Иоппия
Иоппия («красота», по объяснению других «возвышение)» Иа-ап-пи клинообразных ассирийских надписей, современная Яффа, – город, лежащий при Средиземном море, на высоком холме на юге цветущей Саронской долины, недалеко от Лидды, в 12-ти часах пути к северо-западу от Иерусалима. Считаемая Плинием одним из допотопных городов (Естественная История 5, 14), Иоппия, однако, неизвестна Библии до времен И. Навина. При нем вблизи нее был назначен удел колену Данову (Нав.19:46), но самый город остался в руках финикиян, которые и владели им до возвышения Ассирии, когда Иоппия вместе с другими финикийскими городами была завоевываема ассирийскими царями, напр., Рамман-Нирари III (Рогозина, История Ассирии, стр. 218). В период возвышения Персии при Кире она находится под властью персов, о чем можно судить по тому, что по приказанию Кира финикияне доставляли в Иоппию с Ливанских гор лес, который затем переправлялся в Иерусалим (1Ездр.3:7). С распадением империи Александра Македонского Иоппия переходит в руки царей сирийских и за это время несколько раз завоевывается иудеями. В первый раз это случилось при Иуде Маккавее, который, мстя за потопление иоппийцами в море 200 евреев, сжег гавань и корабли (2Макк.12:3–6). Впоследствии Ионафан с братом своим Симоном, во время управления Сирии военачальником Димитрия Аполлонием, совершенно овладел Иоппиею (1Макк.10:69–76), а Симон поставил в ней охранное войско (1Макк.12:33, 1Макк.13:11), сделал город пристанью и укрепил его (1Макк.14:5,34). Преемник Димитрия Антиох Сидет требовал от Симона за присвоение Иоппии и других городов 500 талантов серебра, но, получив отказ, отправил против него войско, которое, однако, было разбито сыновьями Симона – Иудой и Иоанном (1Макк.15:25–41, 1Макк.16:1–10). В период римского владычества Помпей, завоевав Иудею, объявил Иоппию вольным городом и причислил к сирийской области (И. Флавий, Древности, 14, 4:4), но цезарь соединил ее с Иудеей, возвратив Гиркану; потом она перешла к Ироду, от него к Архелаю (И. Флавий, Древности, 14, 10:6. 15, 7:3. 17, 11:4), но впоследствии была вновь причислена к Сирии (И. Флавий Древности, 17 13:5). Разрушенная Гессием Флором, Иоппия была вскоре восстановлена, но при Веспасиане вновь подверглась разорению, как местопребывание пиратов (И. Флавий, О войне иудейской 2, 18:10. 3, 9:2–4). В первой половине первого века по р. Хр. в Иоппии появляется христианство. Ап. Петр, посетив город вскоре по обращении Савла, нашел здесь «ученицу» Тавифу (Деян.9:32) и несколько дней пребывал в доме кожевника Симона (Деян.9:43). В царствование Константина в. в Иоппии была открыта епархия, епископы которой подписываются под актами соборов ефесского 431 г. и иерусалимского 536 г. В VІІ в. Иоппией овладели сарацины, а в XII в. она была завоевана крестоносцами и укреплена Балдуином I. С 1841 г. Иоппия находится под властью турок. По своему положению при Средиземном море и сравнительно хорошей гавани, Иоппия с давнего времени известна в качестве портового города. Сюда современником Соломона Хирамом Тирским доставлялся с Ливанских гор кедровый лес для постройки Иерусалимского храма (2Пар.2:8,12,16); то же самое наблюдалось и при Ездре (1Ездр.3:7). Наконец, в Иоппии сел на корабль и отсюда отправился в Фарсис пр. Иона вместо того, чтобы идти на проповедь в Ниневию (Ион.1:3). Значение портового города Иоппия сохраняет и до настоящего времени, хотя древняя гавань теперь совершенно занесена песком, а путь к берегу заслонен грядою скал, среди которых находится один узкий проход. Город, насчитывающий до 15,000 жителей, утопает в зелени апельсинных, лимонных, фиговых, миндальных и т. п. деревьев. Бо́льшая часть народонаселения – мусульмане, но среди них прочно утвердились представители различных христианских вероисповеданий, – католического, протестантского, армяно-грегорианского и православного. В частности, русской миссии принадлежит за городом место воскрешения, вероятнее, погребения Тавифы.
Свящ. А. Петровский