Азбука верыПравославная библиотекапрофессор Александр Павлович ЛопухинТолкование на первое послание Святого Апостола Павла к Тимофею
Распечатать
Скачать как mobi epub fb2 pdf Оригинал (pdf)
 →  Чем открыть форматы mobi, epub, fb2, pdf?


профессор Александр Павлович Лопухин

Толковая Библия
Толкование на Первое послание Святого Апостола Павла к Тимофею

Глава 3 Глава 4 Глава 5

Глава IV.

Появление в будущее время лжеучителей (1—5). Тимофей в своей личной жизни должен служить примером для общества верующих (6—16).

1Тим.4:1. Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским,

   Против истины Христовой, которая содержится в Церкви, будут вооружаться со временем разные лжеучители, с которыми предстоятели Церкви должны будут непременно вести борьбу. «Дух» — т. е. различные пророки, выступавшие в то время в апостольской церкви (ср. 1 Кор 12:10, 14:31). «В последние времена» — точнее: в последующие времена (ύστεροις κ., а не έσχάτοις καιροΐς). «Духам обольстителям», т. е. людям, похожим, по видимости, на истинных вдохновенных учителей, но на самом деле ведущих слушателей к погибели. «Учениям бесовским». Эти лжеучители будут руководиться внушениями врагов Христа — бесов.

1Тим.4:2. через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей,

   «Через лицемерие — точнее»: «в (έν) лицемерии». Эти лжеучители будут действовать лицемерно, не по убеждению. Эта же мысль содержится и в следующем выражении: «сожженных в совести своей». У таких людей совесть будет как бы вся выжжена тем клеймом, какое на нее наложит грех. Печать греха — огненная — сожигает совесть, до которой она касается. Люди с такою сожженною совестью — люди умершие для всего святого и высокого.

1Тим.4:3. запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением.

1Тим.4:4. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением,

1Тим.4:5. потому что освящается словом Божиим и молитвою.

   Характеризуя этих лжеучителей, апостол указывает на то, что они будут запрещать брак как состояние, с их точки зрения, нечистое, и станут повелевать воздерживаться (по-русски глагол άπέχεσύαι не передан) от яств — очевидно, от некоторых яств, может быть, от мяса. Верующие не должны следовать таким учениям, потому что всякое создание, т. е. все, созданное Богом, хорошо, полезно для человека, разумеется, если он в употреблении этого соблюдает умеренность. В особенности нечего бояться осквернить себя пищею, когда принимаешь ее с молитвою и благодарением Богу, подавшему ее («Слово Божие» — слово молитвы). По-видимому, апостол имеет здесь в виду лжеучителей преимущественно гностического направления, которые действительно иногда отрицали брак и проводили мысль о нечистоте некоторых яств.

1Тим.4:6. Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал.

1Тим.4:7. Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии,

1Тим.4:8. ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей.

   Уча других — христиан ( братий), в чем заключается истинное благочестие, Тимофей явится добрым, вполне подходящим служителем Иисуса Христа. Но для этого и он сам должен постоянно питаться теми учениями евангельскими, которые он принял от своего учителя — Апостола Павла (ср. 2 Тим 1:13). Вместе с этим апостол внушает Тимофею необходимость отвращаться, удаляться от пустых, бесполезных бабьих басней (см. 1Тим.4:1, 3, 4), занимаясь только тем, что действительно утверждает в душе человека благочестивую настроенность — именно, делами христианской любви и подвигами воздержания. Чтобы показать полезность благочестия деятельного, апостол сравнивает это благочестие с обыкновенным упражнением тела. И это последнее занятие, несомненно, приносит пользу, укрепляя тело, делая его более способным к перенесению разных трудов, давая человеку возможность приложить к делу свои силы. Но все это — лишь немногое; здесь — польза для тела и внешней жизни, это не то, к чему главным образом должен стремиться христианин. Благочестие же, напротив, полезно во всем, во всех отношениях:даже и в отношении здоровья, потому что благочестивый человек не станет разрушать здоровье свое грехами и пороками (жизнь «настоящая). Главным же образом благочестие ведет человека к получению вечной блаженной жизни (»будущей«).

1Тим.4:9. Слово сие верно и всякого принятия достойно.

1Тим.4:10. Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных.

   Но в чем состоит истинное благочестие? Апостол отвечает на это словами христианского песнопения (гимна), которое употреблялось, очевидно, в его время при богослужении. Благочестивый человек, во-первых, несет тяжелые труды (κοπιώμεν), т. е. не избегает всех трудностей жизни, а во-вторых, идет даже из-за Христа на лишение своей чести, на позор. Конечно, это относится прежде всего к христианским проповедникам и, в частности, к Тимофею (ср. 1 Сол.5:12). При этом апостол указывает и на побуждение к такому образу действий: проповедники надеются на Бога живого, Который в силах их подкрепить в страданиях (в противоположность бессильным мертвым языческим богам). Называя Бога при этом »Спасителем всех человеков« , апостол тем самым дает понять, что христиане, конечно, более других людей заслуживают получения помощи от Бога.

1Тим.4:11. Проповедуй сие и учи.

   Тимофей должен все, что сказано выше (с 1Тим.3:14), возвещать как заповедь (»проповедуй« — точнее: заповедуй — παράγγελε), научать этому свою паству.

1Тим.4:12. Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте.

   Тимофей был сравнительно молодой человек: во время написания послания ему было около 38-ми лет. Поэтому его указаниями некоторые из верующих могли пренебрегать, и Тимофей должен так их предлагать, чтобы никому и в голову не пришло, что их можно не исполнять. А этого достигнуть можно только тогда, когда Тимофей будет образцом для верующих во всей своей жизни, когда он будет проявлять любовь ко всем братьям, веру в Бога, чистоту сердца (выражения »в духе« многие кодексы не имеет).

1Тим.4:13. Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением.

   Пока не придет апостол в Ефес, Тимофей должен сам постоянно совершать богослужение: чтение Священного Писания, наставление и учение — все это составные части христианского богослужения (на это указывают и стоящие здесь, определяющие точно понятие артикли).

1Тим.4:14. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.

   Чтобы побудить Тимофея к деятельности, апостол напоминает ему о тех духовных дарованиях (χάρισμα — в общем смысле «духовное озарение»), какие некогда, вероятно в Листре, низведены были на него (ср. 1Тим.1:17; 2 Тим Ï6), при посвящении его в помощники Апостолу Павлу. «По пророчеству» (δια προφητείας — вин. пад. множ. числа), т. е. сообразно с высказанными о Тимофее предсказаниями христианских пророков. «С возложением рук священства». Апостол говорит, что при избрании Тимофея все пресвитеры той местности возложили на Тимофея свои руки в знак того, что они, так сказать, ставят его вместо себя в помощники Павлу. Посвящения эти пресвитеры не совершали — его мог совершить только сам апостол (еп. Феофан). На это указывает и стоящий здесь предлог «c» (μετά, а не δω ­ чрез).

1Тим.4:15. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден.

1Тим.1:16. Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.

    «О сем заботься», т. е. размышляй о своих обязанностях (см.1Тим.1:11-13), в сем пребывай , как в своем доме. Только в таком случае Тимофей вправе ожидать успеха в своей деятельности. «Вникай в себя», т. е. наблюдай сам за собою, чтобы не впасть в какую ошибку, не уклониться от духа евангельского. «И в учение». Здесь всего естественнее понимать учительную деятельность других учителей веры в Ефес, которую Тимофей не должен оставлять без наблюдения и контроля, — «Сим», т. е. наблюдением…

Глава 3 Глава 4 Глава 5