профессор Александр Павлович Лопухин

Толковая Библия
Толкование на книгу Иеремии

Глава 34

1–7. Жребий Седекии. 8–22. Наказание, ожидающее иудеев за то, что они снова взяли рабов, которых сами же отпустили на свободу.

Иер.34:1–7. Пророк возвещает, что Седекия будет взят в плен царем Вавилонским, но умрет своею смертью и удостоится почетного погребения.

Иер.34:1. Слово, которое было к Иеремии от Го­с­по­да, когда Навуходоносор, царь Вавилонский, и все войско его и все царства земли, подвласт­ные руке его, и все народы воевали про­тив Иерусалима и про­тив всех городов его:

В какое время сказано это пророчество – решить трудно. Во всяком случае Иеремия в это время был на свободе (ст. 2-й). Это могло иметь место во время первой осады Иерусалима Навуходоносором.

Иер.34:5. ты умрешь в мире, и как для отцов тво­их, пре­жних царей, которые были пре­жде тебя, сожигали при по­гребе­нии благо­вония, так сожгут и для тебя и оплачут тебя: «увы, государь!», ибо Я изрек это слово, говорит Го­с­по­дь.

Не сказано, где умрет Седекия. Но из того, что здесь не приведено обычного выражения: «погребен с отцами своими» можно заключать, что пророк предсказывает Седекии смерть в плену. – О сожжении массы благовонных веществ при погребениях царей – см. 2Пар. 16:14, 21:19.

Иер.34:7. Между тем войско царя Вавилонского воевало про­тив Иерусалима и про­тив всех городов Иудейских, которые еще оставались, про­тив Лахиса и Азеки; ибо из городов Иудейских сии только оставались, как города укреплен­ные.

Лахис и Азека – два города, находившиеся к юго-западу от Иерусалима на иудейской низменности. Они только и выдерживали еще осаду вавилонян – прочие города уже были взяты.

Иер.34:8–22. По предложению Седекии, князья и жители Иерусалима отпустили было на волю своих рабов из евреев и евреек, но потом раздумали и опять взяли их себе. За это Господь возвещает им разные бедствия и полное опустошение их страны.

Иер.34:8. Слово, которое было к Иеремии от Го­с­по­да по­сле того, как царь Седекия заключил завет со всем народом, быв­шим в Иерусалиме, чтобы объявить свободу,

Седекия взял с своих подданных обещание – отпустить на свободу всех рабов из евреев. Это не стояло ни в каком отношении ни к субботнему, ни к юбилейному году, а просто делом благочестия. Из 21-го стиха видно, что это было сделано в то время, когда вавилонские войска осадили Иерусалим.

Иер.34:11. но по­сле того, раз­думав­ши, стали брать назад рабов и рабынь, которых отпустили на волю, и при­нудили их быть рабами и рабынями.

«После того», т. е. после того как временно была снята с Иерусалима осада (ст. 21) и евреи стали жалеть о принесенной ими жертве, которая, как им теперь казалось, вовсе не требовалось обстоятельствами, в каких они находились.

Иер.34:18. и отдам пре­ступив­ших завет Мой и не устояв­ших в словах завета, который они заключили пред лицем Мо­им, рас­секши тельца надвое и прой­дя между рас­сечен­ными частями его,

О заключении заветов в древности – см. Быт. 15.

Иер.34:20. отдам их в руки врагов их и в руки ищущих души́ их, и трупы их будут пищею птицам небесным и зверям земным.

Ср. Быт 15.11. Пророку припоминается, как хищные птицы налетели на рассеченные тела животных при заключении Авраамом завета с Богом. Так и враги теперь, как хищные птицы, будут клевать трупы евреев.


Комментарии для сайта Cackle