профессор Александр Павлович Лопухин

Категорический императив

Категорический императив. Императивом вообще называется формула или выражение известной заповеди (долженствования). Нравственные (этические) императивы суть заповеди нравственности или совести. «Категорический императив» есть название, введенное Кантом для обозначения формулы нравственной заповеди. Это – выражение нормы нравственной воли. «Представление объективного принципа, имеющего понудительное значение для воли, называется заповедью разума, а формула этой заповеди – императивом», – говорит Кант в «Основ. для метаф. нравов». Понятие императива является до некоторой степени противоположностью «максимы» (субъективного принципа воли или субъективного принципа действия). Императивы могут быть двух родов: одни действительны только при известных условиях (если ты, напр., желаешь сделаться пастором, то должен изучать богословие; кто хочет удачи на поприще купца, тот не должен обманывать), другие действительны безусловно («ты не должен лгать», т. е. вообще и всегда). Первые, образующее собою правила благоразумия и ловкости, суть «гипотетические» принципы, закон же нравственности есть императив «категорический», или безусловный. В первом случае известное действие признается хорошим в отношении к какому-либо другому (как средство), а во втором – само по себе (как цель). Категорический императив есть формальный принцип нравственности, соответствующий «достоинству» человека, г. е. практическому разуму в нем, и определяющий a priori форму для действий воли. Формальный характер категорического императива Кант выводит из его назначения быть всеобщим правилом для деятельности разумных существ. Все практические принципы, которые предполагают объект (или материю) способности желания, как основу, по которой определяется воля, суть принципы эмпирические и не могут дать никаких практических законов («Крит. практ. раз.» пар. 2). Эмпирические принципы не обладают той необходимостью, которая требуется для закономерности. Если, следовательно, разумное существо должно мыслить правила своего поведения (максимы), как практические всеобщие законы, то оно должно мыслить их, как принципы, содержащие основание для определения воли не по материи, а только по форме. ввиду которой они и годятся для всеобщего законодательства (пар. 4). Соответственно этому, Кант дает такое определение своему категорическому императиву: «это – такой императив, который мыслит известное действие, как объективно необходимое, и делает его необходимым не посредством представления цели, могущей достигаться этим действием, а посредством представления только этого самого действия (его формы), т. е. непосредственно». Нравственный императив повелевает категорически, безусловно, игнорируя «материальные» мотивы (пользы, удовольствия и т. д.). Он гласит: «Поступай так, чтобы правило твоей воли всегда могло иметь значение принципа всеобщего законодательства»; или: «Действуй по такому правилу, относительно которого ты мог бы желать, чтобы оно стало всеобщими, законом». Практический императив формулируется: «Действуй так, чтобы человечество как в твоем собственном лице, так и в лице всякого другого всегда было для тебя целью и никогда – только средством».

Формулу, аналогичную с формулой Кантовского категорического императива, предлагал английский моралист Вильям Палеи (1743–1805 г.) в своих «Принципах нравственной и политической философии». Критику «категорического императива» дает Зиммель (Einl. in d. Moralwiss. II, .1 ff.). В модифицированном виде принимают его Корнелиус, Унольд, Гольдшейд. Эренфельс.

И. Тихомиров.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. — Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 9: Кармелиты — Κοινή : с 15 рисунками. — 1908. — V, [3] с., 754 стб., 757-770 с.

Комментарии для сайта Cackle