Источник

Гогоцкий

Гогоцкий Сильвестр Сильвестрович, магистр богословия, доктор философии и древней филологии; сын Каменец-Подольского кафедр. протоиерея, родился в 1813 г.; первоначальное воспитание получил дома под руководством своего отца, который, между прочим, часто упражнял его в произнесении поздравительных речей и чтении стихотворений, благодаря чему он привык с ранних лет к публичным чтениям. Впоследствии Г. всегда с благодарностью вспоминал об отце, как своем воспитателе. В 1821 г., 8 лет, поступил в духовное училище, а в 1827 г. в дух. семинарию. Еще до полного окончания курса в семинарии начальство хотело послать его в академию, но этому воспротивился отец, и Г. поступил в Киевск. д. акад. уже в 1833 г. Будучи студентом, с особенным вниманием и интересом слушал лекции по философии прот. Скворцова, Карпова и Новицкого и по богословию – ректора, архим. Иннокентия (Борисова). Лекции этих проф. имели наиболее сильное и глубокое влияние на Г.

Курсовое сочинение при окончании курса писал на тему: «Критическое обозрение учения римской церкви о видимой главе церкви». Сочинение это впоследствии выдержало несколько изданий и дало автору степень магистра богословия (в 1887 г.). По окончании курса, оставленный при академии, Г. состоял сначала преподавателем польского яз., затем с 1839 г. – немецкого яз. и только в 1842 г. был назначен бакалавром философских наук.

Но академическая аудитория не удовлетворяла Г., он искал более широкого поля деятельности и в этих видах в начале 40-х годов подал в университет св. Владимира заявление о своем желании читать там лекции, как ни отговаривал его от этого шага высокопреосв. Филарет (Амфитеатров). Прежде чем, однако, удалось достичь намеченной цели, пришлось перенести много разных испытаний: от него потребовали, чтобы он получил сначала ученые степени при университете, для чего необходимо было держать и устные испытания. Но затруднения эти, как велики они ни были (по некоторым предметам нужно было отвечать на латинск. яз.), были преодолены, и в 1845 г. Г. удостоен был степени кандидата философии, в 1848 г. – магистра, а в 1850 г. – доктора философии и древней филологии. Докторскую диссертацию писал на тему: «обозрение системы философии Гегеля». Однако любимую кафедру получить не удалось и теперь, после стольких трудов и усилий, так как кафедра философских наук в это время была закрыта во всех университетах, а преподавание логики и психологии поручено было законоучителям. Ввиду этого, Г., после кратковременного исполнения временно возложенной на него университетом обязанности цензора Киевского ценз. комитета, в 1851 г. избран был на кафедру педагогии, с званием экстраординарн. проф. и только в 1869 г., с открытием вновь кафедры философских наук, занял эту последнюю кафедру с званием ординарного профессора, не оставляя однако кафедры и педагогии (безвозмездно), и состоял при ней до 1886 г., когда, в силу постигшей его хронической болезни глаз и преклонных лет, вынужден был оставить свои занятия при университете.

Занимаясь, однако, в университете, Г. не забывал и духовной академии. К ней он всегда чувствовал благодарность и любовь. «Шестнадцать цветущих лет моей жизни, писал он впоследствии по поводу поздравления его с юбилеем, я формировался под влиянием академии и желал бы, чтобы мое глубокое уважение к академии и искренняя признательность за полученное в ней образование были во всеуслышание гласны» («Тр. Киевск. Д. Ак.», 1887 г., XII, стр. 656). Чтение лекций в академии он прекратил в 1851 г., будучи ординарным профессором, каковое звание получил в 1850 г. (экстраордин. был назначен в 1848 г.). Среди студентов академии он пользовался любовью и уважением; лекциями его были все довольны, он умел влиять на умы своих слушателей. Читая историю философии, Г. не пропускал никогда случая сопоставить то или иное положение с христианским учением, стараясь оттенить то, когда разум человеческий сам доходил до истины, которую провозвестил во всей полноте Спаситель. С другой стороны, видя в своих слушателях будущих служителей св. алтаря, он старался заронить в их душу уважение к творениям отечественных пастырей церкви. По свидетельству его слушателя, он так хорошо умел заинтересовать отеческой проповеднической литературой, что даже те, кто, по-видимому, не чувствовал никакого расположения к этой литературе, с увлечением принимались за знакомство с рекомендуемым им писателем (Н. Флоринский, прот. «В. и Раз.», 1889 г., № 20. С. С. Гогоцкий). Академия с своей стороны никогда не забывала заслуг своего труженика-профессора. Когда в 1887 г. исполнилось 50 л. ученой и учебной его деятельности, представители корпорации являлись с поздравлением к нему, а совет академии избрал его почетным членом, в каковом звании он был утвержден Св. Синодом 11 сент. 1887 г.

Кроме дух. академии и унив., Г. в разное время преподавал во многих других учебных заведениях. Между прочим, он был продолжателем трудов проф. унив. Селина по устройству в Киеве высших женских курсов, состоял там с 1878 по 1880 г. председателем педагогического совета и до конца своей служебной деятельности читал лекции по педагогии и психологии. – Сознавая пользу педагогического образования для пастырей церкви, некоторое время безмездно читал лекции по педагогии в Киевск. дух. семинарии; преподавал тот же предмет в женском училище гр. Левашевой, в Киевском институте благородных девиц, – историю в кадетск. корпусе, а позднее, психологию для воспитателей военной гимназии. – Любовь к юношеству не угасала в Г. до самой смерти; его заветным желанием в целях обеспечения наилучшего нравственно-религиозного воспитания молодых поколений было, чтобы составлена была философия истории, возможно полная и обстоятельная. С особенным участием он относился к молодежи из славян: его дом навсегда оставался гостеприимным приютом для учащихся славян как в академии и университете, так и в др. учебн. заведениях, а равно, и для всех, временно приезжавших в Киев из славянских земель. К тому, что делается в этих странах, он чутко прислушивался; уже на конце своей жизни для противодействия стремлениям окатоличить славянские народности он принялся за подготовку своего сочинения о видимой главе церкви к новому изданию, но смерть, последовавшая 19 июня 1889 г., помешала ему довести дело до конца.

В философии Г., несомненно, находился под влиянием Гегеля, хотя и не настолько, чтобы не видеть его крайностей. О Шеллинге и Гегеле он любил говорить; его лекции, особенно о философии последнего, отличались особенным одушевлением. В ней, по его мнению, отразилось и даже доведено до крайности стремление развить внутреннюю жизнь в гармонии с внешней. В философии деятельность мысли и познания соприкасается с тем противостоящим ей миром, от которого она получает созерцание свое. Задача философии определяется стремлением к познанию безусловного начала вещей, их внутренней связи и отношения к этому началу. А педагогика стремится приготовить человека к самодеятельности и самообразованию: ее задача в изыскании и рассматривании способов возможно наилучшего развития всех сил человека.

Наиболее замечательные сочинения Г.: а) богословские: «Критическ. обзор учения римской церкви о видимой главе церкви»; затем многочисл., помещ. в журн. «Воскр. Чт.», 1838 –1847 гг.: «Св. Иустин-мученик, первый мыслитель христианский» (1838 г.); «Св. Кирилл, патр. Александрийский»; «Воскресение мертвых»; «Молитва»; «О посте» и др.; б) философские: «Критический взгляд на философию Канта» (диссерт. pro venia legendi. Киев, 1847 г.); «О характ. философии средних веков» («Совр.», 1849 г.); «Обозрение системы философии Гегеля» (Киев, 1860 г.); «Введение в историю философии» (Киев, 1871 г.); «Философский Лексикон» (Т. I-IV. Киев, 1857–1873 гг.) – весьма обстоятельный труд, и как первое явление этого рода в России, занимает видное место в нашей филос. литературе; «Философский Словарь» (1876 г.); «Философия XVII и XVIII вв. в сравнении с философией XIX в. и отношение той и др. к образованию («Унив. Изв.», 1883 г., кн. 3; 1878–1884 гг.) и др.; в) педагогические: «Об историческом развитии воспитания у примечат. народов древн. мира», Киев, 1853 г.; «О различии между воспитанием и образованием в древние и новые времена», Киев, 1874 г.; «Краткое обозрение педагогики», Киев, 1879 г.; «О высшем образовании в применении к женщине» (Речь при откр. ж. к. 1878 г.); г) публицистические: «Голос из Юго-Зап. Руси» («Р. Сл.», 1859 г.); «Галиция, Галицкие Русины и их стремления к религ., умств. и литературн. жизни (Приб. к «Под. Еп. Вед.», 1863 г., №2); «На каком яз. следует обучать в сельск. школах Ю.-Зап. Руси» («Киев. Тел.», 1863 г.); «Украинофильство с его затеями» («Вол. Вед.», 1881 г.) и мн. др.

См. о нем «Труды К. Дух. Ак.», 1887 г., кн. XII; ст. Поспелова, «50-летие уч. деят.»; «В. и Рая», 1889 г., № 20. Флоринский, «С. С. Гогоцкий»; Колубовский, «Матер. для ист. фил. В России». «Вопр. фил.», кн. 4; Некролог в «Моск. Ведом.»; «Киевское Слово», 1889 г., № 1.

Д.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 4: Гаага - Донатисты. - 1903. - [4] с., 1216 стб., 4 л. портр., карты: ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle