профессор Александр Павлович Лопухин

Глава 26

1–6. Прославление города Божия. 7–12. Прославление путей Божиих, 13–19. которые направлены к уничтожению смерти и к водворению среди людей вечной жизни. 20–21. Заключительные слова пророка.

Ис.26:1–6. Победные мысли, слышавшиеся сначала издалека (Ис.24:14, 16 и сл.), а потом нашедшие для себя отзвук на Сионе и среди приходящих к Сиону народов (Ис.25 и сл.), еще не окончились. Новая благочестивая община верующих начинает петь в земле Иудейской новую песнь, в которой прославляются пути Всевышнего. У этой общины есть крепкий город, в который открыт доступ только праведникам, нечестивые же города – все разрушены.

Ис.26:1. В тот день будет воспета песнь сия в земле Иудиной: город крепкий у нас; спасе­ние дал Он вместо стены и вала.:

«В тот день» – см. Ис.2:11.

«В земле иудейской». Хотя здесь, несомненно, идет речь о будущей Церкви Христовой, которая должна обнять собою все человечество и распространиться по всем землям, однако пророк как член ветхозаветной иудейской Церкви не может себе представить, чтобы земля Иудина перестала быть местом, особо любимым Богом и особо Им охраняемым.

«Город крепкий». Пророку, конечно, здесь предносится прежде всего Иерусалим.

«Вместо стены». В новом городе не потребуется особенно крепких стен, ибо Сам Господь будет охранять его от врагов.

Ис.26:2. Отворите ворота; да войдет народ праведный, хранящий истину.

Ср. Ис.23:3–6:).

"Истину" – возможно правильнее: верность (Господу).

Ис.26:3. Твердого духом Ты хранишь в совершен­ном мире, ибо на Тебя уповает он.

Ис.26:4. Уповайте на Го­с­по­да вовеки, ибо Го­с­по­дь Бог есть твердыня вечная:

Пророк обращаясь то к Богу, то к избранной Божией общине выражает уверенность в том, что Бог – есть единая надежда для человека.

Вместо выражения: «твердого духом» Nägelsbach предлагает читать: «как твердое установление». Мысль пророка, по этому толкователю, та, что в будущем городе должны быть различные учреждения и предметы, служащие к украшению города и на пользу его жителей, и вот самым важным учреждением будет мир, опирающийся на твердый фундамент или пьедестал. Эту прочность фундаменту дает Сам Господь. Поэтому и выражение: «Уповает он» Nägelsbach переводит так: «на Тебе основывается он (этот мир)».

Ис.26:5. Он ниспроверг жив­ших на высоте, высоко стояв­ший город; по­верг его, по­верг на землю, бросил его в прах.

Ис.26:6. Нога по­пирает его, ноги бедного, стопы нищих.

"Город" – см. Ис.25:2.

«Попирает его». Пророку как человеку ветхозаветному не чужда была радость при мысли о будущем поражении нечестивых.26

Ис.26:7–12. Избранная община спасенных праведников выражает свое всегдашнее упование на Бога, Который и наказания свои назначает людям с исправительной целью. К сожалению, нечестивцы не понимали этого смысла наказаний и потому их справедливо постигает погибель.

Ис.26:7. Путь праведника прям; Ты уравниваешь стезю праведника.:

Ис.26:8. И на пути судов Тво­их, Го­с­по­ди, мы уповали на Тебя; к име­ни Твоему и к во­с­по­минанию о Тебе стремилась душа наша.:

«Путь праведника прям», т. е. праведник идет к цели прямым, удобным и ближайшим путем.

«Ты уравниваешь». В этом ему однако помогает Господь.

«На пути судов Твоих», т. е. во всех делах Божиих, во всех страшных наказаниях, постигавших и целые народы и отдельных людей, праведники видели для себя опору в своих упованиях на окончательную победу добра над злом.

«К имени Твоему и к воспоминанию о Тебе». Праведники желали, чтобы Господь обнаружил Свою силу настолько, чтобы люди должны были назвать Его настоящим именем (Бог-Вседержитель и Спаситель) и чтобы правильное познание о Нем распространилось по всей земле.

Ис.26:9. Душею моею я стремил­ся к Тебе ночью, и духом мо­им я буду искать Тебя во внутрен­ности моей с ран­него утра: ибо когда суды Твои совершают­ся на земле, тогда живущие в мире научают­ся правде.

«Душою... и духом», т. е. всем своим внутренним существом.

«Я стремился». Пророк начинает говорить в единственном числе, чтобы показать, что желание это свойственно, по преимуществу, ему лично. Он пережил так много несправедливостей со стороны людей, и кому же, как не ему, приходилось так часто желать скорейшего выступления Бога, как Судии людей!

«Живущие в мире научаются правде». Однако в этом желании пророка не сказывалось чего-либо в роде обыкновенной человеческой мстительности. Пророк так пламенно ожидал судов Божиих потому, что надеялся, что раз эти суды постигнут землю, – люди научатся праведности.

Ис.26:10. Если нечестивый будет по­милован, то не научит­ся он правде, – будет злодей­с­т­во­­вать в земле правых и не будет взирать на величие Го­с­по­да.

Пророк истину своих воззрений на суды Божии доказывает с отрицательной стороны. Если суда не будет над нечестием, если нечестивый будет помилован, то он не переменится к лучшему и будет продолжать делать зло, даже находясь среди праведников, не обращая внимание на те факты, в которых для праведников ясно обнаруживается величие Господне.

Ис.26:11. Го­с­по­ди! рука Твоя была высоко поднята, но они не видали ее; увидят и устыдят­ся не­на­видящие народ Твой; огонь по­жрет врагов Тво­их.

Пророк замечает приближение великих событий, но другие люди ничего не видят. На это последнее обстоятельство пророк и жалуется Господу. «Твоя рука, – говорит он Господу, – была поднята для удара, но они этого не видят». Люди, следовательно, не обращают внимания на знамения (Мф.24:37–39). Но они все-таки должны будут признать свою ошибку, когда наступят те события, какие предвещались особыми знамениями от Бога, и это приведет их в стыд. Огонь ревности Божией – ревности о народе Божием – пожрет этих людей, которые могли видеть опасность, но не хотели видеть.

Ис.26:12. Го­с­по­ди! Ты даруешь нам мир; ибо и все дела наши Ты устрояешь для нас.

В противоположность нечестивцам, благочестивые ожидают с нетерпением дня суда Божия, как дня своего избавления (Лк.21:28), как дня в который Господь даст им полный мир или успокоение.

«Дела наши Ты устрояешь для нас». Бог был, по пророку, действующим в праведниках началом всех их мыслей, слов и поступков (Рим.8 и сл.; Гал.2:20).

Ис.26:13–19. Пророк изображает людей, которые находятся во власти какой-то чуждой силы и не могут восхвалять Бога, ибо для этого нужно пребывать в Боге, быть тесно соединенным с Богом. Это – мертвые, которые, по общепринятому мнению, не могут снова вернуться к жизни, ибо Сам Бог уничтожил их. Это царство смерти распространяется все более и более. Но и в мертвых не совсем погасла жажда спасения: они ищут Господа и шлют к Нему свои моления. Да, в царстве мертвых заметны усилия опять вернуться к жизни, – усилия такие же мучительные, как мука рождающей женщины, но результатов от этих усилий нет никаких. Тем не менее надежда мертвых не напрасна. По крайней мере, мертвецы Господни снова восстанут к жизни под действием чудотворной Божественной силы.

Ис.26:13. Го­с­по­ди Боже наш! другие владыки кроме Тебя го­с­по­д­с­т­во­вали над нами; но чрез Тебя только мы славим имя Твое.

В настоящей форме существования все люди: и злые и добрые, подчинены силе зла. Они живут под разнообразными греховными влияниями. Особенно же тяжело сказывается на них сила смерти и болезней. Это и есть другие владыки, каких имеет в виду пророк (ср. Рим.8 и сл.). Таков смысл первой половины стиха. Во второй половине пророк указывает на ненормальность вышеуказанного порядка вещей. Всякая тварь должна славить имя своего Творца (Пс. 18-й, 19-й 103-й и др.), а для этого необходимо, чтобы она находилась под властью и на служении у своего Господа и Творца, чтобы она пребывала в Нем. Но это невозможно, пока она находится во власти другого владыки, под державою смерти (ср. Пс.6:6). Итак, пророк здесь вводит нас в ту область, о которой далее говорит подробнее, – в область, обитатели которой служат не Богу, а другому владыке, и не могут славить имя Божие.

Ис.26:14. Мертвые не оживут; рефаимы не встанут, по­тому что Ты по­сетил и истребил их, и уничтожил всякую память о них.

Ис.26:15. Ты умножил народ, Го­с­по­ди, умножил народ, – прославил Себя, распространил все пред­елы земли.

«Мертвые не оживут». Пророк выражает общее мнение ветхозаветных людей, что от уз смерти – нет избавления (Иов.7 и сл.; Иов.10:21; Иов.16:22).

«Рефаимы не восстанут". Те, агрессоры стали ничтожными, бессильными тенями (рефаимы ср. Ис.14:9; Притч.2:18; Притч.9:18; Иов.26:5) не могут уже восстать к жизни – так говорили древние люди!27

«Потому что Ты посетил... их». Т. е. именно для этого Ты их посетил и т. д. (евр. слово lachen имеет такое значение). Пророк хочет сказать, что именно в том состоит назначение смерти, чтобы подвергшиеся ей уже не имели возможности снова ожить. Для этого-то Бог и уничтожил о них всякую память.

«Ты... умножил народ». Речь продолжается о той же силе смерти. Оттого, что никто из царства смерти не мог вернуться к жизни, обитатели этого царства (народ) все умножаются и умножаются в числе. Шеол принимает все новых и новых жителей, не отпуская никого и из прежних. Это умножение обитателей царства мертвых есть в то же время прославление Бога (прославил Себя), ибо здесь исполняется суд Божий над человеком: «земля ты – и в землю возвратишься». (Быт.3:19), доказывается сила Господня и ничтожество человека (ср. Ис.5:14 и сл.).

Ис.26:16. Го­с­по­ди! в бедствии он искал Тебя; изливал тихие моле­ния, когда нака­за­ние Твое по­стигало его.

Ис.26:17. Как беремен­ная женщина, при наступле­нии родов, мучит­ся, вопит от болей сво­их, так были мы пред Тобою, Го­с­по­ди.

Ис.26:18. Были беремен­ны, мучились, – и рождали как бы ветер; спасе­ния не доставили земле, и про­чие жители вселен­ной не пали.

Но и в царстве мертвых есть все-таки искание жизни и надежда на восстание – не угасает. Также и мертвые в своем бедственном состоянии ищут Господа, источник всякой жизни (он искал Тебя, т. е. тот народ, о котором сказано в 15-м стихе).

«Изливал тихие моления», т. е. неясно что-то шептал, бормотал, так как у мертвеца не может быть настоящего голоса (ср. Ис.8:19).

«Как беременная женщина». Это – речь жителей преисподней. Они говорят здесь, что именно составляло предмет их тихих молений к Богу. Именно они терзались мыслью о невозможности для них вернуться к жизни и на это жаловались Богу.

«Были беременны, мучились». Здесь пророк имеет, вероятно, в виду псалом 17, ст. 5 и 6 (Пс.17:5–6). Давид в этом псалме сравнивает свои страдания с муками ада. Он не говорит, что он сам был уже мертв и сходил в шеол, но заявляет, что он был чрезвычайно близок к смерти, что он уже был опутан ее сетями. И в этой нужде он обратился с молитвою к Господу, и получил спасение. Пророк видит в этом освобождение, какое получил Давид от адских мук, основание для своего заверения, что искупление из ада – возможно и что у обитателей его не пропадает надежда на освобождение от уз смерти. Эта надежда и пробуждает в обитателе царства смерти порывы, которые он сравнивает с мучительными потугами родильницы, которые однако у мертвых остаются безрезультатными, потому что они основаны только на их собственных усилиях, а какие же силы имеют сами мертвые для приведения в осуществление своих желаний? Да, бывает так называемая ложная беременность, когда у женщины есть внешние признаки беременности, но, конечно, она ничего не производит на свет. Точно так же и мертвые, без тесного органического общения с Господом не могут возвыситься к новой жизни.

«Спасения не доставили земле» – возможно правильнее перевести: «не доставили счастья земле». Земля лишенная своих, отнятых у нее смертью обитателей, изображается также страдающей, горюющей о них, и она могла бы быть счастлива только в том случае, когда бы мертвые снова вернулись к жизни.

«И прочие жители вселенной не пали» – возможно правильнее с евр.: «не явилось на свет (новых) граждан мира». Из загробного мира никто снова не пришел в мир (евр. глагол naphal, переведенный в синод. переводе словом пали, может значить также и рождаться). 28

Ис.26:19. Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряни́те и торже­с­т­ву­йте, по­вержен­ные в прахе: ибо роса Твоя – роса расте­ний, и земля извергнет мертвецов.

«Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела!» Эти слова, на первый взгляд, противоречат начальным словам 14-го «мертвые не оживут», но пророк здесь говорит о тех мертвых, которые принадлежат Всевышнему, стоят вблизи Него, к которым и Он Сам близок, в которых Он обитает. Пророк, может быть, и сам не ясно представлял себе всю важность сообщенного ему откровения, и только в Новом Завете выяснено, кто эти мертвые, принадлежащие Господу. Это суть те, в которых пребывает Христос и которые поэтому должны воскреснуть, как и Он Сам воскрес (1Кор.15и гл.; 2Кор.1:22; 2Кор.5:5; Ин.6:54). Заметить нужно, что пророк эту мысль выражает не как желание, а как уверенность, – иначе в этом месте не будет противоположения 17-му и 18-му стихам. Condamin к выражению «мертвые тела» прибавляет местоимение «их», согласно с Таргумом и Пешито.

«Воспряните и торжествуйте поверженные во прахе!» Здесь пророк обращается со словами утешения к тем безутешным мертвецам, речь которых приведена в 17 и 18 ст.

«Ибо роса твоя» это – обращение к Господу. В утро воскресения, как бывает и обыкновенно по утрам в знойное время в Палестине, роса покроет землю. Но это будет новая, чудотворная, Божия (твоя) роса! Все эти отдельные мелкие блестящие росинки будут не иное что, как вставшие в прославленном виде, воскресшие светлые тела людей, которые отдаст назад, некогда поглотившая их, земля.

«Роса растений» – возможно с евр. точнее: роса светов (oroth) или светлая роса.29

Ис.26:20. Пойди, народ мой, войди в по­кои твои и запри за собой двери твои, укройся на мгнове­ние, доколе не прой­дет гнев;

Ис.26:21. ибо вот, Го­с­по­дь выходит из жилища Своего нака­за­ть обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет по­глощен­ную ею кровь и уже не скроет убитых сво­их.

Земля не только отдаст тела благочестивых людей. Она выведет на свет также все кровавые преступления, какие погребены в ее недрах. Это совпадет с днем страшного суда. На время его община воскресших должна сокрыться, чтобы потом, по его окончании, начать новую жизнь.

Здесь пророк обращается уже к людям воскресшим. Так, по крайней мере, можно утверждать на основании Апокалипсиса, в котором различается первое и второе воскресение.

После первого воскресения (праведных) совершится освобождение сатаны, который нападет на город Божий, а затем последует уже всеобщее воскресение (второе) и страшный последний суд (Откр.20).

Куда должны укрыться на это время праведники, в какие покои – пророк не объясняет.30

Гнев, о котором говорит пророк, очевидно, есть тот страшный суд, какой обрушится на сатану и всех нечестивцев (Откр.20:9–15).

Ис.26:21. ибо вот, Го­с­по­дь выходит из жилища Своего нака­за­ть обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет по­глощен­ную ею кровь и уже не скроет убитых сво­их.

«Земля откроет поглощенную ею кровь». Здесь ясный намек на ту кровь Авеля, которую некогда выпила своими устами земля (Быт.4:11). Апокалипсис, согласно с этим пророчеством, также говорит, что море, смерть и ад отдадут со временем назад своих мертвецов (Откр.20:13). В этом стихе дается мысль о воскресении грешников, которые, конечно, должны восстать к жизни для того, чтобы быть судимыми на страшном суде за свои преступления и злодеяния.

Примечание. Православная Церковь в 19-м стихе видит пророчество о воскресении мертвых, «Богоявления твоего, Христе, к нам милостивно бывшего, Исаия свет видев невечерний, из нощи утренневав взываше: воскреснут мертвии и восстанут сущии во гробех и вси земнороднии возрадуются». Так воспевает церковь в каноне на Великую Субботу в ирмосе 5-й песни. Нужно прибавить, что 19-й ст., как и ст. 9-й 26-й главы Исаии, нередко берутся для составления ирмосов в 5-й песни канонов.

* * *

26

В Славянском переводе LXX-и Ис.26:6"И поперут их ноги кротких и смиренных». Прим. ред.

27

В Славянском переводе с LXX-и говорится: «Мертвии же живота не имуть видети, ниже врачеве воскресят: сего ради навел еси и погубил еси, и взял еси всяк мужеск пол их». Прим. ред.

28

Славянский перевод 18 стиха возможно гораздо глубже и символичнее: «Страха ради Твоего Господи во чреве прияхом и поболехом, и родихом дух спасения Твоего, егоже сотворихом на земли: не падемся, но падутся вси живущие на земли.» Здесь возможно увидеть символическое указание и на непорочное зачатие, и на земнородство Мессии, являющего «дух спасения», и на искупление жертвой Мессии всех живущих. Прим. ред.

29

В славянском переводе мысль о воскресении выражена яснее и полнее. Так сказано, что воскреснут мертвые – вообще, а не одни праведники – и восстанут сущие во гробах или в могилах. Кроме того, этим умершим противопоставляются те, что останутся ко дню страшного суда в живых (иже на земле). Так и Апостол Павел различает между воскресшими и тем, кто должен будет измениться не умирая (1Кор.15:51).

30

В Славянском переводе об этом говорится – «внидите во храмину вашу, затворите двери своя... Дóндеже мимоиде гнев Господень» – явное указание, что спастись от гнева Божия может лишь тот, кто ВОЙДЕТ В ХРАМ, то есть верующий. Прим. ред.



Источник: Профессор Московской Духовной Академии магистр богословия А. И. Покровский

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс