Карл IX
Карл IX, король Швеции, младший сын Густава Вазы от второго брака с Маргаретой Леонхювюд (1550–1611 г.). Карл IX был «единственный сын, достойный своего отца», «дух Вазы, достигши в нем полного развития и совершенства, проявился во всем богатстве содержания». По завещанию отца Карл IX получил в управление Сёдерманландское герцогство; после кончины Иоанна III (см. «Энц.» VII) на риксдаге в Седерчепинге (1505 г.) избран в регенты государства с титулом и полномочиями «риксфёрестондар’я». После поражения Сигизмунда в битве при Стонгебру (1598 г.) и детронизации этого короля (1599 г.) учинил жестокую расправу со своими политическими противниками, известную в истории под именем «Линчёпингской кровавой бани» (1600 г.); в 1604 г. принял титул короля Швеции, короновался в Упсале в 1607 г.
По природе и образованию Карл IX был более кальвинистом, чем лютеранином: «его суровое чувство долга, холодный резонирующий ум, его фатализм и недостаток фантазии» направляли его симпатии «в сторону более рационалистической формы религии». «Кроме того, он, по-видимому, получил полукальвинистическое образование, и это унаследованное с детства впечатление усилилось еще более, благодаря браку с принцессой реформатского Пфальца». Тем не менее, когда началась так назыв. «литургическая смута», вызванная антипротестантскими тенденциями Иоанна III, Карл IX, от всей души ненавидевший «папизм» и все, что сколько-нибудь напоминало о нем, выступил решительным защитником реформации и врагом «новых и ненужных перемен в религии», имея для себя твердую опору в политическом завещании покойного отца; около него, как центра, сгруппировались непримиримые враги «религии короля», и его княжество обратилось в очаг оппозиционных движений. Сам Карл IX, не обращая внимания на протесты брата-короля, раздавал опальным места, ходатайствовал за них пред Иоанном III и всячески заботился об их безопасности. Ему же принадлежит мысль о созыве «всеобщего собора» и почин в осуществлении ее. Но на том же упсальском соборе (1593 г.) в первый раз ясно обозначились и его симпатии к кальвилизму, в нежелании утвердить пункты, узаконявшие экзорцизм и некоторые обряды (элевацию, употребление соли и свечей, и др.), заключавшие в себе, по его убеждению, «папистическую закваску». Самое серьезное столкновение на вероисповедной почве произошло во время коронации по поводу королевской присяги. Карл IX отказался признать безусловный авторитет аугсбургского исповедания и постановлений упсальского собора, упоминаемых в присяге, и настоял на внесении в текст присяги оговорки: «поколику они основаны на слове Божием и пророческих, и апостольских писаниях». – Не в натуре Карла IX, экспансивной и властной, было «хранить свои убеждения для себя одного»; напротив, он считал своим долгом, делом совести, – сделать их достоянием всего народа, но «в силу присущего ему чувства законности» он в вопросах веры воздерживался прибегать к насильственным мерам борьбы. Обладая солидным богословским образованием и недюжинным литературным талантом, Карл IX для пропаганды своих идей обратился к более благородному средству, – к перу. Литературная богословская полемика Карла IX представляет весьма любопытный эпизод в истории шведской реформации. С одной стороны – властный и высокомерный государь, чрезвычайно горячий и нетерпеливый, в минуты гнева наводивший ужас на всех окружающих, с другой – «кроткий и благочестивый» архиепископ, бывший свидетелем недавней крутой расправы Карла IX с своим предшественником по кафедре, сильный лишь знанием и непоколебимой стойкостью в своих убеждениях. Как не трудно было Карлу IX, но он подчиняется в полемике правилу, заимствованному О. Мартини у св. Амвросия: «neque imperiale est libertatem dicendi negare, neque sacerdotale quod sentiat non dicere». Литературная борьба между Карлом IX и О. Мартини началась по поводу предложенного Карлом IX проекта нового служебника (1600 г.). Духовенство, во главе с архиепископом, отказалось принять проект, в котором были усмотрены «некоторые опасные мнения, проповедуемые кальвинистами и сакраментариями». В 1602 г. Карл IX, при содействии придворного предиканта Теод. Микрониуса, открытого кальвиниста, издал «Христианский чин совершения богослужения в придворной церкви», взяв за образец Гейдельбергскую агенду. О. Мартини в представленном отзыве об этой книге («Христианское суждение о чине» и пр.) обличил единомыслие приемлющих новый чин с кальвинистами. Карл IX ответил опровержением обвинения («Справедливый и христианский ответ, и объяснение на отзыв архиепископа...»), но придворный требник все-таки скоро был изъят из употребления, а Микроний вынужден был оставить Швецию. Во время коронационных дней Карл IX еще раз возбудил вопрос о служебнике и по сему случаю написал новое сочинение, в котором не без юмора критикует лютеранский чин богослужения. В следующем году он издал другое сочинение на ту же тему. Епископы, наконец, взялись за исправление служебника, но составленный ими в 1608 г. чин пришелся не по душе Карлу IX. На том дело и остановилось. Почти одновременно с изданием придворного служебника Микроний по поручению Карла IX составил и издал в форме 56 тезисов изложение главных пунктов кальвинского вероучения. О. Мартини, хотя и «осторожно», опроверг главнейшие тезисы вероучения. С 1604 г. Карл IX прекращает «приватную» полемику с архиепископом и пробует склонить на свою сторону общественное мнение. С этой целью он печатает «анонимно» «Катехизис», с содержанием, заимствованным из Гейдельбергского катехизиса, но расположенным в порядке лютеранского, и перевод немецкого труда («Некоторые нарочитые доказательства» и пр.), заключавшего в себе апологию учения Кальвина о «communicatio idiomatum» и евхаристии на основании цитат из творений отцов церкви и сочинений Лютера и Меланхтона. Архиепископ в том же году поспешил опровергнуть эту книгу, чем вызвал крайнее неудовольствие Карла IX. В 1606 г. появился обстоятельный «Ответ» Карла IX на «Доказательную книгу» О. Мартини. По отзыву критики это – самая лучшая литературная работа Карла IX, как в отношении остроты и логичности мыслей, так и по ясности изложения. Государственный Совет, опасаясь, вероятно, худых последствий от продолжения полемики, запретил О. Мартини отвечать на последнее сочинение короля. Тем и закончилась достопримечательная полемика. Но Карл IX все еще не терял надежды на успех своего дела. В конце 1608 г. он пригласил в Швецию пресвитерианского предиканта, шотландца Джона Форбса, или Форбезия, известного Карлу IX своими «еruditio et modestia». Карл IX устроил в Упсале диспут между ним и упсальскими теологами, не давший, однако, никаких положительных результатов. О. Мартини издал подробное опровержение тезисов Форбезия под заглавием: «Ехаmen confessionis J. Forbesii». Ничем кончилась агитация шотландца и во второй приезд его в Швецию в 1610 г. Карл IX сложил оружие. Несмотря на все усилия, ему не удалось достигнуть своей цели, главным образом, по причине решительной оппозиции его замыслам со стороны духовенства, нашедшего в своем архиепископе талантливого и неустрашимого вождя. В конце концов, Карлу IX пришлось следовать, как он сам говорит, немецкой поговорке: «Was ich nicht bessern kann, das will ich lassen wie ich’s kann». В остальных случаях его отношение к церкви было совершенно «в стиле Густава Вазы». Полемика настолько прочно установила за Карлом IX репутацию кальвиниста, что в одной, вышедшей в 1605 г. в Лифляндии, книге предлагалось «отлучить короля от истинной евангелической и апостольской церкви». В действительности же Карл IX не был ни лютеранином, ни кальвинистом в строгом смысле слова, а вернее всего – бесконфессиональным протестантом: признавая за единственное правило веры «слово Божие и пророческие, и апостольские писания с тремя главными символами», он относился «пренебрежительно» ко всякого рода вероисповедным формулам, основанным на «человеческом авторитете». По мнению некоторых, безразличное отношение его к конфессиям находит объяснение и высшее оправдание в политической программе короля, конечной целью которой было создание коалиции всех протестантских государств против Габсбургского дома. Литературная деятельность Карла IX не ограничивается одной полемикой. Ему принадлежат, сверх того: проект церковного регламента, новые издания сочинений Олая Петри, руководство для проповедников, опыты исправления Библии. Наконец, он известен как автор рифмованной хроники-автобиографии и гимнолог, но его хроника и псалмы не отличаются особыми достоинствами.
Литература. L. А. Anjou, Svenska kyrko-reformations historia, 1854. Th. Norlin, Svenska kyrkans historia efter Keformation, B. 1, Lund 1864. Svensk Literaturhistoria ai H. Schuck, Stockh. 1890, B. 1. Свящ. П.П. Румянцев, Письма из Швеции (в «Христ. Чтении» за 1894 и 1896 гг.). Sveriges Historia från äldsta tid till våra dagar, B. III, S. 422–459.
П. Р-цев
