Источник

Алляций

Алляций Лев – олатинившийся грек, ревностный поборник соединения церквей. Родившись в 1586 г. на о. Хиосе, он 9 лет, мальчиком прибыл в Калабрию (в Италии), где принят был в итал. семью Спинелли. В 1600 г. он вступил в основанную папой Григорифм XIII в Риме Соllеgium Graecum, и превосходно окончил в ней курс. Он изучал философию и богословие, а впоследствии и медицину, был затем профессором в «греч. Коллегии» и скриптором в Ватик. библиотеке. Как ученому знатоку библиотечного дела, ему поручено было перевезти из Гейдельберга в Рим огромную библиотеку, пожертвованную папе Максимилианом Баварским, каковое поручение он и исполнил с блестящим успехом, переправив всю библиотеку в 1623 г. на 50 волах до Мюнхена, а затем вьюком через Альпы в Рим. Этот огромный труд его остался однако без надлежащего вознаграждения и некоторые потом даже обвиняли Алляция в незаконном присвоении себе части библиотеки. Благодаря покровительству и щедрости некоторых кардиналов, особенно Франца Барберини, сделавшего его своим частным библиотекарем, он получил возможность продолжать свои ученые занятия. В 1661 г. папа Александр VI назначил его хранителем Ватик. библиотеки, но чрез восемь лет он умер 83-летним старцем (1669 г.). По изображению современников, это был ученый отшельник, обладавший огромною ученостью и неутомимым прилежанием, изумительною памятью, но вместе с тем и немалою степенью ученого тщеславия и нетерпимости. Но его огромной учености не доставало надлежащей рассудительности и критики. Его литературные труды были весьма разнообразны – по истории литературы и искусства, по философии и богословию. Главной его тенденцией было показать, что между римской и греческой церквами во всем и всегда существовало согласие, чем он хотел отчасти оправдать свой переход в римскую церковь, отчасти склонить своих соотечественников к унии с Римом, причем проповедовал полное подчинение папе, как единому обладающему непогрешимостью (рара solus infallibilitatem habet). Это был, как выражается Гасель, «унионист в дурном смысле», так как старался латинизировать греческую церковь и заставить ее порвать с ее прошлым и настоящим, употребил массу ученого труда, чтобы доказать невозможное, т. е. полное согласие между двумя церквями, которого в действительности не было. В своих усилиях он доходил даже до извращения исторических фактов и в конце концов возбудил крайнее недоверие и враждебность к себе со стороны своих соотечественников. Главные сочинения Аллиция – его три книги «о постоянном согласии церкви западной и восточной» (Кельн, 1648 г.) и «очистилище» (Рим, 1655 г.). С тою же целью он написал несколько еще сочинений как: «Опревержение басни о паписсе» (1630 г.), «О церк. книгах греков» (1644 г.), «О храмах греков» (1645 г.), «Православная Греция» (1652–9 г.), «Согласие христианских народов» (1655 г.), «Об исхождении Св. Духа» (1658 г.), «О символе Афанасия» (1659 г.), «О соборе Фотия» (1662 г.), «О Флорентинском соборе» (1674 г.) и др. Он работал также над парижским изданием Согриз Вуsantinrum, и, вообще, был в высшей степени кропотливый и многознающий ученый, труды которого не лишены значения для науки, хотя проникающая их тенденция заставляет относиться к ним с подозрением и строгой критикой. Его огромная переписка (до 1 тыс. писем на греч. и лат. языках) хранится в библиотеке ораторианцев в Риме.

Биография его см. в Nova patrum Bibliohteka, 6 т. Рим.1853; Fabricius. Bibl. Graeса 11 т. стр. 435 и сл. Ср. 1. Nerzod'a К. Еnс. И Wetzzer и Welte Кirсhen lexiсоn II, 546 (ст. Гергенретера).


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 1: А - Архелая. - 1900. - X, [2] с., 1128 стб., 7 л. карт.

Комментарии для сайта Cackle