Источник

Каин и каиниты

Каин и каиниты. Каин (от евр. глагола «кана» – «основывать», «создавать», «приобретать», «приобретение»: Быт. 4, 1: в сабейских надписях Южной Аравии имя Каин значит «потомок», «отпрыск»; в ассирийском языке – «раб», «невольник». См. Vigouroux, Diсtion. VIII, 37; другие связывают данное имя с семитическим корнем «Кin» – «поражать», «ударять», находя в этом пророчественный намек на последующую его историю, как первого убийцы – имя первого сына прародителей, в лице которого Ева думала видеть обещанного Богом Искупителя (Быт.3:15), на что и указывают ее слова; «приобрела я человека от Господа» (Быт.4:1). Но ожидания Евы не оправдались: Каин оказался воплощением не добра, а зла. По закону наследственности на него перешел грех прародителей и притом, как на первенце, сказался с большей силой. Каин был первым порождением, семенем диавола в человеческом роде, как выражается Иоанн Богослов «был от лукавого» (Ин.3:12). Заложенный в природу Каина грех не замедлил обнаружиться при первом удобном случае, при принесении жертвы. Состоявшая, по словам библии, из плодов земных (Быт.4:3), она противополагается по качеству принесенного жертве Авеля «от первородных стада своего и от туков их» (Быт.4:4). Сообразно с этим Иоанн Златоуст замечает, что Каин принес в жертву то, что попалось, без всякого старания и разбора (Беседа 18 на кн. Бытия по изд. Спб. 1898, стр. 163), а Ефрем Сирин прямо называет ее жертвой «небрежения» (Толков. на кн. Бытия VIII, Москва 1853, стр. 299). Апостол Павел отмечает еще новую черту жертвы Каина, когда говорит: «верою Авель принес жертву лучшую, нежели Каин» (Евр.11:4). Хотя жертва Каина не соединялась с усердием (И. Златоуст, Ефрем Сирин), теплотой и силой веры (Ап. Павел), однако им самим она едва ли не ценилась выше жертвы Авеля. Она казалась ему дороже последней постольку, поскольку принесенные им плоды от земли добыты «в поте лица» (Быт.3:19), чего нельзя сказать о животных, закланных Авелем. В виду этого Каин, – можно думать, – не сомневался в угодности своей жертвы, а отсюда понятно и его недовольство, раздражение против Бога, когда Он отверг его, якобы дорогую, жертву и принял малоценную жертву Авеля. «Каин сильно огорчился», – «воспламенился» краской гнева, «и поникло лице его» (Быт.4:5), – приобрело мрачное, угрюмое выражение.

Раздражение Каина было направлено первоначально против Бога, а потом естественно переносится на Авеля, как на предмет божественного благоволения. Усиленное затем предположением, что предпочтенному Богом Авелю будут переданы права первородства (греческое и славянское чтение ст. 7), оно переходит в намерение убить его. Сознаваемое, как грех, встретившее протест со стороны не совсем еще заглохнувшего в душе Каина добра (Быт. 4:6–7; голос Божий ­­ голос совести), раздражение в конце концов овладевает всем его существом и приводится в исполнение. Как бы подражая первому человекоубийце – диаволу (Ин.8:44), Каин коварно вызвал Авеля в поле и там убил его (Быт.4:8). Если до совершения злодеяния в душе братоубийцы были еще заметны следы и проблески добра, то после него они совершенно исчезают. Каин оказывается неспособным к раскаянию, смеется над божественным призывом к нему («и сказал Господь Каину: где Авель, брат твой?» Быт.4:9), – как закоренелый злодей, дерзко отвечает: «не знаю: разве я сторож брату моему?» (Быт.4:9). Так как Каин не обнаружил расположения принести покаяния, то Господь приступает к осуждению, которого требует пролитая кровь (Быт.4:10). При этом орудием наказания является земля, не вся вообще, а только известный округ, бывший ареной преступления, – земля, культивированная (евр. «адама»), но не суша, почва вообще (евр. «эрец»). Неповинная в пролитии крови, она восстает против братоубийцы, лишая его своих даров – плодородия и возможности постоянного пребывания на одном определенном месте (Быт.4:11–12; ср. Лев.18:28). В этом божественном приговоре Каин усматривает два особенно поражающие его обстоятельства: 1) удаление с лица земли, бывшей местом благодатного присутствия Божия и 2) страх смерти, как мщения за пролитую кровь (Быт.4:13–14).

Каин трепещет изгнания из земли, где Господь благоволил являть Себя людям, не потому, чтобы ему было дорого божественное благоволение само по себе, а потому, что с ним соединялись различные преимущества и обетования, которые теперь, по его сознанию, навсегда отнимаются от него. К этому присоединяется естественная боязнь воздаяния за содеянное зло, – боязнь мщения со стороны всей вообще фамилии отца, как настоящей, так и будущей. В ответ на малодушный ропот Каина Бог дает обещание сохранить его неприкосновенным: убийца Каина будет наказан в семь раз (Быт.4:15), т. е. подвергнется самому тяжкому возмездию, а чтобы не случилось убийства по недоразумению, ошибке, Господь видимым образом отличил Каина от других людей. Он «сделал ему», «положил на него» «знамение» (ст. 15). Под последним разумеют то дрожание членов тела, то искажение лица: оно навсегда сохранило угрюмое, свирепое выражение, которое имело в момент убийства. «Знамение» являлось средством к тому, чтобы Каин выпил чашу назначенных ему страданий до дна. Выслушав божественный приговор, братоубийца удалился от лица Господня и поселился на восток от Едема в земле Нод («земля изгнания»: Быт.4:16). Здесь у него от жены, – которою, за отсутствием другого рода, кроме Адамова, могла быть только сестра, рождается сын Енох («обновитель», «начинатель»), и в честь последнего он называет тем же именем построенный им город (Быт.4:17). Нарекая сыну и городу имя «обновитель», «начинатель», Каин в обоих случаях хотел выразить ту мысль, что для него и его потомства наступает новый, более светлый период жизни. Постройка города знаменует прекращение бездомного скитания и начало мирной, оседлой жизни. Если благами ее не придется воспользоваться ему самому, то они – удел его будущего поколения. Первый представитель последнего – Енох рождается уже не бесприютным скитальцем, а оседлым гражданином.

Отделившись от своего отца Адама, Каин сделался родоначальником особого поколения в допотопном человечестве, получившего от его имени название Каинитов. По указанию Библии, оно насчитывает восемь представителей: – Енох, Ирад (Гаидал), Мехиаель, (Малелеил), Мафусал, Ламех, Иавал, Иувал и Тувалкаин (Быт.4:18–22), причем имя каждого из них имеет свой особый смысл (см. под соответствующими словами). Насколько можно судить по библейскому рассказу, жизнь Каинитов характеризуется, во-первых, стремлением облегчить и по возможности сделать приятным земное существование, а во-вторых, сознанием своей силы и безнаказанности. Показателем данного стремления являются усвояемые Библией сыновьям Ламеха изобретения. Один из них – Иавал – был «отцом живущих в шатрах со стадами» (Быт.4:20), т. е. родоначальником, или, точнее, организатором правильного номадизма, устроителем различных его удобств, в форме, напр., палаток для самих кочевников и загонов для их стад. «Изобретатель кочевой жизни, говорит митр. Филарет, – имел в мыслях и спокойствие постоянного жилища и выгоды от непрестанной перемены места для удобнейшего питания стад: сделав кущи, или подвижные жилища, он сделал угождение и роскоши и любостяжанию» (Записки на книгу Бытия I, стр. 95). Тому же самому облегчению трудностей существования способствовали изобретения и второго сына Ламеха – Тувалкаина, «ковача всех орудий из меди и железа» (Быт.4:22), т. е. орудий, потребных для земледелия, скотоводства, войны и охоты. Облегченная жизнь, естественно, оставляла время для досуга, а это последнее обстоятельство создавало в свою очередь потребность в более или менее приятном провождении свободных часов. Ее удовлетворение последовало со стороны третьего сына Ламеха – Иувала, изобретателя струнных и духовных музыкальных инструментов (Быт.4:21). Достигнув более или менее значительных успехов в области культуры, Каиниты, естественно, должны были чувствовать свою силу. Сознание подобного рода и было высказано сыном Мафусала Ламехом в следующих, обращенных к женам, словах: «Ада и Дилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро» (Быт.4:23–24). С мечом в руках (изобретение сына Ламехова – Тувалкаина) Ламех готов убить всякого, кто осмелился бы нанести ему малейшее оскорбление, подобное царапине или ране. И никто не посмеет отомстить ему: дерзнувшему грозит страшное наказание: «за Ламеха отомстится в семьдесят раз всемеро». Привязанность к земле не прошла бесследно для Каинитов. Прямой и непосредственный результат ее – это понижение духовной жизни и духовных интересов, – преобладание чувственности. Наиболее рельефным проявлением последней является двоеженство Ламеха и физическая чувственная красота его жен Ады и Циллы: Ада – «украшение», «привлечение», Цилла – «тень», т. е. грациозная.

Свящ. А. Петровский


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., [12] л. ил., портр., план.

Комментарии для сайта Cackle