профессор Александр Павлович Лопухин

Толковая Библия
Толкование на вторую книгу Паралипоменон

Глава 6

Освящение храма (продолжение)

(Ср. 3Цар. 8:12–53) 1–11. Речь Соломона к народу. 12–42. Молитва Соломона пред жертвенником.

2Пар.6:1. Тогда сказал Соломон: Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле,

2Пар.6:2. а я построил дом в жилище Тебе, [Святый,] место для вечного Твоего пребывания.

Сн. (3Цар. 8:12–13). Толков. Библия II, 461.

2Пар.6:3. И обратился царь лицем своим и благословил все собрание Израильтян, – все собрание Израильтян стояло, –

2Пар.6:4. и сказал: благословен Господь Бог Израилев, Который, что́ сказал устами Своими Давиду, отцу моему, исполнил ныне рукою Своею! Он говорил:

2Пар.6:5. «с того дня, как Я вывел народ Мой из земли Египетской, Я не избрал города ни в одном из колен Израилевых для построения дома, в котором пребывало бы имя Мое, и не избрал человека, который был бы правителем народа Моего Израиля,

2Пар.6:6. но избрал Иерусалим, чтобы там пребывало имя Мое, и избрал Давида, чтоб он был над народом Моим Израилем».

2Пар.6:7. И было на сердце у Давида, отца моего, построить дом имени Господа, Бога Израилева.

2Пар.6:8. Но Господь сказал Давиду, отцу моему: «у тебя есть на сердце построить храм имени Моему; хорошо, что это на сердце у тебя.

2Пар.6:9. Однако не ты построишь храм, а сын твой, который произойдет из чресл твоих, – он построит храм имени Моему».

2Пар.6:10. И исполнил Господь слово Свое, которое изрек: я вступил на место Давида, отца моего, и воссел на престоле Израилевом, как сказал Господь, и построил дом имени Господа Бога Израилева.

2Пар.6:11. И я поставил там ковчег, в котором завет Господа, заключенный Им с сынами Израилевыми.

Сн. там же, ст. 14–21. Толков. Библия II, 461–462. В ст. 5 и 6 слова Иеговы: «и не избрал человека, который был бы правителем народа Моего Израиля, но избрал Иерусалим» не читаются в 3 Царств по евр. тексту; только по т. LXX, слав. русск. имя Иерусалим стоит и там. По-видимому, первоначальность в данном случае – на стороне 3 Царств: несомненно отношение данного места к обетованию и закону Иеговы о единстве места богослужения – (Втор. 12:13–14), и там место это, тогда еще не известное евреям, не названо по имени.

2Пар.6:12. И стал Соломон у жертвенника Господня впереди всего собрания Израильтян, и воздвиг руки свои, –

2Пар.6:13. ибо Соломон сделал медный амвон длиною в пять локтей и шириною в пять локтей, а вышиною в три локтя, и поставил его среди двора; и стал на нем, и преклонил колени впереди всего собрания Израильтян, и воздвиг руки свои к небу, –

Сн. (3Цар. 8:22–23). В 3 Царств нет упоминания о "медном амвоне" (/кийор-нехошет,/ βάσις καλκή, basis aenea, слав.: «стояло медяно»), как специально царском месте в Соломоновом храме. Между тем, такое царское место, несомненно, было в этом храме, по свидетельству (4Цар. 11:14, 23:3), где оно называется по евр. т. /аммуд,/ колонна; находилось оно у восточных, так называемых "царских" (1Пар. 9:18), вероятно, вследствие того, что царь входил в храм этими воротами, и самое место для царя, или подмостки, находилось вблизи этих ворот. Объем места указан в 1 Паралипоменон точно: длина и ширина по 5 локтей (­­ ок. 3 арш. 12 вершк.), высота – З локтя (­­ 2 арш. 3 вершк.). Ср. Толков. Библия II, 462 и 532 с.; сн. проф. Олесницюго, Ветхоз. храм, с. 36 и 355. По раввинским свидетельствам, царь никогда не сидел в храме при богослужении, и на амвоне своем или стоял, или преклонял колена или повергался ниц. Curs. Comlet Scripturae Sacrae, t. XI, p. 117.

2Пар.6:14. и сказал: Господи Боже Израилев! Нет Бога, подобного Тебе, ни на небе, ни на земле. Ты хранишь завет и милость к рабам Твоим, ходящим пред Тобою всем сердцем своим:

2Пар.6:15. Ты исполнил рабу Твоему Давиду, отцу моему, что Ты говорил ему; что изрек Ты устами Твоими, то в день сей исполнил рукою Твоею.

2Пар.6:16. И ныне, Господи Боже Израилев! исполни рабу Твоему Давиду, отцу моему, то, что Ты сказал ему, говоря: не прекратится у тебя [муж,] сидящий пред лицем Моим на престоле Израилевом, если только сыновья твои будут наблюдать за путями своими, ходя по закону Моему так, как ты ходил предо Мною.

2Пар.6:17. И ныне, Господи Боже Израилев! да будет верно слово Твое, которое Ты изрек рабу Твоему Давиду.

Сн. (3Цар. 8:23–26). В ст. 14, 2 Паралипоменон опускает употребленные в (3Цар. 8:23) выражения "вверху", "внизу". В ст. 16, 2 Паралипоменон стоит выражение «по закону Моему» (евр.: /беторати,/ в законе Моем), вместо соответствующего в З Царств (ст. 25): «предо Мною».

2Пар.6:18. Поистине, Богу ли жить с человеками на земле? Если небо и небеса небес не вмещают Тебя, тем менее храм сей, который построил я.

2Пар.6:19. Но призри на молитву раба Твоего и на прошение его, Господи Боже мой! услышь воззвание и молитву, которою раб Твой молится пред Тобою.

2Пар.6:20. Да будут очи Твои отверсты на храм сей днем и ночью, на место, где Ты обещал положить имя Твое, чтобы слышать молитву, которою раб Твой будет молиться на месте сем.

2Пар.6:21. Услышь моления раба Твоего и народа Твоего Израиля, какими они будут молиться на месте сем; услышь с места обитания Твоего, с небес, услышь и помилуй!

Сн. (3Цар. 8:27–30).

2Пар.6:22. Когда кто согрешит против ближнего своего, и потребуют от него клятвы, чтоб он поклялся, и будет совершаться клятва пред жертвенником Твоим в храме сем,

2Пар.6:23. тогда Ты услышь с неба и соверши суд над рабами Твоими, воздай виновному, возложив поступок его на голову его, и оправдай правого, воздав ему по правде его.

2Пар.6:24. Когда поражен будет народ Твой Израиль неприятелем за то, что согрешил пред Тобою, и они обратятся к Тебе, и исповедают имя Твое, и будут просить и молиться пред Тобою в храме сем,

2Пар.6:25. тогда Ты услышь с неба, и прости грех народа Твоего Израиля, и возврати их в землю, которую Ты дал им и отцам их.

2Пар.6:26. Когда заключится небо и не будет дождя за то, что они согрешили пред Тобою, и будут молиться на месте сем, и исповедают имя Твое, и обратятся от греха своего, потому что Ты смирил их,

2Пар.6:27. тогда Ты услышь с неба и прости грех рабов Твоих и народа Твоего Израиля, указав им добрый путь, по которому идти им, и пошли дождь на землю Твою, которую Ты дал народу Твоему в наследие.

2Пар.6:28. Голод ли будет на земле, будет ли язва моровая, будет ли ветер палящий или ржа, саранча или червь, будут ли теснить его неприятели его на земле владений его, будет ли какое бедствие, какая болезнь,

2Пар.6:29. всякую молитву, всякое прошение, какое будет от какого-либо человека или от всего народа Твоего Израиля, когда они почувствуют каждый бедствие свое и горе свое и прострут руки свои к храму сему,

2Пар.6:30. Ты услышь с неба – места обитания Твоего, и прости, и воздай каждому по всем путям его, как Ты знаешь сердце его, – ибо Ты один знаешь сердце сынов человеческих, –

2Пар.6:31. чтобы они боялись Тебя и ходили путями Твоими во все дни, доколе живут на земле, которую Ты дал отцам нашим.

2Пар.6:32. Даже и иноплеменник, который не от народа Твоего Израиля, когда он придет из земли далекой ради имени Твоего великого и руки Твоей могущественной и мышцы Твоей простертой, и придет и будет молиться у храма сего,

2Пар.6:33. Ты услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник, чтобы все народы земли узнали имя Твое, и чтобы боялись Тебя, как народ Твой Израиль, и знали, что Твоим именем называется дом сей, который построил я.

2Пар.6:34. Когда выйдет народ Твой на войну против неприятелей своих путем, которым Ты пошлешь его, и будет молиться Тебе, обратившись к городу сему, который избрал Ты, и к храму, который я построил имени Твоему,

2Пар.6:35. тогда услышь с неба молитву их и прошение их и сделай, что потребно для них.

Сн. (3Цар. 8:31–45). Замечания о молитве Соломона, характере и смысле отдельных ее прошений см. в Толков. Библия II, с 462–463.

2Пар.6:36. Когда они согрешат пред Тобою, – ибо нет человека, который не согрешил бы, – и Ты прогневаешься на них, и предашь их врагу, и отведут их пленившие их в землю далекую или близкую,

2Пар.6:37. и когда они в земле, в которую будут пленены, войдут в себя и обратятся и будут молиться Тебе в земле пленения своего, говоря: мы согрешили, сделали беззаконие, мы виновны,

2Пар.6:38. и обратятся к Тебе всем сердцем своим и всею душею своею в земле пленения своего, куда отведут их в плен, и будут молиться, обратившись к земле своей, которую Ты дал отцам их, и к городу, который избрал Ты, и к храму, который я построил имени Твоему, –

2Пар.6:39. тогда услышь с неба, с места обитания Твоего, молитву их и прошение их, и сделай, что потребно для них, и прости народу Твоему, в чем он согрешил пред Тобою.

Сн. (3Цар. 8:46–50). Толков. Библия II.

2Пар.6:41. И ныне, Господи Боже, стань на место покоя Твоего, Ты и ковчег могущества Твоего. Священники Твои, Господи Боже, да облекутся во спасение, и преподобные Твои да насладятся благами.

2Пар.6:42. Господи Боже! не отврати лица помазанника Твоего, помяни милости к Давиду, рабу Твоему.

Эти два последние стиха молитвы Соломоновой не читаются в 3 Царств, но имеют близкое, отчасти буквальное сходство со словами псалма (Пс. 131:8–10). Ср. Толков. Библия II, с. 463.


Комментарии для сайта Cackle