Ильминский
Ильминский Николай Иванович – ориенталист, сын священника, родился в 1821 г. в Пензе, умер 27 декабря 1891 г. Учился в Пензенской семинарии и в Казанской академии на физико-математическом отделении, но гораздо более интересовался изучением арабского и татарского языков и по окончании курса в 1846 г. был оставлен при академии бакалавром восточных языков. Так как кафедры этой в академии не было, то И. читал разные другие предметы, но интерес к изучению инородческих языков не покидал его. Он стал посещать медресе, даже поселился среди татар, сжился с ними и незаметно привязался к ним. Скоро обстоятельства сложились так, что И. открылось широкое поле для приложения своих сил и знаний. Вследствие массового отпадения от христианства крещеных татар, составился комитет для перевода богослужебных книг на татарский язык, куда был причислен и И. Два года (1848 и 1849) И. употребил на подготовительные работы, а в 1850 г. вместе с комитетом переехал в Петербург. Когда явилась мысль открыть при Казанской академии миссионерское отделение, И. был командирован на Восток для подготовки к кафедре мусульманских языков. Особенное внимание он должен был обратить на слабые стороны ислама. И. совершил продолжительное путешествие (1851–1854) по Египту и Сирии и вернулся с богатым запасом сведений и твердо установившимся взглядом на дело обращения мусульман. Он увидел, какую крепкую внутреннюю силу имеет мусульманство, как враждебно настроено оно против христианства и как поэтому должны быть осторожны меры к обращению мусульман. Лучшими средствами для этой цели И. считал знакомство татар с христианской цивилизацией, школы и перевод священных книг не на книжный, а на народный язык, с применением для этого русского алфавита. Но начальство не разделяло взглядов И., даже обвиняло его в пристрастии к исламу. Недовольный таким отношением, И. вышел из академии и, поступив на службу в Оренбургскую пограничную комиссию, отдался изучению тюркской филологии. В 1862 г. он был приглашен на вновь открывшуюся при Казанском университете кафедру арабско-турецкого языка. Но научнопедагогическая деятельность не отвлекла И. от его заветных целей – обращения и просвещения инородцев. Филологические работы занимали его все меньше и меньше и, вместе с тем, все больше и больше отдавался он своему любимому делу. Он напечатал в «Прав. Обозр.» и в «Журн. Мин. Нар. Просв.» целый ряд статей касательно миссии. Некоторое время (1863–64, 1865–70) он преподавал и в Казанской академии, но в 1870 году оставил академию, а в 1872 г. университет, поступив директором новооткрытой учительской семинарии, имевшей целью просвещение инородцев. Новая должность как нельзя более гармонировала с заветными стремлениями И., и теперь он имел возможность широко развернуть свою деятельность. Эта деятельность далеко не всегда была практична, но, проникнутая истинною любовью, она принесла свою долю пользы в деле миссии, и пользы очень крупной. Учрежденная и любовно поддерживаемая им, крещено-татарская школа сделалась впоследствии рассадником школ по всей Казанской епархии. И. даже отказался от лестного предложения вступить в академию наук, не желая бросать своей семинарии. Кроме своего главного труда – перевода церковно-богослужебных книг на татарский язык, он написал много книг и статей, так или иначе касающихся миссии, одно перечисление которых заняло бы несколько столбцов. Упомянем лишь некоторые: «Грамматика русского языка для татар восточной России» («Ж. М. Н. Пр.» 1873, июнь); «О переводе православных христианских книг на инородческие языки» (1875); «Размышление о сравнительном достоинстве в отношении языка разновременных редакций церковно-славянского перевода Псалтири и Евангелия» (1882, 2-е изд. 1886); «О церковном богослужении на инородческих языках» («Прав. Соб.» 1883, I и отд.); «Опыты переложения христианских вероучительных книг на татарский и другие инородческие языки в начале текущего столетия»; «К истории инородческих переводов»; «Обучение церковно-славянской грамоте в начальных народных училищах» (1875, 2-е изд. 1887); «Казанская крещено-татарская школа» (1887); «Материалы для сравнительного изучения церковно-славянских форм и оборотов, извлеченные из Евангелия и Псалтири» («Прав. Соб.» 1888 г., прилож.); «Св. Евангелие от Матфея, древнеславянский текст» (1888); «Церковно-славянская азбука для церковно-приходских школ» (1889); «Св. Евангелие, древнеславянский текст» (1889); «Письма к обер-прокурору Святейшего Синода К. П. Победоносцеву («Прав. Соб.» 1895–1898, 1900) и др.
Литература. Памяти И. посвящена значительная литература. Так, см. П. Знаменский, «История казанской дух. академии; его же, «Па память о Н. И. Ильминском; К. П. Победоносцев, «Из воспоминаний о Н. И. Ильминском» («Русский Вестн.» 1892, февраль); «Н. II. Ильминский. Избранные места из педагогических сочинений, некоторые сведения о его деятельности и о последних днях его жизни», издание почитателей покойного, 1892; В. Н. Витебский, «Н. И. Ильминский. директор казанской учительской семинарии»; Н. Воскресенский, «О переписке Н. И. Ильминского с крещеными татарами», («Прав. Соб.» 1896. март, и отдельно – Казань 1896); Знаменский II., «Участие Н. И. Ильминского в деле народного образования в Туркестанском крае» («Прав. Соб.» 1900); его же, «Несколько материалов для история алтайской миссии и участие в ее делах Н. И. Ильминского» («Пр. Соб.» 1901, окт-дек.); «По поводу исполнившегося десятилетия со дня кончины Н. И. Ильминского» в «Прав. Соб.» 1902, январь; Соловьев, «Памяти Η. И. Ильминского», («Странник» 1892, март).
С. Т.