профессор Александр Павлович Лопухин

Псалом 13

Саул и его сподвижники настолько развратились, что Господь среди них не находит ни одного, «делающего добро» (1–8). Неужели эти нечестивцы не вразумятся? Господь строго покарает их за то, что смеялись они над верой праведника в Него (4–6).

Пс.13:1. Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро.

«Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Под безумным разумеется Саул. "Сказать в сердце" – искренно верить, решить. Отрицание Саулом Бога есть не отрицание им Его бытия, а непризнание над Давидом Божественного определения, по которому последний помазан им быть царем над Израилем. Саул в своих преследованиях Давида руководился взглядом на него, как на властолюбца, жадного искателя престола, а потому и революционера. Саул заблуждался относительно Давида, но был искренен в заблуждении, окружающие же его придворные сознательно и своекорыстно поддерживали в нем такое ложное воззрение, а потому в своих клеветах на невинного страдальца «совершили гнусные дела».

Пс.13:2. Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.

Пс.13:3. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.

Около Саула группировались люди, пользовавшиеся своим влиянием на него для личных целей. Эти цели, равно как и средства для их осуществления, были настолько нечисты, что не осталось "ни одного", «делающего добро». Выражение гиперболическое, указывающее на степень широкого распространения всяких злоупотреблений и насилий в народе.

Пс.13:4. Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа?

«Съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа». Враги Давида заботились не о благе народном, а старались получать от него для себя все, что они считают ценным в жизни: они поедали его, как хлеб. Нравственной оценки к своим действиям они не прилагали; им нужно было только то, что выгодно, а не то, что согласно с Законом Бога: они не призывали Его и не слушали.

Пс.13:5. Там убоятся они страха, [где нет страха,] ибо Бог в роде праведных.

Пс.13:6. Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его.

Бог, который внимательно следит за человеком («с небес призрел» Пс.13:2), не оставит их без наказания: там, где для праведных нет страха, нечестивые будут трепетать («убоятся они страха»). Конечный суд над всем живущим принадлежит Богу, поэтому выражение "там" – значит пред Богом, на Его суде, когда Господь покарает нечестивых и наградит только праведных, так как для последних Он есть их "упование" и Его благоволение только «в роде праведных».



Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т. / под ред. А. П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Дар, 2009. / Т. 3. : Исторические книги. Учительные книги. - 960 с. / Псалтирь. 190-536 с. ISBN 978-5-485-00272-5

Вам может быть интересно:

1. Толкование на сто пятьдесят псалмов блаженный Феодорит Кирский

2. Толкование на книгу Иова – Глава 41 профессор Александр Павлович Лопухин

3. Толкование на псалмы святитель Афанасий Великий

4. Толковая Псалтирь – Псалом 13 Евфи́мий Зигавинос (Зигабе́н)

5. Толкование на Псалмы епископ Палладий (Пьянков)

6. Объяснение священной книги псалмов – Псалом 13 протоиерей Григорий Разумовский

7. Беседы на Псалмы святитель Иоанн Златоуст

8. Беседы на псалмы святитель Василий Великий

9. Толкование на Деяния святых Апостолов – Глава первая Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский

Комментарии для сайта Cackle