архимандрит Леонид (Кавелин)

VI. Настоятели Коренной Пустыни

А) Настоятели первого периода (1597 – 1618)

Игумены

1) Первым Настоятелем Коренной Пустыни был Игумен Евфимий; пострижен в монашество из священников г. Рыльска, в мире именовался Георгием. Упоминается в рукописном сказании о явлении чудотворной иконы Знамения Божией Матери Курская в 1597 году.

2) Вассиан, 3) Давид, 4) Серапион: Упоминаются в одном из монастырских актов 1622 года, а именно: в деле о принадлежавшем исстари Коренной Пустыне Святом городище на реке Рати, в 15 верстах от Курска, при чем замечено, и что прежние игумены монастыря Пречистой Богородицы: Вассиан, Давид и Серапион, приходя из Пустыни (на урочище, что при реке Рати) рыбу лавливали и всяким угодьем владели.

5) Игумен Иосиф, упоминается под 1611 – 1613 годами; он перешёл с братией из пустыни в Курск от неприятельского нашествия, куда еще ранее по Царскому указу была перенесена из пустыни же Чудотворная икона и все ценное церковное и монастырское имущество, по тому же поводу; сидел в осаде 1611 года, а как в том же году монастырь что в Пустыне был разорен и сожжен Крымскими Татарами, то Игумен Иосиф и остался с братией того монастыря в Курске, где по просьбе «всякого чина градских людей» занялся строением, по данному ими во время осады обету, в малом острожке церкви и монастыря во имя Рождества Пресвятой Богородицы, по устроении коего в 1613 году был назначен настоятелем сей новоустроенной обители. Можно полагать, что его же попечением , по миновании неприятельского нашествия, построена паки в пустыне на месте разоренной обители деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, которая по одному акту 1617 года, значится еще не освященной.

Б) Настоятели второго периода (1618 – 1764)

Строители:

По возобновлении около 1618 года Пустынной Обители на месте явления Чудотворной иконы, этою Пустынькой во весь долгий период её зависимости от Курского Богородицкого монастыря (1618 – 1764) управляли иеромонахи того монастыря, которые в XVIII столетии именовались строителями; некоторые из них известны и по именам, таковы например:

1) Иеромонах Рувим упоминается под 1701 годом.

2) Иеромонах Боголеп Сухачев из дворян: он построил в пустыньке в 1703 году «своим коштом» первый каменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом в трапезе во имя Св. Иоанна Предтечи и каменной шатровой колокольней. Храм этот сломан лишь в 1852 году.

3) Иеромонах Карион упоминается под 1703 и 1714 годом в подписи на Евангелии напрестольном.

4) Иеромонах Софроний упоминается под 1722 годом.

В) Настоятели третьего периода (1764 – 1862)

Строители3130

1) Игумен Гавриил поступил в 1764 году; за разные проступки в 1765 году лишен по суду игуменского сана и назначен на жительство в Сумской монастырь.

2) С августа месяца 1764 года управлял Коренной Пустынью в звании «Начальника обители» Курского Знаменского монастыря иеромонах Иоиль Фалькевич.

3) Игумен Исайя, по прозванию Илляшевич, родом из Харькова, сын священника Михайло-Архангельской церкви, что в слободе Борисовке ( Хотмыжского уезда); пострижен в монашество в Белгородском Архиерейском доме преосвященным Иоасафом Горленко; проходил в том же доме порядки и послушания: житейного, ключника, ризничего и казначея, а в 1758 году посвящен в Игумена в Карповскую Троицкую Пустынь, по упразднении коей (в 1764 году) указом от 8 апреля 1765 года назначен Настоятелем Коренной Пустыни, а в 1770 году 13-го сентября месяца, по указу Преосвященного Самуила Епископа Белградского перемещен Настоятелем же в Белгородский Николаевский монастырь.

4) Строитель иеромонах Стефан из Белоградского Николаевского монастыря, определён в сию должность по указу Преосвященного Самуила Епископа Белоградского от 10 сентября 1770 года; 15 октября того же года был назначен временно управлять Курским Знаменским монастырём, по случаю избрания и посвящения настоятеля оного, Архимандрита Иова в сан Епископа Переяславского. Был присутствующим в Белгородской Духовной консистории (вероятно по званию эконома Белоградского Архиерейского дома).

5) Игумен Афанасий Илляшевич упоминается с октября 1772 года, по октябрь 1774 года. Родитель о. Игумена Исаии, последний из Настоятелей упразднённого Коренного Никольского ратского монастыря (в Белгородском уезде).

6) Строитель иеромонах Александр из казначеев и ризничих Белгородского Архиерейского дома, упоминается с 1774 no 1775 (декабрь) в звании строителя сей Пустыни, был вместе и экономом Белгородского Архиерейского дома при Преосвященном Аггее и присутствующим в Белгородской духовной консистории.

7) Строитель иеромонах Лаврентий Карпинский с 1775 по 1778 год, перемещен настоятелем в Горохватскую Рождественскую Богородицкую Пустынь.

8) Строитель иеромонах Константин с 1788 по 1780 год, переведен из строителей Богородицкого Знаменского монастыря, указом Преосвященного Аггея от 1-го ноября 1778 года.

9) Строитель иеромонах Авдий Туранский с 1780 по 1792 год, из духовного звания. Обучался в Харьковском коллегиуме, пострижен в монашество в Харьковском же Покровском училищном монастыре и оставшись в коллегиуме обучал в оном латинскому языку, грамматике, пиитике, риторике, философии и богословию; а в прибавочных классах: немецкому языку, истории, географии и арифметике по 1778 год, а с 1778 года, по резолюции Преосвященного Аггея, находился в том же Харьковском коллегиуме учителем низшего грамматического класса и по воскресным дням после ранней обедни преподавал «Инструкции на катехизис», Московского и Калужского Архиепископа Платона. В 1760 году назначен настоятелем в Коренную Пустынь; в 1783 сделан присутствующим в Курском Духовном правлении; в сентябре 1791 года префектом Курского Духовного училища, а в 1792 году перемещен из Коренной Пустыни Настоятелем в Обоянский Знаменский Монастырь; оттуда Игуменом в Молченской Печерский, а в 1796 году 17 февраля произведен в Архимандрита и назначен Настоятелем Преображенского Острожского монастыря и ректором Волынской семинарии; скончался 23 сентября 1807 года.

10) Строитель иеромонах Иларий 1792 по 1795 год, назначен в следствие указа Святейшего Правительствующего Синода к Преосвященному Феофану епископу Тамбовскому, о высылке из Саровской общежительной пустыни иеромонаха в Курскую Коренную пустынь, для заведения в оной общежительных порядков. По ведомостям значится из Великороссиян духовного звания, пострижен в монашество в Астраханском Спасском монастыре в 1758 году, был в Астраханском Архиерейском доме ризничим, экономом и духовником, и наконец определен там же строителем, Покровского монастыря, откуда по собственному желанию перемещен Тамбовской Епархии в Саровскую общежительную пустынь; а в 1792 году 20 октября по указу Святейшего Синода назначен строителем в Коренную пустынь, откуда в конце 1795 года, согласно его собственному прошению, уволен Преосвященным Феоктистом обратно в Саровскую пустынь.

11) Иеромонах Софроний, до назначения нового Настоятеля управлял Коренной пустынью, с званием «начальника обители». По ведомости 1797 года, о. Софроний из Великороссиан купеческого звания; поступил первоначально в Ростовский Яковлевский Монастырь, где и пострижен в монашество Архимандритом Феоктистом, (в последствии Архиепископ Белгородский) в 1772 году, посвящен в иеромонахи в 1774 году, и был при строении Яковлевского монастыря, в том же году переведен в Ставропигиальный Симонов монастырь, в 1779 в Курский Знаменский монастырь, где был казначеем по 1781 год, отсюда в Ставропигиальный Воскресенский монастырь, где был ризничим по 1786 год, а потом наместником по 1793 год, а в сем году, по желанию его переведен в Коренную Пустынь, в которой исправлял казначейскую должность, по 1795 год, а с этого года, за увольнением о. строителя Илария в Саровскую Пустынь, а до назначения нового Настоятеля управлял сею обителью в звании Начальника оной.

12) Игумен Макарий Каменецкий, с 1799 по 1815 год. Отец Макарий по справедливости должен занять самое почетное место в ряду настоятелей Коренной Пустыни, как наиболее (разумеем с наибольшим успехом) потрудившийся в её пользу, почему и более других имеет право на её благодарную память и признательность.

Родом из Великороссийских дворян, по фамилии Каменецкий; до пострижения в монашество находился в разных монастырях и послушаниях: с 1766 – по 1770 в Киево-Печорской Лавре, с 1770 по 1773 в Коренной Пустыне, с 1773 по 1780 в Саровской общежительной Пустыне, с І780 по 1787 в Ставропигиальном Воскресенском Новый Иерусалим именуемом монастыре, во время управления оным Преосвященного Епископа Сильвестра; с 1787 по 1792 в Ставропигиальном Новоспасском монастыре, с 1792 по 19 апреля 1793 в Святотроицкой Александроневской Лавре (бывшей тогда ещё монастырём) послушником же и в почтенных послушаниях и знатных доверенностях. 19 апреля 1793 года в св. пятидесятницу пострижен в монашество Высокопреосвященным Гавриилом Митрополитом Новгородским и С. Петербургским; 12 июня того же года он посвящён в иеродиакона, и 6 декабря в иеромонахи и с февраля месяца этого года (1793) до февраля 1799 года проходил послушание трапезатора, то есть: «Был попечителем и распорядителем в довольствии Преосвященного и тоя Лавры Священно-Архимандрита и всей Лавры, а случайно и Императорского придворного штата, съестными и питейными припасами и имел наблюдение принадлежащей к тому экономии.»

Между тем в Святейшем Синоде «был трактован» к посылке начальником миссии в Северную Америку в Кадьяк в сане Архимандрита; но это не состоялось, ибо оказался желающий из Валаамского Спасопреображенского монастыря иеромонах Иоасаф. Потом Преосвященный Павел, Епископ Нижегородский приглашал о. Макария Архимандритом же в свою Епархию, но и от этого приглашения, он по смирению своему уклонился. Наконец, по просьбе Преосвященного Феоктиста Епископа Белгородского и Обоянскаго и по благословению своего покровителя Митрополита Гавриила в 1799 году, марта 23 числа он был определён настоятелем в Коренную Пустынь в звании строителя и оказал ей, как мы видели в историческом обозрении оной, многие и незабвенные услуги, своею постоянной заботливостью и прилежанием о её благоустройстве.

В том же 1799 году, во время священнодействия в первый день Петровского поста Преосвященный Феоктист наградил о. Макария набедренником. Потом тот же Преосвященный, ценя заслуги и способности о. Макария, три раза соглашал его принять сан Архимандрита: первый раз по смерти настоятеля Курского Знаменского монастыря Архимандрита Амвросия, во второй по кончине Софрониевой Пустыни Архимандрита Феодосия (+ 1802) и третий в 1804 году на место умершего настоятеля (Архимандритского сана) Рыльского Николаевского монастыря; но о. Макарий из усердия к Коренной Пустыни, желая окончить свою жизнь на месте ознаменованном особым благоволением Божией Матери в явлении Ея чудотворной иконы, смиренною просьбой уклонился от всех трёх приглашений, хотя о последних двух и было уже сделано представление Святейшему Синоду.

В 1806 году в бытность в Петербурге, по делам своей обители, о. Макарий, по представлению тогдашнего обер-прокурора князя A. Н. Голицына, по Высочайшему повелению посвящен в сан игумена той же пустыни, 25 февраля Митрополитом Амвросием «во уважение усердия и беспорочной его службы», как выражено в Синодском о сем указе. Скончался 16 августа 1815 года благоустроив во всех частях вверенную ему обитель и обеспечив на долго средства к поддержанию её благосостояния, испрошением дозволения продлить срок пребывания в Пустыне чудотворной иконы вместо прежних двух недель до 12 сентября, с правом пользоваться церковным сбором за все это время Коренной Пустыни безраздельно. Погребен 19 августа под папертью соборного храма.

Архимандриты

13) Палладий Белевцев с 1815 по 1818 год. Избран по кончине о. Макария из казначеев той же обители, братией и при том, как сказано в Консисторском указе, «единогласно». О. Палладий родом из дворян Курской же губернии по фамилии Белевцев, получил воспитание в инженерном корпусе, из коего, по окончании курса наук, поступил на службу в артиллерию. Чувствуя влечение к иноческой жизни, он скоро оставил военную службу и поступил на испытание себя в Коренную Пустынь, где и пострижен в монашество 15 апреля 1806 года игуменом Макарием, в том же году произведен во иеродиакона и иеромонаха и проходил в сем монастыре должность казначея и поверенного по значительным делам вне обители. По кончине о. Макария, по избранию братии сделан из казначеев настоятелем обители с возведением в сан Игумена, а в 1816 году посвящен в Архимандрита с оставлением в той же обители, по случаю учреждения в ней в этом году Архимандритского настоятельства.

В 1818 году переведён настоятелем же в Курский Знаменский монастырь, а в 1829 взят наместником в С.Петербургскую Александроневскую Лавру, где и скончался.

14) Макарий II (1818 – 1821) Архимандрит и кавалер Ордена Св. Анны 2 степени. Назначен в Коренную Пустынь из настоятелей заштатного Полоцкого монастыря (Могилевской губернии). Отец Макарий, по ведомостям значится из купеческого звания, Смоленской губернии, города Гжатска; пострижен в монашество в 1806, в Старообрядческом Покровском монастыре, Черниговской губернии иеромонахом Филаретом, а в 1815 году, Преосвященным Михаилом Епископом Черниговским, посвящен 15 апрель во иеродиакона, а 17 во иеромонахи в Петербурге на Ярославском подворье в домовой церкви и проходил экономскую должность; в 1816 году произведен в Архимандриты Могилевской епархии в полоцком Богоявленском монастыре, который восстановлен им, после французского разорения, на сумму отпущенную из комиссии училищ и был награждён за то орденом Св. Анны 2-й степени; и отсюда по известной Святейшему Синоду способности его к управлению монастырским общежительством и содержанию оного в назидательном устройстве, назначен настоятелем сей Пустыни. В мае месяце 1820 года, перемещен настоятелем же в Александросвирский монастырь, Олонецкой епархии.

15) Израиль (1820 – 1831) из духовного звания, уроженец Орловской губернии. В 1804 году рукоположен в диакона преосвященным Досифеем епископом Орловским и Севским, того же года сентября 11 был определён к Севскому кафедральному собору для исправления иподиаконской должности, которую и отправлял по 1810 год, а в сем году был вытребован в Александроневскую Лавру, где и постригся в монашество в 1811 году, в 1812 году назначен Митрополитом Амвросием в должность ризничего, а в 1813 посвящен в иеромонахи и принадлежал с 1814 года к соборному служению, награжден набедренником, а в 1820 году, февраля 25 дня, посвящен Митрополитом Михаилом во Архимандриты и назначен настоятелем сей Пустыни. В 1831 году марта 31 дня, перемещен настоятелем же в Николаевский Рыльский монастырь.

16) Паисий (1831 – 1841) из купеческого сословия, Черниговской губернии города Кролевца; в монашество пострижен в 1814 году в Глинской Богородицкой Пустыне; в том же году марта 12 рукоположен Преосвященным Феоктистом во иеродиаконы, а 14 во иеромонахи; проходил в Глинской Пустыне должности ризничего и казначея; в 1817 году определен строителем в Обоянский Знаменский монастырь; а в 1818 году посвящен в сан Игумена Преосвященным Владимиром «за устройство сего монастыря, приобретение значительного количества церковного имущества и введение в оном общежития». В 1831 году, 22 июля посвящен во Архимандриты и назначен настоятелем в Коренную Пустынь; в 1835 году получил от Преосвященного Илиодора признательность за отличное попечение и благоустройство вверенной ему обители и по его же представлению Всемилостивейше сопричислен к ордену Св. Анны 2-й степени. После о. Игумена Макария это был один из наиболее потрудившихся в пользу Коренной Пустыни её настоятелей. Нынешние величественные каменные крытые сходы ведущие от соборного храма к нижней церкви Живоносного Источника и стоящие до 800,000 руб. ассигнациями, навсегда останутся незабвенным памятником усердия о. Паисия к благоукрашению сей обители и вместе памятником его практической опытности в монастырском хозяйстве. Скончался 2 мая 1841 года, после трёхмесячной болезни, с напутствием Св. Христовых таин и погребен в сей же обители с боку устроенных им сходов3231.

17) Вениамин (1841 – 1844) из духовного звания, Волынской губернии, был на службе в Китайской Пекинской миссии, в октябре месяце 1845 года перемещен из Коренной Пустыни в Преображенский Посольский монастырь (Иркутской епархии), но при проезде через С. Петербург оставлен наместником в Александроневской Лавре, скончался же в Крыму, где в последнее время был настоятелем открытых там Преосвященным Иннокентием скитов.

18) Палладий II (1844 – 1853) родом из мещан, пострижен в монашество в Курском Знаменском монастыре в 1852 году. В том же году посвящен Преосвященным Илиодором 26 июля во иеродиакона, а в 1834 году 7 октября во иеромонаха; проходил в оном монастыре должности: ризничего, и казначея; в 1835 году награжден набедренником; в 1841 году назначен экономом Архиерейского дома; в 1843 году получил золотой наперстный крест, а в 1844, января 21 дня назначен настоятелем Коренной Пустыни с возведением в сан Архимандрита. Скончался в 1853 году и погребен в сей же обители. До назначения ему преемника управлял Коренной Пустынью эконом Архиерейского дома иеромонах Серафим.

19) Иоаким определен в сию Пустынь Указом Святейшего Синода 22 января 1854 года из настоятелей Владимирского Спасо-Евфимиевского монастыря, а в декабре месяце, того же года, уволен, согласно его прошению, на покой в Воронежскую епархию.

20) Серафим (1854 – 1862) из вдовых священников, Курской епархии; по окончании курса наук в Курской духовной семинарии, посвящен в священники Покровской церкви села Липовец (Обоянского уезда), в 1821 году; овдовев вступил, в число братства Коренной Пустыни, где и пострижен в монашество в 1838 году; 15 июля того же года избран в благочинные сей обители; в 1841 году переведен в Курский Знаменский монастырь (Архиерейский дом); 15 апреля того же года определён духовником для ставленников; 26 назначен для особых занятий по хозяйственной части с определением благочинным монастыря; 3 мая награжден набедренником; с 1841 года по 1843 год управлял Белгородским Свято-Троицким монастырем, по случаю вызова настоятеля оного в С. Петербург на чреду священнослужения. В 1843 исправлял должность эконома Архиерейского дома. В том же году 31 декабря посвящён в сан Архимандрита с присвоением ему лично настоятельской степени третьего класса, а в 1844 утвержден экономом Архиерейского дома. С 1845 года, состоя членом нескольких временных комитетов, заведовал разными постройками в Курском Знаменском монастыре (Архиерейском доме) и неоднократно получал признательность Преосвященного Илиодора за усердие и попечительность. В 1851 году Всемилостивейше сопричислен к ордену Св. Анны 3 степени. В 1853 году (26 ноября), по случаю кончины настоятеля Коренной Пустыни Архимандрита Палладия, было вверено ему управление оною с возложением на него попечения о постройке соборного храма, а в 1854 году 9 декабря о. Серафим определен настоятелем сей Пустыни и членом строительного комитета на постройке в ней соборного храма; в 1862 году в мае месяце перемещён настоятелем же в первоклассный Мелецкий монастырь Волынской епархии.

21) Ювеналий с 8 мая 1862 года. Отец Ювеналий по фамилии Половцев из дворян Псковской губернии; по окончании курса наук в артиллерийском училище, недолго находился в военной службе и по склонности к монашеской жизни, оставил се, в 1847 году, с чином подпоручика артиллерии; поступил на жительство в скит Св. Иоанна Предтечи Господня, находящийся при Козельской Введенской Оптиной Пустыни (Калужской епархии). Здесь постригся в монашество 29 апреля 1855 года; в следующем 1856 года 8 ноября посвящен во иеродиакона Преосвященным Григорием епископом Калужским и Боровским, а 11 июля 1857 года во иеромонахи; по указу Святейшего Синода от 22 октября того же года назначен членом Иерусалимской духовной миссии; а указом от 14 апреля 1861 года уволен из оной, согласно прошению, по болезни, с награждением за службу при миссии набедренником и наперсным крестом. По возвращении в Россию, 10 ноября 1861 года назначен настоятелем Глинской Богодицкой Пустыни (Курской епархии) с возведением в сан Игумена; а 8 мая 1862 года перемещён настоятелем же в Коренную Рождесгво-Богородицкую Пустынь, при чем согласно указу Святейшего Синода от 13 июля того же года, 15 августа возведен в сан Архимандрита в соборном храме Курского Знаменского монастыря Преосвященным Сергием Епископом Курским и Белоградским.

* * *

31

30 Примечание: настоятельство в обители с 1764 года и по 1800 год было строительское, как в заштатной; управляло же ею в начале несколько игуменов поступивших с сим званием из упразднённых монастырей, а с 1806 и по 1816, Игуменское; первый настоятель Игуменского сана был Макарий, возведенный в сей сан из настоятелей в 1806 году по Высочайшему повелению; вторым о. Палладий возведенный в 1816 году в сан архимандрита по случаю учреждения в сей обители архимандритского настоятельства.

32

31 До приезда нового Настоятеля в течении почти двух лет (1841–1843) управлял сей Пустынью Белгородского Николаевского монастыря строитель о. Иерофей.



Источник: Составил И.Л. (Издание в пользу Св. Обители) Санкт-Петербург. В типографии М. Эттингера, 1865. От С.-Петербургского Комитета Духовной Цензуры печать позволяется. С.-Петербург. Апреля 9 дня, 1865 года. Цензор, Архимандрит Сергий

Вам может быть интересно:

1. Историческое описание Малоярославецкого Черноостровского Николаевского общежительного монастыря архимандрит Леонид (Кавелин)

2. Предполагаемая реформа церковного суда – X. ДОПОЛНЕНИЕ К ПЕРВОМУ ВЫПУСКУ архиепископ Алексий (Лавров-Платонов)

3. Путешествие по святым местам русским. Часть 1 – X. Вышгород и Межигоры Андрей Николаевич Муравьёв

4. Церковные торжества в дни великих праздников на Православном Востоке. Часть 1 профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский

5. Иконы Церковно-археологического музея Общества любителей духовного просвещения. Выпуск I Александр Иванович Успенский

6. Церковно-общественные вопросы в эпоху царя-освободителя (1855-1870) Александр Александрович Папков

7. Памятники древнерусского канонического права – 11. Заповедь епископам о хранении церковных правил профессор Алексей Степанович Павлов

8. История запрещенных книг на Западе. Итальянское духовенство в одну из средневековых эпох профессор Алексей Петрович Лебедев

9. Праздничный отдых христианина – Март месяц. 25-й день. Благовещение Пресвятые Богородицы протоиерей Григорий Дьяченко

10. Профессор Московской духовной академии П.С. Казанский и его переписка с архиепископом Костромским Платоном протоиерей Андрей Беляев

Комментарии для сайта Cackle