профессор Александр Павлович Лопухин

Религия в Америке

Содержание

Предисловие

Религиозное состояние американского народа и искание им истинной Церкви I. Теперь и два столетия тому назад. Первые цивилизаторы Северной Америки. Индейцы. Черты их общественной и бытовой жизни. Их умственное, нравственное и религиозное состояние II. Епископальная церковь и ее положение в процессе религиозной централизации. Несостоятельность ее внутренних начал и искание внешней опоры. Ритуализм и его внутреннее значение. «Банкротство протестантизма». Искание кафоличности и местонахождение истинной, неповрежденной кафоличности. Тяготение епископальной церкви к Православному Востоку III. Попытки епископальной церкви к сближению с Православным Востоком, Мемория «Ассоциации Восточной церкви» и отношение генеральных конвенций 1868–1874 г. к вопросу о единении церквей. «Греко-русский комитет» и его деятельность. Внешняя и внутренняя сторона этих попыток, Отношение к ним римско-католической литературы и тревога в лагере римского католицизма. Возможное значение факта единств церквей для миссии Православия в Америке. Основы единения. Заключение. Пионеры Креста I. Теперь и два столетия тому назад. Первые цивилизаторы Северной Америки. Индейцы. Черты их общественной и бытовой жизни. Их умственное, нравственное и религиозное состояние II. Черные Балахоны среди индейцев. Изучение индейского языка и первая попытка миссионерства. Дикая жизнь. Голод, смиряющий дикую натуру. Каменистая почва. Иезуиты в главной крепости сатаны. Кровожадная оргия. Успехи миссии и тревога в царстве сатаны. III. Подозрение на счет Черных Балахонов. Зазывание громовых птиц, эпидемия и распространенные ею ужасы. Рай и ад. Иезуитские способы спасения погибающих. Опасность для иезуитов. Смертный приговор и прощальный пир, Миссионеры среди человекообразных зверей. «Узкие врата рая». Жизнь двух мучеников. Истязания и избавление. IV. Успехи миссии, «Бич младенческой церкви», Набеги ирекуасов. Неустрашимый миссионер. Смерть и разрушение. Уничтожение обращенного в христианство племени и гибель миссии. V. Счастливая неожиданность. В стране людоедов. Укрощение дикой натуры. Индейское благочестие. Удаление иезуитов из территории Нью-Йорка. VI. Миссионеры на Далеком Западе. Открытие реки Миссисипи. Пир у индейцев. Христианство в долине «отца вод». Жизнь обращенных индейцев. – Заключение. Свобода религиозной совести в Америке I. Поселенцы Северной Америки–мученики за права религиозной совести. Религиозная исключительность и нетерпимость пуритан. Отношение их к квакерам и католикам. Государственный характер религии. Протестантизм и римский католицизм. Бесправие последнего. Антикатолические узаконения. Провозглашение свободы в Мариланде и его последствия, Религиозная нетерпимость конгресса. II. Политический кризисе и его значение для провозглашения свободы религиозной совести. Первый звук свободы. Переворот во взглядах конгресса и его причины. Новые конституции и параграф в них о свободе религиозной совести. Ограничение гражданских прав католиков. Федеральная конституция и отмена вероисповедного ценза. Рассуждения обе этом на конвенциях. Значение параграфа федеральной конституции. Отделение церкви и государства. III. Общие начала отношений церкви и государства. Параллель души и тела. Основа американского государства и отношение ее к религиозному принципу. Происхождение всякого права по «Декларации независимости». Связь государства и религии. Отношение государства к вероисповедным разностям. IV. Отношение штатов к правительству Союза. Федеральная конституция и ее отношение к конституциям отдельных штатов. Подведомственность религиозных вопросов частным правительствам отдельных штатов, Значение этого факта для развития религиозной равноправности. Медленное развитие в штатах принципа свободы религиозной совести. Современное состояние вопроса. Положение католиков. Неизбежная привилегированность сильнейших вероисповедных форм. Общественная благотворительность. Заключительные выводы. Религиозный вопрос в американской школе I. Система народного образования в Соединенных Штатах. Её происхождение и внутренний характер. Приложение принципа отделения церкви и государства в области народного образования. Внутреннее противоречие и неизбежный исход. Устранение вероисповедных отличий и принятие в школе «общего христианства». Отношение к принятой системе со стороны протестантизма и римского католицизма. II. Оппозиция римского католицизма принятой системе и ее основы. Принципиальное отличие системе протестантизма и римского католицизма. Образование но католическому воззрению. Заботы римско-католической церкви об изолировании католического населения от влияния протестантизма. Столкновение с государством и борьба с ним. III. Трудность применения в школьной практике принципа религиозной равноправности. Протестантский характер государственной школы. Неизбежность такого факта. Невыгодное положение католиков и их усилия выйти из него. IV. Система специально-католических школ. Элементарные школы и коллегии. Деятельность мужских и женских монашеских орденов. Католическая школа как антипротестантское агентство. Женские академии и протестантский элемент в них. Общая неудовлетворенность секуляризованною школою и предпочтение частных школ. Особенности последних. Женское образование.  

 
Предисловие

Мы часто называет американцев своими друзьями, но только изредка сознаемся, что мы совсем не знаем их. Русская литература до сих пор не дала ни одного более или менее серьезного произведения, носящего на себе печать действительного изучения американской жизни. А такое изучение могло бы быть поучительным для нас во многих отношениях. Молодым американским народом практически разрешены многие из тех вопросов, которые бесплодно волнуют состарившиеся народы Европы. Это одинаково применимо как к общественной и политической, так и к религиозной сфере жизни. Но если общественная и политическая жизнь американским народа отчасти находила отражение в русской и переводной иностранной литературе, то о его религиозной жизни к нам не доносилось почти никаких отголосков даже чрез иностранную литературу. Между тем религиозная жизнь американского народа в данный момент представляет едва ли еще не более поучительного интереса, чем его общественная и политическая жизнь. Изучение этой жизни может иметь и важное непосредственное значение. В нем ум религиозного человека найдет ободрение и подкрепление уверенности в том, что распространяющаяся в Старом Свете неверие и холодность к религии суть не результата высокой культуры, а плод нравственной дряхлости, так как напротив религия нигде не имеет большей энергии и значения, как среди образованнейшего народа в мире – в Америке. Настоящая, книга составляет результат изучение и личного наблюдения над американской религиозной жизнью во время нашего пребывания в Нью-Йорке и имеет в виду приподнять хоть один край темной завесы, закрывающей от нас религиозную жизнь американского народа. Она представляет собрание отдельных статей, писанных нами в различное время и вошедших после в наше специальное исследование о Римском католицизме в Америке, где они являются в их органической связи. Так как они имеют самостоятельный интерес, то мы сочли не излишним их отдельное издание. Из рассматриваемых в ней вопросов, первый касается общего религиозного состояния американского народа, и в первой статье читатель найдет изложение глубокоинтересного процесса централизации американского религиозного сознания, выражающейся в ослаблении сектарного брожения и в искании единой истинной церкви. Во второй статье изображается трагическая эпопея миссионерских трудов иезуитов среди индейцев, заключающаяся полной гибелью плодов страшных усилий. В третьей рассматривается важный вопрос о свободе религиозной совести в Америке, о сущности которой так мало известно у нас, не смотря на то, что на нее как на образец так часто приходится слышать указания со стороны наших поборников всякой свободы. Наконец четвертая статья представляет очерк религиозного вопроса в американской школе, уяснение которого тем более необходимо, что так называемая секуляризации американской школы составляет тайную мечту значительной части русской публицистики, которая сплошь и рядом не любить своего, потому что не имеет надлежащего понятия о чужом.


Источник: Религия в Америке. / Лопухин А.П. – СПб.: Тип. Добродеева, 1882. 272 с.

Вам может быть интересно:

1. Римский католицизм в Америке профессор Александр Павлович Лопухин

2. Религиозный вопрос на конгрессе меньшинств в Вене профессор Антон Владимирович Карташёв

3. Нравственный идеал буддизма в его отношении к христианству профессор Александр Фёдорович Гусев

4. Очерк истории римской религии профессор Александр Иванович Садов

5. Буры и кальвинизм профессор Александр Дмитриевич Беляев

6. [Рец. на] Буасье. Римская религия от Августа до Антонинов профессор Алексей Петрович Лебедев

7. О Ноетианах святитель Епифаний Кипрский

8. Религия, её сущность и происхождение. Книга 2 протоиерей Тимофей Буткевич

9. Ценность религии священномученик Александр Туберовский

10. Отношения древнерусской церкви и общества к латинскому Западу (католичеству): (X-XV вв.) архимандрит Августин (Синайский)

Комментарии для сайта Cackle

Ищем ведущего программиста. Требуется отличное знание php, mysql, фреймворка Symfony, Git и сопутствующих технологий. Работа удаленная. Адрес для резюме: admin@azbyka.ru

Открыта запись на православный интернет-курс