профессор Александр Павлович Лопухин

Било

Било – деревянная (ςήμαντρον) или металлическая (σίδηρον) доска, ударами в которую созывались к богослужениям верные в то время, когда в церкви христианской еще не были введены в употребление колокола. Отсюда в богослужебных книгах и уставе выражения: било, клепало, древо («в било ударяет 6 крат» – типик., послед. понедельн. 1-й седмиц. велик. поста и послед. Пасхи, литургия; – «клеплет в ручное клепало по обычаю» – тупик. гл. 7-я, повечерие; – «о часе 9-м ударяют в великое древо» – типик., послед. понед. 1-й седмиды велик. поста). Самая колокольня называлась «бильницей». Впрочем у нас в России и по введении в употребление колоколов (о которых упоминается в Ипатиевской лет. под 1146 г. и в первой Новгородской – под 1066 г.) не везде оставлено употребление била. Так, в рукописном уставе 1645 г. Московск. Троицкой лавры сказано: в среду сырной недели «колотят к часам в доску, а не звонят», а в понедельник 1-й недели поста «биют к часам в доску по обычаю и в простой колокол ударяют». В Тефсиманском скиту Московской Сергиевой лавры, за полчаса до каждой службы, и в некоторые другие времена ударяют в ручное деревянное било. В Рыхловской пустыни черниг. епархии ежедневно к вечерни, утрени и литургии, после обычного благовеста, параекклисиарх ударяет еще и в деревянное било. И на всенощном бдении на воскресные и праздничные дни пономарь «биет в железное било вне церкви, по обычаю восточных церквей в честь Пресвятые Богородицы». В общежительной Брянской Бело-Бережской пустыни, орловской губ., на утрени, по 9-й песни канона ударяют в било. – См. Никольский, Пособие к изучению устава, изд. 6-е. 1900 г., стр. 32, примеч. 6-е. Осталось употребление била и во многих восточных церквах. Например, в афонских монастырях, в дни непраздничные к вечерне собирают деревянным билом, а к вечерне, на которой положено пение «Блажен муж», ударяют в железное клепало. В монастыре Синайской горы собираются к утрени по удару деревянной палкой по куску гранита, висящему на веревках, а к вечерне созывают ударом в кусок сухой доски.

Н. Марково



Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 2: Археология - Бюхнер. - 1901. - VI, [2] с., 1305 стб., 7 л. ил., портр., карты, план.

Вам может быть интересно:

1. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том III – Войденов В. П. профессор Александр Павлович Лопухин

2. Книга глаголемая "Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых" – Града Боровска Святыя Михаил Владимирович Толстой

3. Вознесение Господне священномученик Сергий Мечёв

4. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

5. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Намерение схиархимандрит Иоанн (Маслов)

6. Простые и краткие поучения. Том 2 протоиерей Василий Бандаков

7. Послания – Послание 147(335). Чаду Литоию преподобный Феодор Студит

8. Алфавитный указатель предметов, содержащихся в творениях преподобного Maкapия Египетского – Симон преподобный Макарий Великий, Египетский

9. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Евгений Романов митрополит Евгений (Болховитинов)

10. Слова и речи. Том II – Слово в день Преображения Господня и день рождения Благоверной Великой Княжны Марии Николаевны митрополит Никанор (Клементьевский)

Комментарии для сайта Cackle