Руководство к изучению богослужения православной Церкви

Источник

О храме, его частях и принадлежностях

Первым храмом Божиим на земле была скиния. Затем построен был Соломоном храм Иерусалимский. По разрушении его Навуходоносором, царем Вавилонским, создан был второй Иерусалимский храм, который дожил до времен Господа Иисуса Христа и разрушен был в 70-м году по Рождестве Христовом.

В Новом Завете горница, в которой Господь наш Иисус Христос совершил с Своими учениками Тайную Вечерю и установил таинство причащения, была первою христианскою церковью. По сошествии Святого Духа на апостолов, апостолы, ученики Христовы – мужи и жены – также собирались в горницу. Там единодушно пребывали в молитве и молении (Деян. 1:13–14) и преломляли хлеб (Деян. 20:8:11), т.е. совершали евхаристию. Когда же число христиан увеличилось, они совершали евхаристию в горницах других домов. Горница, куда они собирались, без сомнения, отличалась внешним благолепием, как та горница, в которой Господь преподал Своим ученикам Тело Свое и Кровь, которая была «велия, постлана» (Мк. 14:15).

При существовании же Иерусалимского храма ученики Христовы каждый день единодушно пребывали и в храме (Деян. 2:46), но преломляли хлеб по домам (Деян. 2:46). Когда возникли гонения на христиан от язычников и невозможно было совершать евхаристию в домах, тогда христиане совершали богослужение в катакомбах, в подземельях. Там скрывались от гонителей, там погребали умерших, там устрояли церкви. По прекращении гонений при императоре Константине Великом стали строить церкви и на поверхности земли.

Православный христианский храм становится храмом Божиим тогда, когда он бывает освящен архиереем; когда же сам архиерей не освящает его, тогда в нем при иерейском освящении бывает положен освященный архиереем антиминс. Таким образом, храм Божий есть особое, посвященное Богу здание, в котором кроме других служб совершается божественная литургия, и для совершения которой находится на престоле антиминс, освященный архиереем, в храме собираются верующие для возношения общих молитв Господу (Лк. 19:46) и для получения благодати Божией чрез таинства1.

Храм, по тому самому, что в нем собираются верующие, называется церковью, т.е. тем же словом, которым именуется общество верующих во Иисуса Христа (1Кор. 14:23; 1Тим. 3:15; Деян. 5:11).

Всякий храм православный есть собственно храм Божий (Лк. 19:45–46).

Престол в храме есть престол Триединого Бога. Вместе с тем каждый храм имеет свое особое название: так, один называется храмом, или церковью, Рождества христова, другой – Успения Пресвятой Богородицы, третий – архангела Михаила, тот – апостолов Петра и Павла и т.п. Храмы так называются потому, что они построены и посвящены Богу в память того или иного события из истории веры или в память угодника Божия, избранного особенным ходатаем пред Господом.

Храмы, или церкви, имеют в основании (по плану) вид различный. Одни церкви образуют собою крест, другие круг, третьи имеют осьмиугольную форму, в виде звезды, четвертые имеют продолговатый вид, наподобие корабля. Вид креста означает, что Церковь христова чрез крест получила жизнь и силу. Вид круга означает вечность Церкви, так как в круге не видно ни начала, ни конца. Вид звезды изображает, что Церковь, подобно звезде, сияет благодатным Христовым светом, продолговатый вид наподобие корабля показывает, что Церковь, подобно кораблю, приводит нас чрез житейское море к пристанищу вечной жизни.

В верхней части храмов устраиваются иногда один, иногда несколько куполов (вроде башен с выпуклою крышею) и над ними – «главы», иначе «маковицы», «лбы». Главы имеют особое значение. Одна глава служит образом Высочайшей Главы Церкви – Иисуса Христа; три главы бывают в знамение трех ипостасей Святой Троицы; пять глав изображают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов; семь глав имеют значение семи таинств, семи даров Св. Духа, семи вселенских соборов; девять глав знаменуют девять ангельских чинов; тринадцать глав означают Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Всякий купол церковный, а где нет купола, там вершина церкви, увенчивается крестом, как победным знамением.

Как ветхозаветная скиния и храм Соломонов, устроенные по указанию Самого Бога (Исх. 25:40), разделялись на три части: на святое святых, святилище и двор – так и христианский православный храм разделяется на три части: алтарь, собственно церковь, или храм, и притвор с папертью. Алтарь знаменует горний мир, превыспренное небо, где обитает Бог в неприступном свете, также – земной рай, где жили наши прародители, наконец – те места, где Господь проповедовал, где установил Тайную Вечерю, где страдал, претерпел крестную смерть, где было Его воскресение и вознесение на небеса. Алтарь есть место одних священнодействующих, которые, подобно небесным бесплотным силам, служат пред престолом Царя славы.

Средняя часть храма, которой, собственно, принадлежит название церкви и храма, означает благодатное царство Христово на земле, состоящее из верующих в Него. Эта часть храма назначена для мирян, но только для верных, т.е. верующих во Христа, принявших святое крещение. Притвор с папертью есть место для кающихся и для оглашенных, т.е. готовящихся к святому крещению.

Алтарь устраивается в восточной стороне храма. Стоящие в храме лицом к алтарю молятся на восток. На востоке был рай, на востоке соделано спасение наше. Господь, оживотворяющий все, именуется Востоком (Зах. 6:12; Пс. 67:34), Востоком свыше (Лк. 1:78), Солнцем правды (Мал. 4:2).

Алтарь устраивается выше других частей храма ступенью, двумя и более; таким образом он становится видимым для предстоящих в храме и своим возвышением указывает, что он знаменует собою горний мир.

Самую главную принадлежность алтаря составляет святой престол. Он изображает небесный престол Божий, и на нем таинственно присутствует Сам Господь Вседержитель. Он именуется также жертвенником, потому что на нем приносится бескровная жертва за мир. Престол изображает собою и Гроб Христов, так как на нем полагается Тело христово. Престол бывает четырехугольный; четыре стороны его изображают, что на нем приносится жертва для востока, запада, севера и юга – всех стран мира, что все стороны призываются к вкушению Тела и Крови христовой.

Так как престол знаменует и гроб Господень, и престол Божий, то на нем полагаются две различные одежды, которыми престол одевается: сперва белая одежда, называемая «нижнею» и срачицею; она изображает собою плащаницу, коею было обвито тело Спасителя (Мк. 15:46); потом полагается светлая, блестящая одежда, называемая верхнею одеждою, также индитиею: она изображает собою славу престола Господня.

При освящении храма нижняя одежда престола обвязывается вервию (веревкою). Она знаменует узы, которыми был связан Господь, когда Его вели к первосвященникам Анне и Каиафе (Ин. 18:24).

На верхней одежде престола полагается илитон, что значит обвертка, т.е. четырехугольный плат, льняной или шелковой материи. Илитон изображает собою те пелены, которыми повит был Господь по рождестве, и тот сударь, которым была обвязана глава Иисуса Христа во гробе (Ин. 20:7).

На илитон полагается и им завертывается антиминс, шелковый (прежде льняной) плат с изображением Господа во гробе. Антиминс есть как бы самый престол. Слово антиминс значит сопрестолие, вместопрестолие. Подобно престолу и антиминс называется трапезою.

Антиминс раскрывается только на литургии, а именно пред началом литургии верных, и закрывается в конце ее. Без него не совершается литургии. На антиминсе пишется: «Сей антиминс, си есть трапеза священная на приношение безкровныя жертвы в Божественной литургии». Над антиминсом, при освящении его, совершается все то, что и при освящении престола. Антиминс освящает только архиерей. Он помазывает антиминс св. миром и влагает в него части мощей, и пишет потом на нем свое имя. Подпись архиерея на антиминсе означает, что в храме, в котором лежит на престоле антиминс, богослужение совершается с благословения архиерея.

Мощи святых полагаются еще под престолом в особо устроенном ящике, если архиерей сам освящает престол. При совершении бескровной жертвы на престоле Господь почивает на пострадавших по Нем честных мучениках. Церковь руководствуется в этом случае откровением святого Иоанна Богослова, который видел на небесах алтарь и под алтарем души избиенных за слово Божие и за свидетельство, еже имеяху (Апок. 6:9).

Чтобы означить, что на престоле таинственно присутствует Сам Бог, среди престола полагается Святое Евангелие, слово Божие (Ин. 1:1). Напрестольное Евангелие обделывается в особый переплет, в котором содержатся иконы: в середине – Воскресения Христова, а по углам – четырех евангелистов. Вверху переплета – Матфея и Иоанна – из числа 12 апостолов, внизу – Марка и Луки – из 70.

Престол служит местом, где совершается бескровная жертва, принесенная Господом на кресте; посему на престоле всегда находится крест (иногда и за престолом ставится крест, называемый «запрестольным» и «выносным»).

Крест сперва, а именно у римлян, служил для позорной и мучительной казни. Со смертью же на кресте Господа, даровавшего нам спасение, крест сделался знамением победы над смертью и адом и при благоговейном воспоминании страданий и смерти Господа заключает в себе спасительную силу.

Тот крест, на котором пострадал Господь Иисус Христос, не сохранился до нас в целости. Несомненно, что крест Господа был четырехконечный. А если была на кресте Господа подставка под ногами Его и если она, а также и доска над головою Господа, были шире дерева креста, выдавались своими концами, то крест мог быть и осьмиконечный.

В Православной Церкви употребляется крест и четырехконечный, и шестиконечный, и осьмиконечный. Спасительная сила изображенного креста зависит не от концов креста, не от того, сколько концов имеет крест, а от Господа Спасителя, распятого на кресте.

На престоле, знаменующем гроб Господень, ставится ковчег, иначе – кивот, дарохранительница, в котором полагаются Святые Дары – Тело Христа Спасителя, напитанное Кровью, которые сохраняются для больных, а в Великом посту – для преждеосвященных литургий. Ковчег делается наподобие гроба Господня, или пещеры, в которой был погребен Спаситель мира, и называется «гробницею».

На престоле хранится и св. миро. За престолом или на престоле поставляются светильники для изображения света Христова, просвещающего мир.

В некоторых местах устраивается над престолом сень, балдахин, иначе называемый киворий. Сень над престолом образует как бы небо, распростертое над землею, на которой приносится жертва за грехи мира.

За престолом устраивается горнее место, то есть возвышение, на котором стоит седалище (кафедра, трон) епископа, во время службы изображающего Господа славы.

В северной части алтаря устраивается предложение, иначе сказать, стол для приготовления Даров. Он называется предложением, потому что на нем полагаются Дары, предложенные для совершения литургии, предложение также называется жертвенником, потому что на нем приготовляются хлеб и вино для совершения бескровной жертвы. Во время проскомидии на жертвеннике воспоминаются рождение и страдание Спасителя, посему жертвенник изображает Вифлеем, или точнее – ясли, в которых был положен Господь Иисус по рождении, и Голгофу, на которой Он испил чашу страданий.

На жертвеннике, при приготовлении хлеба и вина для евхаристии, употребляются известные священные сосуды и священные вещи, которые, в некотором роде, составляют принадлежность жертвенника. Они суть: дискос, чаша (потир), звездица, копие, лжица, губа, покровцы и рипиды.

Дискосом называется блюдо, на котором полагаются частицы, вынутые из просфор, и главная из них – агнец, т.е. та часть просфоры, которая на литургии по призывании Св. Духа претворяется в истинное Тело Христово. Дискос отличается от других блюд, употребляемых на литургии, тем, что имеет подставку, как бы ножку, которая делается для того, чтобы удобнее было на дискосе переносить Св. Дары, особенно держа его на главе.

Кроме дискоса на проскомидии употребляются еще два блюда, но без подставок. Одно употребляется при изъятии агнца из просфоры, другое – при изъятии из просфоры части в честь Божией Матери, в честь святых, а также за живых и умерших.

Звездица состоит из двух дуг, соединяемых между собою винтом так, что их можно вместе сложить и раздвинуть крестообразно. Она употребляется для того, чтобы при покрытии дискоса покровцем и воздухом частицы, лежащие на дискосе, не смешивались между собою. Звездица знаменует ту звезду, которая привела волхвов к родившемуся на земле Спасителю мира.

Чаша в богослужебных книгах большей частью называется потиром (сосуд для пития); она напоминает собою о смерти Христа Спасителя, о чаше страданий Его (Мф. 20:22–23; 26:39). Она изображает ту чашу, которую Христос Спаситель преподал ученикам на Тайной Вечери.

Лжица, ложица, или лавида, употребляется для преподания Тела и крови Христовой верующим. Она знаменует те клещи, которыми серафим взял уголь от алтаря небесного, прикоснулся им к устам пророка Исаии и очистил их (Ис. 6:6). Уголь Тела и крови Христовой очищает и тело и душу верующих.

Покровы употребляются для дискоса и потира. Покровов три: одним покрывается дискос, другим – потир, третьим – потир и дискос вместе. Первые два покрова величиною менее третьего и называются в отличие от него покровцами, а тот – покровом. Обыкновенно покровцы и покров называются воздухами. Но воздухом (аером) называется, собственно, последний, потому что, вея этим покровом над честными Дарами во время пения Символа веры, иерей потрясает, колеблет воздух и тем изображает трус, бывший при воскресении христовом. Сообразно разным священным воспоминаниям, бывающим на литургии, покровцы и воздух имеют разные знаменования. Так, на проскомидии, когда воспоминается рождество Христово, они означают младенческие пелены Иисуса Христа. При поставлении же дискоса и потира на престоле, после перенесения их с жертвенника (чем изображается снятие Господа со креста и положение Его во гроб), покровец над дискосом означает сударь, покрывавший главу Спасителя во гробе. Покровец над потиром знаменует плащаницу, которою было обвито тело Господа, а воздух, которым иерей покрывает дискос и потир вместе, знаменует камень, приваленный к двери гроба.

Губа, или губка, или муса, употребляется на литургии для отирания дискоса над чашею после опущения в нее всех частиц, лежавших на дискосе. Губа эта полагается на антиминсе и называется антиминсною; а так как она вместе с антиминсом завертывается в илитон, то она именуется также «литонною». Она знаменует ту губу, которую, напоив желчию и оцтом, подносили к устам Господа Иисуса.

Копием называется нож, сделанный наподобие копия, острый с обеих сторон, употребляемый для вынутия и прободения агнца и для вынутия частиц в честь и память Божией Матери, святых, а также за живых и умерших. Оно изображает то копье, которым были прободены пречистые ребра Спасителя (Ин. 19:34).

Рипиды (опахало) сперва употреблялись для отогнания насекомых от Св. Даров и делались из тонких кож, или из павлиньих перьев, или полотна. Ныне рипида есть прикрепленный к длинной рукоятке металлический круг с изображением шестикрылого херувима. Рипиды употребляются при архиерейском служении, а при служении иерея заменяет рипиды покровец. При архиерейском служении рипиды носятся при несении на литургии Святых Даров (на большом выходе), креста на утрени 14 сентября и т.д. Рипиды изображают проникновение небесных сил в тайну спасения людей, совершенного Господом.

Как северная, левая часть алтаря назначается для жертвенника, так южная, правая сторона – для сосудохранильницы. Здесь хранятся сосуды, книги, облачения. Сосудохранильница в древности находилась в ведении диаконов и потому называлась «диаконник».

Алтарь отделяется от средней части храма иконостасом, т.е. более или менее сплошною стеною, уставленною иконами.

В иконостасе устрояются три двери, которые из церкви ведут в три отделения алтаря, а именно: двери в средине иконостаса, называемые царскими дверями, царскими вратами, ведут в ту часть алтаря, где находится престол; налево от царских дверей – северные двери, служат входом в ту часть алтаря, где находится жертвенник; направо от царских врат – южные двери, или полуденные, вводят в ту часть алтаря, в которой прежде устроился диаконник (сосудохранильница), поэтому южные двери именовались диаконскими. Двери называются «царскими», потому что на литургии чрез них исходит Царь славы для напитания верных Своим Божественным Телом и Своею Кровию. Царские двери называются «святыми», потому что чрез них выносятся Св. Дары. Царские двери называются еще великими, по величине их, в сравнении с южными и северными, и по величию благодатных даров, которых в них сподобляются верные. Открытие царских врат изображает отверстие людям небесного Царства.

Пред царскими дверями изнутри алтаря привешивается завеса, которая в богослужебных и других книгах называется, по отношению к царским вратам, как бы внешним дверям алтаря, внутреннею завесою, внутреннею дверью. Отъятие завесы знаменует открытие миру тайны спасения (Рим. 14:24), сокровенной от век и родов, ныне же явившейся (Кол. 1:26).

Иконостас, закрывая собою алтарь, знаменующий небо, изображает тех, кои обитают на небе, в иконостасе находятся иконы, или образа, Господа Бога, в Троице славимого, пресвятой Девы, свв. ангелов, свв. пророков, свв. апостолов и других угодников Божиих и изображения священных событий, совершившихся для нашего спасения.

Употребление икон было в глубокой древности, в Ветхом Завете в той части храма, в которой обращались евреи с молитвою, по указанию Божию, на завесе, отделяющей святилище от святое святых, были изображены херувимы (Исх. 26:31:33). И в самом святое святых Господь повелел сделать крышку для ковчега из чистого золота и на ней двух херувимов чеканной работы, и сказал Господь Моисею: «Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою» (Исх. 25:14–22). Таким образом, изображения святых небожителей были там, где Господь даровал Свои откровения.

В христианской православной Церкви, по преданию, принятому VII Вселенским Собором, начало употребления святых икон положил Сам Господь Иисус Христос, даровав изображение на убрусе (полотенце). Через своих слуг Авгарь, царь едесский, просил Господа придти к нему и исцелить его. В числе слуг был живописец. Он пытался изобразить лик Господа, но не мог. Господь сжалился над ним, велел принести воды и полотенце, умылся, отер полотенцем лицо, и на нем явился лик Господа. Эта икона на убрусе (полотенце) называется нерукотворенным образом (празднование 16 августа). Сохранилось предание, что евангелист Лука написал икону Божией Матери. Иконы были с первых времен христианства в катакомбах, в которых христиане в первые три века укрывались от гонителей, хоронили умерших и устрояли церкви. Когда явились гонители на иконы (в VIII веке), тогда на VII Вселенском Соборе рассмотрен был догмат (учение) о почитании икон и, на основании древних отеческих преданий, положено было почитать иконы.

Почитание должно быть не дереву, не краскам, не полотну, а тем, кто на них изображен. Воздаваемая образу честь относится к тому, кто изображен. Непочтение иконе есть оскорбление тому, кого она изображает.

Иконы в иконостасе ставятся в известном порядке. Обыкновенно на правой стороне царских врат ставится икона Спасителя, рядом с нею (если же рядом с этим образом бывают южные двери, то рядом с южными дверями) находится икона храма, или икона того угодника, памяти которого посвящен храм. Налево от царских врат находится икона Божией Матери, а на самых вратах, изображающих вход в Царство Небесное, – икона Благовещения Пресвятой Богородицы, так как Благовещение, по выражению Церкви, было главизною нашего спасения, и иконы благовестников, евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна, бывших, подобно архангелу, благовестниками миру о Христе Спасителе. Над царскими дверями помещается икона Тайной Вечери, которая как бы учит, что желающие следовать по пути Христову и удостоиться входа в Царство Небесное должны сподобляться трапезы Господней, уготовляемой за царскими дверями в алтаре и предлагаемой мирянам в царских вратах. Как на царских дверях находятся иконы благовестников человеческого спасения (архангела Гавриила, в иконе Благовещения, и евангелистов), так на северных и южных дверях изображаются вестники воли Божией – ангелы, в услужение посылаемые за хотящих наследовать спасение; а иногда пророки – предвозвестники воли Божией; иногда святители – изъяснители слова Божия; и святые диаконы, изображающие собою ангелов и заведующие теми частями алтаря, в которые ведут северные и южные двери, в более обширных храмах, на ряду с иконами Спасителя и Богоматери ставятся иконы святых, наиболее чтимых. Над ними, во втором ряду, располагаются иконы главнейших праздников Владычных и Богородицы, изображающих события, послужившие ко спасению людям. В третьем ряду ставятся иконы тех угодников Божиих, кои как на земле, так и в горнем мире удостоились быть ближе других к Спасителю мира, а именно: над иконою Тайной Вечери ставится икона, изображающая Самого Иисуса Христа и по правую сторону – Божию Матерь, а по левую – Иоанна Предтечу2. По ту и другую сторону этих образов, которые все вместе называются «деисус», ставятся иконы свв. апостолов, в следующем ряду полагаются иконы ветхозаветных угодников Божиих – пророков, и между ними – икона Божией Матери с Предвечным Младенцем, Который был чаянием и утехою их и предметом их пророчеств. Верх иконостаса увенчивается распятием Спасителя – изображением того, чрез что даровано людям спасение и Царство Небесное.

Иконостас, отделяющий алтарь от средней части храма, устраивается на том возвышении, на котором устроен алтарь. Это возвышение не оканчивается иконостасом, но выдается вперед в самую среднюю часть храма и называется солея, т.е. возвышение. Солея, будучи в соединении с алтарем, служит как бы продолжением его. И как для священнослужителей, во время приобщения их у престола, алтарь уподобляется той горнице, где на вечери были апостолы, так для мирян солея служит горницею, горним, возвышенным местом, в которой они вкушают от трапезы Господней.

Место солеи против царских дверей, куда диакон выходит для произнесения ектений и для чтения Евангелия, называется амвоном, т.е. восхождением. Оно называется еще предалтарным амвоном. Амвон изображает те возвышенные места – корабль, гору, с которых Господь проповедовал, и тот камень, с коего ангел благовествовал мироносицам о воскресении Христовом.

По краям солеи, против северных и южных дверей, устраиваются места для чтецов и певцов, которые называются ликами. Певцы изображают собою лики ангелов, воспевающих хвалу Вышнему. Чтецы и певцы называются также клириками, т.е. избранными по жребию для псалмопения и чтения в храме (как было в древности). Оттого места на солее, где ставятся клирики, называются клиросами.

У каждого из двух клиросов для каждого лика стоит святая хоругвь, т.е. икона, висящая на древке, в виде знамени, изображающая собою победное знамя Церкви христовой, которая постоянно воюет с врагами спасения. Таким образом, хоругви, как знамена, под которыми собираются воины Христовы, стоят в церкви впереди верующих, они и носятся клириками, чтецами и певцами во главе крестных ходов.

Во время архиерейского служения среди храма устрояется возвышенное место для архиерея, или амвон, который, в отличие от амвона на солее, или предалтарного, называется «архиерейским амвоном», «облачальным местом». На облачальном месте архиерей не только облачается, но и совершает иногда часть службы (например, на литургии), иногда же и всю службу (например, молебен, панихиду), и молится среди народа, как отец с детьми.

За облачальным местом на западной стороне храма против алтаря устраиваются двери, или врата, вводящие в притвор. Врата эти в Уставе церковном называются красными, так как они иногда украшаются с особым благолепием. Они служат для торжественных выходов из храма и входов в него, как, например, во время крестных ходов. Эти врата называются также «церковными».

Притвор, иначе предхрамие, разделяется на две части: на внутренний притвор, на который всегда указывает Типикон, когда говорит о притворе, и на внешний притвор, или паперть. Эта часть храма в некоторых церквах, и особенно в обителях, называется «трапезою», потому что в ней или подле нее иноки обедают, и притвор, и паперть в древности назначались для оглашенных и кающихся. Здесь они молились, здесь, особенно во внутреннем притворе, часто слушали поучения. Ныне, хотя крещение совершается большей частью над младенцами, однако крещаются и возрастные. Оглашение над ними, по Уставу, совершается в притворе. Кроме оглашения, Устав церковный назначает во внутреннем и внешнем притворе (паперти) совершать некоторые священнодействия и молитвословия, а именно – службы более покаянные, при которых верные, смиряясь пред Богом, раскаиваются в своих грехах, выражают, что они по своим неправдам уподобляются оглашенным и достойны стоять вместе с ними на паперти. В притворе внутреннем совершаются часы, лития на вечерне, повечерие, полунощница.

И на паперти Устав назначает или, так сказать, позволяет совершать литию и чин отпевания умерших.

Одну из принадлежностей православных храмов составляют колокола. Колокола обыкновенно помещаются или на крыше храма, в башнях куполов, или при входах в церковь, в звонницах, которые устраивались и в арках крыльца, и в самой церкви у западной стороны, или близ храма, в особом здании, для них устроенном и называемом колокольнею.

Колокола в Православной Церкви назначены для того, чтобы: а) созывать к богослужению или, по выражению Церкви, «знаменать», т.е. давать знать о службах; б) выражать торжество Церкви и ее богослужения и в) возвещать не присутствующим в храме о известных молитвословиях и чтениях богослужения, которые совершаются в храме, и звоном возбуждать не присутствующих в храме соединить свои молитвы к Господу с молитвами находящихся в храме.

Колокола в церковном Уставе и богослужебных книгах обозначаются словами: било, клепало, кампань, тяжкая, звоны. Некоторые из этих наименований сохранились в богослужебных книгах с того времени, когда колокола еще не были введены в употребление в христианской Церкви (до VIII века) и верные призывались к богослужению посредством деревянной или металлической доски, в которую ударяли (клепали) молотом или палкою. Эта доска и разумеется в Уставе под именами била, клепала, древа или просто под именем «великое».

Ныне, когда доски заменены колоколами, сказанное в Уставе о биле, клепале, древе должно применять к колоколам. Собственно же колокола в Типиконе чаще всего обозначаются словами: 1) «кампан» (campana) – от названия римской провинции Кампании, где из ее меди были отлиты первые колокола; 2) «тяжкая» – от тяжких, сильных звуков колоколов; 3) «звоны» – от звучности колоколов. При церквах обыкновенно бывают несколько колоколов, и они различаются между собою своею величиною, силою звука. Не во всех храмах, но в очень многих различаются следующие колокола: 1) праздничный; 2) воскресный; 3) полиелейный; 4) простодневный, или будничный; 5) пятый, или малый, колокол. При этом бывает несколько маленьких (зазвонных) колоколов различной величины.

Самый звон в колокола бывает неодинаков. Звон соответствует службе. Иной звон бывает при службе праздничной, иной – при будничной, иной – при великопостной, иной – при некоторой заупокойной службе.

Главным образом различаются два рода звона: благовест и собственно звон. Благовестом называется тот звон, при котором ударяют в один колокол или и в несколько колоколов, но не во все вместе, а поочередно в каждый колокол, в последнем случае благовест называют «перезвоном» и «перебором». Собственно, звоном называется тот звон, при котором ударяют в два и более колоколов вместе. Когда звон в несколько колоколов бывает в три приема, тогда он называется тризвоном, или трезвоном.

Благовест в продолжение дня бывает три раза к общественному богослужению: к вечернему, утреннему и дневному. Ибо хотя в Православной Церкви считается девять вседневных служб общественного богослужения (вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1, 3 и 6 часы, литургия, 9 час), но в приходских церквах в большую часть года они совершаются по три вместе, а именно:

1) 9 час, вечерня и повечерие.

2) Полунощница, утреня и 1 час.

3) 3 и 6 часы и литургия.

Так, благовест бывает пред 9 часом (и вечернею), пред полунощницею (и утренею), пред 3 часом (и литургиею). Затем пред более торжественными службами за благовестом бывает трезвон в несколько колоколов. Так, звонят пред вечернею (Тип., гл. 9) по окончании 9 часа, пред утренею по конце полунощницы (Тип., гл. 9), пред литургиею по прочтении 3 и 6 часов.

Трезвон бывает пред литургиею и тогда, когда она отправляется сразу за вечернею, а не за 3 и 6 часами, например, в день Благовещения, в Великий четверток и Великую субботу и пред литургиею преждеосвященных Даров.

Для выражения особенного торжества праздника Воскресения Христова бывает трезвон после литургии.


Источник: Руководство к изучению богослужения православной церкви / Прот. К. Никольский - Киев: Об-во любителей правосл. лит-ры; Изд-во св. Льва, папы Римского, 2008. - 328 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle