блаженный Феодорит Кирский

Толкование на пророка Иеремию

Глава 9

Посему-то божественный Пророк испрашивает такого источника слез, который бы достаточен был в его страдании, чтобы ему и ночь и день оплакивать бдствия соплеменников. Испрашивает какого либо уединеннаго убежища на крайних пределах пустыни, где желает жить и не слышать о злых делах, на какия отважился народ. Ибо говорит, что все подъискивают друг над другом нарушить супружескую верность, составляют соборище, отваживающееся на всякое беззаконие. И сие выражает словами:

Иер.9:3. Соборище преступников, и налякоша язык свой яко лук»,

вымышляя козни, соплетая клеветы, злоумышляя против ближнего что и выра­жает говоря:

"Ложь", «и неверство укрепишася на земли, ибо от злых во злая произыдоша». Сим дал видеть неизменность лукавства; потому что за одним худым делом следует другое, а причиною сего нерадение о божественном. Ибо сие и присовокупил:

«И Мене не познаша, рече Господь». И яснее пока­зывая водворившееся у них лукавство, советует не полагаться ни на друга, ни на брата; потому что тот и другой употребляют в дело обман и ко­варство, и нет в них истины. Присовокупляет же к обвинению и то, что вопреки закону берут лихву.

Иер.9:6. Лихву на лихву, и лесть на лесть.

И снова упоминает о презорстве их:

«Не восхотеша уведети Мене, рече Господь». (Иер.:7). «Сего ради тако глаголет Господь сил: се Аз разжегу их, и искушу их. Разжением» и «искушением» назвал здесь войну, и ея последствия. Так и божественный Давид от лица пленников в Вавилоне говорит: «яко искусил ны еси Боже, разжегл ны еси, якоже разжизается сребро» (Псал. 65,10). Но у Давида говорил сие сонм благочестивых, потому что разженные оказались благоискусными. А здесь разжжение обличает подмесь. Пророк перечисляет и виды лукавства, и язык уподобляет стреле; сказует, что слова исполнены обмана, ибо говорит: (Иер.:8) «глаголют мирное», а умышляют козни.

Иер.9:9. Еда на сих не посещу,

глаголет «Господь, или людям таковым не отмстит душа Моя?» Ни с чем не сообразно – такому Судие столь вели­кое лукавство оставить не наказанным. Ибо «посещением» назвал наказание; а выражение: "душа Моя" употребил человекообразно, потому что Божество не из тела и души слагается, но несложно, про­сто, и неописанно. И здесь говорится, как привыкли мы слышать о людях. Потом Пророк повелевает самим Иудеям оплакивать запустение пу­тей и гор. Ибо говорит, что нет на них не только людей, но и скотов и птиц; потому что птицы любят жить в местах обитаемых, а в местах пустынных редко он видны. Угрожает же Пророк пленением и запустением города, и сказует, что он обратится (Иер.:11) «в жилище змием:» ибо таких животных, где есть люди, во множе­стве истребляют, а где нет людей, там они растут и размножаются.

Иер.9:12. Кто муж премудр и уразумеет сие? И к нему же слово усть Господних, да возвестит вам, чесо ради погибе земля, сожжена есть яко пустыня, ея же никтоже проходит.

Сподобившим­ся божественной благодати повелевает обличать и объяснить причины запустения. Но и Сам делает это, и сказует, что оставлен ими данный для спасения закон, водятся же они суетными помыслами и предпочли служение идолам.

Иер.9:15. Сего ради Аз напитаю люди сия

хлебом, тесноты, и «в питиe дам им воду желчную. А» сим изобразил горькую и скорбную жизнь.

Иер.9:16. И расточу их в языки, ихже не знаша тии, и отцы их, и послю на них меч, дóндеже

истлю их оным. Сим выразил двоякое наказание избиение на войне, и жизнь в плену ; потому что избегшие брани отведены в рабство. Приводя же их в больший страх, повелевает (Иер.:17) призвать «плачевниц», и пролить потоки слез. Приказывает и женам, поелику нет уже места веселию, (Иер.:20) научить дщерей "рыданию". Показывает же и причи­ну плача:

«Понеже взыде смерть сквозе окна ваша», «сниде в землю вашу, погубити отрочата отвить, и юно­ши от стогн. Окнами» называет примышления заблуждений, потому что посредством их приняли заблуждения и постигшее за то наказание. Не погрешит, кто окнами души назовет телесныя чувства: зрение, вкус, обоняние, слух, осязание; потому что чрез них могут войти и жизнь и смерть. Целомудренно смотрящий имеет плодом жизнь, а смотрящий непотребно пожинает смерть. И язык, изрекающий истину, устрояет спасение души, и изрекающий ложь, готовит гибель. Подобно сему не трудно дознать и прочее.

Иер.9:22. «Сия же глаголет Господь: и будут мертвии человецы в пример на лице поля земли вашея, яко сено созади жнущаго, и не будет собирающаго».

Совершающееся с вами "будет" поводом к великой пользе. Ибо сие выражает Пророк словом: "в пример". Сказанное же: «яко сено созади жнущаго» означает неисчислимое множество мертвых. поелику же некоторые из них величались богатством, другие – мудростию, а иные – телесною силою; то советует хвалиться не сим, но боговедением и праведными делами. А поелику высоко думали о своем обрезании; то, смиряя их горделивость, пока­зывает, что и весьма многие другие народы обре­зываются, и сказует о будущем их призвании и спасении.

Иер.9:25. Се дние грядут, глаголет Господь: и посещу на всех, иже обрезаную имуть плоть свою:

Иер.9:26. «на Египет, и на Иуду, и на Эдом, и на сыны Аммони, и на сыны Моавли, и на всех остризающих власы по лицу своему обитающыя в пустыни».

Идумеи, ведя род свой от Исава, обрезывались по закону, данному Авраа­му; Аммониты же и Моавиты, как живущее в соседстве с Израильтянами, соревновали им по род­ству; и происходившие от Измаила и Хеттуры обре­зывались по закону предков. Их-то и называет Пророк «остризающими власы по лицу своему;» по­тому что имели обычай выщипывать волосы на щеках. Египтян же научило обрезанию пребывание у них народа Божия. Пророк в ряду с ними поставил Иуду, смиряя их кичливость. А в последующих словах возводит на них еще большее обвинение:

«Яко еси язы ́цы не обрезани плотию, весь же дом Израилев необрезани суть сердцы своими».

Посему и ветхозаветныя писания указуют и пользу духовнаго обрезания и неблагообразность телеснаго обрезания; потому что Пророк обвинил не народы необрезанные, но Иудеев, обрезанных телесно, и имеющих необрезанное сердце.


Комментарии для сайта Cackle