Источник

Кассино

Кассино, или Монте-Кассино, – главный монастырь ордена Бенедиктннцев в нижней Италии. На вершине горы, находившейся в Лациуме и носившей название Casinus, существовала некогда крепость, называвшаяся Casinum, или Cassinum, и принадлежавшая городу, расположенному у подошвы той же горы и населенному Вольсками; но во время самнитской войны римляне обратили этот город в латинскую колонию. Когда Бенедикт Нурсийский (см. «Энц.» II) с несколькими своими товарищами пришел сюда в 529 году, то он здесь нашел еще храм Аполлона. Римский патриций Тертулл, который поручил Бенедикту воспитание своего сына, подарил ему, вместе с другими землями, так же и Монте-Кассино. Это, кажется, и было ближайшей причиной того, что Бенедикт именно эту местность избрал для того, чтобы основать и устроить новый монастырь. На горе при храме Аполлона находился алтарь Венеры, а также священная роща, – и окрестное население во множестве сходилось еще на языческое богослужение. Бенедикт разрушил храм, рощу сжег, а на месте языческого храма соорудил маленькую церковь в честь св. Иоанна Крестителя; для учеников же своих он построил жилище, башню, обеспечивавшую обитателям, по крайней мере, некоторую безопасность от набегов варваров. С помощью своих учеников Бенедикт постепенно обратил окружающих язычников ко Христу, а для своих монахов, которые ежедневно возрастали в числе, написал знаменитое орденское правило.

Подобно тому, как еще в древности расположенный у горы город Казинатов, вместе со своими окрестностями, служил ареною нескольких военных событий, так и на развалинах этого города построенное и в пограничной области, между средней и нижней Италией расположенное аббатство в течение всего средневековья подвергалось нередким вражеским нападениям и разрушениям.

При жизни Бенедикта (он скончался в 543 г.) монастырь, несмотря на продолжавшиеся остготские войны, мог существовать и развиваться спокойно, ибо остготский король Тотила, хотя и арианин, проявлял к Бенедикту и его монастырю большое уважение. При первых трех последовательно сменявшихся преемниках Бенедикта, при аббатах Константине, Симплицие и Виталисе, – монастырь так же пользовался сравнительным спокойствием, несмотря на продолжавшиеся вторжения варварских орд: кости Бенедикта и его сестры Схоластики, положенные на месте древнего алтаря Аполлона и уже в те время почитаемые за чудотворные, представляли на первых порах достаточную защиту для его обители. При четвертом аббате Боните лангобарды, под предводительством беневентского герцога Зоты, в первый раз разрушили монастырь. Монахи все спаслись бегством, захватив с собою только (мнимо) оригинальную рукопись их орденского правила и несколько других рукописей. Папа Пелагий II принял прибывших к нему в Рим монахов очень дружественно и назначил им для жительства монастырь св. Иоанна Евангелиста, близ Латерана. Здесь монахи прожили целых 130 лет, а потом снова вернулись в Кассино, в развалинах которого за этот долгий период времени жили по временам только отдельные анахореты. Древний монастырь возник из своих развалин при папе Григории II, благодаря благочестивому и богатому Петронаксу из Брешии. Аббат Петронакс, вместе со своими монахами, из Рима вернулся в Кассино и, благодаря богатым дарам герцога Гизульфа Беневентского, он не только построил монастырь на горе, но построил также и монастырь Спасителя у подошвы горы, где позже возник город С.-Жермен, на месте древнего Кассино. Папа Захарий освятил в 748 г. новый монастырь, утвердил пожалованные ему привилегии, вернул автограф правила Бенедикта и даже изъял обитель из всякой епископской юрисдикции. Папа пополнил библиотеку монастыря несколькими рукописями Библии, из коих особенно замечателен один прекрасный кодекс Евангелия с миниатюрами. Восстановленный монастырь, особенно благодаря успешно культивировавшимся в нем научным интересам, скоро приобрел себе такую славу, что, напр., апостол Германии Бонифаций еще в 747 г. посылал туда аббата Стурмия Фульдского, чтобы он мог непосредственно, по первоисточнику, изучить правила, обычаи и жизнь бенедиктинцев. Карл Мартелл, сын Карломана, и лангобардский король Рахис поступили в монастырь, – первый в 747 г., а второй в 749 г., после того, как они отказались от власти, – чтобы здесь, приняв монашество, последние дни своей жизни посвятить безраздельно Богу. Еще раньше, в продолжение 10 лет (728–738 г.) жил в этом монастыре Виллибальд, впоследствии первый епископ Эйхштедтский (с 741 г.). Карл Великий; двоюродный брат которого в 772 г. поступил в бенедиктинский монастырь, почтил этот последний своим посещением, взял из монастыря к своему двору знаменитого историка Павла Варнефрида, известного под именем Павла Диакона – автора «Истории Лангобардов» и «Изъяснения правила св. Бенедикта»; утвердил за монастырем все его владения и наделил его чрезвычайными привилегиями. В конце VIII-го и начале IХ-го столетия монастырь пользовался продолжительным, ничем совне не нарушавшимся миром, – и монахи могли беспрепятственно предаваться благоустройству монастырской дисциплины, переписке книг и, вообще, научным занятиям. Из ученых этого периода может быть упомянут аббат Бертарий (с 856 по 884 г.), написавший изъяснение библейских книг В. и Н. Завета и различные произведения из области грамматики и медицины. Монте-Кассино принадлежит бесспорная заслуга и по разработке медицинской науки в Италии, еще до основания высшей школы в Солерно.

Новая эпоха опустения монастыря, продолжавшаяся почти 70 лет, началась после ограбления и опустошения монастыря сарацинами в 884 г., причем аббат Бертарий был умерщвлен на церковном алтаре. Погибло также много монахов. Оставшиеся бежали в Теано, захватив с собою только некоторые документы и святыни, – напр., первоначальный манускрипт «правила» (впрочем, спустя 5 лет, погибший в пламени). После 30-летнего пребывания в Теано под зашитою тамошнего графа, монахи перенесли свою резиденцию в Капую, побуждаемые к этому своим аббатом Иоанном I, родственником падуанского государя и строителем церкви св. Бенедикта (915 г.). Аббат Алигерн (949–985 гг.), неаполитанец, предпринял попытку снова восстановить пришедшую в упадок дисциплину. Он переселился с монахами в Монте-Кассино, возвратил в монастырь часть похищенных имуществ, выстроил новые здания и заботился о возобновлении в монастыре занятий науками и искусствами. При его преемниках Мансо (985–996 г.) и Теобальде (1022–1035 г.) дисциплина снова упала и была восстановлена путешествовавшим по стране Одило Клюнийским. После этого монастырем управляли: Рихер (1038–55), доверенный советник и друг папы Льва IX; лотарингский принц Фридрих (1056–1057 г.), впоследствии сделавшийся папою Стефаном IX, и – особенно замечательный своей плодотворной деятельностью – Дезидерий (1059–1087 г.), который, с именем Виктора III, также и занял папский престол. Тридцатилетнее, почти, управление этого аббата было для монастыря эпохой его всестороннего и полного процветания. Число монахов возросло до 200, здания были реставрированы, заново была выстроена великолепная базилика с помощью художников из верхней Италии, Амальфи и Константинополя. Монастырь пользовался в эту эпоху выдающимся уважением и почитанием у окрестных жителей. Монте-Кассино – «Синай Запада», как он нередко назывался, «был, вместе с тем, Меккою для южных лангобардов и норманнов», которые с пением псалмов посещали гробницу св. Бенедикта (Грегоровиус). Под управлением Одеризия I (1087–1105 г.), который продолжил и закончил некоторые постройки, начатые его предшественником, и особенно больницу, – монастырь продолжал оставаться все еще на большой высоте как в церковно-политическом, так и в литературно-научном отношении; равно и при аббате Бруно (Бруноне), который, вместе с тем, был епископом Сеньи (1107–1123 г.). При нем знаменитый историк Леон Остийский написал хронику монастыря (Chronicon Casineuse). Далее, в течение XII столетия и еще более XIII наступил постепенный упадок внешнего влияния монастыря, вследствие захвата в свои руки власти со стороны феодалов и недоброжелательства императоров. Литературная деятельность в монастыре все же продолжалась, в лице продолжателя хроники Льва Остийского Петра Диакона († около 1188 г.), который составил еще ценный каталог писателей (De viris illustribus Casinensibus), впоследствии продолженный Плацидом Романом до конца XVI столетия. В монастыре процветали также некоторые искусства, особенно рисование на стекле.

Император Фридрих II изгнал монахов из монастыря, занял его своими солдатами и многие сокровища обратил в деньги. Попытка реорганизации монастыря, предпринятая умным и ученым аббатом Бернардом из Лиона (1263–1282 г.), автором нового изложения орденского правила, столь же мало способствовала восстановлению все более и более падавшей дисциплины, как и попытка папы Целестина V обратить бенедиктинцев Монте-Кассино в целестинцев (1294 г.), или распоряжение Иоанна XXII о возвышении аббатства в епископию, а монахов – в кафедральное духовенство (булла от 1331 г.). Землетрясение, бывшее в 1349 г., почти совершенно разрушило величественные здания монастыря, так что оставшиеся здесь немногие монахи должны были около десятилетия жить в жалких хижинах на развалинах монастыря.

Ради своих богатых доходов Монте-Кассино с половины XV века на долгое время попал в руки светских начальников-аббатов, которые его беспощадно грабили; дисциплина в нем дошла до крайней степени упадка. Юлий II заставил монастырь принять реформу, начало которой было положено в 1414 г. в монастыре св. Юстины, и этим несколько ослабил омирщение монастыря, который назывался теперь «Конгрегацией Монте-Кассино».

Громадными богатствами владел монастырь еще в продолжение всего XVI столетия: аббатство заведовало 4 епископиями, 2 княжествами, 20 графствами, 350 замками, 440 деревнями и виллами, 336 хуторами, 33 островами, 200 мельницами, 1662 церквами; его доходы простирались до полмиллиона дукатов.

Однако важнее, чем все эти материальные сокровища, были его дошедшие и до нашего времени неоцененные духовные богатства, в виде редкого – количественно и качественно – собрания различных литературных памятников. Это и неудивительно, ибо за все 1300-летнее существование монастыря научные занятия и любовь к искусствам в нем никогда не исчезали.

Уже Мабильон (Mabillon), посетивший монастырь в 1645 г., свидетельствовал, что в нем он нашел архив, самый значительный в Италии и самый ценный во всей Европе; он вмещал в себе до 1000 документов, полученных монастырем от императоров и пап, около 800 рукописей – частью на пергаменте, частью на бумаге из времени до XIV столетия – и бесчисленное количество рукописей от позднейшего времени. Эти литературные сокровища для научной их разработки стали доступны широким кругам только в последние десятилетия. С 1866 г. Монте-Кассино лишился своего собственного значения, как центральный пункт могущественнейшего из всех католических орденов, так как он был провозглашен национальным памятником итальянского королевства и был обращен в учебно-воспитательное учреждение для духовенства; но его значение с этого же времени сделалось в высшей степени плодотворным, благодаря постепенному опубликованию его литературных сокровищ и памятников искусства. Так, с 1873 г. начал печататься общий каталог монте-кассинских рукописей (Bibliotheca Casinensis, 5 voll., 1873–1894). С 1899 г. (в память 1100-летия со дня смерти в 799 г. Павла Диакона) ведется краткая «библиотека» для руководства в целях удобного пользования библиотечными книгами и рукописями библиотеки (Bibliotheca Paulina или, собственно: Bibliotheca Consultationis a Paulo Diacono numusata). С сокровищами библиотеки знакомят также два периодических издания: Spicilegium Casinensе, в котором печатается и текст документов частью классического, частью церковного содержания (до 1896 г. появилось 4 тома) и Miscellanea Cassinense, в котором печатаются некоторые документы, относящиеся к истории, истории литературы и истории искусства Монте-Кассино и вообще, бенедиктинского ордена. Чтобы дать возможность составить представление о том, какими способами написаны монте-кассинские кодексы, изданы (1876–1884 г.) печатные цветные снимки, под названием: «Paleografia artistica di Montecassino», а также роскошное издание, содержащее миниатюры тех же рукописей (2 серии, 1888–1896 г.), составляющие, по общему признанию, литературную славу ордена.

Литература. Лев Остийский, (сконч. после 1115 г.), Chronicon Casinense (Monum. Germ. Ser. VII, 581 сл.). Петр Диакон († 1188), De viris illustribus Casinensibus, продолженную Плацидом Романом (до 1600 г.) и Ангелом де-Нусе в его Chronica s. monasterii Casinensis, Paris 1668, и др. Эразм Гаттула, Hist. Abbatiae Montis Cassin, 2 voll., Venet. 1733. Accesiones. 1734. Rickenbach, Monte-Cassino von seiner Gründung bis zu seiner höchsten Blute unter Abt Desiderius Einsiedeln, 1884–1885. Подробнее см. у Herzog-Hauck, R. В. XIII3, S. 426–430, Wetzer und Welte, VIII2, Sp. 1842-–847. [F. Lichtenberger, Encyclopédie II, p. 668].

С. Зарин


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 9: Кармелиты — Κοινή: с 15 рисунками. — 1908. — V, [3] с., 754 стб., 757-770 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle