Источник

Второе послание Апостола Петра

Время и место, откуда оно писано, неизвестны. Оно обращено к христианам вообще и направлено главным образом на возникшее в новых общинах отделение веры от жизни и нравов, под влиянием ложных учений. Вместе с тем убеждает Апостол в неизбежности второго пришествия Христова, хотя время, когда оно будет, предузнать невозможно и предугадывать не следует.

В этом послании усматривается сходство с содержанием послания Апостола Иуды.

Глава 1

Симон Петр, раб и Апостол Иисус Христов, – от праведности Бога нашего и Спаса Иисуса Христа приявшим равночестную с нами веру.

Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего.

Христианское достоинство и жизнь христианская

Сила Его божественная даровала нам все потребное для жизни благочестивой, в познании Призвавшего нас явлением славы Своей и благости.

Тем и дарованы нам обетования великие и драгоценные, чтобы стали мы чрез них причастниками Божеского естества, избежав от сущего в мире растления всякой похоти.

Итак, прилагая всякое старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность,

в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие,

в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.

Если все это есть и еще возрастает в вас, то не останетесь вы ни ленивы, ни бесплодны в познании Господа нашего Иисуса Христа.

А в ком нет сего, тот слеп, ничего перед собой не видит, и думать забыл о том, как очищены прежние грехи его.

Посему, братия, всячески старайтесь, чтобы твердо было в вас известно призвание и избрание ваше: так поступая, никогда не преткнетесь.

И так богатно откроется вам вход в вечное Царство Господа нашего и Спаса Иисуса Христа.

И не обленюсь я никогда напоминать вам о сем, хотя вы и сами знаете, и утверждены в настоящей истине.

Праведным долгом почитаю себе, доколе пребываю в сей храмине телесной, возбуждать вас напоминанием,

зная, что скоро должен я оставить сию храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне.

Но все буду еще стараться, чтобы вы и по отшествии моем всегда имели в себе о сем память.

Преображение Господне

Ибо не хитросплетенным басням следовали мы, когда возвещали вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, но были самовидцами величествия Его.

И Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы пришел к Нему такой глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Немже благоволение Мое».

И сей глас, с небеси сшедший, слышали мы, когда на святой горе были с Ним.

Пророчества

И еще имеем мы вернейшее пророческое слово – и хорошо делаете вы, что к нему обращаетесь, как к светильнику, в темном месте сияющему, доколе не начнет день рассветать и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших.

Прежде же всего должны вы знать, что никакое пророчество в Писании само собою разумом не разрешается.

И никогда не было сказуемо пророчество по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, движимые Духом Святым.

Глава 2. Лжепророки

Были и лживые пророки в народе, как и у вас будут лжеучители. Они введут погибельные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут на себя скорую погибель.

Многие последуют развратному их учению, и чрез них путь истины будет в поношении.

Из любостяжания станут уловлять вас льстивыми словами; но суд им давно готов, и погибель их не дремлет.

Погибель падшим христианам, ведущим нехристианскую жизнь

Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал на суд и на мучение;

не пощадил древнего мира, но сохранил с семью душами осьмого Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых;

города Содомские и Гоморские осудил на истребление и превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам;

а праведного Лота, истомленного обращением между беззаконными и развратными людьми, избавил,

ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные.

Итак знает Господь, как благочестивых избавлять от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для казни,

наипаче же тех, что идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших себя,

тогда как и Ангелы, превосходя их крепостию и силою, не возводят на них пред Господом укоризненного суда.

Они, как бессловесные животные, прирожденные на уловление и истребление. злословя то, чего не понимают, в растлении своем погибнут,

и так получат возмездие за свою беззаконность. Они полагают все удовольствие жизни в ежедневном наслаждении. Срамники и осквернители, они не оставляют лжи своей и распутства и тогда, как едят вместе с вами26.

Очи их исполнены любострастия и всякого греха; они прельщают неутвержденные души; сердце навыкло к любостяжанию; они – сыны проклятия.

Оставив прямой путь, заблудились, пошли по следам Валаама, сына Восорова, возлюбившего мзду неправедную.

Но был он обличен в своем беззаконии; бессловесная ослица проговорила человеческим голосом и остановила безумие пророка.

Это – безводные источники, облака и туманы, гонимые бурей, и для них блюдется мрак вечной тьмы.

Нахальными и вздорными речами уловляют они в плотские похоти и в разврат едва отставших от людей, кои живут еще в заблуждении;

обещают им свободу, а сами рабы тления: кто чему поддался, тот тому и раб.

А если кто, избегши от скверн мира в познание Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, опять в них запутывается и ими пленяется, для того последнее бывает хуже первого.

Лучше бы познавши, возвратиться назад от преданной им святой заповеди;

но с ними случается, что́ сказано в верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и свинья омывшаяся идет валяться в грязи.

Глава 3. Верно, хотя еще и медлит, и будет нечаянно пришествие Христово

Вот уже второе послание пишу вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл,

чтобы вы помнили прежде реченные святыми пророками глаголы и заповедь Господа и Спаса, от Апостолов преданную вам.

Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, ходящие в похотях своих,

и станут говорить: где же обетование пришествия Его? с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается, как было.

Но такие люди знать не хотят, что в начале Словом Божиим небеса и земля созданы из воды и водою;

так и тогдашний мир погиб, быв потоплен водою.

А нынешние небеса и земля, тем же Словом содержимые, блюдутся огню на день суда и погибели нечестивых человеков.

Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа един день – как тысяча лет, и тысяча лет – как день един.

Не медлит Господь совершить обетование, как иные думают, что медлит; но долготерпит на нас, не хотя, чтобы кто погиб, но да все в покаяние приидут.

А день Господень придет, как тать в нощи, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, сгорая, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят.

Если так все сие разрушится, какую же святую и благочестивую жизнь должны вы вести,

когда ожидаете и желаете скорого пришествия дня Божия! В день тот воспламененные небеса разрушатся, и разгоревшиеся стихии растают.

Но мы, по обетованию Его, нового небеси и новой земли чаем. где правда живет.

Надобно быть готовым

Итак, возлюбленные, в ожидании сего, потщитесь явиться пред Ним не скверными и непорочными и в мире.

А долготерпение Божие почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам.

Так говорит он об этом деле и во всех своих посланиях. Есть в них и нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные люди, к своей же погибели, извращают, как и прочие Писания.

Но вы, возлюбленные, как предварены о сем, берегитесь, чтоб не увлечься вам заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения;

но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спаса Иисуса Христа. Тому слава и ныне и во веки. Аминь.

* * *

26

По-видимому, здесь, разумеется, участие развратных и неверных христиан в вечерях любви вместе с верными. И в некоторых греческих списках стоит: έν ταῖς άϒάπαις – Ср. Иуд.12.


Источник: Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа в новом русском переводе К.П. Победоносцева. - С.-Петербург : Синод. тип., 1906. – VI, 629, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle