профессор Александр Павлович Лопухин

Глава 32

Нашествие Сеннахирима на Иудею при Езекии

1–8. Укрепление Иерусалима Езекиею и ободрение им народа. 9–19. Завоевательные планы Сеннахирима и его издевательства над религией Иеговы. 20–23. Чудесное поражение Сеннахирима. 24–26. Болезнь и чудесное исцеление Езекии, его грех тщеславия и покаяние. 27–33. Богатство и могущество Езекии, его смерть и погребение.

2Пар.32:1. После таких дел и верности, пришел Сеннахирим, царь Ассирийский, и вступил в Иудею, и осадил укрепленные города, и думал отторгнуть их себе.

2Пар.32:2. Когда Езекия увидел, что пришел Сеннахирим с намерением воевать против Иерусалима,

2Пар.32:3. тогда решил с князьями своими и с военными людьми своими засы́пать источники воды, которые вне города, и те помогли ему.

2Пар.32:4. И собралось множество народа, и засы́пали все источники и поток, протекавший по стране, говоря: да не найдут цари Ассирийские, придя сюда, много воды [и да не укрепятся].

2Пар.32:5. И ободрился он, и восстановил всю обрушившуюся стену, и поднял ее до башни, и извне построил другую стену, и укрепил Милло в городе Давидовом, и наготовил множество оружия и щитов.

2Пар.32:6. И поставил военачальников над народом, и собрал их к себе на площадь у городских ворот, и говорил к сердцу их, и сказал:

2Пар.32:7. будьте тверды и мужественны, не бойтесь и не страшитесь царя Ассирийского и всего множества, которое с ним, потому что с нами более, нежели с ним;

2Пар.32:8. с ним мышца плотская, а с нами Господь Бог наш, чтобы помогать нам и сражаться на бранях наших. И подкрепился народ словами Езекии, царя Иудейского.

2Пар.32:9. После сего послал Сеннахирим, царь Ассирийский, рабов своих в Иерусалим, – сам он стоял против Лахиса, и вся сила его с ним, – к Езекии, царю Иудейскому, и ко всем Иудеям, которые в Иерусалиме, сказать:

2Пар.32:10. так говорит Сеннахирим, царь Ассирийский: на что вы надеетесь и сидите в крепости в Иерусалиме?

2Пар.32:11. Не обольщает ли вас Езекия, чтобы предать вас смерти от голода и жажды, говоря: Господь Бог наш спасет нас от руки царя Ассирийского?

2Пар.32:12. Не этот ли Езекия разрушил высоты Его и жертвенники Его, и сказал Иудее и Иерусалиму: пред жертвенником единым поклоняйтесь и на нем совершайте курения?

2Пар.32:13. Разве вы не знаете, что сделал я и отцы мои со всеми народами земель? Могли ли боги народов земных спасти землю свою от руки моей?

2Пар.32:14. Кто из всех богов народов, истребленных отцами моими, мог спасти народ свой от руки моей? Как же возможет ваш Бог спасти вас от руки моей?

2Пар.32:15. И ныне пусть не обольщает вас Езекия и не отклоняет вас таким образом; не верьте ему: если не в силах был ни один бог ни одного народа и царства спасти народ свой от руки моей и от руки отцов моих, то и ваш Бог не спасет вас от руки моей.

2Пар.32:16. И еще многое говорили рабы его против Господа Бога и против Езекии, раба Его.

2Пар.32:17. И письма писал он, в которых поносил Господа Бога Израилева и говорил против Него такие слова: как боги народов земных не спасли народов своих от руки моей, так Бог Езекии не спасет народа Своего от руки моей.

2Пар.32:18. И кричали громким голосом на Иудейском языке к народу Иерусалимскому, который был на стене, чтоб устрашить его и напугать его, и взять город.

2Пар.32:19. И говорили о Боге Иерусалима, как о богах народов земли, – изделии рук человеческих.

2Пар.32:20. И помолился царь Езекия и Исаия, сын Амосов, пророк, и возопили к небу.

O нашествии Сеннахирима 2 Паралипоменон сообщает лишь краткие известия, всецело предполагающие известным своим читателям подробное повествование об этом предмете ((4Цар.18:134Цар.19); см. «Толковую Библию», т. II, с. 544–552). Однако некоторые черты рассказа 2 Паралипоменон заключают в себе нечто новое в сравнении с рассказом 4 Царств и, очевидно, взяты священным писателем из бывшего под его руками летописного источника, как показывает архивно-документальный характер этих дополнительных сведений.

Поводом к нашествию Сеннахирима на Иудею и Иерусалим (ст. 1) послужил, вероятно, отказ Езекии от дани ассирийскому царю (4Цар.18:7). О хронологии события см. комментарии к (4Цар.18:13), «Толковая Библия», т. II, с. 544. Предметом завоевательных стремлений Сеннахирима были вообще «укрепленные города Иудеи», согласно LXX: ἐπὶ τὰς πόλεις τάς τειχήρεις, т.е. окруженных стенами (ср. Лев.25:29), в которых обычно устроились башни.

4 книга Царств, упомянув, согласно со 2 Паралипоменон, об осаде крепостей Сеннахиримом, далее говорит (ст. 14), что Езекия послал послов к Сеннахириму с выражением покорности, что Сеннахирим наложил на Езекию тяжкую дань, которую тот и уплатил (4Цар.18:14–16), но что Сеннахирим, тем не менее, отправил большое войско против Иерусалима, которое нашло город запертым и укрепленным. 2 Паралипоменон не упоминает о посольстве Езекии и дани его ассирийскому царю, но, восполняя рассказ 4 Царств, сообщает, что Езекия, очевидно, убедившись в бесполезности мирных сношений с Сеннахиримом, решил на случай вероятной атаки с его стороны Иерусалима возможно больше укрепить эту столицу царства Иудейского (ст. 5), а вместе сделать осаду Иерусалима затруднительной для ассириян посредством известного в древности стратегического приема уничтожения питьевой воды на территории расположения осаждающих неприятельских войск (в свою очередь обычно пытавшихся лишить осажденных воды, как сделал, например, Александр Великий при осаде Вавилона). С этой целью были засыпаны все источники вне Иерусалима (каких в древнем Иерусалиме было немало (Пс.45:5); по письму Аристея, вода из них через подземные трубы поступала в храм), в том числе "поток, (евр. нахал) протекавший по стране» (ст. 4), поток Кедрон с близкими к нему источниками: Гионом (ст. 30), Силоамом и др. (О положении Гиона – Силоама см. комментарии к (3Цар.1:33), «Толковая Библия», т. II, с.365).>Об этой мере Езекии и вообще о работах его по искусственному орошению Иерусалима говорят, кроме (2Пар.32:3–4,30) и другие библейские свидетельства: (4Цар.20:20; Ис.22:9–11; Сир.48:19). С этими работами могло иметь связь также прорытие Силоамского туннеля, которое, на основании библейско-археологических данных, заключающихся в открытой в 1880 году Силоамской надписи, относят обыкновенно ко времени Езекии (см. «Толковую Библию», т. II, с. 558).

Другим важным предприятием Езекии – в оборонительных же целях – было (стих 5) восстановление древней или, по терминологии Иосифа Флавия, «первой» стены (ср. 3Цар.3:1,9:15) и начало постройки «второй» внешней стены Иерусалима, законченной уже Манассией (2Пар.33:14), эта «вторая» стена, по И. Флавию (Иуд. Война V, 4, 2), начиналась у ворот Гиннаф, принадлежавших еще первой Сионской стене, обнимала северную часть Иерусалима, так называемую Акру, и доходила на севере до Рыбных ворот и на северо-востоке до башен Анамеила и Меа и Овечьих ворот (Неем.3:1,12:39; Зах.14:10; Иер.31:37); см. «Богословская Энциклопедия», Спб, 1906, т. VI, с. 450 и д.

Об укрепленном Езекиею Милло (ст. 5), см. комментарии к (3Цар.9:15), «Толковая Библия, т. II, с. 410. Вместе с тем Езекия сделал большой запас вооружения в Иерусалиме.

Но, как царь благочестивый, Езекия не возлагает надежды на все эти человеческие средства защиты, напротив, обращает мысль свою и своих подданных к Богу, в надежде на благодатную помощь свыше, высказывая (ст. 7), подобно пророку Елисею (4Цар.6:16), убеждение в превосходстве силы небесных защитников народа Божьего над земными врагами его и выражая (ст. 8) подобно пророку Исайи (Ис.31:3), твердую уверенность в несравнимом преимуществе духовной силы Иеговы перед плотской силой даже могущественнейшего врага (ср. Иер.17:5).

В обращении ассирийского царя к жителям Иерусалима (ст. 9–19) различается с одной стороны устная беседа посланцев Сеннахирима с иудеями (ст. 10–16) и, с другой стороны, письма ассирийского царя в Иерусалим (ст. 17–19). Но и то, и другое, в существенном совпадает с изложенной в (4Цар.18:19–25,27–35) речью Рабсака (см. «Толковую Библию», т. II, стр 545–547), с немалочисленными, однако, отличиями в стиле и изложении.

О молитве Езекии (ст. 20) подробнее говорится в (4Цар.19:1,14–19); молитва же пророка Исайи, по крайней мере, предполагается общим смыслом рассказа (4Цар.19:3–8) и кн. пророка Исайи (Ис.37:3–7).

2Пар.32:21. И послал Господь Ангела, и он истребил всех храбрых и главноначальствующего и начальствующих в войске царя Ассирийского. И возвратился он со стыдом в землю свою; и когда пришел в дом бога своего, – исшедшие из чресл его поразили его там мечом.

2Пар.32:22. Так спас Господь Езекию и жителей Иерусалима от руки Сеннахирима, царя Ассирийского, и от руки всех и оберегал их отовсюду.

Ср. (4Цар.19:35–37), см. «Толковую Библию», т. II, с. 552. Убийцы Сеннахирима во (2Пар.32:21) названы общим термином: «исшедшие из чресл его», тогда как в (4Цар.19:37) они определенно названы сыновьями его и указаны сами имена их. LXX, Vulgata, славянский текст и во 2 Паралипоменон добавляют «сыновья».

2Пар.32:24. В те дни заболел Езекия смертельно. И помолился Господу, и Он услышал его и дал ему знамение.

Здесь в кратком замечании обнято рассказанное подробно в (4Цар.20:1–11) о болезни Езекии, чудесном исцелении и бывшем при этом небесном знамении (см. «Толковую Библию», т. II, с. 553–556).

2Пар.32:25. Но не воздал Езекия за оказанные ему благодеяния, ибо возгордилось сердце его. И был на него гнев Божий и на Иудею, и на Иерусалим.

2Пар.32:26. Но как смирился Езекия в гордости сердца своего, – сам и жители Иерусалима, то не пришел на них гнев Господень во дни Езекии.

2Пар.32:27. И было у Езекии богатства и славы весьма много, и хранилище он сделал у себя для серебра и золота, и камней драгоценных, и для ароматов и щитов, и для всяких драгоценных сосудов;

2Пар.32:28. и кладовые для произведений земли, для хлеба, вина и масла, и стойла для всякого рода скота, и дворы для стад.

2Пар.32:29. И города построил себе. И стад мелкого и крупного скота было у него множество, потому что дал ему Бог весьма большое имущество.

2Пар.32:30. Он же, Езекия, запер верхний проток вод Геона и провел их вниз к западной стороне города Давидова. И действовал успешно Езекия во всяком деле своем.

Рассказ 2 Паралипоменон здесь чрезвычайно сжат и делается понятным лишь при снесении с (4Цар.20:12–20), см. «Толковую Библию», т. II, с. 556–558. Сказанное в ст. 25–26 о тщеславии Езекии, гневе Божием на него, его смирении и помиловании Богом относится к истории посещения его послами Меродах-Валадана Вавилонского (Ис.39:1–8). К тому же историческому событию приурочивается и речь ст. 27–29 о славе и богатствах Езекии.

О работах Езекии по усилению водоснабжения Иерусалима (ст. 30), см. выше (ст. 4); а также (4Цар.20:20) (см. «Толковую Библию», т. II, 558); ср. (Сир.48:19). Из ст. 30 данной главы, как и из ст. 14 следующей главы (2Пар.33:14), с правом заключают, что Геон протекал на восточной (а не на западной, как думали прежние исследователи Палестины и Иерусалима) стороне Иерусалима, откуда и возникло сближение Гиона с нынешним источником Пресвятой Девы (см. «Толковую Библию», т. II, с. 365). Блаженный Феодорит отождествлял Гион с Силоамом ((Quaestiones in II Paralipomenon. Patrologia Graeca, T. 80, Col. 854–856).

2Пар.32:31. Только при послах царей Вавилонских, которые присылали к нему спросить о знамении, бывшем на земле, оставил его Бог, чтоб испытать его и открыть все, что у него на сердце.

В этом стихе 2 книга Паралипоменон указывает иную причину посольства к Езекии от вавилонского царя, чем какая названа в (4Цар.20:12) и (Ис.39:1) (слух о бывшей болезни Езекии и последовавшем исцелении его), именно: «спросить о знамении бывшем на земле», т.е. о совершившемся при исцелении Езекии астрономическом чуде (4Цар.20:11; Ис.38:9), или, по другому объяснению (Grotius, Philippson), о совершившемся факте чудесного поражения войска Сеннахирима (ст. 26). Последний мотив наиболее отвечал политическим видам вавилонского царя, в то время недавно отложившегося от Ассирии, сделавшегося самостоятельным и враждебным Ассирии и, естественно, интересовавшегося поражением царя ассирийского в Иудее, с которою он желал вступить в политический союз против Ассирии (cp. Phillipson. Die Israelische Bibel, Bd. II, s.s. 680, 757). Ho в сущности все три мотива могли объединяться в отправлении Вавилонского посольства.

2Пар.32:32. Прочие деяния Езекии и добродетели его описаны в видении Исаии, сына Амосова, пророка, и в книге царей Иудейских и Израильских.

2Пар.32:33. И почил Езекия с отцами своими, и похоронили его над гробницами сыновей Давидовых, и почесть воздали ему по смерти его все Иудеи и жители Иерусалима. И воцарился Манассия, сын его, вместо него.

Подробное описание царствования Езекии, как и прадеда его Озии (2Пар.26:22), дано было в особом произведении пророка Исайи, откуда извлечения сохранились в его пророческой книге (Ис.36–39), в 4 книге Царств, главы (4Цар.18–20) и 2 Паралипоменон главы (2Пар.29–32).

Погребен был Езекия с великою честью «над гробницами сыновей Давидовых» (ст. 33), LXX: ἐν ἀναβάσει ταφων υιῶν Δαυιδ, сл.: «на восходех гробов сынов Давидовых», т.е. в верхнем ярусе погребальных ниш фамильного склепа иудейских царей династии Давида (см. «Толковую Библию», т. II, стр. 370).


Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т. / под ред. А. П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Дар, 2009. / Т. 2. : Исторические книги. - 1056 с. / Вторая книга Паралипоменон. 644-766 с. ISBN 978-5-485-00271-8

Комментарии для сайта Cackle