профессор Александр Павлович Лопухин

Ассиро-вавилонская религия

Ассиро-вавилонская религия. Этим именем называется совокупность религиозных верований, которых держались древнейшие обитатели бассейна Тигра и Евфрата. Народы, первоначально жившие здесь назывались аккадянами (на севере) и сумпрами (на юге). В этих народах должно видеть кушитов Библии Быт.10 касдим, в туземных надписях – калдаи, отсюда – халдеи, Халдея). По представлению их земля имела форму барки, опрокинутой отверстием книзу. В ее углублении была бездна, ад (божество ада Муллила), на ее поверхности жили люди, центральным пунктом земли была Халдея, вся земля окружена океаном. Небесный свод утверждался на краях земной барки (имевшей круглую форму) за пределами океана. К северо-востоку от Тигра гора богов Карсаг Каллама соединяла небо с землей; около этой горы обращался небесный свод с прикрепленными к нему неподвижными звездами (вершина горы Полярная звезда). Между небом и землей двигаются семь планет большие живые существа3, затем там помещаются облака, ветры, молния, дождь. Бог земли и океана – Еа, бог неба – Анна. Весь мир наполнен богами и духами, за каждым физическим явлением стоит производящий его и управляющий им дух. Кроме этих духов природы (Ци) мир наполнен еще умершими выходцами (вампирами). Духи существуют добрые и злые. Все несчастия болезни, смерть, физические бедствия, производятся духами. Для того, чтобы расположить к себе духов, предотвратить их злые влияния, узнать наперед их волю, нужны волшебство, магия, заклинания. Чтобы узнавать волю небесных духов и располагать их к себе, нужны астрономия и астрология; чтобы препобеждать болезненные влияния духов земли, нужны знахарство и медицина. Чтобы расположить добрых богов, нужны угодные им жертва и молитва; чтобы обессилить злых, нужен заговор. В общем, нужна масса знаний, эти знания были монополиею жрецов. Сумиряне и аккадяне создали прочную культуру, когда к ним явились новые народы семитического происхождения и подчинили их себе. Только два французских ученых (Галеви, Гаияр) готовы видеть здесь не появление новых народов, а возникновение новой эпохи. Во всяком случае месопотамское население позднейшей эпохи было родственно с древнейшим и в частности в религиозной области восприняло все ранее там державшиеся верования. На место пандемонизма постепенно становился политеизм: сначала в каждом городе преимущественно почитали какого-либо особого бога (в Уре Син, в Нипуре Бела, в Вавилове Мардука), но затем с политическим объединением городов произошло и объединение божеств, и была создана стройная теогония. В области Тигра и Евфрата образовалось два обширных государства Ассирийское и Вавилонское. Так как религиозный материал, из которого построили свои вероучения ассирияне и вавилоняне, был тождественным, то поэтому их религиозные системы очень родственны между собою (у горных ассириян дух религии более груб, у вавилонян более чувственен и поэтичен) и обыкновенно они излагаются, как одна, под общим именем ассиро-вавилонской религии. Высшим принципом всего в А.-В.-р. является Илю (бог по превосходству, греки сближали его с своим Хроносом). Позднее его смешали и отождествили с главными истекающими из него божествами: в Ниневии с Ассуром, в Вавилоне с “Белом-Мардуком. Из Илю, природу которого не определяют и о котором ничего не учат, путем истечения исходят бездна (апсу, мужской принцип) и хаос (мумму тиамат, принцип женский). Они производят из себя новую пару Лагаму и Лугму (тоже активное и пассивное начала), которые рождают Сара или Асура и Кисара или Серуию. От последних происходит триада богов Ану, Бел и Еа. Ану с своею супругою Анату рождают Изу, Истар (богиню любви, планета Венера) и Рамаииа (бог атмосферы). Бел с супругой Белитой имеют детей Син (бог луны), Белит, Рабиту, Адара (планета Сатурн), Нергаля (планета Марс, бог смерти) и др. Наконец, Еа с супругой Дамкэной производят Мардука (планета Юпитер) и Царпаниту. От Сина и Белиты в свою очередь рождается Самас (бог солнца), от Мардука и Царпаниты бог Набу (планета Меркурий) и богиня Тасмита. От этих богов происходят и за ними следуют легионы богов низших. Далее следуют бесчисленные духи. Мир образовался следующим образом. Апсу и Мумму Тиамат чрез свое соединение произвели сначала вселенную с чудовищными существами. Но боги разрушили этот мир чудовищ и в течение семи дней образовали мир ныне существующий. Человек был образован из земной грязи. Бог Еа (оаннес) сообщил человечеству начала культуры. В течение долгого периода царствовали в Халдее последовательно десять царей. К концу этого периода люди крайне развратились, и Бел решил уничтожить их посредством потопа. Благочестивому царю Сама Скаписти Хазизадре было приказано построить судно, собрать в него всевозможные припасы, семена всякой жизни, животных и людей и перед началом потопа заключиться в этом судне. Произошел потоп. Ковчег плавал по водам, покрывшим землю, и наконец, остановился в стране Ницир на вершине гордиенских гор. Хазизадра выпускал птиц, чтобы узнать о прекращении потопа. Затем он вышел на осушенную землю, принес богам жертву; Бел дал обещание никогда не поражать более людей потопом. Потомки спасшихся в ковчеге впоследствии опять предались нечестию, они стали строить высокую башню, и она поднималась уже до небес, но была разрушена, и боги смешали язык строителей (ранее все говорили одним языком). В последующей истории Халдеи выступает герой Гильгам (это чтение имени принято с 1890 г., ранее неразобранное слово в клинообразных надписях условно читали: Издубар), совершивший ряд изумительных подвигов и путешествовавший даже в страну богов к своему предку Хазизадре, который и рассказал ему историю потопа. Такова была, по представлению А.-В.-р., история богов и первоистория мира и человечества. Должно признать, что в ней заключается не мало нравственных элементов. Ею освящаются благочестие и доброе поведение и порицаются нечестие, разврат и зло. Но рядом с этими добрыми элементами нравоучение А.-В.-р. заключало не мало жестокого, несправедливого и нелепого (в древнейшую эпоху человеческие жертвы, искалечение, затем, и в позднейшее время разврат, как религиозное служение, магия). Видно, что нравственные требования более инстинктивно чувствовались, чем разумно сознавались ассириянами и вавилонянами и поэтому рядом с нравственными нередко освящались, как религиозные, и безнравственные требования. А.-В.-р. утверждает веру в загробную жизнь, но образ загробного существования, который она рисует, очень не определен, бледен я не ясен, и связь загробной жизни с нравственным поведением на земле не устанавливается. Научное исследование А.-В.-р. путем чтения клинообразных надписей главным образом дело последних десятилетий. От него должно ждать много в будущем, но оно уже дало немало и в настоящем. Этим изучением навсегда ниспровергнуты теории, по которым за библейскими повествованиями о первоистории человечества не должно признавать исторического значения. Библия, как на первоочаг человеческой культуры, указывает на Вавилонию. Прежде этому не хотели верить и древнейшим государством мира называли Египет. Теперь оказалось, что Египет стоял в культурной зависимости от Вавилона. Древнейшие вавилонские храмы, в которые вели семь ступеней и которые были также местами погребений, это первообраз египетских семиступенных пирамид. Египетский фунт произошел из вавилонской серебряной мины, египетский локоть из вавилонского, основания египетской астрономии указывают на Халдею и наконец целый ряд египетских письменных знаков (иероглифы для понятий: жизнь, брат, раб, левая, сторона, небесная барка, делать, ночь, пастбище, небесный океан) имеют свой прототип в вавилонских знаках того же значения. Библия утверждает родство первичных обитателей Халдеи и Египта (кушиты. Быт. 10) и это родство теперь также подтверждается. Библия говорит о потопе. Геолог Зюсс при помощи перевода и указаний П. Гаупта исследовал вавилонское сказание о потопе и пришел к заключению, что потоп был несомненным геологическим фактом. Но рационалистически настроенные умы ученых пытаются придать еще и другое значение новым открытиям. Они говорят, что из этих открытий следует, что библейские повествования о первых временах позднейшая монотеистическая переработка халдейских политеистических первоисточников. В основание приводят то, что халдейские записи о первых временах несомненно древнее книги Бытия. Только упорное нежелание верить Библии поддерживает в науке существование таких гипотез. В Библии утверждается, что евреи вышли из Халдеи, но если бы этого там даже не утверждалось, то научный анализ раскрывает, что в основе кн. Бытия лежат первоисточники гораздо древнейшие, чем эпоха Моисея, и что составление некоторых из них удобнее всего приурочить к Халдее. Такова таблица народов в 10 гл. кн. Бытия. Халдея при перечислении народов поставляется здесь центром, во время Моисея таким центром естественнее было бы поставить Палестину или Египет, географическое распределение народов в таблице не отвечает времени Моисея и тем более временам позднейшим. В таблице, наприм., город Ресеи называется великим (ст. 12), но его слава погибла задолго до Моисея. Евреи не заимствовали преданий от халдеев, но они жили в Халдее и имели с ее жителями общие предания от отцов. Теперь имеются две версии этих преданий библейская и вавилонская. Какой же из этих версий с чисто научной точки зрения должно быть отдано предпочтение? По вавилонской записи выходит, что между потопом и временем составления записи прошло приблизительно 33 тысячи лет. Ясно, что для автора записи описываемые им события были баснословно далекими. Действующие люди являются у него обожествленными, напротив боги оказываются имеющими человеческие черты. Мифология записи поражает своею сложностию и запутанностию. Пестрота и сложность, конечно, являются позже простоты и непосредственности, а последними чертами запечатлено библейское повествование. Говорят, что библейское повествование результат очистки и переработки халдейской саги. Но если бы писатель кн. Бытия имел в виду миф о потопе переработать в целях монотеистической тенденции, он не стал бы усвоять Богу одинаково имя Иеговы и Элогим, он избегал бы антропоморфизмов и метафор, он не представил бы потоп явлением естественным, а делом одного Бога. В халдейской саге есть и элементы, которые можно понять только при предположении, что в основе саги лежит событие, описываемое Библиею. Так, по клинообразной записи плавание во время потопа продолжалось 7 дней, между тем как приготовление припасов делается на большое время. Не мог также Хазизадра видеть в течение 7 дней 12 знаков зодиака, намек на что есть в записи. По Библии потоп продолжался год, и халдейская запись заставляет думать, что в ее основе лежит тоже факт годового плавания. Самое лучшее для ученых не поправлять Библию при помощи клинообразных надписей, а пользоваться Библиею, как руководственным началом и критерием для понимания этих надписей. В них не редки пробелы, и перевод их часто проблематичен. Лучшие ученые понимают это и в своих изысканиях ищут помощи у Библии (так поступает и Масперо в своих курсах). Ученые рационалистического направления хотят вывести откровенную догматику из А.-В.-р. В борьбе Мардука с Тиамат (хаосом, змеем) хотят видеть (Пальмер) зародыш библейского учения о змее-искусителе и о происхождении зла. Недавно даже попытались (Циммерн) во взаимоотношениях Еа, Мардуха и бога огня Гибеля увидеть прототип христианской Троицы. Впрочем, в виду хронологической несообразности последней теории на ней не стал настаивать сам автор. Но в сущности одинаково не состоятельна и вся эта теория зависимости Библии от А.-В.-р. Согласно этой теории некультурный народ (евреи) заимствовал у культурного (вавилонян) мифы, вложил в них высокие идеи и сообщил им возвышенный нравственный характер. Ничего подобного никогда не было и не может быт, но постоянно бывало и бывает, и у культурных и у некультурных народов, что религиозные факты становятся материалом для поэтического творчества. Фантазия перерабатывает религиозные учения. Это произошло и у ассириян и вавилонян. Чистое религиозное предание, полученное ими от предков, они превратили в поэмы, в которых религиозные, естественные и нравственные элементы сменились элементами мифологическими и героическими.

С. Глаголев

* * *

3

Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 2: Археология - Бюхнер. - 1901. - VI, [2] с., 1305 стб., 7 л. ил., портр., карты, план.

Комментарии для сайта Cackle