профессор Александр Павлович Лопухин

Толковая Библия
Толкование на книгу пророка Захарии

Глава 8

1–17. Обетования Божии об изменении судьбы остатка избранного народа к лучшему. Несомненность и условия этого изменения. 18–23. При изложенных условиях посты могут обратиться для дома Иудина в торжественные празднества, и сами иудеи сделаются посредниками между Богом и неверующими Его язычниками.

Первые семнадцать стихов главы восьмой, представляют необходимое соединительное звено между гл. VII и второю половиною гл. VIII, которая заключает прямой ответ на поставленные в Зах.7:3 вопрос о постах. В гл. VII пророк обращает внимание слушателей на времена минувшие и вразумляет их почерпаемыми из истории уроками; в гл. VIII он рисует картины будущего, выясняя, при каких условиях посты могут превратиться в торжественные празднества.

Зах.8:1. И было слово Го­с­по­да Саваофа:

Зах.8:2. так говорит Го­с­по­дь Саваоф: воз­ревновал Я о Сионе ревностью великою, и с великим гневом воз­ревновал Я о нем.

Пророчество, заключающееся в рассматриваемом отделе, начинается теми же словами, которые мы встречаем почти в самом начале пророчества восьми ночных видений (Зах.1:14–15). Господь говорит о любви к Сиону, т. е. к Своему народу; под ревностью здесь, конечно, разумеется ревность любви, а выражение гнева относится к язычникам, которые причинили столько зла избранному народу.

Зах.8:3. Так говорит Го­с­по­дь: обращусь Я к Сиону и буду жить в Иерусалиме, и будет назы­ваться Иерусалим городом истины, и гора Го­с­по­да Саваофа – горою святыни.

Но Господь определил по отношению к нему переменить Свой гнев на милость. Он возвратится на Сион и будет обитать в Иерусалиме, который оставлен Им при разрушении храма и города, в начале плена, как это созерцал пророк Иезекииль (Иез.9:3; Иез.10:4, 18; Иез.11:22–23). Иерусалим и его окрестности снова будут вместилищем истины и святости, равно как мира и благополучия.

Зах.8:7. Так говорит Го­с­по­дь Саваоф: вот, Я спасу народ Мой из страны востока и из страны захожде­ния солнца;

Зах.8:8. и при­веду их, и будут они жить в Иерусалиме, и будут Мо­им народом, и Я буду их Богом, в истине и правде.

Милосердие Божие прострется не на тех только, которые уже находятся в Иерусалиме, но и на рассеянных по всем странам земли. Они получат возможность возвратиться в Иерусалим из всех стран от востока до запада и будут опять народом Божиим. Зах.8:7–8:) служат пояснением предыдущего: собрание отовсюду рассеянных сынов Израиля увеличит население опустевшего со времени плена Иерусалима, и он будет полон обитателями всех возрастов.

Зах.8:9. Так говорит Го­с­по­дь Саваоф: укрепите руки ваши вы, слы­шащие ныне слова сии из уст про­роков, быв­ших при основании дома Го­с­по­да Саваофа, для создания храма.

В успешном окончании начатого предприятия нельзя и сомневаться, потому что проповедь раздается из уст пророков, бывших при основании храма: часть их предречений уже осуществилась; можно вполне надеяться на то, что и все предсказываемое ими не останется без исполнения.

Зах.8:18. И было ко мне слово Го­с­по­да Саваофа:

Зах.8:19. так говорит Го­с­по­дь Саваоф: по­ст четвертого месяца и по­ст пятого, и по­ст седьмого, и по­ст десятого соделает­ся для дома Иудина радостью и веселым торже­с­т­вом; только любите истину и мир.

При изложенных выше условиях, посты должны превратиться для иудеев в торжественные и приятные празднества.

Зах.8:20. Так говорит Го­с­по­дь Саваоф: еще будут при­ходить народы и жители многих городов;

Зах.8:21. и пойдут жители одного города к жителям другого и скажут: пойдем молиться лицу Го­с­по­да и взыщем Го­с­по­да Саваофа; и каждый скажет: пойду и я.

Зах.8:22. И будут при­ходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать Го­с­по­да Саваофа в Иерусалиме и по­молиться лицу Го­с­по­да.

Зах.8:23. Так говорит Го­с­по­дь Саваоф: будет в те дни, возьмут­ся десять человек из всех раз­ноязычных народов, возьмут­ся за по­лу Иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слы­шали, что с вами Бог.

Хотя пророк, согласно вообще с ветхозаветным представлением о соответствии благосостояния в жизни временной с благочестием, говорит: посев будет в мире; виноградная лоза даст плод свой, и земля даст произведения свои, и небеса будут давать росу свою: и все это Я отдам во владение оставшемуся народу сему (Зах.8:12, Ср. Зах.3:10); но в заключение своих наставлений и обетований, данных при решении вопроса об отмене постов, пророк говорит о благах высших, духовных – о распространении истинного богопознания и богопочтения между язычниками, при посредстве иудеев, как результат полного обращения их на путь исполнения заповедей. К бывшему некогда в рассеянии и вновь восстановленному в своей стране народу будут стекаться отовсюду представители различных народов, будут звать друг друга жители городов языческих в святой город для молитвы пред Господом. Язычники будут нуждаться в руководстве и посредничестве иудеев – народа близкого к Богу; один иудей будет руководить десятью язычниками. Иегова, как творец всего мира, должен быть Владыкою и Богом всех народов; но в ветхозаветное время Он является Богом преимущественно для одного народа израильского, и только через его посредство истинное богопознание делается всеобщим. Мысль, что и язычники предназначаются к вступлению в устрояемое Богом Царство, достигает полной ясности лишь у пророков (Oehl. 216–217).


Комментарии для сайта Cackle

Требуются волонтёры