профессор Александр Павлович Лопухин

Глава 25

1. Надписание новой группы притчей. 2–5. О царях их необходимых качествах и обязанностях. 6–7. Предостережение от высокомерия в обращении с царями и знатными. 8–10. Против сварливости и болтливости. 11–15. О мудрости в слове, верности долготерпении. 16–20. Против неумеренности, навязчивости, лжесвидетельства, легковерия и легкомыслия. 21–22. О благотворительности врагам. 23–28. Против страсти к раздорам, недостатка самообладания, и проч.

Притч.25:1. И это притчи Соломона, которые собрали мужи Езекии, царя Иудейского.

Группа притчей, обнимаемая главами XXV-XXIX, обозначается (ст. 1), как собрание, произведенное трудами некоторых "мужей царя Езекии» (ст. 1); под последними, очевидно, разумеются мудрецы – законоведы времен этого царя Иудейского: в этих мужах Езекии раввины видели членов так наз. «великой синагоги».

Притч.25:2. Слава Божия – облекать тайною дело, а слава царей – исследы­вать дело.

Притч.25:3. Как небо в высоте и земля в глубине, так сердце царей – неисследимо.

Притч.25:4. Отдели при­месь от серебра, и выйдет у серебряника сосуд:

Притч.25:5. удали неправедного от царя, и пре­стол его утвердит­ся правдою.

О царской власти Премудрый и здесь, как во многих других местах, говорил с идеальной точки зрения и вместе с тем дает практические советы для укрепления власти царя.

Притч.25:6. Не величайся пред лицем царя, и на месте великих не становись;

Притч.25:7. потому что лучше, когда скажут тебе: «пойди сюда по­выше», нежели когда по­низят тебя пред знатным, которого видели глаза твои.

В связи с этим здесь говорится о благоприличии пред царями и вельможами, причем требуемая скромность на званых пиршествах здесь (ст. 17) мотивируется тем же соображением, какое приводится и в Евангелии (Лк 14.8–10) по аналогичному же поводу.

Притч.25:8. Не вступай по­спешно в тяжбу: иначе что будешь делать при окончании, когда соперник твой осрамит тебя?

Притч.25:9. Веди тяжбу с соперником тво­им, но тайны другого не открывай,

Притч.25:10. дабы не укорил тебя услы­шав­ший это, и тогда бес­честие твое не отойдет от тебя.–

Притч.25:10a. [Любовь и дружба освобождают: сбереги их для себя, чтобы не сделаться тебе достойным по­ноше­ния; сохрани пути твои бла­го­устроен­ными.]

Ввиду вредных последствии сварливости и болтливости, делается предупреждение против обеих.

Притч.25:11. Золотые яблоки в серебряных про­зрачных сосудах – слово, ска­за­н­ное при­лично.

Притч.25:12. Золотая серьга и украше­ние из чистого золота – мудрый обличитель для вниматель­ного уха.

Притч.25:13. Что про­хлада от снега во время жатвы, то верный по­сол для по­сыла­ю­щего его: он доставляет душе го­с­по­дина своего отраду.

Притч.25:14. Что тучи и ветры без дождя, то человек, хваста­ю­щий ложными подарками.

Притч.25:15. Кротостью скло­няет­ся к милости вельможа, и мягкий язык пере­ламывает кость.

В ст. 11–12 та же мысль раскрывается в образной и притом положительной форме. Затем в образах же палестинской природы – обычай приготовлять прохладительное питье при помощи снега или льда летом и обычные в Палестине безводные облака летом (ст. 13–14) – изображаются верный посол и человек лживый. В ст. 15 замечание о силе кротости напоминает Притч 15.1.

Притч.25:18. Что молот и меч и острая стрела, то человек, про­износящий ложное свиде­тель­ство про­тив ближнего своего.

Притч.25:19. Что сломан­ный зуб и рас­слаблен­ная нога, то надежда на не­на­дежного [человека] в день бедствия.

Притч.25:20. Что снима­ю­щий с себя одежду в холодный день, что уксус на рану, то по­ющий песни печальному сердцу.–

Притч.25:20a. –[Как моль одежде и червь дереву, так печаль вредит сердцу человека.]

Образно характеризуются три рода людей: ложные свидетели, ложные друзья, покидающие друзей в несчастии, и люди безучастные к бедствию ближних.

Притч.25:21. Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою:

Притч.25:22. ибо, [делая сие,] ты собираешь горящие угли на голову его, и Го­с­по­дь воз­даст тебе.

Увещание благотворить нуждающемуся врагу есть развитие мысли законодателя Исх 23.4–5, в несколько сокращенной форме оно приводится и у Апостола (Рим 12.20; сн. Мф 25.35).

Притч.25:23. Северный ветер про­изводит дождь, а тайный язык – недовольные лица.

Притч.25:24. Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в про­стран­ном доме.

Притч.25:25. Что холодная вода для истомлен­ной жаждой души, то добрая весть из дальней страны.

Притч.25:26. Что воз­мущен­ный источник и по­врежден­ный родник, то праведник, пада­ю­щий пред нечестивым.

Притч.25:27. Как нехорошо есть много меду, так домогаться славы не есть слава.

Притч.25:28. Что город раз­рушен­ный, без стен, то человек, не владеющий духом сво­им.

В ст. 23 неприятные последствия тайных разговоров и сплетен – подозрения и под. – сравниваются с действием северного, точнее северо-западного (в Палестине) ветра, приносящего тучи. Ст. 24, сн. Притч 21.9; ст. 25, сн. Притч 15.30. 26 ст. говорит о нравственной слабости праведного пред нечестивым, напр., в виде уступчивости первого в отношении суждений второго, – или о физическом страдании праведника со стороны грешника: то и другое, как явление печальное, Премудрый сравнивает с мутным, только обманывающим путника, источником. Ст. 27 труден для понимания и вызвал много толкований. По-видимому, здесь следует видеть указание на то, что даже в таком почтенном деле, как искание истины, исследование высоких предметов, должно соблюдать меру. Подобный смысл дает перевод Вульгаты: qui scrutator est majestatis, opprimetur a gloria. Ст. 28, резюмируя сказанное в предыдущих стихах, в отрицательной форме высказывает мысль о необходимости и пользе самообладания для человека: не владеющий собою человек, не могущий полагать узду своим страстям, открыт всем внешним влияниям и соблазнам для его свободы и нравственности, и в этом отношении подобен городу с разрушенными стенами (ср. 2Пар 32.5; Неем 2.13).



Источник: Профессор Киевской Духовной Академии, магистр богословия, священник А. А. Глаголев.

Вам может быть интересно:

1. Толкование на книгу Екклесиаста, или Проповедника – Глава 6 профессор Александр Павлович Лопухин

2. Книга Притчей Соломоновых – Глава 25 профессор Павел Александрович Юнгеров

3. Толкования на Притчи Соломона святитель Иоанн Златоуст

Комментарии для сайта Cackle