профессор Александр Павлович Лопухин

Глава 12

1–3. О внутренней и внешней противоположности добра и зла вообще. 4–11. О счастье и несчастье домашней жизни и о причинах того и другого. 12–22. О положительных и отрицательных явлениях в жизни общественной, преимущественно в связи с должным или недолжным употреблением языка 23–26. О мудрости, правде и прилежании с их противоположностями.

Притч.12:1. Кто любит наставле­ние, тот любит знание; а кто не­на­видит обличе­ние, тот невежда.

Притч.12:2. Добрый при­обретает благо­воле­ние от Го­с­по­да; а человека коварного Он осудит.

Притч.12:3. Не утвердит себя человек беззако­ни­ем; корень же праведников неподвижен.

Мысль о том, что путь к мудрости заключается в наставлении и тщательном внимании к нему (ст. 1), представляет повторение высказанного в Притч 10.17; а мысль о прочности единой лишь праведности (ст. 3) выражена была ранее в Притч 10.25.

Притч.12:4. Добродетель­ная жена – венец для мужа своего; а по­зорная – как гниль в костях его.

Притч.12:5. Промышле­ния праведных – правда, а замыслы­ нечестивых – ковар­с­т­во­.

Притч.12:6. Речи нечестивых – засада для про­лития крови, уста же праведных спасают их.

Притч.12:7. Коснись нечестивых несчастие – и нет их, а дом праведных сто­ит.

Притч.12:8. Хвалят человека по мере ра­зу­ма его, а раз­вращен­ный сердцем будет в пре­зре­нии.

Притч.12:9. Лучше про­стой, но работа­ю­щий на себя, нежели выда­ю­щий себя за знатного, но нужда­ю­щийся в хлебе.

Притч.12:10. Праведный печет­ся и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко.

Притч.12:11. Кто воз­делывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам праз­дно­любцев, тот скудо­умен.–

Притч.12:11a. –[Кто находит удоволь­ствие в трате време­ни за вином, тот в своем доме оставит бесславие.]

На первом месте в ряду благ домашней жизни человека поставляется доблестная жена, именуемая венцом мужа своего (4а) – так как ее труд, прилежание, толковость и под. приносят мужу богатство, честь и славу (ср. Притч 31.10 след.); напротив, неизмеримо велик вред для мужа от злой жены: как червь подтачивает дерево, и оно сохнет и гибнет, так и злая жена подтачивает здоровье и благосостояние мужа и всей семьи (ср. Сир 25.11 и след.). Затем, после общего противоположения благотворности мыслей, намерений, слов и дел праведников и зловредности всего этого у нечестивых (ст. 5–6) и указания противоположности внешней конечной судьбы нечестивого и праведного (ст. 7, ср. Притч 10.25), а также не одинакового отношения общественного мнения к словам и речам того и другого (ст. 8), похваляется трудолюбие незнатного бедняка и осуждается презрение к труду и бездеятельность человека тщеславного своим происхождением (ст. 9), частнее, похваляется труд земледельца и осуждается всякая праздность, приводящая к разным порокам, напр., к пьянству (ст. 11 по LXX-ти). К характеристике праведника принадлежит (ст. 10) и то, что он оказывает милосердие и к животным, повинуясь внушениям естественного чувства сострадания и следуя прямым предписаниям закона (Исх 20.10; Исх 22.4–5; Лев.22:28; Втор 25.4), предписывавшего еврею гуманное обращение и с животными.

Притч.12:12. Нечестивый желает уловить в сеть зла; но корень праведных тверд.

Притч.12:13. Нечестивый уловляет­ся грехами уст сво­их; но праведник выйдет из беды.–

Притч.12:13a. –[Смотрящий кротко по­милован будет, а встреча­ю­щийся в воротах стеснит других.]

Притч.12:14. От плода уст сво­их человек насыщает­ся добром, и воз­даяние человеку – по делам рук его.

Притч.12:15. Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр.

Притч.12:16. У глупого тотчас же выкажет­ся гнев его, а бла­го­ра­зу­мный скрывает оскорбле­ние.

Притч.12:17. Кто говорит то, что знает, тот говорит правду; а у свидетеля ложного – обман.

Притч.12:18. Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых – врачует.

Притч.12:19. Уста правдивые вечно пре­бывают, а лживый язык – только на мгнове­ние.

Притч.12:20. Ковар­с­т­во – в сердце зло­умышлен­ников, радость – у миротворцев.

Притч.12:21. Не при­ключит­ся праведнику никакого зла, нечестивые же будут пре­исполнены зол.

Притч.12:22. Мерзость пред Го­с­по­дом – уста лживые, а говорящие истину бла­го­угодны Ему.

Желания, слова и дела нечестивого и праведного существенно различны, различен и плод, последствие их для того и другого, неудача и прямая гибель для нечестивого, и спасение для праведного (ст. 12–14, сн. Притч 18.7; Пс 61.13).

Затем противополагаются самомнение и нетерпеливость безумного и скромность (в принятии советов от ближних) и терпеливость и осторожность (при получении обид) мудрого (ст. 15–16), а также правдивость и истинность свидетельства мудрого и ложь, коварство и злоба свидетельства безумного и нечестивого (ст. 17–22). Будучи само по себе злом, которое всегда болезненно отзывается в сердце ближнего, как бы нанося ему рану (ст. 18), свидетельство или лжесвидетельство нечестивого и самому ему приносит гибель (ст. 19–20), главное – лишение милости Божией, которая неразлучна с правыми сердцем, словами и делами (ст. 22).

Притч.12:23. Человек рас­суди­тель­ный скрывает знание, а сердце глупых выска­зывает глупость.

Притч.12:24. Рука при­лежных будет го­с­по­д­с­т­во­­вать, а ле­нивая будет под данью.

Притч.12:25. Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово раз­веселяет его.

Притч.12:26. Праведник указывает ближнему своему путь, а путь нечестивых вводит их в заблужде­ние.

Притч.12:27. Ле­нивый не жарит своей дичи; а имуще­с­т­во человека при­лежного многоцен­но.

Притч.12:28. На пути правды – жизнь, и на стезе ее нет смерти.

Похваляются сдержанность в слове, присущая мудрому (ст. 23а), умение его – утешить словом печального (25а) и вообще преподаваемое им руководство ближнему (ст. 26), прилежание и трудолюбие (24а, 27б); напротив осуждаются противоположные пороки нечестивого. Общее заключение главы: путь правды ведет к истинной жизни и бессмертию (ст. 28).



Источник: Профессор Киевской Духовной Академии, магистр богословия, священник А. А. Глаголев.

Вам может быть интересно:

1. Толкование на книгу пророка Исаии – Глава 25 профессор Александр Павлович Лопухин

2. Толкования на Книги Ветхого и Нового Завета святой Беда Достопочтенный

3. Толкования на Притчи Соломона святитель Иоанн Златоуст

4. Книга Притчей Соломоновых – Глава 12 профессор Павел Александрович Юнгеров

5. Толкование на послание к Евреям – Глава двенадцатая Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский

6. Руководство к изучению Нового Завета. Евангелие – Последние дни земной жизни Иисуса Христа профессор Александр Васильевич Иванов

Комментарии для сайта Cackle