Источник

Кашменский

Кашменский, Стефан Никифорович, кафедральный протоиерей г. Вятки, один из видных и энергичных противораскольнических деятелей, родился в 1817 г. По образованию принадлежал к числу питомцев Киевской Дух. Академии, которую окончил в 1841 г., после чего поступил преподавателем логики и психологии в Вятскую Дух. Семинарию; 22 окт. 1846 г. принял священный сан с назначением к одной из городских приходских церквей и с оставлением в должности преподавателя, в которой продолжал состоять до 31 янв. 1853 г., когда получил место законоучителя в местной гимназии; 25 июня 1866 г. определен кафедральным протоиереем, а в августе следующего года, после 25-летней учебной службы, оставил должность законоучителя, всецело посвятив себя с этого времени разнообразной и, главным образом, миссионерско-противораскольнической деятельности по епархии. Своими литературными и миссионерскими трудами о. Кашменский приобрел довольно широкую известность.

Главное его сочинение: «Систематический свод учения св. отцов церкви о душе человеческой» вышло в 1860–65 гг. в 3 книгах в Вятке. Здесь автор сгруппировал учения о душе многих отцов церкви: Василия великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Афанасия александрийского, Григория нисского, Иоанна Дамаскина, Максима Исповедника, Кассиана римлянина, аввы Дорофея, Исидора Пелусиота, Исаака Сирина, Антония великого и др. Хотя о. Кашменский делает выдержки с величайшей точностью и по большей части из первоисточников, однако научное значение этого труда невелико. Автор пользуется готовой схемой какого-то учебника психологии и заполняет различные его рубрики выдержками из святоотеческой литературы, не сопоставляя их между собою и не делая из них общих выводов. Кроме того о. Кашменским написаны: «Краткое учение о божественной литургии св. Иоанна Златоустого», «Краткое руководство для собеседования с мнимыми старообрядцами» и много других брошюр, главным образом противораскольнического содержания.

И практическая деятельность о. Кашменского против раскола была очень энергична, причем он обратил в православие не только многих раскольников, но и язычников, лютеран, магометан и евреев). В 1875 г. по его мысли и при деятельнейшем его участии открыта в Вятке противораскольническая школа для взрослых крестьян, имеющих призвание и способность к собеседованиям со старообрядцами; школа эта послужила образцом для целого ряда других таких же (до 32-х) в разных местностях епархии, зараженных расколом. Возникшее в 1882 г. вятское «братство св. Николая» не в меньшей мере обязано его миссионерской ревности. Из литературных трудов о. протоиерея, довольно многочисленных, значительное большинство (кроме «Объяснения литургии св. Иоанна Златоустого» и «Свода учения св. отцов о душе») посвящены также выяснению раскола, преимущественно со стороны полемической. Наиболее известно составленное им для вышеупомянутой школы «Краткое руководство к собеседованию с мнимыми старообрядцами, отпавшими от святой церкви», напечатанное сперва в «Вятск. Епарх. Вед.» за 1877 г. и затем выдержавшее несколько отдельных изданий. В тех же «Епарх. Вед.» помещены и след. статьи: «Изображение четвероконечного креста от седьмого века» (1869 г., № 16); «Слово, обращенное к пастырям приходов, зараженных расколом» (1870, № 3, перепечат. в журн. «Истина» за тот же г., кн. 15); «Изречения Св. Писания, которые необходимо изучить готовящемуся защищать православие пред мнимыми старообрядцами» (1872 г., № 22); «О церкви, ее таинствах и некоторых других предметах учения христианского, извлеч. из Кирилловой книги и Книги о вере» (1872 г., № 22–24 и отд.); «Исправление церковных книг при патр. Никоне и, прежде его, при патр. Иосифе» (1873 г., к 11); «Решение Московская собора 1654 года об исправлении богослужебных книг по подлинному списку соборного деяния» (1874 г., № 4); «Четыре слова о том, какой брак святая церковь признавала и ныне признает законным» (1874 г., № 10 и отд.); «Где, как и с какою пользою ведутся публичные устные беседы о расколе?» (1874 г., № 14); «Троеперстное сложение руки для крестного знамения несравненно древнее, притом же соответственнее своему назначению, чем сложение двуперстное» (1874 г., № 17 и 18); «Извлечение из дневника главного миссионера» (1876 г., №№ 16–23); «О заблуждении беспоповцев, думающих, будто с 1666 г. царствует последний антихрист» (1876 г., 3 24; перепечат. в «Астрах. Епарх. Вед.» за 1877 г., № 8).; «В Киево-Софийском соборе древние фресковые изображения именословно благословляющих перстосложений» (1879 г., № 4); «Вопрос несносный и убийственный для австрийской секты» (1879 г., № 10); «Из беседы о расколе с о. архимандритом Павлом (Прусским) и с крестьянином И. П. Ламакиным» (1880 г., № 8); «Об австрийском священстве» (1881 г. № 11); «Ответ на письмо одного из мнимых старообрядцев» (1880 г., № 22 и 23; 1881 г., № 6 и 1882 г., .№ 5); «К старообрядцам о необходимости отличать обряд от догмата» (1884 г., № 7); «Присоединение к православной церкви двух последователей Соболева» (1885 г., № 11) и др. Скончался прот. Кашменский 28 янв. 1889 г., на 72 году от рождения.

И. ГромогласовС. Троицкий).


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. — Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 9: Кармелиты — Κοινή : с 15 рисунками. — 1908. — V, [3] с., 754 стб., 757-770 с.

Комментарии для сайта Cackle