Источник

Глава 23

1–32. Исчисление левитов и разделение их по родам служения.

1Пар.23:1. Давид, состарившись и насытившись жизнью, воцарил над Израилем сына своего Соломона.

Свободный от части дел правления, благодаря воцарению Соломона, которое не нашло еще, однако, публичного характера (1Пар.29:22), и не тревожимый врагами (1Пар.22:18), Давид посвящает последние дни своей жизни внутреннему благоустроению государства. Первым его делом в данном отношении является упорядочение богослужения путем разделения на чреды священников и левитов, с указанием им соответствующих обязанностей.

1Пар.23:3. и исчислены были левиты, от тридцати лет и выше, и было число их, считая поголовно, тридцать восемь тысяч человек.

Разделению левитов на так называемые чреды предшествовало исчисление тех из них, которые имели по тридцати лет, т.е. предельный возраст для поступления на службу по закону Моисееву (Чис.4:3,23,30,39). Но так как к исполнению обязанностей привлекались лица и 25 лет (Чис.8:23–26), то Давид впоследствии принял во внимание и это постановление (1Пар.23:24 и д).

1Пар.23:4. Из них назначены для дела в доме Господнем двадцать четыре тысячи, писцов же и судей шесть тысяч,

К кругу «дел в доме Господнем» не относились дела специально священнические (1Пар.24:1–19), судебные (1Пар.26:29–32), обязанности привратников (стих 5; 1Пар.26:1–19) и певцов и музыкантов (1Пар.25:5).

1Пар.23:6. И разделил их Давид на череды по сынам Левия – Гирсону, Каафу и Мерари.

Судя по тому, что нижеперечисленные имена не встречаются среди имен 24 классов певцов (1Пар.25:1), привратников (1Пар.26:1–19), судей (1Пар.26:29–32), можно думать, что в настоящем и дальнейших стихах идет речь о разделении на чреды только 24 000 левитов, предназначенных на «дела дома Господня». В основу их разделения было положено деление самого колена Левиина на три главные линии – Гирсона, Каафа, и Мерары (ср. 1Пар.6:16).

1Пар.23:7. Из Гирсонян – Лаедан и Шимей.

1Пар.23:8. Сыновья Лаедана: первый Иехиил, Зефам и Иоиль, трое.

1Пар.23:9. Сыновья Шимея: Шеломиф, Хазиил и Гаран, трое. Они главы поколений Лаедановых.

1Пар.23:10. Еще сыновья Шимея: Иахаф, Зиза, Иеуш и Берия. Это сыновья Шимея, четверо.

1Пар.23:11. Иахаф был главным, Зиза вторым; Иеуш и Берия имели детей немного, и потому они были в одном счете при доме отца.

Главы гирсонитян. Поколение Гирсона распадалось при Давиде на две главные ветви: Лаедана, потомка сына Гирсона Ливни (1Пар.6:17,20; Исх.6:17; Чис.3:18) и Шимея. Первая насчитывала шесть представителей: трех сынов Лаедана (ст. 8) и трех – Шимея, потомка Ливни (ст. 9); вторая (ветвь Шимея, брата Лаедана) – только трех, так как два сына Шимея – Иеуш и Берия, по причине малочисленности своего потомства, составляли одну семью (ст. 11). Таким образом, из гирсонитян времени Давида было избрано на дела «дома Господня» девять родов.

1Пар.23:12. Сыновья Каафа: Амрам, Ицгар, Хеврон и Озиил, четверо.

1Пар.23:13. Сыновья Амрама: Аарон и Моисей. Аарон отделен был на посвящение ко Святому Святых, он и сыновья его, на веки, чтобы совершать курение пред лицем Господа, чтобы служить Ему и благословлять именем Его на веки.

1Пар.23:14. А Моисей, человек Божий, и сыновья его причтены к колену Левиину.

1Пар.23:15. Сыновья Моисея: Гирсон и Елиезер.

1Пар.23:16. Сыновья Гирсона: первый был Шевуил.

1Пар.23:17. Сыновья Елиезера были: первый Рехавия. И не было у Елиезера других сыновей; у Рехавии же было очень много сыновей.

1Пар.23:18. Сыновья Ицгара: первый Шеломиф.

1Пар.23:19. Сыновья Хеврона: первый Иерия и второй Амария, третий Иахазиил и четвертый Иекамам.

1Пар.23:20. Сыновья Озиила: первый Миха и второй Ишшия.

Главы каафитов. К племени Каафа принадлежал род Амрама, представляемый его сыновьями Аароном и Моисеем. Но поколение Аарона, которому принадлежали права священства, не принимается во внимание при разделении левитов, назначаемых на дела «дома Господня» (ст. 13), и наоборот, такого исключения не делается для поколения Моисея, причисленного к простым левитам (ст. 14). Сообразно с этим в линии Каафа исчисляются левитские роды Моисея, Ицгара, Хеврона и Озиила – трех сыновей Каафа (1Пар.6:18; Исх.6:18; Чис.3:19,27). Первый дал двух представителей (ст. 15–17), второй – одного (ст. 18),третий – четверых (ст. 19) и четвертый – двух (ст. 20), следовательно, весь род Каафа – девять.

1Пар.23:21. Сыновья Мерарины: Махли и Муши. Сыновья Махлия: Елеазар и Кис.

1Пар.23:22. И умер Елеазар, и не было у него сыновей, а только дочери; и взяли их за себя сыновья Киса, братья их.

1Пар.23:23. Сыновья Мушия: Махли, Едер и Иремоф – трое.

Главы поколения Мерари от его сыновей Махли и Муши (1Пар.6:19; Исх.6:19; Чис.3:33). Линия Махли от его сына Елеазара ввиду бездетности последнего (отсутствия сыновей) при Давиде не существовало; представители поколения Киса, другого сына Махли, не названы (ст. 22). Для дела «дома Господня» назначаются три левитские рода Мерари от его сына Муши (ст. 23). Вместе с девятью родами Гирсона и девятью радами Каафа они составят двадцать один род. Но так как, по свидетельству Иосифа Флавия (Иуд.Древн. 7:4, 7), левиты, назначенные на «дела дома Господня», разделялись на 24 класса или чреды, в соответствии 24 классам священников и певцов, то для достижения этого числа к 21 роду Гирсона, Каафа и Мерари присоединяют еще три поколения, происшедшие от названного в (1Пар.24:26) и будто бы пропущенного в главе (Исх.23) третьего сына Мерари – Иаазии, именно поколения Шогама, Заккура и Иври (1Пар.24:27). Но переводы LXX, Пешито и Вульгата исчисляют и в данном месте только двух сыновей Мерари. Пятикнижие и весь вообще Ветхий Завет ничего не знают о третьем его сыне и потомках последнего, и, наконец, текст (1Пар.24:26–27) носит след несомненного повреждения (см. ниже). Все это вместе взятое и не позволяет настаивать на пропуске Иаазии в (1Пар.23:21 и д.). Кроме того, с присоединением трех его потомков к родам Каафа, Гирсона и Мерари мы получим не 24 класса левитов, а 25, так как нет никаких оснований исключать род Киса (1Пар.23:22), хотя его представители и не поименованы автором Паралипоменон. Ввиду этого следует признать, что из поколения Мерари было назначено на «дела дома Господня» четыре рода; следовательно, всех левитских классов, черед было установлено 22.

1Пар.23:24. Вот сыновья Левиины, по домам отцов их, главы семейств, по именному счислению их поголовно, которые отправляли дела служения в доме Господнем, от двадцати лет и выше.

1Пар.23:25. Ибо Давид сказал: Господь, Бог Израилев, дал покой народу Своему и водворил его в Иерусалиме на веки,

1Пар.23:26. и левитам не нужно носить скинию и всякие вещи ее для служения в ней.

Кроме левитов тридцатилетнего возраста, предельного для поступления на службу, Давидом были назначены еще левиты двадцатилетние на основании того соображения, что служба при Иерусалимском храме более легкая, чем в пустыне, могла быть отправляема и не совсем окрепшими в физическом отношении людьми. И так как левитов тридцатилетнего возраста было при Давиде 33 000, то очевидно, что левиты двадцатилетнего не включались в это число. Причина этого будто бы в том, что они назначались на низшие должности, были помощниками своих старших братьев.

1Пар.23:28. чтоб они были при сынах Аароновых, для служения дому Господню, во дворе и в пристройках, для соблюдения чистоты всего святилища и для исполнения всякой службы при доме Божием,

1Пар.23:29. для наблюдения за хлебами предложения и пшеничною мукою для хлебного приношения и пресными лепешками, за печеным, жареным и за всякою мерою и весом,

1Пар.23:30. и чтобы становились каждое утро благодарить и славословить Господа, также и вечером,

1Пар.23:31. и при всех всесожжениях, возносимых Господу в субботы, в новомесячия и в праздники по числу, как предписано о них, – постоянно пред лицем Господа,

1Пар.23:32. и чтобы охраняли скинию откровения и святилище и сынов Аароновых, братьев своих, при службах дому Господню.

Исчисление обязанностей левитов, назначенных на «дела дома Господня». К обязанностям вышеперечисленных левитских классов принадлежали наблюдение за двором храма и пристройками, их чистотой; приготовление хлебов предложения (1Пар.9:32), но не положение их, последнее принадлежало священникам (Лев.24:8 и д.), наблюдение за приготовлением хлебных жертв, за количеством меда, елея и вина, присоединяемых к жертвам (Исх.29:40,30:24; Лев.19:35–36), за числом жертвенных животных, их возрастом, свойствами и т.п. (ст. 31).


Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т. / Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009. / Т. 2: Исторические книги. - 1054 с. / Первая книга Паралипоменон. 534-642 с.

Комментарии для сайта Cackle