профессор Александр Павлович Лопухин

Толковая Библия
Толкование на книгу Иеремии

Глава 33

1–13. Восстановление разрушаемого Иерусалима и будущее благополучие иудеев. 14–26. Несомненность божественных обетований о потомке Давида, имеющем восседать на престоле израильском.

Иер.33:1–13. Пророк получил, находясь во дворе стражи, вторичное откровение о возобновлении Иерусалима, здания которого теперь разрушаются даже его защитниками. Жизнь Израиля и Иуды, возвращенных из плена, потечет так же счастливо, как шла в далекие прежние времена. Народ избранный будет чист пред Богом и, поэтому, будет пользоваться безмятежным благополучием в своей стране.

Иер.33:4. Ибо так говорит Го­с­по­дь, Бог Израилев, о домах города сего и о домах царей Иудейских, которые раз­рушают­ся для завалов и для сраже­ния

Иер.33:5. пришедшими вое­вать с Халдеями, чтобы наполнить домы трупами людей, которых Я по­ражу во гневе Моем и в ярости Моей, и за все беззакония которых Я сокрыл лице Мое от города сего.

Лучше передать смысл обоих стихов так: ибо так говорил Иегова, Бог Израиля, о домах этого города и о домах царей иудейских, уже разрушенных (пророк уверен, что это будет на самом деле), и об их обитателях, которые спешат к насыпям, возведенным осаждающими, и на рукопашную схватку, чтобы сразиться с халдеями, что приведет только к тому, что они своими трупами насытят мечи халдеев. Я Сам во гневе Своем поражу этих людей.

Иер.33:6. Вот, Я при­ложу ему пластырь и целебные средства, и уврачую их, и открою им обилие мира и истины,

Тут идет самое откровение Иеговы, к которому предшествующие два стиха были вступлением.

Иер.33:9. И будет для меня Иерусалим радост­ным именем, по­хвалою и честью пред всеми народами земли, которые услы­шат о всех благах, какие Я сделаю ему, и изумят­ся и затрепещут от всех бла­го­деяний и всего бла­го­ден­ствия, которое Я доставлю ему.

«Радостным именем». Самое имя Иерусалима будет радостно вспоминать Иегове (антропоморфизм).

Иер.33:11. опять будет слы­шен голос радости и голос веселья, голос же­ниха и голос невесты, голос говорящих: «славьте Го­с­по­да Саваофа, ибо благ Го­с­по­дь, ибо вовек милость Его», и голос при­носящих жертву бла­го­даре­ния в доме Го­с­по­днем; ибо Я воз­вращу пленен­ных сей земли в пре­жнее состояние, говорит Го­с­по­дь.

Из этого стиха ясно, что славословие, встречающееся в Пс 105:1, 106:1, 117:1, 135:1, было известно хорошо иудеям еще до плена и что, следовательно, псалмы уже существовали до плена, чего не хотят допустить некоторые критики.

Иер.33:13. В городах нагорных, в городах низмен­ных и в городах южных, и в земле Ве­ниаминовой, и в окрест­ностях Иерусалима, и в городах Иуды опять будут про­ходить стада под рукою счита­ю­щего, говорит Го­с­по­дь.

Пастухи ежедневно, к вечеру, пред загоном, пересчитывали овец своего стада, пропуская мимо себя каждую овцу и дотрагиваясь до нее своим жезлом.

Иер.33:14–26. Здесь повторяется уже данное ранее (Иер 23.5 и сл.) обетование о праведной отрасли Давида с тем изменением, что здесь сама будущая община истинно верующих носит имя: «Господь оправдание наше» и с указанием на вечность Давидова царства и левитского священства. При этом и семя Давидово и левиты должны чрезвычайно размножаться. В конце Господь снова заверяет в истинности Своего обетования, какое Он дал Давидову потомству и всему Израилю.

Иер.33:18. и у священ­ников-левитов не будет недостатка в муже пред лицем Мо­им, во все дни воз­носящем всесожже­ние и сожига­ю­щем при­ноше­ния и соверша­ю­щем жертвы.

Пророк Иеремия, как человек ветхозаветный, и Нового Завета не может мыслить иначе как соединенным с разного рода жертвами, которые будут приносимы по прежнему потомками Левия.

Иер.33:22. Как неисчислимо небесное во­ин­ство и неизмерим песок морской, так раз­множу племя Давида, раба Моего, и левитов, служащих Мне.

Умножение до бесчисленного количества потомков Давидовых и левитов не может быть, очевидно, понимаемо в буквальном смысле. Пророк хочет сказать этим, что весь Израиль будет, состоять из царей и священников, как обещал Бог еще Моисею (Исх. 19). Но кроме того нужно заметить, что и под Израилем в таком случае нужно разуметь не евреев, а всех истинно верующих Нового Завета, которых Христос сделал царями и священниками (Откр 1.6; ср. 1Пет 2.9).

Особые замечания. XXX-XXXIII главы составляют особую группу речей утешительного содержания. XXXII и XXXIII-я главы несомненно, как видно из указания самого пророка, принадлежат ко времени царствования Седекии. Что касается XXX и ХХХI-й глав, то хотя в них и есть некоторое сходство с речами произнесенными в правление Иосии (II-VI гл.), тем не менее тон этих речей существенно различен. Прежде именно пророк считал возможным отвращение гнева Божия покаянием народа, теперь он не находит уже для иудеев возможным избежать суда Божия. – О времени собрания всех этих утешительных речей Иеремии (XXX-XXXIII гл.) можно только делать догадки, и очень вероятною является такая догадка, что это собрание составлялось после взятия Иерусалима; но во всяком случае оно сделано самим же Иеремиею, а не каким-либо лицом, жившим в плену Вавилонском, как предполагают некоторые критики.


Комментарии для сайта Cackle