Источник

Буква С

Самоукорение

Господь заповедал искать смирения и самоукорения

Весьма странно для слуха твое устроение, тем паче мнение, что тяжесть собственного унижения приводит тебя до бесчувственности. Это ни с чем не сообразно, ни с Писанием, ни с натурою вещей. Господь заповедал, чтобы искать спокойствия во смирении: «Научитесь от Мене» и прочее (Мф.11:29). Св. Давид вопиет: «Во смирении нашем помяну, Господь премудрость творит»; «Господь гордым противится, а смиренным дает благость» (Иак.4:6). Святые Отцы, искусом проведшие сие, удостоверяют нас. Св. Дорофей пишет: «Каков не имать покой, иже себя укоряй и уничижай, и, аще что и случится ему скорбно, имать предварив себе того достойна, и не смущается». Подобно Лествичник и другие отцы учат о неизъяснимой пользе от самоукорения, а ты, напротив, отягощаешься, поэтому оно ложное и неправильное.

Священство

Достоинство или недостоинство священника не могут быть препятствием к совершению таинств

Случившиеся с Вами искушения при разговоре с о. Стефаном, Вашим протопопом, поставляете себе виною, что вошли в не принадлежащий разговор, подобно как овца стала бы учить пастуха. Хотя же Вы и увидели, что сокрывается под овечею одеждою и должны беречься таковых и подобных произношений, но суд о сем оставьте Самому Господу, ведущему тайны сердец наших, так как он поставлен быть служителем Таин Христовых и достоинство или недостоинство его не могут быть препятствием к совершению таинств. Удаляясь подобных разговоров и соблюдайте прежде сказанное Вам мною об обращении.

Священнослужители, яко молитвенники о нас, заслуживают предпочтение перед прочими

Касательно спора Вашего о выдаче хлеба церковнослужителям, мы полагаем по слабоумию нашему, что Вы не совершенно правы, а наипаче погрешили, с упорством защищая несправедливое Ваше мнение. Священнослужители, яко молитвенники о нас, по всей справедливости заслуживают предпочтение пред прочими. Кроме того, они, от церкви исполняя свои требы, не могут столь свободно отлучаться для покупок как люди торговые, да самый сан их возбраняет им излишнее об этом попечение, и потому даже и при неосновательных своих прошениях должны быть уважительны и покрываемы христианскою любовию.

Семья

Через благословение, поступки умеренные, строгость и смирение достигается повиновение домашних

Конечно, хотя нужно Вам быть в доме по обязанностям таким, чтобы церковь Ваша домашняя Вам повиновалась, но сие Вы можете иметь только чрез благословение, поступки умеренные, строгость и смирение, таковым-то Вам желаю. Да благословит Вас Господь.

В семье добрым благоуправлением по страху Божию сохраняйте мир и убегайте смущения

В семейственном положении старайтесь добрым благоуправлением по страху Божию сохранять мир и убегать смущения и раздоров, и Бог мира будет с Вами.

В семействе успевайте более терпением и кротостью, нежели строгостью

Как и всегда советую Вам во отношении порядка вещей – в семействе успевать более благосклонностью, терпением, кротостью и великодушием; сердцем молите Господа Всемогущего. Если необходимо потребуется и строгость настоятельная, то употребляйте как можно реже.

Скорбь

Покаяние врачует смущение, малодушие и скорби

Писание Ваше я получил, из коего я усматриваю Ваше смущение, и малодушие, и нашедшие скорби. И, может быть, Милосердый Господь избавит Вас от оной и с соболезнованием принесите покаяние, к сему видим многие примеры в Святом Писании, что Господь, умилосердил их покаянием, простил и избавил от предлежащих скорбей. Скорби суть тоска, как жезл отеческий, поднимаемый от любви отца на бесчинствующих чад своих, дабы тем их исправить и сохранить в добронравии, что послужит им на пользу на всю жизнь их. Божий же Промысл действует к пользе душ наших, дабы спасти в будущей жизни. Хотя это и не лично к Вам относится, но Вы участвуете состраданием к братцу Вашему, то советую Вам и ему укреплять себя верою и надеждою на милосердие Божие, что все на пользу строит. Итак, несмущенно да пребывайте, в сем да укрепит Вас Премилосердый Господь.

В скорбях будь благодушна и проси от Господа терпение

В сниспосылаемых скорбях будь благодушна; тогда будь готова, когда начнутся. А что Вы мудрствуете от непознания своих немощей, – Вы, матушка, попомните то, что от находящих скорбей должны просить от Господа терпение. Премилосердый Господь, видя нашу немощь с тобой, преподал вдохновение, но не думай, чтоб не последовало перемены, но ожидай по тишине бурю и волнение.

Надобно в скорбях умиротворяться, полагаясь на Промысл Божий

Пишешь ты о скорби своей о братиях, но это уже не новое для тебя, – надобно в скорбях умиротворяться, полагаясь на Промысл Божий, который все действует по человеколюбивому Своему правосудию: Он силен оправдать невинность; ежели и наказует, то не без причины, и хотя не за эту вину, то, верно, за другую. Сия же творит, да спасет души их, а ты сего не разумевая, всуе мятешься и смущаешься – и тем погрешаешь.

В скорби прибегай к Премилосердому Господу

Ты принимаешь очень отчаянно посещение Божие и, желая избегнуть здешней скорби преступными действиями, не помышляешь, что этим стремишься скорыми шагами к вечной погибели. – Удержись от сих порывов. В скорби прибегай к Премилосердому Господу: наказуя тело скорбными наведениями, он врачует душу. Ежели бы ты пришла в надлежащее чувство и познала тяжесть грехов своих, то ты немолчно славословила бы Господа, наказующего здесь, чтобы избавить от вечных мук. Когда же примешь поползновение себе, что я не такая грешница, чтобы так меня наказывать, то знай, что и одна гордость есть тягчайший из пороков. Смири себя, вменяя достойною быти наказания, не вини никого, не ропщи ни на кого, а паче на Бога, увидишь сама облегчение твоих скорбей. – Вот тебе средства к избавлению.

Все скорби попускает Бог по мере нашего устроения

Несение скорбей: гордые более ощущают, а смиренные удобнее переносят

Ты описываешь в письме своем свои скорби, – но одна ли ты из смертных только скорби имеешь? Никто их не избежит, но только не в одно время и не равною мерою. А все посылает Бог по мере нашего устроения: гордые больше оные ощущают, а смиренные удобнее переносят, потому что в чувстве сердца считают себя того достойными и никого не обвиняют, а только себя. Твоя же скорбь увеличивается, так как ты считаешь себя равною м. Аркадии и чувствуешь рабство. Эта мысль далека от смирения: представь себе учащихся в семинарии мальчиков разного возраста и звания, а после выходит один архиерей, а другой остается дьячком, а случается, что сей последний еще и выше его и званием и поступлением. Равно и по службе то же бывает: находясь в нижнем чине равными, один достигает генеральского чина, а другой, малым чином, повышается в одно и то же время. Имеют ли право последние скорбеть на первых? Приложи, сестра, меры к своему устроению и познай свое несправедливое рассуждение.

Вы сами бываете причиной своего смущения. Мы уже многократно писали Вам о скорбях как попущении Божием – надобно приучать себя к терпению и к запрещению своих немощей, и Господь призрит, и пошлет свою помощь.

Возверзайте все ваше попечение на Всемилосердого Господа

Вы зачем так позволили убивать себя скорбями, а насколько Вы придаетесь сим душетлительным действиям. Бог сотворил вселенную, и печется о всякой твари Своей, и Вас доселе питал, одевал и согревал, неужели не силен Он и впредь пещись о Вас? Просим Вас, Бога ради, не убивайте себя, но возверзайте все Ваше попечение на Всемилосердого Господа: Он богат в милости, в благости и в щедростях, не оставит Вас, Своего создания. Безнадежьем же Вашим Вы более себя оскорбляете и Бога прогневляете. Но Он силен Вам и маменьке Вашей продлить жизнь, и мы не знаем, кто прежде скончает течение своей кратковременной жизни. Сколько можете старайтесь успокаивать себя в болезнях и страданиях Ваших, помня еще апостолово слово, яко не доспели мы страстьми нынешнего времени к хотящей славе явитися в нас.

Иди постепенно, терпи скорби

Душа твоя горит желанием скорбей, и болезней, и отложением всех попечений, чтобы быть с Богом неразлучной, – весьма далека ты от сего. То же самое, как бы внити в чертог брачный в скверной одежде, так и тебе, буйством страстей колеблемой, вдруг во страну бесстрастия стать. Иди постепенно, терпи скорби, прежде почитая того достойною по грехам твоим, далее к надежде приближайся, а тут уже третия степень не разлучит с Богом – любовь! Покажи на деле прежде терпение скорбей со смирением, не отдайся ни делам, ни словам, ни мыслям оскорбившим, но себя одну вменяя того достойную. Когда пойдешь сим путем, но без мнения, что будто и хорошо делаешь, то, может, и достигнешь, а пришедший тебе помысел без искуса не основателен.

Без скорбей спастись невозможно

Помните, что без скорбей спастись невозможно, – терпением и смирением все побеждается.

Скорби попускаются к Вашей пользе и ко спасению

Сердечно сожалеем о Вас, что находитесь в расстройстве, всеми мерами старайтесь умиротворять себя, вручая воле Божией и Его Святому провидению, ведущему Вас ко спасению путями, Вам недоведомыми. Попускаемые Вам скорби разве могут прийти, кроме попущений Божиих, – они служат к Вашей пользе и ко спасению. Сколь велики не были бы скорби, но все они мимотекущие, скоро прекращаются, а которые и продлительные, то все смертию окончатся. А помыслы, – вспомните, к чему Вас ведут. Несомненно, к вечной погибели. Да избавит от сего Вас Премилосердый Господь и да простит Ваши прегрешения и за помыслы сии.

В скорбях не роптать, не малодушествовать, но за все благодарить Бога

Видим, что скорби Ваши, на что уже мы писали Вам советованием, и теперь то же скажем, что главное в прихождении оных не роптать и не малодушествовать, но благодарить Премилосердого Бога, попускающего оные и не оставляющего нас впасть до конечного изнеможения. Вините более себя, а не других, будьте тверды в вере и прибегайте к Его благости с молитвою: «Да будет, Господи, воля твоя на нас», – Его воля всегда блага и полезная нам.

Скука

Скука есть от врага

Приходящая скука супруге Вашей, Марьи Яковлевне, конечно, есть от врага; она тебя понуждает к исполнению совета, данного ей на спасение, и враг сего ненавидит, наводит скуку. Надобно потерпеть и не покоряться, и Господь поможет, скука пройдет.

Пишите Вы об Елене, что находит на нее тоска и скучает. Что ж с этим делать, надобно терпеть, молиться Богу, просить от Него помощи, заниматься рукоделием и не быть в праздности, от которой не только скука, но и многие пороки проходят.

Смерть

Смерть детей бывает за невоздержание и нехранение Божиих заповедей

Просите Вас утешить письмом моим в скорби, которая заключается в лишении детей – печаль Вам многую приносит, что дети Ваши не живут. Видно, благословения Божия нет на сие, бывает сие более за невоздержание Ваше, и нехранение Божиих заповедей, и несоблюдение святых постов, среды и пятка, и праздников.

Вы рассмотрите, если они зачаты против совести, то, конечно, Вы и дети Ваши счастливы, ибо они теперь предстоят в воинстве Царя Небесного, – Вы же, если бы они были живы, плакали бы до старости своей. Отселе, если Вы будете сохранять свою совесть чистую, будите воздерживаться под праздники, под среды, и пятки, и посты, то Господь, богатый в щедротах и милостивый, такими Вас благословит детьми, которые Вас утешат своею благонравною жизнию и будут Вам руководителями к будущей жизни, что Вам желаю получить.

Бедственно безмерно печалиться о кончине матушки

Печальными выражениями наполненное Ваше писание получил и по человечеству сострадательность довольно коснулась моего пресквернейшего сердца. Очувствовавшись в здравый рассудок, вспомнил, что бедственно безмерно печалиться и безвременно убивать себя, – всячески должны за все благодарить Господа, каковыми бы Он нас не наказывал наказаниями на сем свете. И мне пришла сострадательность не о кончине матушкиной, я уверен, что она восхищена от нас на упокоение! Но о Вас, оставшейся сиротствующей, которая еще худо образовала тризною послушания нравственность свою. Но только и то твердо помню, что Премилостивый Господь в Своем Божественном Писании ясно объяснял, что «не хочет смерти грешнику, но хочет всем спастися и в разум истинный приити» (Ср. Иез.33:11).

А посему мы и должны рассудить: ежели б предвидел Господь, что по наклонностям нашим могли бы мы совершенную пользу приобретать от достопамятной матушки Варвары, то всячески и еще оставил бы в живых при нас пожить. Но, видно, сказать можно откровенно Вам, что мы недостойными оказались таковой Матери и снисходительницы нашим немощам, и во время жития нашего с нею не умели ценить ее о нас попечительности: но непоредку по вражиему омрачению, ропот и зазор на нее производили, и непоредку мыслями осуждали за ее немощи во время служения и мучительной болезни. А как мы, а наиболее Вы теперь в полной мере можете усмотреть на самом деле, какие чувства ощущали при жизни с матушкою и каковые после матушки.

Наставления к умирающей

Подготовка к смерти: кайся и смиряйся

Чувство твоей болезни заставляет тебя помышлять о приближающейся смерти, что хорошее дело. Писание говорит: «Помни последняя твоя» (Ср. Сир.28:6), во веки не согреши. При том, о прежних грехах воспомянув, кайся, и смиряйся, и помышляй о том, от чего происходили грехи, – оттого, что не имела смирения. И паки речем: смирись, и помилует тя Господь. По духовной твоей нельзя сделать исполнение, ибо она по законам не имеет силы, а при благоволении м. игумении и так можно распорядиться. По смерти твоей родители и сестра твоя не имеют никакого права на твою келью, она принадлежит монастырю. Наш совет написать тебе, чтобы она сделала милость по смерти твоей продать и ей же заплатить долг твой 100 р. И в нашу Пустынь дала 100 р., прочее же все употребила на церковь строящуюся. Сама церковь ежедневно будет за тебя вечно молить Бога, как молится о создателях св. храма сего. Образ также отдай в свой монастырь, о братиях твоих имей умеренное скорбение, веруя Промыслу Божию, что Он противным врачует ваши души. Будь благодушна и спокойна.

Не смущайтесь при известии о смерти

«Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф.25:13)

Неожиданная смерть вашей монастырки, поразила Вас страхом и боязнию. Всегда бы надлежало нам иметь сей страх, но помрачение страстей отгоняет его от нас. Сему многомудрию о памяти смертной учит нас сам Спаситель: «Бдите и молитеся, яко не весте, в кий час тать приидет»(Ср. Мф.24:42), и премудрый Сирах побуждает: «Помни последняя твоя, во веки не согрешишь» (Сир.7:39), да и во многих местах Священного Писания славно предписывают. По невниманию нашему к сему предмету по временам видим внезапные смерти, напоминающие нам, что и мы смертные, не знаем дне и часа, в онь же Господь приидет (Мф.25:13). В таком случае не надобно смущаться, но приносить раскаяние о согрешениях своих.

О всем благодарите и, познавая свои немощи, смиряйтесь

Провидеть Вашу участь смерти мне, непотребному, не открыто, а потому и не смею о сем не токмо писать, но даже и думать. Напомнить же Вашей любви решаюсь, что нам Сам Спаситель передал во св. Евангелии, что смерть, яко тать, настигает (Ср. 2Пет.3:10). И преп. Иоанн Лествичник пишет: «Память смертная да совозлегает и совосстает от одра».

Смирение

Где смирение, там неподалеку и спасение

Вы пребываете не чувствительны, и к молитве холодны, и леностию преодолеваемы. Но, слава Богу, и о сем, что, по крайней мере, сознаете свои немощи и ничтожество. А посему и должны о себе смиренномудрствовать и посмирней мечтать... А где смирение, там неподалеку и спасение!

Старайтесь смириться и умиротвориться, и козни вражии не возобладают Вами

Терпите от своего нерадения и суесловия потерю душевного интереса. Конечно, Вам сам враг воздвигает таковые смущения. Ты пишешь, сказала Наталье таким образом, а она приняла совсем в другом смысле, – что это значит, как не помрачение умов ваших! Отчего она доходила до величайшего смущения; горе мне, все это моих ради грехов содевается! Старайтесь смириться и умиротвориться, и козни вражии не возобладают вами.

Смирение – оружие против козней вражиих

На козни вражии одно оружие стоило бы употребить – смирение! Но где же его взять? «В терпении вашем стяжите души ваши» (Лк.21:19); с самоукорением и взыванием к Богу, яко же убогая вдовица к судии неправедному взывала и получила отмщение, кольми паче Праведный наш Судия и Премилосердый Отец Небесный, не имать ли отмщений от соперника, вопиющего к Нему день и нощь.

Смирение – самонужнейшее оружие

Нам, ищущим спасения при исполнении заповедей Божиих, самонужнейшее есть смирение, которое привлекает к нам Божию благодать и освящает все наши действия, а без оного никакие подвиги и труды не могут нам доставить многожеланного мира, который даровал нам Премилосердый Создатель, глаголя апостолам: «Мир мой даю вам, мир мой оставляю вам» (Ин.14:27). О всем приносите Богу благодарение, а паче воспоминая великие Его к Вам благодеяния и милости.

Любовь возвышает, а смирение пасть не попускает

Посему и надобно смиренным путем идти к Богу и опасаться самонадеяния, от сего-то Вы лишаетесь и спокойствия, и впадаете в преступления, каких Вы описали, что маловажные неприятности производили Вам досаду на несколько дней. Ежели вникните в учение св. отец, то ясно увидите сию истину, а учение Господне – «научитесь от Мене, яко кроток есть и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Мф.11:29) – показывает Вам причину Вашего беспокойства. Чтобы снискать это сокровище – смирение, надобно, не полагаться на свой разум и силу, о чем довольно выше Вам показано.

Понуждайтесь ко смирению

Но, хотя и обуреваема – но отражаешь, побеждаема – но побеждаешь: Вы по своему жестокому характеру и последнее здоровье во истощение приводите, и болезнь увеличивается, и прочее, что даже всего и описать не могли.

А как мы с тобою от самочиния и от сладострастных действий, ярости и вспыльчивости повредили свое здоровье, а особливо приобрели известный припадок, то таковые, поврежденные, редко до старости маститой доживают, но в цветущих летах смерть их похищает. Сие то мне удивительно, что Вы сами себя почитаете за урода, а смириться не понуждаетесь!

Где нет смирения, там презорство и высокомудрие

Видно, где смирение не обитает, там презорство и высокомудрие пребывает, да осмотримся со тщанием, не запутываем ли мы себя самолюбием и самосмышлением, не нужно ли нам, по апостольскому завещанию, отложить всякую гордость и с терпением да течем на предлежащий нам подвиг (Ср. Евр.12:1).

Смиренный же во всех приключающихся оскорблениях не смущается, но не престает искать спасения душевного.

Если бы мы имели смирение, то никакая сила не могла бы повредить и смутить нас

О! Если бы мы имели смирение, то никакая сила вражия не могла бы повредить и смутить нас. Прочтите послание св. Марка Подвижника на Пасху, где он пишет о сем и увещевает смириться, а св. Григорий Синаит во II-й и III-й главах очень точно вразумляет о попущении, так же у св. Каллиста в 43-й главе о поползновении и о смирении. – Смиряйтесь, понуждайте все свое сердце ко смирению, хотя это и к спасению нашему делается, как мы сами многократно убеждались. По возможности храните молчание уст, и от сего увидите самоукорение. Читайте Марка Подвижника и у Симеона 31 главу почаще.

В немощах Ваших отлагайте малодушие, прибегая ко Христу Спасителю нашему. Сколько Вы не были больны, скорбны, но все сила Божия доселе сохраняет Вас; а когда водрузится в Вас смирение, то и спокойствие обрящете. Как же достигать сей высокотворной добродетели, поучайтесь у стяжавших сию святых Ефрема и Исаака Сириных, аввы Дорофея, св. Иоанна Лествичника. При случаях, встречающихся с Вами, руководствуйтесь учением оных, познавайте свою немощь, и имейте себя под всею тварию. Когда таковая память водрузится в сердце Вашем, то удобнее будете успокаиваться в том, что делается не по-Вашему и наносит Вам скорбь. Дастся Вам и рассуждение, что не без Промысла Божия все сие с Вами происходит.

Смущение

Не смущайтесь, а благодушествуйте и благодарите Премилосердого Господа

Великодаровитый и Премилостивый Господь и от источника, гнилостию зараженного и смердящего, с несумненною верою притекающим, даровал многим врачество не токмо телесное, но и душевное! Прошу Вас и молю не смущаться, но всячески благодушествовать, благодарить Премилосердого Господа, удостоившего Вас быть во святой нашей обители, лично видеть чиноположение церковнослужений. Не раскаиваетесь в том, что и со мной, скудоумным, мало побеседовали о благоназидании душевном и приняли таинство исповеди, коею и чрез недостойных благодать Божия действует и облегчает наши греховные бремена! Что же касается всеобщего врага-диавола, который, по Писанию, яко «лев рыкая ищет кого поглотити» (Пс.21:14) – и чрез орудие не понимающих его козней действовал и внушил плевелы смущения в душу Вашу, дабы тем оглушить Ваши чувства и охладить теплоту веры к принятию душевных назиданий. Да обратится болезнь на главу душетлителя-диавола. А мы с тобою да уповаем на Господа, и Господь Премилостивый да вразумит Вас, и да просветит к познанию истины, и да умиротворит душу Вашу, волнующуюся в смущении помыслов и недоуменностях, и да покрыет Вас от всех козней и наветов диавольских, и да простит Вам вся согрешения Ваша вольные и невольные.

Сновидения

О вреде толкования сновидений

Пишешь, что супруге Вашей в сонном видении как бы дух сделал некоторою насмешку, – каковой случай попускает Господь грех наших ради, к смирению нашему. Что она спросила, что к худу или к добру, – таковое мудрование есть самых глупых, непросвещенных, деревенских баб, а Вам уже стыдно последовать оным. Что может сделать злой дух, он и зла нам не может какого причинить, ежели Господь не попустит, а если Господь попускает ему пакости нам делать, – то за гордыню нашу, к смирению нашему. Слава Богу, что в этом раскаялась. Господь Бог да простит ей всемогущею Своею благодатию и да справит жизнь ее в преуспеянии животворящих Его заповедей, чего как себе, так и Вам, и ей, и всем от сердца желаю.

Совесть

Сохраняйте благую совесть, она утешит в скорбных обстоятельствах

Сохраняйте благую совесть, она Вас в этих печальных обстоятельствах утешит и живо увеселит дух Ваш; еще утешайтесь, что дела добродетели в свое время в полном сиянии открываются, и пускай поносят нечестивые, но некогда и живый на небесех посмеется им, и Господь поругается им, а «надеющиеся на Господа, яко гора Сион, не подвижутся в век» (Пс.124:1).

На будущее время, если Вы желаете иметь совесть мирную и дела по Бозе, то во всяком затруднительном деле, во всяком недоумении просите помощь от Господа или от человек, по Бозе жительствующих, ибо писано есть: «Спасение ваше во многом совете». Так поступая и так жительствуя, обрящете милость пред Богом и будете ему приятны, и благословение Его будет в дому Вашем.

Совет

Во всем следует искать искусных советов

Но что делать, видно, сколько не жить нам на свете, а все от событий учиться принадлежит и на свои самосмышления не полагаться, но во всем искать искусных советов, – во всем!

Не оставляйте делать дружеские христианские советы

Еще просите моего благословения, говорить ли брату, когда надобно, или умолчать, – Вы, конечно, не в силах его исправить, ибо он имеет самовластие и знает, что худо, а что хорошо. Но не оставляйте делать ему дружеские советы об оставлении неприличных христианину деяний. Молитесь за него Господу и Пречистой Богородице, призывайте в помощь угодников Божиих. «Что кажется от человек невозможно, но от Бога вся возможна суть» (Мф.19:26). Вы же не скорбите о всех неприятностях, ибо они суть кратковременны и преходящи, но не без воли Божией бывают.

Что Вы объясняете свою немощь, что нередко побеждаетесь высокоумием в советах приходящих к Вам о чем-либо посоветоваться, – удивительно для меня, о чем бы здесь высокомудрствовать, когда что Вы скажите вопрошающему Вас, ибо если бы что и скажете ему не от себя, но наставляемы благодатию Христа Спасителя и по вере требующего. Разве сему удивляться мы с тобой станем, что к нам ходят, то и пословица на нас с тобою и сбудется: «Когда овец не стало, то и наказывать мода стала или пала».

Спасение

Господь и противными нам случаями соделывает наше спасение

Все нам причиняют огорчения, чувствительно о всем соболезнуем. Желаю скорого избавления от сих неприятностей, но, ежели угодно будет Богу и еще отложит на время избавление, будьте мужественны и тверды духом в вере и уповании на щедроты Милостивого Господа, что Он и противными нам случаями соделывает наше спасение. Познайте свою немощь и недостаточность к покорности воле Божией и к исполнению святых Его заповедей. От какового познания приобрящете себе смирение и увидите помощь Божию.

«У человек сие невозможно есть, у Бога вся возможна» (Мф.19:26)

О Ваших страхах касательно трудности спасения в мире при мирных занятиях и в семейной жизни отвечаем словами Спасителя нашего: «от человек невозможно, от Бога же вся суть возможна» (Мф.19:26); только бы произволение ко исправлению не ослабло и нелицемерное покаяние смягчило бы суд Божий.

Спасение приобретается терпением

Писание Ваше получили, из оного усмотрели некоторые выражения Вашего устроения, которым Вы, будучи оскорбляемы, смущаетесь и доходите до малодушия, почему, сколько возможно, пишем Вам во утешение и для укрепления в находящих на Вас искушениях. Вы желаете спасения душевного, а оное стяжевается терпением. Глаголет Господь: «В терпении вашем стяжите души ваша» (Лк.21:19); и Св. Илия Екдик пишет: «Достойно всякому христианину, право верующему в Бога, не быти без попечения, но всегда чаяти и ожидати искушения». Вспомните, что Господь ублажает тесный и прискорбный путь, а не пространный и бесскорбный.

Художество художеств есть дело спасения

Господь ублажает тесный и прискорбный путь, а не пространный

Вы упоминаете об устроении своем, которым, будучи оскорбляемы, смущаетесь и доходите до малодушия. Вы хотите вдруг совершенства, не обучаясь, не претерпев вражиих нападений, не познав своей немощи и не смирившись. Просто сказать – ты хочешь, быв еще младенцем, стать совершенным мужем, или, вступя в службу нижним чином, сделаться сейчас генералом, или начав учиться азбуке, вдруг читать все книги. Не многими ли трудами, подвигами и временем дошли до сего святые. Художество художеств и хитрость хитростей есть дело спасения, а не просто, как захотел, так и сделал. Святые отцы, деятельно прошедши путь сей и стяжавшие богатство благости чрез делание заповедей Христовых, оставили нам пример в учениях своих, чтобы чрез оные познавали в себе страсти, сопротивлялись им, а в уклонении от них прибегали к смирению, самоукорению и покаянию, отнюдь не надеялись на свои дела, или на свои силы, или на свой разум, – и так помалу очищались бы от страстей и приближались к Богу. Вспомним, что Господь ублажает тесный и прискорбный путь, а не пространный (Ср. Мф.7:13–14), бесскорбный. Сокращаю, потому что при сильной слабости пишу к Вашей любви диктованием чрез другого. Прошу Вас не отчаиваться, но предаваться во всех случаях Господу, ибо отчаяние доказывает явную гордость, от нее силен Господь и Вас сохранить.

О важности преуспеяния в христианских обязанностях

Желаю Вам со всем Вашим добрым семейством благополучного пребывания и благоприятного преуспеяния в христианских обязанностях, могущих ходатайствовать в день страшного суда Божия, о котором наипаче суетных забот должны мы занимать свое помышление. Преблагий Господь да внедрит в Вашем сердце всегдашнюю память Божию и попечение о спасении душевном, и да покрыет Вас от всех коварств вражиих, и да простит Вам все согрешения Ваши вольные и невольные, и аз худейший посылаю Вам отеческое прощение и благословение.

Пекись более о спасении души твоей

Пекись более о спасении души твоей, для которой ты вселилась в сию обитель: много имеешь плевел на ниве твоей, постарайся их исторгнуть и соделать благой плод.

Мы можем спастись многими скорбями или болезнями

Мы можем спастись многими скорбями, или болезнями, или другими случаями, нам неведомыми.

В Господе положите начало Вашего спасения

Мы, яко человецы, жалеем сердечно о душевных и телесных Ваших болезнях; но кто более хранит Вас и жалеет, как Бог – однако Он попускает так быть, да исцелится душа Ваша, которая дорога для Него, ибо искуплена Пречистой Кровию возлюбленного Сына Его Господа нашего Иисуса Христа. В сем положите надежду Вашего спасения, что Господь, любя Вас, посещал болезнями, и не полагайте упования на дела Ваши, ниже отчаивайтесь, видя оскудение оных: благость Божия сильна Вам даровать спасение.

Ссора

Вражда разрешается смиренным поклонением друг другу

Писание Ваше прочитал, где описываете случившееся событие с братом Вашим Николаем Н. Конечно, весьма непохвально, но и слава Богу, что сознали немощь свою и разорвали сатанинский узел смиренным поклонением друг другу. Господь Бог простит Вам и помилует Своим милосердием.

Страсть

Необходимо не покоряться господствующей страсти, но показывать сопротивление

И Вам надобно господствующей в Вас страсти не покоряться, но показывать сопротивление, отгоняя постепенно обычай, он и не возобладает Вами.

«Нуждницы восхищают Царствие Небесное» (Мф.11:12)

Приветствую Вас именем Сладчайшего Господа Иисуса Христа, в Коем всеусердно желаю душевно и телесно здравствовать. Писание Ваше прочитал, где описываете свои неисправности по жизни христианской, душевно сожалею о бедном состоянии души твоей. Скажи пожалуй, как нам явиться пред Спасителем нашим, когда приидет судить нас, какими словами будем отвечать ему, когда не хотим и пальцем коснуться святого креста Его, т.е. не хотим нисколько повоздержаться от страсти нашей. Прошу и молю Вас, Николай Николаевич, любовью Господа Иисуса Христа – обратите внимание на жизнь Вашу, которою, может быть, самое имя Божие хулится, коснитесь хоть мыслью единою и потщитесь повоздержаться от сего пагубного мучителя, ибо «нуждницы восхищают Царствие Божие» (Мф.11:12). Вторично прошу понудиться, и Господь Вам поможет, только с верою призовите имя Спасителя Господа Иисуса Христа, ибо Он как есть всесилен малодушного укреплять и утверждать, падающему руку помощи подает, сомневающегося поставляет.

Не изнемогайте духом в борьбе, но прибегайте к Господу

Видим Ваши болезненные случаи, сердечно о Вас болеем, но помощи подать не в силах. – Сам Господь видит Вас в борьбе страстей и не допускает совершенно пасть, но поддерживает изнемогающих и падающих восставляет и утешает, – попускает же скорби, [чтобы]хотя в будущей жизни даровать вечный покой. Не изнемогайте духом в борьбе Вашей, но прибегайте к подвигоположнику Господу нашему Иисусу Христу, будьте равнодушнее в том, что иногда не по-Вашему делается, чем и себя и других успокоите.

Страстные помыслы

Страстные помыслы врачуются покаянием и самоукорением

Страстные волны и бури чрез помыслы и сонномечтания обуревают твою душу: и во оных находишь себя виновною нерадением, леностию и прочим. Это справедливо, что вину имеешь, но во всех оных твоих поползновениях всегда приноси Богу покаяние с сокрушенным сердцем и всегдашним самоукорением, и Бог не попустит возобладать врагу твоим сердцем, только ты сама, сколько можно, сопротивляйся страстным помыслам, не допускай их до сердца, а прибегай к Богу молитвою и сознанием своей немощи. О страстных делах не имей никаких разговоров, кроме откровения матери, которое весьма было бы для тебя полезно, но я вижу, что ты пред нею закосневаешь от стыда – сие есть вид гордости.

Ты пишешь: «как грехи грехами могут быть очищены?» – в борении со страстями иногда побеждаем, а иногда побеждаемся, а покаянием врачуемся и всегда оных болезнуем.

Страх

Страх попустился за тщеславие и гордость

А что Вас начал стужать страх, то и на сию брань пренужно понуждаться со всяким смирением и уповать на Господа, что, хотя за наше тщеславие и гордость попустились не токмо страхования, но и мечтания от врага-диавола, но мы твердо помним пророческие стихи 26-го псалма: «Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое. Аще восстанет на мя брань, на Него аз уповаю» (Пс.26:3).

Схима

Не страшитесь восприять на себя великий образ схимы

Ваша превосходная вера и благоприятные Ваши молитвы понудили нас, худейших, позабыть свое ничтожество и за послушание ответствовать. Вы изволите писать, что крайняя печаль непрестанно снедает Вас, а причины предоставляете богословные: во-первых, что Вас многие убеждают, дабы Вы потщились восприять святый великий ангельский образ, то есть схиму, но боязнь устрашает Ваше сердце при внятии чувств величества сана. Ежели кто из благоразумных и опытных старцев воспросит нас с тобою и скажет: мы наслышаны, матушка, что Вы страшитесь восприять на себя великий образ схимы, дабы Вам в будущем веке не было в осуждение в рассуждении Ваших слабых сил и слабого произволения.

Но скажите же, пожалуйте, какой Вы должны ответ воздать за настоящий восприятый Вами образ и данные при оном обеты? Можешь ли ты или могла оные исполнять своими естественными силами? Притом вникни, как велика разница в обетах схимнических и манатейных пострижениях – воистину, мало обрящем разницы. Когда мы с тобою станем с осторожностью и со рассмотрением на вопросы старцев ответствовать, то обрящем малую разницу в данных обетах при пострижении в мантию против схимнического: как в мантию даешь обет сохранить себя в девстве до кончины жизни нашей и иметь нестяжание – сии два пункта вышеестественные, мы их без Божией помощи соблюсти не в силах, да и прочее все, если со смирением и терпением не будем прибегать к Премилосердому Господу, и просить, и молить Его всемогущей помощи, то мало может стоять против мысленного Амалика. Итак, мы, хотя непотребные, но советуем, – возвергни всю свою участь на помощь Всемогущего Господа, согласись на совет стариц и прочих благомыслящих лиц приять душеполезное таинство!

Вы рассудите, что уже Вы лет отчасти пожилых, и в монастыре пожили время не малое, да и пословица есть – глас народа согласуется с гласом Божиим! Ежели сказать откровенно, м. Тавифе с Божией помощию годок-другой можно еще поискуситься и тогда на сие таинство решиться. В дополнение сего Вы извольте прочитать Иоанна Лествичника, выписано моей рукой по батюшкину совету в 12-ти главках, и там увидите явственно, чтобы не отрицать Божественного звания и не извинять недостоинством, как Ваша любовь. Извольте выслушать, что пишет о сем св. Симеон Фессалонитский (от главы 360-й) – на его писаниях подробных ныне вся Церковь утверждается: «Несовершенный образом сим да совершится, да несовершен и без совершеннейшаго отыдет тайно совершения образа сего. Вем бо и о сем множайших нерадящих, якоже убо и первее ко крещению косни бяху и погрешиши Ему. Но якоже не крестивыйся несть христианин – так и не совершившийся образом сим не будет монах». И еще о сем уразумеешь от учителей церкви, а паче от Василия и Григория, яже о крещении словеса их, ныне о образе сем тебе и покаянии да будут. «Не достигнет же монах быти на кончине своей, да бывает: велик бо есть сей дар, царска есть печать сия, второе есть крещение, от грехов очищает, подает благодать, вооружает и знаменает, отъемлет от врагов церкви, представляет, и друга сотворяет Его». Да вникнем, как нам св. Симеон архиепископ Фессалонитский советует не коснеть – восприять образ монашества, т.е. схиму, и не отлагать.

А что Вы скорбите, что не благодушествуете, то сия немощь нам попущена, дабы мы прибегали к твердой страже и необуреваемому пристанищу – смирению. И от таковых прохваток да познаем свои немощи и ничтожество, и да укоряем себя и окаеваем, и да не велемудрствуем о себе, что будто уже достигли пристанища и необуреваемые прибыть возможем. До конца должно жить и все продолжать учиться, как достигнуть совершенства, но на сем свете совершенства не обретется, – только Премилосердый Господь един совершен есть среди труждающихся всечестно с простотою, беззлобием и смирением, вдавшихся в Его совершенную волю и промысл, хотя и при смерти сподобляет Своими щедротами в совершенство!


Источник: www.optina.ru

Комментарии для сайта Cackle