Источник

Глава 15

1–21. Благодарственная песнь, воспетая евреями после перехода через Чермное море. 22–27. Путешествие по пустыне Сур, отсутствие пресной воды и ропот израильтян; чудо в Мерре и приход в Елим.

Благодарственная песнь, воспетая евреями после перехода через Чермное море, кроме приступа или введения (Исх.15:1–2), распадается на три части. Первая (Исх.15:3–8) изображает всемогущество Всевышнего, Мужа брани, выступившего на спасение Израиля против фараона; вторая (Исх.15:9–13), начинаясь описанием гордости врага и его погибели, раскрывает положение, что Господь, Бог Израиля, неизмеримо высок по сравнению с другими богами; третья (Исх.15:14–18) описывает впечатление, произведенное всемогуществом Господа на окрестные языческие народы.

Исх.15:1. Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море.

Тема песни – прославление величия Всевышнего («высоко превознесся»), сказавшегося в частном случае – поражении египтян: «коня и всадника его ввергнул в море».

Исх.15:2. Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его.

Победитель египтян, Господь является для народа еврейского «крепостью», так как переход через Чермное море и избавление от смерти – дело не сил Израиля, а силы Господа (Исх.14:31); народ заявил себя только испугом и воплями (Исх. 14:10), в нем нет ни силы, ни славы. Могущество Всевышнего даровало народу спасение, поэтому, составляя силу, крепость евреев, Он является и их спасением. Как таковой, только Он один служит предметом почитания, прославления среди Израиля (Быт. 28:20–21). Он, хранивший отцов (1Пар.16:19–22), исполнил данные им обетования (Быт.15:14), есть Бог истинный и потому достоин того, чтобы быть превозносимым (2Цар. 22:47, Пс. 98:5, 117:28, Ис. 25:1, 57:15).

Исх.15:3. Господь муж брани, Иегова имя Ему.

Исх.15:4. Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море, и избранные военачальники его потонули в Чермном море.

Исх.15:5. Пучины покрыли их: они пошли в глубину, как камень.

Исх.15:6. Десница Твоя, Господи, прославилась силою; десница Твоя, Господи, сразила врага.

Исх.15:7. Величием славы Твоей Ты низложил восставших против Тебя. Ты послал гнев Твой, и он попалил их, как солому.

Более подробное описание могущества Сущего. Всевышний проявил великую силу Свою, оказался мужем брани (Пс. 23:8), сражающимся за народ Свой (Втор. 4:34) при потоплении войск фараоновых в море (Пс. 105:8–10). Погрязшие в глубине, как камень, – без всякой надежды на спасение, они сражены не чем иным, как сильной десницей Господа (Исх. 15:5). Восставшие против Бога, они быстро, все до одного, уничтожены, как солома огнем, пламенем гнева Его (Ис. 5:24, 47:14).

Исх.15:8. От дуновения Твоего расступились воды, влага стала, как стена, огустели пучины в сердце моря.

Исх.15:9. Враг сказал: погонюсь, настигну, разделю добычу; насытится ими душа моя, обнажу меч мой, истребит их рука моя.

Исх.15:10. Ты дунул духом Твоим, и покрыло их море: они погрузились, как свинец, в великих водах.

Само естественное явление, послужившее в руках Божьих орудием спасения евреев: «влага стала, как стена» (Исх. 14:22), превращено Богом при посредстве ветра: «дунул духом Твоим» (Иов. 37:10) в средство уничтожения врагов, – оно дело Его всемогущества.

Исх.15:11. Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес?

По только что проявленным свойствам Господь не имеет Себе равного между богами (2Цар. 7:22, 3Цар. 8:23, Пс. 70:19, 85:8, 88:6–8, Иер. 10:6), в частности, между богами египетскими, бессилие которых известно евреям. Он существо премирное – «величествен святостью»; как таковой, Он достоин хвалы, прославления (Пс. 117:29).

Исх.15:12. Ты простер десницу Твою: поглотила их земля.

Исх.15:13. Ты ведешь милостью Твоею народ сей, который Ты избавил, – сопровождаешь силою Твоею в жилище святыни Твоей.

Всевышний достоин хвалы не только как совершитель великого чуда – поглощения египтян «землею», причем термин «земля» обозначает вместе и воду, но и как покровитель Своего народа (Пс. 105:5), охраняющий его на пути «в жилище святыни Твоей» в землю Ханаанскую (Пс. 77:54), освященную богоявлениями патриархам (Быт. 28:16, 31:13), так и жертвенниками Богу (Быт. 28:18).

Исх.15:14. Услышали народы и трепещут: ужас объял жителей Филистимских;

Исх.15:15. тогда смутились князья Едомовы, трепет объял вождей Моавитских, уныли все жители Ханаана.

Впечатление, произведенное переходом через Чермное море на народы, владеющие землей Ханаанской и живущие невдалеке от нее. Песнь приписывает им те же самые чувства, которые вызвало чудо и в народе еврейском (Исх. 14:31): однородные явления производят одинаковые действия. После египтян филистимляне были первым народом, которого боялись евреи (Исх. 13:17); главный враг поражен, и по законам психологии мысль переходит от египтян к филистимлянам (Исх.15:15, Нав. 2:9, 11).

Исх.15:16. Да нападет на них страх и ужас; от величия мышцы Твоей да онемеют они, как камень, доколе проходит народ Твой, Господи, доколе проходит сей народ, который Ты приобрел.

Подобное состояние народов желательно для евреев и во все дальнейшее время странствования до земли Ханаанской. Устрашенные помогающей евреям мышцею Всевышнего, немые как камень, т.е. бессильные что-нибудь предпринять (1Цар. 25:37), они не в состоянии будут оказать им сильного сопротивления (Втор. 2:25, 11:25, Нав. 2:9–11).

Исх.15:17. Введи его и насади его на горе достояния Твоего, на месте, которое Ты соделал жилищем Себе, Господи, во святилище, которое создали руки Твои, Владыка!

Но и при этом условии введение и поселение евреев в Ханаане зависит от Бога (Втор. 31:1–6), в силу чего он и умоляется довести данное дело до конца. «Гора достояния Твоего» – гористая Ханаанская местность (Пс. 67:16–17, Ис. 5:1), составляющая собственность Господа (Иер. 2:7) и, как жилище Его, являющаяся местом святым, святилищем (Пс. 77:54).

Исх.15:18. Господь будет царствовать во веки и в вечность.

Здесь, в Ханаане, Господь будет царем Своего народа (Пс. 104:11).

Исх.15:19. Когда вошли кони фараона с колесницами его и с всадниками его в море, то Господь обратил на них во́ды морские, а сыны Израилевы прошли по суше среди моря.

Исх.15:20. И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием.

Исх.15:21. И воспела Мариам пред ними: пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море.

Как видно из Исх.15:1, песнь исполнялась мужчинами: по ее окончании рассказывалась история освобождения (Исх.15:19), а затем в заключение хор женщин во главе с Мариам исполнил первый стих песни.

Исх.15:22. И повел Моисей Израильтян от Чермного моря, и они вступили в пустыню Сур; и шли они три дня по пустыне и не находили воды.

Вплоть до Исх. 18:27 – путь от Чермного моря до Синая. Перечисление станов и имевших место при остановках событий. Из показания Чис. 33:10, что третий стан евреев был при Чермном море, с несомненностью следует, что по переходе через море евреи пошли не по прямой караванной дороге, ведущей к северо-востоку на Эламитский залив, а направлялись к югу, вдоль восточного берега Чермного моря. Пустыня Сур, иначе называемая Ефам (Чис. 33:8), могла получить двойное имя от двух лежащих в ней городов. Три дня пути по ней без воды говорят о силе жажды и естественности отмеченного далее ропота.

Исх.15:23. Пришли в Мерру – и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому [месту] имя: [Мерра].**

Место первой остановки – Мерру полагают обыкновенно в вади (поток, русло, долина) Гавара. Подобно Мерре источник Гавара отмечается несколько соленым вкусом воды, что и теперь бедуины считают ее самой худшей во всей окрестности.

Исх.15:24. И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить?

Исх.15:25. [Моисей] возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон и там испытывал его.

Естественное объяснение чуда не имеет для себя оснований. Текст не содержит и намека на то, чтобы Моисей вычерпал воду, и вновь появившаяся оказалась хорошей (мнение Иосифа Флавия). Равным образом опытами путешественников не подтверждается тот взгляд, будто дерево обладает естественными свойствами превращать горькую воду в годную для питья. Не знают такого дерева и арабы. Событие служило испытанием веры народа в том отношении, что он не усомнился в действенности употребленного Моисеем чрезвычайного средства, – не усомнился и не отказался пить ту воду, о которой только что говорил: «что нам пить?» Так точно и для обратившегося ко Христу вера в Него, распятого на кресте, прообразуемом древом Мерры (Ефрем Сирин), служит утешением и усладой в земной юдоли. «Слыша о древе Мерры, – говорит Григорий Нисский, – конечно, будешь разуметь крест. Слаще становится добродетельная жизнь, услаждаемая надеждою будущего».

Исх.15:26. И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь [Бог твой], целитель твой.

Частный случай спасительного действия веры дает повод к установлению общего положения об условиях избавления от разного рода бедствий, верхом которых служат египетские казни (Втор. 7:11–15, 28:27, 60). Обещание Господа должно было поддерживать дух народа при дальнейших, предстоявших ему на пути испытаниях.

Исх.15:27. И пришли в Елим; там было двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев, и расположились там станом при водах.

Второй стан – Елим находился южнее Мерры в теперешней вади Гарандел, изобилующей прекрасными пальмами, тамарисками, акациями и сочною травой.

* * *

**

Горечь.


Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т. / Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009. / Т. 1: Пятикнижие; Исторические книги. - 1055 с. / Книга Исход. 386-554 с.

Комментарии для сайта Cackle