профессор Александр Павлович Лопухин

Толковая Библия
Толкование на книгу Иезекииля

Глава 18

Начало личной нравственной вменяемости

Представив в XVII гл. вероломство Сирии такою же причиною падения Иерусалима, какою было и все историческое прошлое Израиля (гл. XVI), пророк в XVIII гл. обосновывает эту мысль XVII гл. (как XV гл. обосновывает XVI) на строгой божественной правде, которая не может допустить, чтобы кто-либо страдал за чужие грехи, и, следовательно, чтобы нынешнее поколение евреев было наказано за прежние грехи Израиля. Ст. 1–4 составляют введение или тему: провозглашение нравственной свободы и ответственности каждого пред Богом – в связи с одной народной пословицей; в ст. 5–20 эта мысль разъясняется на трех примерах; в ст. 21–29 поясняется, что развиваемое начало личной нравственной вменяемости приложимо не ко всему прежнему поведению человека, а к его нравственному состоянию при наступлении суда Божия; ст. 30–32 – увещательное заключение.

Иез.18:2. зачем вы употребляете в земле Израилевой эту по­словицу, говоря: «отцы ели кислы­й виноград, а у детей на зубах оскомина»?

«Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина». О такой же поговорке упоминает и пророка Иеремия (Иер 31.29; ср. Плач 5.7). Незрелый виноград и теперь в Сирии кушается в громадном количестве; (Делич, Hiob XV, 33). Оскомина является тотчас по вкушении кислых ягод и скоро проходит: поэтому является совершенно невозможным предположение, чтобы она передавалась от отцов детям (adductio ad absurdum). Между тем, по мнению тогдашних иудеев, выраженному в этой пословице, действия Иеговы, наказывающего их настоящими бедствиями Иудеи за грехи отцов, напоминает наследственную передачу оскомины. Легко догадаться, как могла возникнуть эта пословица, от которой веет сомнением в правде Божией и самопревозношением потомков над предками. Пословица имела для себя видимые основания и в Св. Писании: Бог говорит Моисею, что Он наказывает детей за вину отцов до третьего и четвертого рода (Исх 20.5; Лев. 26.39–40, но добавляя: «ненавидящих Меня», какое определение по грамматическому построению можно относить и к детям, и к отцам). И вот 3-й и 4-й род от нечестивого Манассии (Иоахаз, Иехония, Седекия – внуки и правнуки Манассии) караются. Даже Иосия, несмотря на свое благочестие, находит печальный конец в сражении у Мегиддо. И пророки возвещали, что за грехи Манассии Господь отвергнет от лица Своего Иуду (4Цар 24.3; Иер 15.4); со времени Манассии, действительно, Иудее приходилось все хуже и хуже, несмотря на некоторые старания умилостивить Иегову (ср. Иер 44.18, 14.20, 18.12).

Иез.18:3. Живу Я! говорит Го­с­по­дь Бог, – не будут вперед говорить по­словицу эту в Израиле.

"Живу Я" – клятва свидетельствует о важности предмета: дело идет о чести имени Божия. – «Не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле». Бог убедит своими судами в правде Своего мироправления. Пророк Иеремия обещает уничтожение этой пословицы только в дни нового завета (Иер 31.29, 31).

Иез.18:4. Ибо вот, все души – Мо­и: как душа отца, так и душа сына – Мо­и: душа согреша­ю­щая, та умрет.

«Все души – Мои». Следовательно, Богу не представляется необходимости мстить на одном грехи другого: Он всегда может покарать грехи каждого и на самом виновнике их. «Самоценность души человеческой здесь выражена, как никогда ранее: каждая душа принадлежит Богу, т. е. Бог стоит к каждой душе в одинаковом отношении и относится к ней, как она относится к нему» (Берт.). – «Душа согрешающая, та умрет». См. обьясн. Иез 3.18. Смерть составляет противоположность той жизни, которая обещана праведнику в ст. 9 (см. там), следовательно, означает главным образом погибель в предстоящей катастрофе; и связанное с нею исключение из будущего мессианского царства. Здесь впервые в В. З. речь о душевной смерти, но под душою разумеется скорее вообще человек, живой человек.

Иез.18:5. Если кто праведен и творит суд и правду,

Чтобы наглядно доказать положение ст. 4, пророк представляет в ст. 5–9 пример полной противоположности между поведением благочестивого отца, нечестивого сына и благочестивого внука, причем, как думают, пророку предносились из исторических личностей Езекия, Манассия и Иосия. «Творит суд и правду». Этими двумя понятиями обнимаются обычно все постановления закона, причем под первым м. б. разумеются более этические и юридические обязанности, а под вторым религиозные.

Иез.18:6. на горах жертвен­ного не ест и к идолам дома Израилева не обращает глаз сво­их, жены ближнего своего не оскверняет и к своей жене во время очище­ния нечистот ее не при­ближает­ся,

Перечисляя частные признаки праведника и грешника, пророк явно хочет дать как бы катехизический свод необходимейших нравственных правил. Он говорит здесь не с точки зрения недосягаемого, хотя и прекрасного идеала (ср. напр. Ис 33.15), а о практически легко осуществимом (ср. Пс 14; Пс 23). Такое нравоучение было для сопленников пророка, едва лишь начинавших, свое религиозно-нравственное исправление и образование, полезнее самой возвышенной морали. С этой целью черты праведника указываются почти все отрицательными. Скачала называются поступки религиозные, а потом этические.

Религиозные: 1) «На горах жертвенного не ест». Из целого обряда жертвоприношений указывается его заключительная часть, м. б. как наиболее приятная и привлекавшая к язычеству или потому, что древнейшее жертвоприношение было ядением пред божеством в качестве его гостя. Жертвы на высотах были полуязыческие: совершались, хотя незаконно, Иегове; посему они названы сначала;

2) «К идолам дома Израилева не обращает глаз своих», т. е. с молитвою и надеждою на помощь. Под идолами Израиля разумеется не только культ золотых тельцов, но и все иноземные идолы, когда-либо чтившиеся Израилем. Вот и все, что можно было требовать в отношении богопочитания от пленного израильтянина: удаленный от святилища, он не мог совершать почти никаких религиозных обрядов; верность Иегове он мог проявить только отрицательным образом – удалением от идолослужения. Но тем шире была пред ним область чисто-нравственных обязанностей.

Из этических обязанностей указываются прежде всего имеющие близкое отношение к религиозным, именно соблюдение от всякого осквернения крови; а таковое производится 1) прелюбодейством, 2) супружеским сожитием во время месячного очищения жены, – проступок, который в кн. Левит ставится на ряду с кровосмешением, ското- и мужеложством и карается истреблением обоих виновных из народа (Лев. 18.19, 23; ср. ст. 6–18, 29, Иез 20.18).

Иез.18:7. никого не при­тесняет, должнику воз­вращает залог его, хище­ния не про­изводит, хлеб свой дает голодному и нагого по­крывает одеждою,

«Никого не притесняет», т. е. чужеземцев, наемников, бедных, вдов. Имеется в виду предписание Исх 22.21 и д. Втор 22.7, 29. «Должнику возвращает залог», т. е. если заложена вещь необходимая, напр. одежда. Имеется в виду предписание Исх 22.26 и д. и т. п. – «Хищения не производит» – усиление предшествующей мысли. После отрицательных признаков праведника указываются положительные черты – благотворительность: «хлеб свой дает…»

Иез.18:8. в рост не отдает и лихвы не берет, от неправды удерживает руку свою, суд человеку с человеком про­изводит правильный,

"Рост" – м. б. большие проценты, чем «лихва». Безусловное воспрещение отдавать деньги в рост, часто повторяемое и Моисеем (Исх 22.25 и др.; но Втор 23.20 позволяет давать в рост иноплеменнику), ставит еврейскую древность на недосягаемую для нашею коммерческого времени высоту. – «От неправды удерживает руку свою» – от всякой несправедливости, напр., как указывается дальше, от несправедливого суда. – «Суд с человеком производит». Разумеется третейский суд, где судьею может оказаться каждый взрослый.

Иез.18:9. поступает по заповедям Мо­им и соблюдает по­становле­ния Мои искрен­но: то он праведник, он непремен­но будет жив, говорит Го­с­по­дь Бог.

"Заповеди" и «постановления» см. объясн. Иез 5.6, где те же евр. слова переведены «уставы» и «постановления». Здесь под ними разумеются главным образом все вышеперечисленные обязанности. – "Искренно", слав.: «еже творити та». – «Непременно будет жив» – слав. точнее: «жизнию жити имат». Под «жизнью» разумеется, как часто в Ветхом Завете, совокупность всех благ, но главным образом д. б. спасение в предстоящей катастрофе и участие в будущем Мессианском царстве.

Иез.18:10. Но если у него родил­ся сын раз­бойник, про­лива­ю­щий кровь, и делает что-нибудь из всего того,

«Сын разбойник, проливающий, кровь». Чем резче противоположность между отцом и сыном, тем сильнее будет доказана мысль пророка. – «Делает что-нибудь из всего того» – букв.: «одно что-нибудь из того»; ср. Иак 2.10.

Иез.18:11. чего он сам не делал совсем, и на горах ест жертвен­ное, и жену ближнего своего оскверняет,

«Чего он сам не делал» – праведный отец. Слав.: «в путь отца своего праведного не ходил». Перечисление грехов далее дается хотя сходное с ст. 6–8, но изменен порядок, что доказывает, что Иезекииль не любил механически переписывать своих слов, а речь его лилась живо. Вместе с тем сделаны в прежнем перечне некоторые пропуски. Так члены: «хлеб свой дает…», «нагого покрывает» не имеют соответствующих себе в этом перечне (проливающий кровь может ли делать это?); в третьем же перечне (ст. 15–17), исчисляющем свойства праведника, эти члены опять постановляются.

Иез.18:12. бедного и нищего при­тесняет, насильно отнимает, залога не воз­вращает, и к идолам обращает глаза свои, делает мерзость,

«Делает мерзость»; м. б. названную в конце 6 ст.; ср. Иез 22.11.

Иез.18:13. в рост дает, и берет лихву; то будет ли он жив? Нет, он не будет жив. Кто делает все такие мерзости, тот непремен­но умрет, кровь его будет на нем.

«Будет ли он жив?» Вопрос указывает на всю невозможность такого предположения. – "Кровь его", им пролитая, хотя бы не в собственном смысле (напр., при угнетении ближнего лихвою).

Иез.18:14. Но если у кого родил­ся сын, который, видя все грехи отца своего, какие он делает, видит и не делает подобного им:

Случай, представленный здесь в качестве 3-го примера, очень возможен: беззаконие отца, созерцаемое постоянно сыном во всей его наготе и особенно понесшее достойную кару, иногда может вразумить и предостеречь сына. Замечательно, что середины между праведником и беззаконником пророк не допускает. – "Видит", LXX «убоится», что в евр. тожественно по начертанию.

Иез.18:15–17. Повторяют 6–9 с опущением менее важного (6b) и сокращением выражений (8а ср. с 17 ст.): вместо «должнику возвращает залог» – «залога не берет», что еще лучше (но по-слав.: «не удержт»); вместо «от неправды удерживает руку свою» – «от (обиды) бедному…», но в слав. тожественно с 8 ст.

Иез.18:18. Грех отца через его наказание как бы изглажен из мира; посему не может за него страдать и сын.

Иез.18:19. Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын по­ступает закон­но и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив.

Иез.18:20. Душа согреша­ю­щая, она умрет; сын не по­несет вины отца, и отец не по­несет вины сына, правда праведного при нем и остает­ся, и беззаконие беззакон­ного при нем и остает­ся.

Развитый пророком взгляд на личную нравственную вменяемость до того противоречил народным представлениям, что был тотчас же встречен удивленными вопросами и потребовал нового настойчивого изложения сущности его. – «Правда праведного при нем и остается», т. е. плод, следствия ее.

Иез.18:21. И беззакон­ник, если обратит­ся от всех грехов сво­их, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и по­ступать закон­но и праведно, жив будет, не умрет.

Если до сих пор пророк доказывал личную нравственную вменяемость примерами отдельных лиц и поколений, то теперь он одно лице (индивидуум) разлагает на отдельные периоды его жизни. Один и тот же человек может быть одну часть своей жизни беззаконником, а другую праведником и наоборот. Правда Божия и тут остается неизменна, ценя в человеке то, чем он стал окончательно. Сначала пророк берет тот случай, когда беззаконник становится праведником, так как такой случай и возможнее, и приятнее для него, в его ревностных пастырских заботах об исправлении своих соотечественников.

Иез.18:22. Все пре­ступле­ния его, какие делал он, не при­помнят­ся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет.

«Не припомнятся» – более, чем «не будут наказаны»: как бы совершенно изгадятся из памяти Божией.

Иез.18:23. Разве Я хочу смерти беззакон­ника? говорит Го­с­по­дь Бог. Не того ли, чтобы он обратил­ся от путей сво­их и был жив?

«Драгоценнейшие слова всей книги» (Кречмар), «высший пункт ветхозаветного богословия» (Берт.). Иезекииль возвышается здесь на высоту новозаветного воззрения на благодать Божию: 1Тим 2.4; 2Пет 3.9. Это место учит нас, как надо понимать и те кажущееся суровыми и безотрадными взгляды Иезекииля на правду Божию, которыми дышит вся первая часть его книги.

Иез.18:24. И праведник, если отступит от правды своей и будет по­ступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззакон­ник, будет ли он жив? все добрые дела его, какие он делал, не при­помнят­ся; за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет.

Пророк берет и обратный, печальный случай, когда праведник совращается. Грехи его не могут не навлечь его погибели; Бог здесь не виновен.

Иез.18:25. Но вы говорите: «неправ путь Го­с­по­да!» Послушайте, дом Израилев! Мой ли путь неправ? не ваши ли пути неправы?

Приводит другое народное изречение, возмущающее, как и родственная ему по содержанию пословица 2 ст., пророка (ср. ст. 29; Иез 33.17, 20): «неправ путь Господа». «Неправым», или как можно переводить евр. выражение, «непостоянным» (слав. «не управится») «путь (образ действий в отношении к миру) Божий» кажется лишь от того, что этот путь точно сообразуется с путем людским, отвечает бедствием на неправду, и изменяется с изменением пути человеческого, как показано в ст. 21–24: меняет праведник или грешник свой путь, изменяет и Бог свое отношение к ним. «Как для нездорового составляет наказание пища, приятная здоровому, и как для больных глазами ненавистен свет, приятный здоровому зрению, так неприятна неправедным правда Божия, которой кто подчиняется, не возмущается» (блаж. Августин).

Иез.18:26–28. Повторение 24 и 21 ст.. необходимое в виду вновь в ст. 25 поставленного возражения против правды Божией с другой точки зрения. – «К жизни возвратит душу свою» – он сам, а не Я. – «Увидел». Это первый шаг к обращению: нечестивый не обращает внимания ни на себя, ни на Бога.

Иез.18:29. А дом Израилев говорит: «неправ путь Го­с­по­да!» Мои ли пути неправы, дом Израилев? не ваши ли пути неправы?

Повторяется 25 ст. с легким изменением, сообщающим выражению более скорби, чем негодования.

Иез.18:30. Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Го­с­по­дь Бог; по­кайтесь и обратитесь от всех пре­ступле­ний ваших, чтобы нечестие не было вам пре­ткнове­нием.

Начинается заключительное увещание, тесно примыкающее к мысли 29 ст. и всей главы: если видимая неравномерность в мздовоздаянии имеет основание не в Боге, но в непостоянстве человеческого поведения, то пусть каждый поймет, что его судьба зависит от него самого. – «Буду судить», главным образом во время предстоящей Иудее катастрофы. «Чтобы нечестие не было вам преткновением», слав.: "в мучение", в погибель. Если обратитесь, то все прежние грехи не в состоянии будут погубить вас.

Иез.18:31. Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев?

«Сердце новое», "дух новый" – см. объясн. Иез 11.19; но там, как и в Иез 36.26, их творит сам Бог; настоящее же место показывает, что это происходит не без участия самого человека, притом столь же деятельного, как и со стороны Бога. – «Зачем вам умирать» ср. Иер 27.13.

Иез.18:32. Ибо Я не хочу смерти умира­ю­щего, говорит Го­с­по­дь Бог; но обратитесь, и живите!

Иез.18­­ 23 ст.; ср. Плач 3.33.


Комментарии для сайта Cackle