Азбука веры Православная библиотека архимандрит Леонид (Кавелин) Участие преподобного отца нашего Сергия в событиях 1380 года, положивших начало освобождению России от татарского ига


архимандрит Леонид (Кавелин)

Участие преподобного отца нашего Сергия в событиях 1380 года, положивших начало освобождению России от татарского ига

Содержание

1. Посещение Троицкой Обители Великим Князем Димитрием Ивановичем, пред выступлением в поход против Ордынского царя Мамая 2. Посланцы Преподобного Сергия приносят В. Князю Димитрию Ивановичу утешительную грамотку и просфору от Великого Старца 3. Единоборство схимника Александра Пересвета с татарином-богатырем, и молитвенная помощь Преподобного Сергия в час битвы 4. Великий Князь Димитрий Иванович снова посещает Обитель Пресвятой Троицы для воздания в ней благодарения Господу Богу за победу  

 

К 500 летнему      юбилею Куликовской битвы.

«Чтобы еси, Господине, такы пошел, и поможешь теби Бог и Троица».

(Из грам. Преп. Серия к В. Князю Димитрию, полученной им накануне Куликовской битвы). Воскрес. Летопись.

1. Посещение Троицкой Обители Великим Князем Димитрием Ивановичем, пред выступлением в поход против Ордынского царя Мамая

Слишком полтораста лет томилась многострадальная Русь под тяжелым игом Татарским; все Князья то и дело должны были путешествовать в Золотую Орду на поклон к Татарским Ханам; туда отвозили они и подарки и унизительную дань в знак своей покорности; там не редко и душу свою полагали за свое отечество и за веру Православную, а Татарские гордые численники и Баскаки (чиновники) везде разъезжали по городам и своевольничали. Не было от них никому пощады; что хотели, то и делали: города и селения жгли и грабили, храмы Божие разоряли или оскверняли, а людей убивали или уводили в плен...

Наконец призрел Господь Бог на мольбы Руси Православной, – приближался час освобождения. Один из гордых ханов татарских Мамай поднялся на Русь со всеми своими полчищами. Напрасно Великий Князь Димитрий Иванович старался умилостивить его дарами и покорностью: Мамай слышать не хотел о пощаде! Как ни тяжело было Великому Князю, после недавних войн с Литовцами и другими беспокойными соседями, снова готовиться к войне, а делать было нечего: татарские полчища надвигались, подобно грозовой туче, к пределам России.

В то время, в дремучих лесах Радонежских подвизался с своими учениками смиренный подвижник Преп. Серий. Основанная им обитель во имя Пресвятой Троицы, благодаря его подвигам и смиренномудрию, еще при его жизни сделалась для Московского Великого Княжения тем самым, чем была Киево-Печерская обитель для стольного града Киева во дни Преподобного Феодосия.

Имя Преподобного Игумена Сергия «яко священие некое обношашеся» в устах всякого чина людей, от Великого Князя и бояр до последнего простолюдина, жившего в пределах Московского Княжения. Великий Князь Димитрий Иванович и его брат, Князь Серпуховской, Владимир Андреевич, в отчине которого (Радонеж) находилась обитель Преподобного Сергия, оказывали ему свое отменное расположение и любовь; сам Преподобный был крестным отцом детей Великого Князя, а племянник его, Святой Феодор Симоновский -духовником Великого Князя. Современные Великому старцу Святители Московские, сперва Митрополит Алексий, а потом Киприан были его духовными друзьями. Его духовные советы имели вес и силу в делах Церкви и Государства, ибо мудрость, соединяясь в нем со смирением, образовала тот духовный разум, который, по словам св. отцов, есть порождение искушений, то есть плод духовного опыта. После сего понятно будет, почему Великий Князь Димитрий Иванович, готовясь выступить в поход против полчищ Ордынского Царя Мамая, счел первым долгом посетить обитель Живоначальной Троицы, поклониться там Единому Богу, в Троице Славивому, и принять напутственное благословение от Преподобного Игумена Сергия. Он пригласил с собою брата Владимира Андреевича, всех, бывших тогда в Москве, Православных Князей и Воевод Русских, с отборной дружиной воинской, и 171) Августа выехал из Москвы. На другой день они прибыли в Троицкую обитель. Воздав здесь свое смиренное поклонение Господу Сил, Великий Князь принял благословение от Святого Старца Сергия и всей обители, и спешил в обратный путь. Но Угодник Божий просил Великого Князя, чтобы он отслушал Божественную Литургию, а по окончании оной пригласил его вкусить хлеба – соли Святой обители. Долго отрицался Великий Князь, ибо гонцы один за другим приносили ему известия о приближении Мамая к пределам Русским. Но любвеобильный старец умолял Димитрия Ивановича вкусить хлеба у него в трапезе: «обед сей,» говорил он, «тебе, Великий Княже, будет на пользу,» и получив наконец его согласие, примолвил в духе предведения: «Господь Бог тебе Помощник; еще не преспело время тебе самому носить венец сея победы с вечным сном; прочим же, без числа многим сотрудникам твоим плетутся венцы мученические с вечною памятью». Между тем Преподобный повелел приготовить освященную воду, и, по окончании трапезы, окропил оною Великого Князя и всех бывших с ним Князей, Воевод и христолюбивых воинов. Беседуя с Великим Князем, великий старец советовал ему почтить дарами и честию злочестивого Мамая, «того ради», говорил он, «да вознесет тебя Господь, видя твое смирение и да низложить его непреклонную гордыню.»

– Всё сие я уже сделал, отвечал ему Великий Князь, но враг мой ещё более возносится.

«Если сие так, сказал Угодник Божий, то его ожидает конечное погубление, а Тебя, Великий Княже, помощь, милость и слава от Господа». И, полагая на чело преклонившегося пред ним Великого Князя крестное знамение, Богоносный Серий громко произнес: «Иди, Господине, небояз-ненно! Господь поможет тебе на безбожных вра-гов!», а за тем, понизив голос, сказал тихо одному Великому Князю: «победишь врагов твоих»...

С умилением сердечным внимал Великий Князь сему предречению; он прослезился от душевного волнения, и стал просить себе у Преподобного Сергия особого дара. – В то самое время, в обители Живоначальной Троицы, в числе братии, подвизавшейся под руководством сего святого мужа против врагов невидимых, были два инока: Александр Пересвет (бывший боярин Брянский) и Андрей (так называется в синодиках лаврских2) Ослябя (бывший боярин Любецкий). Их мужество, храбрость и искусство воинское были еще у всех в свежей памяти: до принятия монашества оба они славились как доблестные воины, храбрые богатыри, и люди весьма опытные в воинском деле. Сих то иноков – воинов и просил теперь в свои полки Великий Князь у Преподобного Сергия, надеясь, что они как люди, посвятившие себя всецело Богу, своим мужеством могут служить примером для его воинства, и тем принести ему великую пользу. И Преподобный не усомнился исполнить просьбу Великого Князя, на вере основанную: он тотчас же повелел Пересвету и Ослябе изготовляться на дело ратное. С верою и радостью приняли доблестные иноки повеление своего любимого старца Игумена, а он приказал им, в замену лат и шлемов, возложить на себя схимы, украшенные изображением Креста Христова: «Вот вам, чада мои, оружие нетленное, – говорил при сем Преподобный: да будет оно вам вместо шлемов и щитов бранных!». Поручая их Великому Князю, Святой Старец сказал ему: «Возлюбленный Княже! Вот тебе мои оруженосцы и послушники, а твои избранники!» А им изрёк: «Мир вам возлюбленные мои во Христе братия! Мужайтесь, яко добрые воины Христовы, присно бо время вашей купли!»

Пр. Сергий благословляет В. К. Димитрия на брань с Мамаем. «Господь Бог да будет тебе твой помощник и заступник.»....

Благословив крестом и окропив еще раз освященною водою Великого Князя, своих иноков – витязей и всю дружину княжескую, Пр. Серий сказал Великому Князю: «Господь Бог да будет твой Помощники и Заступник: Он победит и низложит супостатов твоих и прославит тебя!» Тронутый до глубины души пророческими речами старца, В. Князь отвечал ему: «Если Господь и Пресвятая Матерь Его пошлёт мне помощь против врага, то я воздвигну монастырь во имя Пресвятой Богородицы!» (что и исполнил в последствии, основав при пособничестве Пр. Сергия Стромынского Успенский монастырь, бывший приписной к Лавре).

Святой Сергий проводил гостей своих до св. врат обители, и преподав в лице их мир и благословение всему воинству Православному, отпустил их с молитвенными благожеланиями.

По возвращении своём в Москву (19 Августа) Великий Князь пошел к Митрополиту Киприану и рассказал ему о своем путешествии в Троицкую обитель, о беседе с великим старцем и о его предсказании. С сердечным участием выслушал Святитель его рассказ и посоветовал ему хранить сию тайну в глубоком молчании, особенно же слова святого старца: «победиши супостаты твоя» до тех пор, пока событие оправдает прозорливость Угодника Божия Сергия и утвердит оное счастливым успехом.

2. Посланцы Преподобного Сергия приносят В. Князю Димитрию Ивановичу утешительную грамотку и просфору от Великого Старца

Под личным начальством Великого Князя Димитрия Ивановича и его сподвижника Князя Серпуховского Владимира Андреевича, Русское воинство достигло Куликова поля (в нынешней Тульской губернии, в Епифанском уезде). 8-го Сентября 1380 года, с раннего утра войска стали в боевой порядок между рек Непрядвы и Мечи, готовые встретить безбожного врага. В это самое время являются пред Великим Князем иноки, посланные от Преподобного Сергия, нося мир и благословение ему и всему христолюбивому его воинству. Святой Старец провидел духом нужду еще раз укрепить мужество В. Князя пред самою битвою, и прислал ему в благословение Богородичную просфору и своеручную грамотку, конец которой сохранила для потомства одна из наших летописей. Грамотка эта, увещевая В. Князя сражаться мужественно за дело Божие пребывать в несомненном уповании, что Бог увенчает их предприятие счастливым успехом, оканчивалась следующим изречением: «чтобы ты, Господине, таки пошел, и поможет тебе Бог и Троица». Великий Князь прочитал грамотку, вкусил от св. просфоры, и воздав руце, громко произнес молитву из чина Панагии: «Велико Имя Пресвятой Троицы! Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас! Твоя молитвами, Христе Боже, и за молитвы Св. Чудотворцев Петра и Алексия, и Преподобного Игумена Сергия, помогай нам на сопротивныя силы и спаси нас!» Быстро разнеслась по полкам весть о посланцах Сергиевых; в лиц их великий Печальник земли Русской как бы сам посетил и благословил Русское воинство, и это посещение, в столь важную и решительную для всех минуту, было сколь неожиданно, столь же и благовременно. Теперь и слабые духом воодушевились мужеством, и каждый воин, ободренный надеждою на молитвы великого Старца, небоязненно шел в битву, готовый положить душу свою за святую веру Православную, за своего Князя любимого, за дорогое свое отечество.

Посланцы Пр. Сергия вручают В. Князю Димитрию грамотку и просфору. «Чтобы ты, господине, таки пошел и поможет тебе Бог и Троица»....

С честию отпустил Великий Князь Сергиевых посланцев; потом сел на коня и, вооружившись железною палицею, двинулся из полка вперед, намереваясь, по горячей своей любви к отечеству, лично подать пример другим и собственною особою начать бой. «Мне должно, говорил он, общую с вами чашу, – смерть или живот – едино с вами вкушу!» Но усиленные просьбы всех Русских Князей и Воевод – не вдаваться без нужды в опасности и щадить свою дорогую жизнь для пользы общей, едва удержали его от сего великодушного порыва. Великий Князь на время покорился их желанию и оставил за собою лишь общее распоряжение ходом битвы.

3. Единоборство схимника Александра Пересвета с татарином-богатырем, и молитвенная помощь Преподобного Сергия в час битвы

Наступил грозный час битвы, имевшей решить участь тогдашней России. Солнце переходит шестую степень дня (8 Сентября 12-й час дня); лишь небольшое расстояние отделяет Русские передовые полки при которых находился сам Великий Князь, предводимые Князьями Всеволодовичами от несметных полчищ татарских; уже начались небольшие ошибки под начальством некоего Туляка. В самый полдень оба войска сошлись лицом к лицу при устье реки Непрядвы, и в это-то время, когда они стояли друг против друга, с татарской стороны выехал вперед богатырь, высокого роста, крепкого сложения, страшный видом; звали его Челибей, а родом он был Печенег. Тщеславный своею силою, подобно древнему Голиафу, грозно потрясая копьем, вызывал он на единоборство кого-либо из Русских витязей... Страшно было смотреть на этого великана и Русские думали про себя: «Ах, если бы нашелся кто-нибудь из наших, который бы поразил его!» и, хотя было много среди их витязей, но никто не решался сам вызваться добровольно на такой подвиг...

Прошло несколько времени томительного ожидания, и вот, из полка Владимира Всеволодовича выступает один из Сергиевых иноков, его усердный послушник, схимонах Александр Пересвет... Воодушевляемый любовью к отечеству, пламенной ревностью по вере Христовой, он не стерпел поношения от дерзкого татарина всему воинству Православному, выехал вперед и обратившись к Великому Князю Димитрию Ивановичу и к другим Князьям, сказал: «Не смущайтесь о сем ни мало: Велик Бог наш и велика крепость Его! Гордый татарин не мнит найти среди нас никого, себе подобного витязя;– но я желаю с ним переведаться, я выхожу братися против него во имя Господа Сил! готов воспринять венец Царствия Небесного!» Вместо брони и шлема Александр облечен был в схиму Ангельского образа (так благословил его Преподобный Сергий); на ceй одежде, на челе, на персях и назади, было нашито знамение воина Христова – Крест Господень. Доблестный инок – воин, выходя на единоборство, окропил себя св. водою, простился со своим собратом Андреем Ослабою, с Великим Князем, со всеми вождями и воинством Православным, и громко воскликнул: «Отцы и братья! простите меня грешного!»

Единоборство Александра Пересвета с Челибеем. Сближаются витязи, ударяют друг друга тяжелыми копьями, и – оба падают на землю мертвыми!

– «Бог тебя простит, благословит и молитвами Св.Отца Сергия да поможет тебе» – было ему всеобщим ответом.

Молитвенная помощь Пр. Cepгия во время битвы. … Телом стоял во храме Пр. Троицы, а духом был на поле Куликове…

Все были тронуты до слез самоотвержением инока; все молили Бога, да поможет ему, как древле Давиду на Голиафа. А он в одном схимническом одеянии, без лат и шлема, вооруженный тяжеловесным копьём, подобно молнии устремился на своего страшного противника... Раздались громкие восклицания с той и другой стороны – оба витязя сближаются, ударяют друг друга тяжелыми копьями столь крепко, столь громко и сильно, что – казалось – потряслось самое место их битвы, и – оба богатыря пали мертвыми на землю!... Тогда-то закипела битва кровавая, заблестели мечи острые, как молнии, затрещали копья, полилась (– повествует Св. Димитрий Ростовский) кровь богатырская под сёдлами, покатились шлемы золоченые под ноги конские, a за шлемами и головы богатырские... He выдержал и Великий Князь: он сошел с коня великокняжеского, отдал его своему боярину любимому (Михаилу Бренку), повелел ему вместо себя быть под знаменем, а сам ринулся в битву с татарами, на равне с простыми воинами.... И много доблестных русских воинов полегло костьми на поле том. Но вдвое более побито татар, и битва окончилась совершенным поражением полчищ Мамая и бегством его самого с поля, усеянного на много верст трупами ордынскими.

Между тем как длилась грозная битва Куликовская, в Обители Живоначальной Троицы, Святой игумен Сергий собрал всю свою братию и возносил Богу сердечные молитвы за успех вели-кого дела. Телом стоял он на молитве во Храме Пресвятой Троицы, а духом был на поле Куликовом: прозревая очами веры всё, что совершалось там, он, как очевидец, повидал предстоявшей братии о постепенных успехах нашего воинства; от времени до времени он называл по имени павших героев, сам приносил за них заупокойные молитвы и повелевал тоже делать братии. Наконец он возвестил им совершенное поражение врагов и прославил Бoгa, поборающего русскому оружию.

4. Великий Князь Димитрий Иванович снова посещает Обитель Пресвятой Троицы для воздания в ней благодарения Господу Богу за победу

Возвратясь в Москву и распустив по домам оставшихся в живых воинов-победителей, Великий Князь Димитрий Иванович, проименованный за сей доблестный подвиг Донским, со своим братом и сподвижником Князем Владимиром Андреевичем, получившим за туже победу прозвание Храброго, предпринял вторично путешествие в монастырь Живоначальной Троицы, к Преподобному Игумену Сергию, чтобы воздать благодарение Сильному во бранех Господу, лично поведать великому старцу о Богодарованной побед, и вкупе возблагодарить его за теплые молитвы и за помощь, оказанную его ратниками, от Ангельского лика данными. Радостно было это свидание Благоверного Князя cо святым старцем! Преподобный встретил его у св. ворот своей обители со св. иконами и св. водою, и осенив его Крестом, поздравил с победою. Великий Князь поведал старцу, о ходе битвы, рассказал и о геройской смерти доблестного его послушника –Александра Пересвета, примолвив: «Если бы, отче святый, твой послушник Пересвет не убил татарина богатыря, сколь бы многие испили от него чашу смерти! И без того великое множество Христианского воинства избиено от Татар: помолись о них, честный Отче !..»

В бытность свою на этот раз в Троицкой обители, Великий Князь повел петь панихиды и служить заупокойные литургии по всем убиенным на Куликовском поле (8 Сентября 1380 года); это поминовение продолжается и по ныне ; оно совершается ежегодно по всей Православной России, под именем Димитриевской Субботы, пред 26 числом Октября (день Ангела В. Князя Димитрия Ивановича), и конечно учреждено не без совета с Преподобным Сергием, и может быть потому-то нигде не совершается оно с такою особою торжественностию, как в Троицкой Сергиевой Лавре, причём поминаются по имени все главные подвижники сего боя, и в числе их Троицкие Схимонахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя.

В это посещение Великий Князь наделил монастырь Сергиев щедрыми дарами, раздал много милостыни народу, который собрался со всех окрестных селений на встречу ему, учредил для Св. Игумена Сергия и его братии обильную трапезу, в которой и сам принимал участие, со всеми своими спутниками, и с радостным духом возвратился в свой стольный град Москву, чтобы упокоиться от своих великих трудов, подъятых им за дорогое отечество и Православную Веру Христианскую. А обитель Преподобного Сергия после сего стала еще более близка сердцу Великого Князя и всего Православного Русского народа.

Св. Старец Сергий прожил после сих событий еще 11 лет. Он скончался о Господе 25 Сентября 1391 года, оставив своей обители священное сокровище – свои цельбоносные Мощи, к которым и ныне притекают верующие со всех концов нашего обширного отечества. «И не едино же то, – пишет летописец 17 века, еже дары целебные подаются всем приходящим к нему и до ныне, к цельбоносным мощам его: нo свыше целебных даров от Бога благодать дана ему – всю Российскую землю заступати от находящих врагов христианских, от безбожных татар и немец и Литвы, и прочих зык не чтущих пo истин Бога Господа нашего Иисуса Христа, и хотящих разорить православное христианство, яко Богом данный помощник всему Государству. И всюду, и везде Царём и Великим Князем обреташеся помощник во бранех, яко же на Дону Великому Князю Димитрию на безбожного Царя Мамая благословение дав, и во время бою посланными своими крепко вооружив»... (Келарь Симон Азарьин в предисловии к новым чудесам Пр. Сергия). И действительно: всегда обитель Сергиева, в тяжелые времена скорби для отечества, служила твердым оплотом Государства Русского. В 1608–10 годах она выдержала 16 месячную осаду от Поляков и Литовцев, но заступлением и помощью Угодника Божия устояла, и враги, овладевшие уже Москвой, со стыдом удалились из-под стен Троицких. В тяжкую годину испытаний 1812 года врагу также не попущено было дойти до обители Сергиевой, хотя он и был в ее окрестностях. И твердо помнит заступление Преподобного Сергия Русская земля, и свято чтут его наши Цари Православные, как своего великого заступника. И ныне благополучно Царствующий Благочестивый Государь наш Император Александр Николаевич, еще так недавно (в 1877 году), отправляясь к своим храбрым воинам за Дунай, на великий подвиг освобождения православных христиан от рабства турецкого, (более тяжкого, чем иго татарское), подобно своему предку Великому Князю Дмитрию Ивановичу, также посетил обитель Преподобного Сергия, и здесь, в своей Царственной молитве, не вотще просил его благословения, помощи заступления.

В нынешнем 1880 г. 8 Сентября исполняется ровно 500 лет тому преславному событию, о котором мы вели речь в сей книжице, т. е. той победе, которую В. Князь Димитрий Иванович одержал, благословением и предречением Преподобного Сергия, над Ордынским Царём Мамаем на Куликовом поле. Празднование 500 летия сего события, положившего начало освобождению нашего отечества от Татарского ига, промыслительно совпадает с празднованием 25-летия Царствования нашего Царя-Освободителя, Государя Императора Александра Николаевича. Вознесём же в сей благознаменитый день сугубыя молитвы к Преподобному и Богоносному Отцу нашему Cepгию: «Помози Великий Угодниче Божии п заступниче наш, Благочестивейшему Великому Государю нашему Александру Николаевичу, даруй ему здравие и долгоденствие да благоуправляемо будет Царство Его в мире и благополучии: и да покорятся под ноги Его вся сопротивныя; смири их, яко же во дни Великого Князя Димитрия Ивановича смирил еси гордыню Мамаеву, и не забуди, яко же обещался еси, всех чтущих любовию св. память твою».

* * *

1

По другим 23 августа.

2

В летописях Иродион


Источник: Москва. Типография и литография И. Ефимова, Большая Якиманка, д. Смирновой, 1880. От Московского Комитета для цензуры духовных книг печатать позволяется, Московская Духовная Академия. 11 февраля 1880 г. Цензор Протоиерей Филарет Сергиевский

Вам может быть интересно:

1. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрит Леонид (Кавелин)

2. История русской словесности. Часть 2. Отдел 3. Литература в царствование Александра I профессор Иван Яковлевич Порфирьев

3. Сочинения по археологии и истории искусства. Том 2 профессор Фёдор Иванович Буслаев

4. История церквей Антиохийской и Константинопольской, за время святого Иоанна Златоуста по его творениям епископ Симеон (Никольский)

5. К истории казанских монастырей до 1764 года профессор Иван Михайлович Покровский

6. История стенописи Успенского собора в Москве Александр Иванович Успенский

7. [Рец.] Иеромонах Иосиф. История иудейского народа по археологии Иосифа Флавия профессор Иван Гаврилович Троицкий

8. Материалы для истории Русской Церкви Сергей Алексеевич Белокуров

9. К истории иконоборчества профессор Борис Михайлович Мелиоранский

10. Греческие историки IV, V и VI вв. профессор Алексей Петрович Лебедев

Комментарии для сайта Cackle