. Эта догматическая ошибка самая тяжёлая. Святой евангелист Иоанн говорит, что Дух Святой исходит от Отца и послан в мир Сыном (см.: Ин. 15, 26);

2. Вторым является верховенство папы. Папу они считают Bepxoвным главой христианской Церкви, то есть наместником Христа на земле! Выше всех патриархов! Этого не делала Вселенская Церковь. Гордость бесовская. Папа называется преемником святого Петра!

3. Папская непогрешимость. Они говорят, будто папа не может ошибаться как человек в вопросах веры, когда проповедует, что опять же является новым догматом, отвергнутым Православной Церковью;

4. Четвёртым является чистилище. Они говорят, будто между раем и адом имеется большое место, где душа пребывает по несколько сотен лет и очищается, а потом идёт в рай. Ничего подобного не написано в Священном Писании; этого учения нигде нет. У нас имеется Евангелие о Суде, которое есть и у них, но оно не указывает трёх мест, а только два: рай и ад. Когда Спаситель сядет на престоле славы Своей, соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов. И поставит праведных по правую Свою сторону, а грешниковполевую... И пойдут грешники в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25, 31–33, 46).

Итак, мы не можем говорить, будто имеются три места, но только два – мука вечная и жизнь вечная;

5. Опресноки. Они совершают богослужение не на квасном хлебе, а на пресном, как евреи;

6. У католиков есть ещё один новый догмат – непорочное зачатие. Они говорят, что Матерь Божия при зачатии была изъята из-под власти прародительского греха. Это неправильно;

7. При освящении Святых Даров католики не читают молитву о призывании Святого Духа, как делаем это мы в святой эпиклезе.306 Они говорят, будто Дары освящаются сами, когда произносятся слова: «Примите, ядите...» и прочее. У них нет молитвы о ниспослании Духа Святого на Дары;

8. Целибат священников. Католические священники не женятся. Они холостяки, вопреки Вселенским Соборам, постановившим, что мирские священники должны иметь семью;307

9. У них есть также и папские индульгенции, ещё одно заблуждение. У их святых слишком много добрых дел, им нечего делать с ними, и они отдают их папе, а он уже продаёт эти лишние заслуги ради прощения грехов тех людей, у которых недостаточно добрых дел;

10. Есть ещё один важный пункт – миропомазание. Католики не помазывают миром детей сразу после Крещения, а только лет в 7 – 8, и делают это только архиереи.

У нас имеются константинопольские Литургии святого Василия Великого, святого Иоанна Златоустого и Литургия Преждеосвященных Даров святого Григория Двоеслова, а у католиков – римская и амвросиевская Литургии. Вот таковы главные догматические и канонические пункты, разделяющие Православную Церковь и Римо-Католическую.

А с протестантами у нас нет ничего общего. Они реформировали все догматы Церкви, принятые святыми отцами, и отказались от семи Святых Таинств. У них нет иерархии и Таинств, и они не могут спастись. Из семи Таинств у них остались только два – Крещение и Евхаристия, которую они совершают на пресном хлебе, как католики. Из протестантства родились все неопротестантские секты, штурмом идущие сегодня на православные страны.

* * *

303

Подробные пояснения о том, освящаются ли усопшие от Даров Трапезы, подобно живым, даёт Николай Кавасила в 42-й главе своего «Изъяснения Божественной Литургии»: «Известно, что Божественное и Священное Таинство освящает двояким образом: во-первых, чрез ходатайство, так как приносимые Дары тем самым, что приносятся, освящают приносящих и тех, за кого приносят, и умилостивляют в отношении к ним Бога; во-вторых – через Причащение, потому что они бывают для нас истинною, по слову Господа, пищею и питием. Из этих способов первый общ и живым, и умершим: ибо и за тех, и за других Жертва приносится, а второй доступен одним живым потому, что мёртвые не могут уже есть и пить. Что же? Поэтому умершие и не освящаются этим освящением от Причащения и в этом отношении имеют меньше живых? Нет, ибо и им Христос преподаёт Самого Себя так, как Сам знает» (Николай Кавасила. Христос. Церковь. Богородица. С. 279).

304

См. рассказ «О священническом достоинстве» в книге старца Клеопы «Ценность души» (М., 2014).

305

Т. е. Евангелие должно быть проповедано.

306

Эпиклеза (греч. «призывание, обращение по имени») – особая молитва на Святой Литургии, в которой священник просит Отца Небесного ниспослать Духа Святого на Честные Дары – хлеб и вино, чтобы они освятились и преложились (т. е. пресуществились, превратились) в Тело и Кровь Христовы.

307

См. 13-е правило VI Вселенского Собора (Книга правил. С. 77).


Комментарии для сайта Cackle