митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово в день Благовещения Пресвятой Богородицы 37

Велия есть благочестия тайна: Бог явися во плоти (1Тим. 3:16).

Выслушав в чтенном ныне Евангелии благовестие Архангела Св. Деве Марии о зачатии Сына Божия, можете представить, братия, с каким благоговением и радостию надобно воспоминать и торжествовать настоящий день.

Ныне такой день, в который была открыта людям тайна, от века сокровенная в Боге; великая тайна премудрости Божией, великая тайна спасения человеческого!

Воззрим, братия, благоговейно на св. тайну. Что такое она? Можно ли проникнуть в нее и что в ней даровано нам?

Св. тайна заключается не в словах: и се зачнеши во чреве и родиши сына, и наречеши имя ему Иисус (Лк. 1:31): здесь все ясно, слова известны, и понятия обыкновенны; но в образе зачатия, и способе соединения Божества с человечеством. Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя (Лк. 1:35). – Здесь тайна! Зачать и родить есть дело обыкновенное в природе. Но зачать без мужа есть тайна, зачать Того, который не подлежит пространству и времени, есть тайна, и родить Его без повреждения девства, есть также тайна. Вот сколько тайн в одной тайне. Подлинно, велия благочестия тайна: Бог явися во плоти (1Тим. 3:16). Велия по образу зачатия, коего сама Преблагословенная Дева Мария не постигала. Како будет сие идеже мужа не знаю (Лк. 1:34), говорила Она Архангелу. Велия по способу соединения Существа Беспредельного с предельным; велия по пространству своих действий, объемлющих все человечество, весь мир, всю вечность; велия, наконец, по своей чистоте и святости. Не было и не будет подобной тайны. Дивно образование нашей плоти из персти; но воплощение дивнее: здесь невещественное Слово облекается плотию. Моисей видел чудо в купине несгораемой; мы видим в Св. Деве Марии чудо несравненно высшее. Она зачинает и вмещает Невместимого всею вселенною. Непостижимо процветание сухого жезла Ааронова; но бессеменное зачатие непостижимее!

После сего судите, братия, можно ли проникнуть в такую тайну, которая есть высочайшая из всех дел Божиих? Можно разве только в некоторой мере приближать ее к разумению веры некиими подобиями в природе: подобиями света, проходящего сквозь стекло и хрусталь без повреждения того и другого; дивного соединения души с телом в человеке. Но объяснят ли нам Св. тайну эти уподобления? Довольно ли мы понимаем самые подобия сии? Спросите какого угодно мудреца, что такое свет и как он проходит сквозь другия вещества; что они скажут вам верного и несомненного? Прочитайте мнения мудрецов о способе соединения души с телом: ни один не изъяснит сей тайны. Если сокровенны от нас тайны природы, тем сокровеннее тайны благодати. Быть Словом и стать плотию, – быть Сыном Божиим и принять на себя зрак раба, – быть Всемогущим и немоществовать – это такие понятия, которые никак не соединяются в уме человека, если свет веры не озарит ума и не просветит сердца.

Но и при свете веры, нам ли, братия, грешным исследовать, как Слово плоть бысть? Кто пред нами Ангелы? но и те только желают приникнути в сию тайну, – и только приникнути. Нам ли с помраченным умом и нечистым сердцем испытывать св. тайну, когда и сама Благодатная Дева Мария не дерзала испытывать о ней Благовестника, а покорилась всецело воле Божией? Св. тайна есть предмет веры.

Что в св. тайне даровано людям? Все, братия, все, что нужно для жизни и благочестия (2Пет. 1:3). Воплощением возвеличена наша природа более, нежели сколько была уничижена падением. Во Христе мы приобрели более, нежели сколько потеряли в Адаме. Идеже бо умножися грех, преизбыточествова благодать: да якоже царствова грех во смерть, такожде и благодать воцарится правдою в жизнь вечную, Иисус Христом, Господем нашим (Рим. 5:20–21). Мы, взирая на Христа Бога нашего, можем сказать: се плоть от плоти нашея и кость от костей наших; а обращаясь к себе, должны восклицать: уды есмы тела Его от плоти Его и от костей Его (Еф. 5:30).

Св. тайна воплощения есть сокровищница света и жизни. Откуда просиял нам свет спасительного познания Пресвятой Троицы, как не из сей сокровищницы? Не в ней ли мы узрели ту неизреченную любовь, коею возлюбил нас Бог от сложения мира? Не там ли получили первые начала той веры, которая спасает человека? Не там ли узнали, чем мы пали, и чем должны восставать? С другой стороны, как сделались бы мы причастниками естества Божеского, если бы Сын Божий не сделался причастником – естества нашего? как спаслись бы от гнева Божия и наказания за прародительский грех, если бы Сын Божий не воплотился? Достойно и праведно воспевает ныне Церковь: днесь спасения нашего главизна. Точно, ныне. Ибо где Спаситель, там должно быть и спасению; где врач, там должно быть и врачеванию. – Но кто, братия, исчерпает воду из океана? Тайна воплощения есть, так сказать, море мыслей самых возвышенных и чувствований самых благочестивых и радостных. – Чем более размышляешь о ней, тем она и выше и глубже становится, тем величественнее и чуднее представляется.

Чтобы убедиться в спасении, которое даровано нам воплощением, не нужно умствовать; довольно воззреть на людей, которые не знали Христа, и на людей, которые уверовали в Него. Те жили во тьме и сени смертной, а сии узрели свет велий, и наслаждаются плодами воплощения, успокоением любознательного духа, миром в совести и радостию в сердце.

Не мы одни, братия, видим свет велий в воплощении Сына Божия. Предчувствовали его и наши Праотцы. Адам утешался в изгнании своем, воспоминая обетование Божие: семя жены сотрет главу змия (Быт. 3:15). Авраам веровал, что о семени его благословятся все племена земная и язы́цы (Пс. 71:17). Царь Пророк с нетерпением взывал: кто даст от Сиона спасение Израилево (Пс. 13:7)? Пророк Исаия, как бы видя событие пред своими глазами, восклицал: светися, светися Иерусалиме, прииде бо твой свет и слава Господня на тебе возсия (Ис. 60:10). Но что Пророцы и Праведницы желали видети и не видеша, и слышати и не слышаша (Мф. 13:17): то мы видим ныне, и о том слышим ныне. Не более ли мы должны знать о сей тайне? Не большею ли радостию должно быть проникнуто наше сердце?

Ведение св. тайны нужно, но вера в нее – нужнее. С одним знанием не войдешь на небо, а вере и без знания отверста туда дверь. Преблагословенная Дева Мария не знала тайны, а веровала и удостоилась быть Материю Божиею. От Всемогущего Слова Божия: да будет, – осуществлялись твари в мире; а с смиренными словами Марии: буди ми по глаголу Твоему – се раба Господня (Лк. 1:38), с сими словами – Слово плоть бысть.

Будем, братия, смиренны и кротки, как Св. Дева, послушны и покорны воле Божией, как Она. Пленим свой разум в послушание веры, и сохраним св. Тайну, ныне сказанную и слышанную, в чистом сердце; тогда св. тайна, сама скажет нам о себе – что она, тогда сама просветит и озарит наш ум и сердце. Аминь.

* * *

37

Произнесено в 1838 году.



Источник: Избранные слова и речи высокопреосвященнейшего Никанора, митрополита Новгородского. В 3 Томах. / С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского : Т. 2-. Слова на праздники Господские и Богородичные и на Дни святых. / Санкт-Петербург : Типография Морского министерства, 1857. 461 с.

Вам может быть интересно:

1. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

2. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

3. Охристианизованный "Энхиридион" стоика Эпиктета Александр Александрович Бронзов

4. Sermons – Remember Us Lord Антоний, митрополит Су́рожский

5. Послание к смирнянам священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский

6. Слова и речи. Том I – Слово в неделю сыропустную митрополит Никанор (Клементьевский)

7. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том IV – Галактион профессор Александр Павлович Лопухин

8. Введение в Новозаветные книги Священного Писания епископ Михаил (Лузин)

9. Книга глаголемая "Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых" – Града Боровска Святыя Михаил Владимирович Толстой

10. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

Комментарии для сайта Cackle