XVII. Светлой памяти Светлых

1. О Святейшем Патриархе Алексии I

В первый год моей преподавательской работы (1955–1956 г.) случилось мне быть в Патриархии – резиденции постоянного пребывания Первосвятителя. Было это в Великую Субботу Страстной седмицы, когда все православный христиане готовились встретить радостный праздник Воскресения Христова. С А. Остаповым я зашел в ризницу, куда должен был прийти Святейший Патриарх выбирать себе облачение для Пасхальной утрени и Литургии. Здесь уже находились Д. А. Остапов и о. Константин Нечаев, рассматривавшие облачения. Через несколько минут в соседней комнате с палочкой в руках показался Святейший Владыка. Какой-то невольный трепет охватил мою душу, когда я увидел Святейшего в домашней обстановке. До этого времени я неоднократно присутствовал за Богослужением Его Святейшества сначала как простой богомолец, а потом и как иподиакон, всегда считал большим счастьем помолиться вместе с Первосвятителем и получить высокое благословение. Но тогда я подходил за благословением вместе со многими другими, естественно, мне казалось, что Святитель не знает меня. Однако, что произошло в данную минуту – меня поразило. Заметив меня, Святейший Владыка добродушным и приятным голосом стал говорить: «Скурат, но не Скуратов, Константин, но не Малюта, Ефимович?» – «Да, Ваше Святейшество», – отвечал я с каким-то непонятным испугом и вместе с радостью. Затем Первосвятитель расспросил меня о жизни, о моих родителях и родных. Не помню сейчас, что я ответил на это, но знаю только, что очень волновался.

Подобрав себе скромное, но и удивительно соответствующее величию праздника облачение, Святитель ушел. Уходя, Святейший Владыка еще раз внимательно посмотрел на меня и приветливо улыбнулся.

Эта короткая, можно сказать, первая личная встреча с Первоиерархом Русской Православной Церкви открыла мне многое. Я увидел, я почувствовал величие и богатство души Святителя, той души, которая видит и знает всех, которая относится ко всем с отцовской любовью.

Да пошлет Господь Его Святейшеству доброе здоровье и да укрепит нашего Первосвятителя на благо Своей Святой Церкви.

2. День памяти Святителя Алексия, Митрополита Московского (12/25 февраля 1960 года)

Двадцать четыре года – с 1354 г. по 1378 г. – возглавлял Святую Русскую Церковь мудрый архипастырь св. Алексий. Имея с юных лет горячее желание послужить Церкви Христовой, св. Алексий лет 20-ти принимает монашество в московском Богоявленском монастыре. Вскоре молодой инок был замечен митрополитом Феогностом и поставлен им митрополичьим наместником, а потом епископом Владимирским и, наконец, после смерти св. Феогноста, стал Московским митрополитом. В этом высоком звании Святитель принес Русской Церкви незаменимые услуги. В тяжелое время монгольского ига Святитель неоднократно ездил в Орду ходатайствовать за Русскую Церковь и Русскую землю, укрощал свирепых ханов и возвращался с полученными ярлыками, предоставлявшими новые льготы. Понимая какое великое зло приносят междоусобные войны, Святитель призывал русских князей к миру и союзу. Своей духовной силой св. митрополит заставляя князей исполнять их договоры, а непокорных предавал отлучению.

Святое имя митрополита Алексия носит наш Святейший Отец.

Исполнилось уже 15 лет как во главе Русской Церкви стоит Патриарх Алексий. В день своей интронизации – 22.I (4.II) – Святейший, не желая лишней суеты, совершая Божественную литургию в домашней церкви. В день же памяти святителя Алексия – Небесного Покровителя Святейшего Патриарха – в Елоховском соборе собралось московское духовенство, многочисленная московская паства, чтобы поздравить своего дорогого именинника.

Как всенощное бдение, так и Литургию совершал сам Святейший. Первоиерарху сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Николай, митрополит Херсонский и Одесский Борис, епископ Новосибирский и Барнаульский Донат, епископ Арсений (на покое) и сонм духовенства. В алтаре настолько много было духовенства, что пройти можно было только с трудом.

Приветственное слово к имениннику сказал митрополит Николай.

Мы сегодня, – говорил Высокопреосвященнейший, – с сыновней любовью собрались у раки святителя Алексия, чтобы вознести ему свои молитвы о Вашем Святейшестве. Три недели назад исполнилось 15 лет Вашего Патриаршества. Хотя это и не официальный срок, но пребывать во главе Церкви в наше трудное время – «это великий подвиг». Поэтому позвольте назвать Вас сегодня и юбиляром.

Нельзя перечислить в короткой речи Ваших великих церковных дел. Вы укрепляли внутренний строй Церкви, дисциплину, под Вашим руководством издан целый ряд книг, возобновлены школы, многие выпускники которых теперь успешно трудятся на ниве Христовой; Вы восстановили связи со многими Церквами – сами путешествовали к ним и отправляли нас в качестве своих посланников. Вы видели, что протестантский мир, как никогда, тянется теперь к православию. Вы благословляли призывать к себе представителей инославных обществ и посылали нас к ним. Всем известны Ваши труды о мире во всем мире: благословения, послания, речи, приветствия. Воистину сделанное Вами – «это великий подвиг». И мы молимся о Вас всегда, а сегодня особенно, чтобы Господь продлил годы Вашего Патриаршества, а Промысл Божий умалил скорби св. Церкви.

От имени Священного Синода, епископата, духовных школ, монастырей, верующих, от имени всех, всей Церкви Русской с сыновней и горячей преданностью приветствуем Ваше Святейшество.

В ответном слове Святейший Патриарх Алексий сказал:

Спаси Вас Господи за приветствие и добрые пожелания. Вы верно сказали, что стоять во главе Церкви «есть великий подвиг». Но я жертвую все свои силы на это служение, черпая силы и благодатное подкрепление от святых угодников, вижу помощь архипастырей и пастырей, несущих свой подвиг с усердием и любовью.

Сегодня праздник не только тех, кто носит имя святителя Алексия, но и всей Церкви, которая вспоминает подвиг Московского митрополита по ее устройству. Поэтому всех приветствую с днем памяти Святителя. Праздник этот дорог для всех и особенно для Москвы, где почивают св. мощи московского Архипастыря. Мы глубоко веруем, что Святитель слышит наши молитвы и возносит их к Престолу Божиему.

Приветствуя вас, надеюсь, что «явимся достойными покрова святителя Алексия» своим терпением, верой. Господь сказал, что «в мире скорбни будете», но Он же оставил и великое утешение: «Дерзайте, яко Аз победих мир». И Господь нас не оставляет. Он дает нам силы в перенесении скорбей. Веруем, что по молитвам святителя Алексия, и в будущем Господь не оставит нас, но даст благословение на дальнейшее служение Церкви.175

Патриарший протодиакон Петр (Байков) густым басом провозглашает многолетие Святейшему Патриарху, хор и вся церковь подхватывает его и под сводами древнего Елоховского собора – свидетеля многих церковных торжеств – раздается многогласное, молитвенное и радостное «Многая, многая лета» нашему дорогому имениннику!

1960 год

3. Служение Святейшего Патриарха Алексия в храме Святителя Николая, что в Кузнецах

Патриаршим кафедральным собором является Богоявленский. Здесь, в основном, и совершает Богослужение Святейший Патриарх Алексий. В те же дни, когда особенно чтится святыня того или иного храма, в котором она находится, то в этом храме и служит Святейший Патриарх Алексий (часто в сослужении архиепископа Московского Макария). Так из года в год Святейший Патриарх Алексий совершает всенощное бдение в канун праздника Иверской иконы Божией Матери (25 (12) октября) в храме Воскресения Христова в Сокольниках пред чудотворным образом Царицы Небесной, в канун празднования икон Божией Матери: «Всех скорбящих Радости» (5 ноября–23 октября) – в храме праздника на Б. Ордынке, «Знамения» (9 декабря–26 ноября) – в храме праздника во 2-м Крестовском переулке г. Москвы, «Нечаянной Радости» (21 (8) декабря) – в храме св. пророка Илии в Обыденном переулке пред чудотворной иконой Богоматери, «Взыскания погибших» (17 (4) февраля) – в храме Брюсовского пер. и т. д. 6-го же февраля (24 января), в канун праздника иконы Божией Матери «Утоли моя печали», Святейший Патриарх Алексий совершал всенощное бдение в храме св. Николая, что в Кузнецах.

Этот храм построен в 1683 г. В нем имеется два придела: 1) Преподобного Сергия Радонежского и 2) Введения во храм Пресвятой Богородицы. Во время Московского пожара 1812 г. в числе других церквей пострадал от огня и этот св. храм. Заботами архипастырей он был восстановлен вместе с другими церквами.

В настоящее время этот св. храм находится в прекрасном состоянии. При вступлении в него молитвенное благоговение наполняет сердце: в каждом священном предмете чувствуется величие и святость места. Особенно привлекает к себе образ воскресения Господа нашего Иисуса Христа на Горнем месте. Так и кажется, что сам являешься свидетелем этого величайшего христианского чуда. Во всем храме очень хорошая иконопись. Исключением является только изображение Преподобного Сергия по правую сторону Воскресения Христова. Хотя этот образ художественно исполнен хорошо, но не соответствует древним церковным изображениям Игумена Живоначальной Троицы. Потолок в алтаре небесно освещается двумя рефлекторами, устроенными в стене над Царскими Вратами с чрезвычайный мастерством.

Святыней этого храма является чудотворная икона Божией Матери «Утоли моя печали». Хранившиеся в Церкви о ней свидетельства были истреблены огнем во время Наполеоновского нашествия. Предание сохранило память о первом прославлении иконы, бывшем во второй половине XVII века. Оно рассказывает: одной тяжело больной, жизнь которой не могли спасти врачи, в предсмертных томлениях явился образ Богоматери, от которого послышался голое: «Вели себя везти в Москву: там на Пупышеве, в церкви святителя Николая, есть образ Богоматери с надписью «Утоли моя печали»; молись пред ним, и получишь исцеление». Когда же больная прибыла на указанное место и в Церкви не нашла желаемой иконы, священник велел принести имевшиеся иконы Богородицы на колокольне. И вот как только был принесен весь покрытый пылью образ «Утоли моя печали», больная громко воскликнула: «Она! Она!., и перекрестилась. Перед новоявленной иконой был отслужен молебен, больная приложилась к ней и вернулась домой совсем здоровой. Это случилось 25 января (с.с.). С тех пор около триста лет празднуется этот день прославления иконы Божией Матери «Утоли моя печали». И в текущем году многочисленная паства Русской Православной Церкви во главе со своим первоиерархом, Святейшим Алексием, возносила свои молитвы пред чудотворным образом Царицы Небесной.

Еще задолго до начала всенощного бдения храм был уже весь переполнен молящимися. Казалось, что не нашлось бы места даже для одного человека. Взоры всех выражали ожидание прибытия главы Русской Православной Церкви. Ровно в 6 часов, как и всегда, приехал Святейший Патриарх Алексий, после чего сразу началась всенощная, которая прошла с особой торжественностью. Вместе со своим духовным отцом и первоиерархом многочисленная паства едиными устами и сердцем прославляла Небесную Заступницу и у Ее чудотворной иконы оставляла свои горести и скорби.

После всенощной настоятель храма прот. Всеволод Шпиллер преподнес Святейшему Патриарху Алексию икону Божией Матери «Утоли моя печали». В своем слове при вручении иконы о. настоятель благодарил Святейшего Патриарха за то, что Он посетил этот храм и просил принять икону Царицы Небесной как символ сыновней преданности и искренней любви всех к своему дорогому Отцу. «Просим Вас, Святейший Владыко, – заключил он свое слово, – когда будете молиться пред этим образом поминать и нас в своих молитвах».

В ответном слове Святейший Патриарх Алексий сказал, что он принимает этот дар как благословение Самой Божией Матери. В нашей жизни, – продолжая Его Святейшество, – много скорбей. Наш жизненный путь есть «путь узкий и прискорбный», но только им можно прийти к небесным почестям и венцам славы и ими насладиться. Божия Матерь, Сама много испытавшая скорбей, несомненно нам поможет, облегчит наше горе, пошлет нам Божественную благодать, если только мы будем обращаться к Ней с крепкой верой, твердой надеждой и горячей любовью. В заключение Святейший Патриарх сказал: «Я буду молиться за всех вас пред этим св. образом, чтобы Владычица мира как можно сделала наши скорби легче и меньше». – Со стороны верующих раздалось громогласное: «Спаси Вас, Господи!».

Затем был пропет тропарь иконе Божией Матери. «Утоли болезни многовоздыхающия души моея». Святейший Патриарх, взяв образ, благословил им народ со словами: «Покров Божией Матери да будет со всеми вами». И каждый верующий человек почувствовал, что в это время его осенила Благодать Божия. Какая-то неизъяснимая небесная радость наполнила сердца тех, которые преклонили головы под покров Заступницы рода христианского и благословение Главы Русской Православной Церкви.

Иподиаконы, став один возле другого, сделали проход к выходу Его Святейшества. Но молящиеся через них протягивали руки к Святейшему Владыке и просили у него Архипастырского благословения. Те, которые удостаивались его, со словами: «Как мы счастливы сегодня» уходили из храма.

Под церковный трезвой Святейший Патриарх Алексий уехал в свою резиденцию. Так кончилось торжество в канун памяти иконы Божией Матери «Утоли моя печали».

* * *

В пасхальные дни особенно отрадно бывает при молитвенном воспоминании Владычицы мира. Пресвятая Богородица близко стоит к душе русского верующего человека. Свидетельством этой близости именно и являются Ее многочисленные чудотворные иконы, чрез которые Она посылает все необходимое для жизни и спасения – всем притекающим к Ней. Она, наша Царица Небесная, знает наши нужды, наше горе, нашу печаль, и всегда готова нам помочь, если только этому не препятствует наше своеволие. Она послужила великому делу домостроительства нашего спасения – воплощению Сына Божия. Придя на землю, Господь наш Иисус Христос Своим учением, жизнью, страданиями, смертью и воскресением избавил нас от тяготевшего над нами вечного мрака, греха и вечной печали. Он разрушил жало смерти и вселил в наши сердца радостную надежду спасения, надежду на воскресение и блаженную жизнь, где не будет больше ни болезней, ни печалей, ни воздыханий. Вот почему легко и отрадно становится на душе, когда вспоминаешь – обращаешь свой взор к Утолительнице печалей и вместе с тем произносишь краткие, но величественные и глубокосодержательные слова:

«ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!».

1962 год

4. Богослужение Святейшего Патриарха Алексия в «селе» Богородском

На окраине Москвы, в так называемом селе Богородском, находится Спасо-Преображенский храм. Несколько лет тому назад от несчастного случая в этом храме произошел пожар, от которого очень пострадала эта святыня. Заботой Святейшего Патриарха, усердием и любовью местного клира и прихожан храм был быстро восстановлен и даже в лучшем против прежнего виде. Особое впечатление на душу входящего в храм производит здесь идеальный порядок, чистота, продуманное и благоговейное расположение и хранение святынь. Поистине это место свято!

В этом храме существует благочестивый обычай – совершать вечером по вторникам акафист перед хранящимся здесь древним образом Божией Матери – Тихвинской Ее иконой. В один из таких вторников – 9 февраля 1960 г. Святейший Отец приехал помолиться вместе с Богородской паствой.

Настоятель храма о. Анатолий (Новиков) заранее пригласил Святейшего Патриарха на Богослужение. Первоиерарх дал согласие, но попросил не объявлять народу о его приезде, чтобы не было лишней, ненужной суеты. Однако православный народ видно сердцем почувствовал предстоящую службу Его Святейшества и задолго до приезда Патриарха заполнил храм.

В ограде храма мне повстречался сторож, тщательно разметавший дорожки от снега. Я спросил у него здесь ли будет сегодня Святейший. «Точно не знаю, – ответил он. Я вот разметаю и разметаю дорожки, а ветер, как на грех, их заносит». Но когда мною было предложено помочь ему, то последовал решительный ответ: «Нет, спасибо! Я всегда с радостью это делаю, а сегодня тем более... Я и для Патриарха возле иконы готовил место. Только бы приехал!».

В точно назначенное время Святейший вместе с Даниилом Андреевичем и Алексееми Даниловичем Остаповыми прибыл в храм, где был встречен с общей радостью... Как-то все необъяснимо ожило.

Торжественно, стройно и благоговейно совершалась всенощная. Прекрасное мелодичное исполнение песнопений под руководством регента, управлявшею здесь хором несколько десятков лет, неторопливое и внятное чтение молитвословий проникало в самую глубину души и возносило ее от земли к Небу. Но вот запели на утрене тропарь Пресвятой Владычице – открываются Царские Врата и Святейший в сонме духовенства и в предшествии иподиаконов направляется к чтимой иконе, находящейся справа от главного алтаря.

Древний образ Богоматери уносит мысль вглубь веков. Перед мысленным взором встают одно за другим чудеса Пресвятой Девы, явленные русскому народу, Ее постоянное заступничество и покровительство, Ее ходатайство пред Своим Сыном, Господом нашим Иисусом Христом.

Благоговейно, молитвенно прозвучал голое Его Святейшества пред иконой Владычицы. Половину акафиста читая сам Патриарх. Кондаки читались полностью, а икосы – до слов «Радуйся»; продолжал икос хор антифонным пением. Затаив дыхание верующие повторяли душой слова молитв, а последние слова икоса «Радуйся, Владычице, милостивая о нас пред Богом Заступница», пела вся церковь. Несмотря на продолжительность службы и на то, что Его Святейшеству много пришлось стоять, Святитель не уходит в алтарь после помазания св. елеем духовенства, а помазует и народ.

Перед первым часом Первоиерарх вышел на солею, где настоятель произнес краткую приветственную речь. Он выразил общую радость своей паствы о совместной молитве со Святейшим и горячую благодарность, что столь занятый великими трудами по управлению Святой Церковью любимый первоиерарх нашел время посетить их скромный храм. В знак благодарности и всегдашней молитвы о Святейшем о. настоятель поднес Патриарху Алексию икону Тихвинской Божией Матери. Свою речь о. Анатолий закончил пожеланием многих лет Его Святейшеству.176 Во время пения многолетия Святейший приложился к иконе и затем произнес ответное слово.

Первосвятитель благодарил о. настоятеля и прихожан за ценный дар и выразил радость, что смог с ними помолиться. Церковная община, – продолжал Святитель, – это большая семья, и благо этой семье, если в ней почивает мир между всеми и каждым в отдельности, ибо где мир, там Господь, там ощутительнее и действеннее Его Божественная Благодать.

Когда Святейший сказал о возможности совершить в этом храме когда-нибудь Божественную Литургию, то весь народ единодушно стал просить об этом Первосвятителя, даже заглушая последующие слова Патриарха.

В заключение Святитель призвал Божие благословение на всех присутствующих, на их дома, семьи и труды.

Со слезами радости провожали Святейшего Владыку прихожане и клир этого св. храма. Торжественный трезвой возвестил всем об отъезде Его Святейшества.

Богослужение совершено. Первосвятитель уехал.., но в сердцах верующих будет долго–долго бережно храниться молитвенная память об этом торжестве.

Как хорошо и радостно становится на душе, когда бываешь сам свидетелем таких событий!

Многая, многая лета Вам, наш дорогой Первосвятитель и Отец!

1960 год

5. Мой лучший Учитель (к воспоминаниям об отце Виталии Боровом)

29 июля 1998 г., почти за 8 лет до кончины моего дорогого учителя, доктора богословия, профессора, земляка, протопресвитера Виталия Борового в своих воспоминаниях о наших славных наставниках в Минской Духовной Семинарии я писал:

«Известный сегодня в церковном мире протопресвитер Виталий Боровой был также одним из наших лучших учителей в Семинарии. Входил он в класс стремительно, держа в руках лишь классный журнал и указку: вел он Историю Церкви. Слушали мы его, затаив дыхание, стараясь побольше записать. Преподавал он у нас и английский язык. Задавал немного, но требовал безукоризненного выполнения заданного. Благодаря сему мы настолько изучили английский язык за два года в Семинарии, что этих знаний нам хватило и на Академию. Только потом мы узнали, что отец Виталий, преподавая нам английский язык, и сам его изучал. Отец Виталий был одновременно секретарем Семинарии и библиотекарем. В библиотеке он был один – и заведовал библиотекой и собирая ее, и выдавая книги, и советовал, что непременно надо прочитать» (К. Е. Скурат. Воспоминания. Труды по Патрологии (I–V века). Том I. Троицкий собор г. Яхрома, 2006. С. 31).

Вот тогда-то и надо было продолжить разговор о прошлом, да и современном, хотя бы выборочно. Сейчас же – после 85-летия (см.: Пс.89:10), когда во все стороны тянут, даже рвут на части, такие «славные» «приятели»: падает зрение (правый глаз видит только силуэты, свет и тьму), теряется слух (слышишь звон, а не можешь понять, где он), уходят, вернее убегают, силы (больше двух килограммов рука, пока каждая, не должна поднимать), да и память, когда-то удивительная, порывается куда-то улететь – и это ей удается (положишь книгу на полку – почти потерял) ... А вместо «приятелей» приходят один за другим «друзья», да такие «верные», что хотел бы избавиться от них, да нет – не получается. Это: боль сердца, боль в груди, боль в голове, в паху, даже в конечных суставах, довольно быстрая усталость, слабость... Но за все трижды: слава Богу – все терпимо, все в свое время – по возрасту...

– И я, хотя и немного, все-таки постараюсь дополнить свои воспоминания о моем дорогом – одном из лучших моих учителей. Ведь о дорогих людях, о хороших всегда найдется что-то сказать – хорошее широко, глубоко и высоко!..

Родные места о. Виталия расположены недалеко от моих таких же мест: деревня Корчеватка – где родился будущий Батюшка, будущий великий служитель Божий, где провел детские годы и, кажется, юношеские – находится недалеко – не более 20 км от села Комайска (моя родина). Места эти красивые, до сих пор экологически чистые (Чернобыль их не коснулся): просторные поля со звонким веселым пением жаворонков, зеленеющие с покрытыми букетами цветов лугами, стоящие плотной стеной леса, местами трудно проходимые, там же начинает свой длинный путь кристально чистая река Березина – наши замечательные белорусские просторы, наше раздолье. Как легко там дышится! Сейчас, проживая в поселке Абрамцеве, даже этом красивейшем уголке Подмосковья, я чувствую себя зажато – кругом улицы, переулки, дома, обнесенные высоченными сплошными заборами – и не только дощатыми, но железными и даже кирпичными!.. Вспомнил в сию минуту как лет тридцать тому назад вместе с делегатами Русской Православной Церкви – в их числе я – находился в Женеве. После какого-то мероприятия мы пешком возвращались (с будущим – сегодняшним митрополитом, доктором богословия Евлогием Смирновым) в номера гостиницы. – Хотелось спокойно пройтись по городу. – На пути нас застигла гроза. Проливной дождь, порывистый ветер, по улицам одни машины, а укрыться негде – все замкнуто, все огорожено! Тогда я по-настоящему оценил преимущества нашей Российской доступности... Теперь же и к нам пришли «удобства» иностранные. – Приходит иногда довольно странная мысль: Просить детей похоронить меня в моем родном селе, рядом с папой и мамой, с родственниками, со всеми моими сверстниками, с односельчанами, с другом детства Сережей – в легонькой песочной земельке. Правда, кладбище в Комайске запущенное. (Не знаю, посещает ли его когда-нибудь наш приходской – Докшицкий – священник!) Но и здесь, в Абрамцеве, оно какое-то неуютное. – Живым, увы, нет времени думать о мертвых!!!

Хотя отец Виталий и я родились в одном Докшицком районе Западной Белоруссии (jednom powiate), но услышал я о нем, а потом и узнал, только в 1947 г. – тогда Батюшке шел 31-й год, а мне – 18-й.

1947-й год – это время моего поступления в Минскую Духовную Семинарию. По тогдашним правилам, перед вступительными экзаменами среди прочих документов нужно было предоставить в канцелярию Семинарии рекомендацию приходского священника, подтвержденную благочинным после личных встреч с ним и соответствующих бесед. Докшицкий благочинный протоиерей Михаил Кузьменко служил – был настоятелем – в селе Порплищи, расположенном рядом с Корчаваткой. – Надо сказать, что из Корчаватки также поступая абитуриент моего же возраста – Гапанёнок Иосиф, которого благочинный хорошо знал, так как Иосиф был не только прихожанином Порплищского Преображенского храма, но и чтец, и певчий. Тем не менее, и он был приглашен на встречу с отцом Михаилом вместе со мной. Основательно проэкзаменовав нас и дав нам полезные советы, отец Михаил (кстати, это был тоже очень интересный – великий человек, исповедник – 10 лет провел в сталинских «исправительно-трудовых» лагерях. – Узнать бы о его судьбе!)177, итак: отец Михаил, ободряя нас, сказал: Господь да благословит вас, не падайте духом, в Семинарии есть и наш земляк из Корчаватки, Юзик (так нежно назвал благочинный Иосифа. – Стал хорошим священником. Скончался давно) знает его, он вас поддержит. – И действительно помощь от отца Виталия оказалась нужной, и она пришла. Узнал я об этом много лет спустя, когда стал, хотя и маленьким, сотрудником уже известного почти всему христианскому деловому миру Труженика. Случилось это так: в перерывах между заседаниями какой-то комиссии почему-то зашла речь и обо мне. И я слышу голое отца Виталия: «А ведь при поступлении в Семинарию у Кости (так он меня тогда называя) было неладно с документами!» Это вырвавшееся свидетельство сказало мне, паки и паки показало, что отец Виталий при всей своей значимости сохраняет глубочайшие христианские смирение, скромность, сдержанность в обнаружении своих заслуг или достоинств. – Да! Хвастливости в нем не было. Мне неоднократно приходилось слышать слова отца Виталия о нем самом: «Нет, нет! Я не богослов, я просто историк!»

С документами, действительно, было «неладно». – Представленное мной свидетельство об образовании было с отличием, но везде стояло немецкое «зер гут», «зер гут», да и печать с немецким знаком! А ведь это шли сталинские времена!

В первые же дни обучения в Семинарии я сразу почувствовал внимательное ко мне отношение (и не только ко мне). Это внимание проявилось, прежде всего, в том, что он стал рекомендовать мне чтение полезной литературы. Что интересно – это то, что среди рекомендованных книг были не только богословские или церковно-исторические. Например, он прямо достал с полки библиотеки (отец Виталий был и библиотекарь) и вручил мне повесть американского писателя Фенимора Купера «Зверобой». Поначалу меня это смутило, так как мое желание устремлялось больше всего к литературе церковной. Но потом я понял: церковному служителю надо быть образованным всесторонне.

Проживал в Семинарии отец Виталий вместе с мамой. Жена и сын находились, кажется, в Минске. Вероятно, связано было такое разделение с работой одного и другого в разных местах. Может быть, были к сему и другие причины. Во всяком случае, наш Учитель относился к браку, мягко говоря, не одобрительно. Когда узнавая, что кто-нибудь из семинаристов женился, обычно отмечал: «Был человек, но взял и женился». Мама его – это образ смирения, простоты, доброты, мудрости, опытности, хотя и малограмотная. Не знаю почему, но она ко мне очень расположилась и почти всегда, когда сын куда-нибудь уезжал, просила пригласить к ней и оставить в их квартире меня. Я помогал ей по хозяйству и часто что-либо читал вслух. Чувствовал я себя с ней, словно с мамой своей.

Как педагог, учитель, воспитатель, отец Виталий заметно выделялся в среде преподавателей Минской Духовной Семинарии. Почти по всем параметрам его можно было сравнить лишь с отцом Иоанном Рей, пастырем глубоко духовным, инспектором Семинарии в 1947–1949 годы (А вот о нем кто-нибудь и где-нибудь сказали?!).

Отец Виталий был педагог по природе. Казалось, что он и родился с курсовым журналом и с палочкой-указкой. А больше ему ничего не нужно было – все имелось в светлой головке. Особенно отличался он блестящими знаниями истории как церковной, так и светской. К нему можно было обращаться с вопросами по самым неясным или запутанным событиям прошлого, имея полную надежду, что ответ будет дан, узел самый затянутый будет развязан. Более того, анализируя прошлое, он заглядывал и в будущее, но судить о втором будут наши преемники. Например, я сам слышал такое его «пророчество»: наша страна распадается, но Россия постепенно будет собирать и соберет... Сегодня мы видим: Крым вернулся в единство с Россией – и без кровопролития!.. – «Восстанет, как уже не раз бывало, из пепла и из бездны греховной новая Русь – Русь, давшая миру многих подвижников: Русь, созидающая храмы в городах, весях и сердцах; Русь, сияющая всему миру правдой и любовью; Русь святая». Эти «вдохновенные слова» приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II повторены его преемником Святейшим Патриархом Кириллом. (См.: Год преподобного Сергия Радонежского... 2014. С-ТСЛ, 2013. С. 34).

Мне очень нравился метод преподавания отцом Виталием. Весь урок, когда предлагая новый матерная, он стоял у переднего стола-парты, держа в руках указку и не имея перед глазами никаких наглядных пособий, даже плана или тезисов сообщаемой). Передвигался – и довольно медленно – только перед первыми столами. По аудитории не ходил и за преподавательский стоя не садился. Первое давало ему возможность удерживать сосредоточенно внимание воспитанников (так красиво и верно называли тогда учащихся Семинарии), ибо хождение вдоль и поперек рассеивает и отвлекает слушателей, второе – помогало видеть всех, всю аудиторию – взгляд сидящего упирается, как правило, лишь в передний ряд и на нем останавливается. А на последних – дальних рядах можно, например, поиграть в шахматы, а сегодня – включить компьютер, особенно тогда, когда лекция читается тихо, невнятно, а, тем более, малосодержательно. – Методу отца Виталия я следовал долго – пока не состарился, и не потянуло меня к сидению на кафедре.

Другое, что привлекало меня к отцу Виталию – это доброта и объективность, милость и справедливость, снисхождение и истина. Нужны конкретные доказательства? – Пожалуйста! Минскую Духовную Семинарию я закончил, заняв в разрядном списке первое место (см.: ЖМП, 1951 г. №8. С ). В удостоверении об окончании стоят пятерки, а по Священной Истории Ветхого Завета, которую преподавал мой дорогой Учитель, стоит четверка! Правда, по своей доброте Батюшка предлагая мне пересдать на пятерку, но я устал к концу учебного года и потому отказался. Пришла и другая мысль: может быть это и хорошо, что есть одна четверка?! (Четверка, подкрепленная серебряной медалью, имеется и в моем аттестате за среднюю общеобразовательную школу).

А вот то, что видели, слышали и с благодарностью принимали все присутствующие, все молящиеся в храме, при совершении отцом Виталием Богослужения или произнесении проповеди, не требует каких-либо дополнительных или пояснительных слов. – Я когда-то писал о митрополите Леонтии (Бондарь): «Он разговаривая с Богом» (хоть в скобках отмечу: это тоже мой преподаватель по той же Минской Духовной Семинарии, и ее инспектор) – повторяю без изменений те же слова и применяю их к отцу Виталию. (См.: К. Е. Скурат. Святость Руси. Том IV. Троицкий собор, Яхрома, 2011. С. 651–653). – О характере проповеди скажу еще короче: это был «Апостол языков»». – Всякий, кто молился устами Батюшки, кто видел его стоящим на амвоне или солее и наставляющим, согласится со мной. Могу только сказать: а ведь ему приходилось нередко произносить и экспромты – без должной подготовки!

И еще не менее интересное и важное, чему я был свидетелем в «Семинарские годы». – К нам во двор Семинарии, – вернее, Жировицкого Свято-Успенского монастыря, – заходили группы комсомольцев. Кто шел, чтобы взглянуть на людей иного мира, кто бросить оскорбительную реплику в их адрес, кто показать «научность» атеизма, кто явить свои «непоколебимые» и «неопровержимые» знания. Думаю, что среди них были и интересующиеся серьезно, но они, как правило, молчали и внимательно слушали. Ведь это все не только разрешалось, а и поощрялось; верующим же нельзя было заниматься просвещением этих «просвещенных», да и вообще говорить о вере, а тем более вне храма... «Незванные гости» окликали воспитанников и сразу же пытались показать свою «мудрость» и отсталость хозяев. Воспитанники всегда находили в ответ добрые слова, исполненные жалости к живущим непонятно для кого и для чего! – Окно квартиры отца Виталия выходило во двор. Как только он узревал собравшихся – незамедлительно появлялся в их среде и сходу вступая в дискуссию. Вел он ее, по тому времени, очень смело и победоносно. Мы, конечно, все ликовали... Мне сейчас вспомнить эти дискуссии практически и фактически невозможно – почти все забылось. Помню только, что все они, как я уже отметил, завершались победоносно! Обидные реплики постепенно сокращались и даже вовсе прекращались; многие задумывались и, склонив головы, молча уходили... Расходились и мы по своим классам, благодаря Божию Матерь за то, что Она призвала в Свою Обитель такого Наставника и умоляя Ее сохранить нашего доброго Учителя в добром здравии на многие–многие годы, оградить его от всех наветов вражиих!

О семинарских годах пишу с волнением, потому что это были светлые годы в моем духовном становлении под постоянным отеческим руководством наших славных преподавателей и прежде всего отца Виталия. Встречи с ним, почти ежедневные, приносили всегда что-то доброе, ободряющее и духовно укрепляющее. Счастье это остановилось с моим окончанием в 1951 году Минской Духовной Семинарии. Я поступил в Московскую Духовную Академию – отец Виталий продолжил свой славный путь в Минской Семинарии. Жизнь на некоторое время нас развела по разным местам... Как же я возрадовался, когда и отец Виталий несколько лет спустя прибыл в Московскую Духовную Академию в звании профессора! Снова приятные встречи, снова тепло! Но что-то появилось и новое: отец Виталий настолько был занят, куда–то его вызывали по делам, куда-то посылали – он вынужден был нередко оставлять занятия и уезжать на другие церковные послушания; появились в отношениях и некоторые струнки официальности... – Родное семинарское почти ушло в вечность! Говорю «почти» потому, что на наших путях были минуты встреч, которые не только напомнили, но в какой-то мере и воспроизвели казалось бы неповторимое конца сороковых – начала пятидесятых годов прошлого столетия...

Ярким и радостным событием в жизни отца Виталия, как и в истории Московских Духовных Школ, было присуждение, по благословению Святейшего Патриарха Пимена, ученой степени доктора богословия за совокупность многих ценных трудов. Хорошо запомнилась мне маленькая часть из слова отца Протопресвитера, сказанного после вручения ему диплома доктора богословия. Сердечно поблагодарив за великую честь, оказанную ему, отец Виталий заявил: «Считаю своим нравственным долгом написать специальный – докторский труд и представить его Ученому Совету Духовной Академии... И это я постараюсь сделать...» – Увы! Исполнить свое обещание, осуществить желание отец Виталий так и не смог: постоянные дополнительные нагрузки, поручения, бесконечные командировки заняли все его время... И вот сейчас думается: почему у нас нет такого доброго обычая как периодически давать людям, особенно творчески настроенным, длительные отпуска для того, чтобы они могли выполнять задуманное или, как говорится, реализовать себя? Почему не принять бы такое решение: через каждые пять лет добросовестного служения Богу и людям предоставляется оплачиваемый годичный отпуск для самостоятельной, по усмотрению и желанию автора, работы? – Польза была бы несомненно! Появилась бы и докторская диссертация славного профессора...

Примечательно выступление отца Виталия в профессорской во время трапезы после какого-то академического торжества, скорее всего в день Покрова Божией Матери (день «акта»). Батюшка сказал пространную речь, в которой красочно описал заслуги Академии в богословской науке. И добавил: когда я оказался в длительной командировке за рубежом, стал тщательно изучать литературу иностранных авторов и довольно скоро обнаружил любопытное – оказалось, что ряд зарубежных «творцов» находится под большим, даже буквальным влиянием наших русских богословов. Своего у них не так–то и много, не взирая на их объемные и в большом количестве тома! – Это заявление вызвало общее оживление. В столовой присутствовало много гостей не только из России и не только православных, но и инославных. И что же? – Никто не дерзнул возразить или не согласиться, даже высказать что-то примиряющее! – Не значит ли это, что согласились все?!

Дальнейшая жизнь отца Протопресвитера проходила больше в делах Отдела Внешних Церковных Сношений. Хотя нередко можно было слышать его слова: мне хочется заняться только учеными трудами, а приходится заниматься решением вопросов «злобы» дня. – Вот он отказ от себя и служение Богу и людям!..

Приятны были встречи с отцом Виталием во время диалогов делегаций нашей Святой Православной Церкви с представителями инославия. Речи его были основательны, убедительны, красивы, нередко сопровождаемые тонким белорусским юмором, что не только вносило оживление, но и заметно сближало спорящих. Последнее особенно часто применял профессор (потом: заслуженный – и, конечно, достойно) во время трапез с гостями. Бывало, все подкрепляют свои силы, а отец Виталий беспрерывно на языках гостей что-то интересное рассказывает. На лицах слушающих улыбки, а подчас и «взрывы» смеха...

Однажды после очередного диалога с представителями инославия возвращаясь домой, отец Виталий пригласил заехать по пути к нему в квартиру – в Москве... В памяти осталось только: кругом книги, книги, книги... Как будто это не место жительства, а хорошая «народная» или академическая библиотека, а отец Виталий по прежнему – ее заведующий... Кроме книг ничего и никого я не увидел... Живет один ученый отшельник!

Никого я не увидел и при последней встрече с дорогим Батюшкой, но уже в рабочем его кабинете в ОВЦС... Следует пояснить, что по глубокому своему уважению к отцу Виталию и по архипастырской милости Председатель ОВЦС Митрополит Кирилл (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси) благословил его быть на свободном режиме. Отец Виталий по своему желанию, по своим слабеющим силам мог приходить в свой прежний уголок или оставаться на удобном для него месте. Батюшка, как мне говорили, до последнего приходил, что-то делал, пребывая в уединенной молитве и раздумье... Думаю: зайду к нему, ведь он всегда был доступен, к тому же все – абсолютно все – прошлое нас объединяло по родному – и зашел... Отец Виталий стал медленно подыматься со стула, лицо – грустное... Я громко произнес: «Благословите, дорогой Батюшка, своего ученика» и замолк, ибо грудь сжалась, дыхание затруднилось... – В одно мгновение перед моим мысленным взором промелькнула вся красота семинарских лет, блеснула, но не исчезла. – Мой дорогой Наставник смотрит на меня и тут же говорит: «Дорогой Костя! Я ничем теперь не могу помочь тебе. Видишь – я уже не у дел...» – «Нет! Нет! Дорогой отец Виталий. Я пришел только для того, чтобы взглянуть на Вас, получить Ваше благословение, поблагодарить Вас за все Ваше добро, за все Ваши святые дела!..» – Он расплакался – такого отца Виталия я не видел... Мы обнялись, я поцеловал его руку, подержал ее и еще раз поцеловал...

Вскоре после этой встречи в день Благовещения Божией Матери – 25 марта / 7 апреля 2008 года – Царица Небесная, в обители Которой мы впервые встретились, забрала к Себе Своего Верного Славного Служителя...

«Днесь... Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою» (из тропаря Благовещения). – Верим «с Тобою» и наш любимый Батюшка, наш постоянный Предстатель!..

Было бы уместно сказать об отпевании – этом последнем напутствии в Мир Иной, о том, какие произносились речи, подводившие итог ко всему пройденному и отмечавшими его разносторонние дары и заслуги. Но увы! (Простите, дорогие мои Знакомые, дорогие Читатели!) – ничего не помню. Более того, не помню, был ли я на похоронах, дал ли я моему дорогому отцу последнее целование, а ведь после этого скорбного дня не прошло и восьми лет! (Вот какой я стал!) Господи! Прими мое покаяние! Добрые люди, простите меня и, не осуждая, помолитесь.

* * *

Всякий раз, когда я приезжаю на станцию Парафьяново (моя станция на Родине, следующая – полуостановка Порплищи, рядом с Корчаваткой), я с особым теплом вспоминаю: ведь это места, где начиная свой жизненный путь отец Виталий. Теперь я уже не езжу в родные места, но сыновняя любовь к ним, как и их Славному сыну – нашему дорогому отцу Виталию – глубока в самом сердце и останется в нем до последнего ритма!

Я счастлив, что встретился в святом месте со своим знаменитым земляком отцом Виталием Боровым, счастлив, что вместе с ним нахожусь на доске почета Минской Духовной Академии среди других ее почетных членов.

Царствие Небесное и Вечная Память нашему дорогому, любимому, мудрому, доброму Учителю, верному служителю Богу и людям!

Благословен Бог, воздвигший от Белорусской земли такого Батюшку, а ныне давший нам возможность почтить его память!

* * *

P. S. Дорогие Труженики Братства Виленских Мучеников Антония, Иоанна и Евстафия! Дорогие мои Братья во Христе Латушки!

Примите мою искреннюю благодарность за планируемое вами проведение ряда мероприятий по случаю 100-летия со дня рождения протопресвитера Виталия Борового (1916–2016). Передайте мой низкий поклон и Высокопреосвященнейшему Патриаршему Экзарху всея Белоруссии Митрополиту Павлу за его благословение сего доброго дела. Такой же, пожалуйста, окажите поклон от меня дорогому Святителю Филарету (Вахромееву). Уверен, что он молится об успехах в Вашем служении, и Господь слышит, – да, слышит – его святые молитвы.

Достойное совершение проводимого Вами будет не только справедливым воздаянием приснопамятному отцу Виталию, но впишет и Ваши имена в Историю Святой Церкви родной нашей Белоруссии.

А может быть найдутся милые люди, подобные Труженикам Братства Виленских Мучеников, и вспомнят так же, или подобным образом, об отце Иоанне Рей, другом верном служителе Божием?!

Хорошо было бы услышать слово о преподавателях:

Огицком Димитрии Петровиче, протоиерее Василии (то ли Воликовский, то ли Волотовский), Надеждине Алексее Петровиче, Яблонском Алексее Яковлевиче... – Всех их я называю в своих «Воспоминаниях» (см. с. 28–32).

– Доброе начинание должно иметь такое же доброе продолжение! Бог В помощь!

Константин. Ефимович Скурат, ученик и земляк

Протопресвитера Виталия Борового

6. Светлой памяти схиархимандрита Иоанна (Маслова, †1991)

Сегодня, когда к лику Святых причислены Великие Старцы славной в истории русского благочестия Глинской пустыни схиархимандрит Андроник (Лукаш, †1974) и схиархимандрит Серафим (Романцов, †1976), имя отца Иоанна (Маслова) – ученика Великих Старцев и прямого продолжателя их спасительного служения – высвечивается как яркая звезда, указующая верный путь странникам земли.

Схиархимандрит Иоанн – это:

– Ревностный учитель веры – веры Православной, просвещающей Вселенную и утверждающей в ней. Его слово – точное выражение Божественного Откровения и дальнейшее развитие святоотеческой мысли.

– Мудрый наставник христианского подвига. Его аскетика есть повторение и раскрытие ответа Христа Спасителя вопросившему законнику: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим...» и «возлюби искреннего твоего, яко сам себе...» (Мф.22:36–40).

– Усердный молитвенник о всех и за вся – истовый совершитель Богослужения Святой Православной Церкви, строгий хранитель церковной традиции и истинный ее выразитель... Невольно вспоминаются слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена (†1990), сказанные «категорично и со властью» в частной беседе с архимандритом Иоанном (Крестьянкиным, †2006), также Великим Старцем: «Первое. Русская Православная Церковь неукоснительно должна сохранять старый стиль – Юлианский календарь, по которому преемственно молилась тысячелетие Русская Церковь. Второе. Россия как зеницу ока призвана хранить Святое Православие во всей чистоте, завещанное нам святыми нашими предками. Третье. Свято хранить церковно-славянский язык – святой язык обращения к Богу. Четвертое. Церковь зиждется на семи столпах – семи Вселенских Соборах. Грядущий VIII Собор страшит многих, да не смущаемся этим, а только спокойно веруем в Бога. Ибо если будет в нем что-либо несогласное с семью предшествующими Вселенскими Соборами, мы вправе его постановления не принять» (Цит. по книге: Архимандрит Тихон (Секретарев). Врата Небесные. История Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Г. Печоры, 2008. С. 141–142).

– Взыскательный, но и любвеобильный духовный руководитель – старец нашего времени. Его указания глубокие, предельно ясные, прямые. Ими руководствовались при жизни Батюшки – они действенны и сегодня.

– Ответственный педагог, видящий всю аудиторию и чувствующий биение ее пульса. Лекции читал он содержательно, живо, полезно... Казалось (думаю, так оно и было), что отец Иоанн при чтении молитвы перед началом урока всей душой просил Бога благословить сказать только то, что нужно воспитаннику или студенту – будущему служителю Святой Православной Церкви – и получая просимое.

Короче, и в духовно-богословской, и в учебной работе рутины не было.

В сказанном убедиться не трудно: Достаточно для сего прийти на Глинские Чтения, проводимые ежегодно в памятные дни 27–29 июля в стенах Московских Духовных Школ, посмотреть на многочисленные светлые лица собравшихся почитателей отца Иоанна, сходить вместе с ними на его могилочку, помолиться, послушать посвященные ему слова... Если нет возможности сделать это, то есть другой способ увидеть его веру и благочестие – познакомиться с его многочисленными трудами по Богословию, Литургике, Патрологии, Агиографии, Церковной Истории, Гомилетике и др. (основной список их прилагается). Все они, основанные на личном духовном опыте, глубоко духовные; от них веет задушевностью, теплотой, сердечностью, заботой. Они и строги, и преисполнены пастырской милости, любви.

Во блаженном успении вечный покой дорогому Батюшке Иоанну!

Верим, что он предстоит у Престола Божия, а потому просим и его небесных молитв...

Основные труды схиархимандрита Иоанна (Маслова):

1. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М., 2000.

2. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. (Магистерская диссертация). Статьи разных лет. М., 1993.

3. Избранные изречения старца Амвросия Оптинского, извлеченные из разных источников. М., 1997.

4. Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. М., 1993.

5. Без тайны Рождества Христова – нет смысла жизни на земле. М., 1999.

6. Алфавит духовно-нравственный. М., 2008.

7. Лекции по Пастырскому богословию. М., 2001.

8. Практическое руководство для священно-церковнослужителей при совершении Богослужений в двунадесятые праздники, дни Постной и Цветной Триоди. К., 2003.

9. От пастыря зависит благополучие общества. М., 1999.

10. Лекции по Литургике. М., 2002.

11. Обрядовые особенности покаянной дисциплины Древней Руси. М., 2000.

12. Глинский Патерик. М., 1997.

13. Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительская деятельность в XVI–XX веках. М., 1994.

14. Не поднимет народ на народ меча: Избранные статьи. М., 1996.

15. Избранные письма и проповеди. М., 2003. и др.

2010 год

7. Светлой памяти профессора МДА Константина Михайловича Комарова

Передавалось по «Радонежу» 8-го сентября между 20–21 часами

Шестого сентября приняв Святые Таины ушел от нас в Мир Небесный наш дорогой и любимый профессор Константин Михайлович Комаров. Вся его жизнь, – а по милости Божией она была многолетней, – прошла в славном труде во славу Божию, на пользу Святой Православной Церкви, на благо Духовного Просвещения.

Мы сегодня скорбим, потому что потеря для нас большая. Особенно скорблю я, так как это был мой верный, добрый друг. Но я глубоко верю, что он принят, по слову святого Григория Богослова, которого он любил и творения которого изучал, в «непоколебимую обитель» Святой Троицы.

Искренне сочувствуем его супруге Тане – верной, преданной спутнице – и его любимым детям Юре и Лене.

Низкий поклон Тебе, дорогой Друг, за все Твои труды и вечная память!

8. IX. 2010 г.

8. Счастья тебе и успеха, дорогой друг!

Последний день 1965 года... Ушел в вечность еще одни год, который в жизни Духовной Академии наполнен был напряженным трудом, восхождением от силы в силу. Много он принес изменений, много нового. Но сегодняшний день был особенным. Дружная академическая семья сегодня провожала своего верного сына и лучшего брата на новое и ответственное послушание в Средне-Европейском Экзархате Московского Патриархата. С благословенна Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия доцент Московской Духовной Академии Константин Михайлович Комаров назначается Редактором журнала «Голое Православна», который издается на немецком языке в Берлине.

Во время братской трапезы, предложенной нашим другом и Академией в честь его отъезда, было сказано много хороших сердечных слов.

Дорогого Константина Михайловича тепло приветствовал Преосвященный Епископ Филарет, Ректор Духовной Академии, с пожеланием отличных успехов на новом поприще.

Старейший профессор Московской Духовной Академии Иван Никитич Шабатин по-отечески выразил радость по случаю назначения его любимого ученика на высокий пост. «Голое Православна» он метко назвал доброй стрелой, летящей на Запад, стрелой богословия, церковной истории, стрелой, которая должна рассеять на Западе неправильное представление о Православии.

Другой старейший профессор Алексей Иванович Георгиевский призвал всех и особенно Редактора Журнала Московской Патриархии Преосвященного Епископа Питирима поддержать своего собрата и провозгласил здравицу за двух Редакторов.

Преосвященный Редактор сказал, что будем помогать Константину Михайловичу, чтобы «Голое Православна» был насыщен, заряжен и динамичен.

Мое приветствие было кратким и выражало более грусть о расставании, хотя и временном, чем радость о новой должности.

Доцент Анатолий Васильевич Ушков призвал всех возблагодарить Господа за все милости в истекшем году и провозгласил многая лета Святейшему Патриарху Алексию, Духовной Академии, К. М. Комарову и новому доценту Дмитрию Петровичу Огицкому. Его речь была подхвачена дружным пением многолетия.

Глубоко проникновенна и прекрасна была ответная речь К. М. Комарова, в каждом слове которой чувствовалось волнение о переживаемой минуте. Дорогой Владыка, дорогие друзья! – говорил он. – Этот день останется в моей памяти на всю жизнь. Ваши горячие слова, Ваше сердечное пожелание многих лет будут всегда звучать в моих ушах. К мысли об отъезде я уже немножко привык. Я почувствовал сложность предстоящего подвига, предстоящего пути. Голое Православия звучит везде. Это отрадно и это важно. Этот Голое подразумевает совокупность всех членов Св. Церкви. Здесь звучит и должен звучать голое всех наших профессоров. Я надеюсь на вашу помощь и поддержку. Я искренне благодарю всех своих наставников и сотрудников за ту любовь, которую они мне оказали, и за благие пожелания. С ними я уеду, их буду хранить, и они мне будут помогать в моем деле. Путь предстоит трудный, но человек должен идти и побеждать. В заключение К. М. Комаров пожелал всем, чтобы предстоящий год был годом творческих взлетов и чтобы он принес всем радость и благоденствие, чтобы Академия шла по славному пути с неослабевающим успехом.

«Костенька, мы с Тобой», – с какой-то особенной любовью и душевностью сказал Протоиерей и Профессор Александр Ветелев. – Мы должны быть опорой, мы должны поддержать тебя, дорогой Костя, скромный и талантливый труженик.

Так как Преосвященный Ректор вынужден был уйти из-за стола раньше, то Епископ Питирим в завершение всего торжества предложил тост за здоровье Его Святейшества и от имени Ректора поблагодарил всех за любовь и внимание.

Мне хотелось бы еще несколько слов сказать, дорогому самому лучшему моему другу, но мои слова будут снова и снова выражать грусть о скором его отъезде, поэтому ограничусь лишь пожеланием ему доброго здоровья и успешного исполнения тех обязанностей, которые возложены на него нашей Святой Православной Русской Церковью.

Да поможет Господь К. М. Комарову в его новом важном и прекрасной служении

31 декабря 1965 г.

* * *

Примечания

175

Речи митрополита Николая и Патриарха Алексия переданы в перефразировке – так, как они запомнились.

176

Примечание. Слово протоиерея Новикова А. В.

Ваше Святейшество!

Мы еженедельно по вторникам молимся перед святыней нашего храма – образом Царицы Небесной Тихвинской. Но сегодняшний вторник, сегодняшний акафист перед Нею для нас особенный. Особенный потому, что за этой Божественной службой присутствовали и молились Вы – Первосвятитель Русской Православной Церкви. Это для нас великая честь и огромная радость. Мы знаем, что Вы, Ваше Святейшество, безмерно заняты заботами и трудами по управлению великой Церкви Русской. Вместе с тем Вы нашли время посетить один из скромных московских приходов. За все это мы благодарим Вас, Ваше Святейшество, от всего сердца, от всей души. В знамение нашей любви к Вам, в знак всегдашней неусыпной молитвы о Вас благоволите, Ваше Святейшество, принять этот древний образ Владычицы нашей Тихвинской. Пусть осеняет Она Своим Материнским покровом все дни Вашей жизни и Ваши святые труды на благо Церкви Христовой долгие–долгие годы!

Исполла эти деспота!

177

В ответ на пожелание автора Братство Виленских Мучеников Антония, Иоанна и Евстафия прислало следующее сообщение о приснопамятной митрофорном протоиерее Михаиле Кузьменко:

«Митрофорный протоиерей Михаил Кузьменко родился 21.11.1915 г. в Гомеле. В 1937 г. окончил Виленскую духовную семинарию и поступил на богословский факультет Варшавского университета. Учился два года в Литовской консерватории (Вильнюс), пел в архиерейском хоре Свято–Духова собора и хоре Рыгора Ширмы. В 1940 г. рукоположен в сан диакона, в 1943 – в сан священника. В сане диакона служил инспектором и преподавателем Виленской ДС. В 1946 г. переехал для служения в Минско-Белорусскую епархию.

С 1945 г. настоятель Спасо-Преображенской церкви в деревне Порплище Докшицкого района, Докшицкий благочинный (с 1946). Характеризовался как образованный, горячо верующий пастырь, был любим своими прихожанами. В 1950 г. властями выселен с семьей из приходского дома в Порплище. В 1951 г. арестован и до 1956 находился в ссылке в лагере Инта Коми АССР. Освобожден со снятием судимости. По возвращении служил вторым священником в Борисове, Могилеве. С 1970 г. и до последних дней земной жизни настоятель Полоцкого Спасо-Преображенского храма (бывшею на то время) Полоцкого монастыря. В 1971 окончил (заочно) МДА со степень кандидата богословия. Автор исследования по истории Могилевской епархии.

Скончался 12.03.1986 г. на 71-м году жизни, после продолжительной болезни. Отпевание покойного протоиерея состоялось в Полоцке. Похоронен в Вильнюсе на православном кладбище у могил своих родных. В погребении в Вильнюсе участвовал протопресвитер Виталий Боровой, который произнес проницательное прощальное слово.»


Источник: [Собрание сочинений] / К.Е. Скурат. – 2006-. / Т. 8: Немного о многом. – Кемерово: Изд. отд. Кемеровской епархии, 2015. - 512 с., илл.

Комментарии для сайта Cackle

Поделиться ссылкой на выделенное