Азбука веры Православная библиотека профессор Александр Павлович Лопухин Толкование на Послание Святого Апостола Павла к Филимону



профессор Александр Павлович Лопухин

Толковая Библия
Толкование на Послание Святого Апостола Павла к Филимону

Послание к Филимону

Филимон, которого Церковь причисляет к лику семидесяти Апостолов, жил в городе Лаодикии или, как некоторые полагают, в Колоссах (см. Кол. IV:15). Он был другом и сотрудником Ап. Павла. В его доме имелась христианская церковь, и у него находили приют странники-христиане. Повод, по которому Апостол обратился с посланием к Филимону, был следующий. Онисим, раб Филимона (Кол. IV:9), чем-то не угодил своему господину и, из боязни наказания, бежал от него. В это время он встретился с Ап. Павлом, и последний обратил его ко Христу, а несколько времени спустя послал Онисима, в сопровождении Тихика, к его господину. При сем он обратился к Филимону с посланием, чтобы расположить его к прощению бежавшего раба. Послание это написано, вероятно, в скором времени после написания послания к Колоссянам, именно во время первых римских уз Ап. Павла.

Глава I

Вступление и приветствие (1–3). Похвала Филимону (4–7). Просьба за Онисима (8–12). Павел охотно удержал бы Онисима у себя, но не хочет этого сделать без соизволения Филимона (13–20). Заключительные замечания и приветствия (21–24)

Флм.1:1. Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону воз­люблен­ному и сотруднику нашему,

«Узник Иисуса Христа» – см. посл. к Еф. 3:1.

Флм.1:2. и Апфии, [сестре] воз­люблен­ной, и Архиппу, сподвижнику нашему, и домашней твоей церкви:

«Апфии, [сестре]». Известна надгробная надпись какой-то Апфии из Колосс на памятнике, находящемся близ Бальбура, в поселке Тримелиском: «Ерм – Апфии, своей жене, дочери Трифона, родом Колоссянки, в память»1. – Архип – см. Кол. IV:17.

Флм.1:4–7. Благодарю Бога моего, всегда вспоминая о тебе в молитвах мо­их, слы­ша о твоей любви и вере, которую имеешь к Го­с­по­ду Иисусу и ко всем святым, дабы обще­ние веры твоей ока­за­лось деятель­ным в по­знании всякого у вас добра во Христе Иисусе. Ибо мы имеем великую радость и утеше­ние в любви твоей, по­тому что тобою, брат, успокоены сердца святых.

Все, что до сих пор Апостол слышал о Филимоне, возбуждало в Апостоле благодарность к Богу и побуждало его молиться за Филимона. Именно до Апостола дошли слухи о "вере", какую имеет Филимон в Господа Иисуса, и о "любви", какую он питает ко всем христианам (в 5 ст. имеется фигура, так называемого, хиазма). Поэтому Апостол молится, чтобы вера Филимона, которую он имеет, – такая же твердая, какова и вера Ап. Павла (общение веры твоей»), – сказалось бы в делах, а именно прежде всего привела бы его к совершеннейшему познанию того, какие великие блага он получил вместе с своею домашнею церковью во Христе Иисусе и вместе для Иисуса Христа, т е. для споспешествования делу Христову (εις Χρ. Ιησ.). При этом (Флм.1:7) Апостол указывает, почему он называл веру Филимона «общею с его верою»: Апостолу, страдавшему в узах, доставили утешения известия о заботливости, какую проявил Филимон в отношении к другим христианам, находившимся в тяжелых обстоятельствах.

Флм.1:8–12. Посему, имея великое во Христе дерзнове­ние при­казы­вать тебе, что должно, по любви лучше про­шу, не иной кто, как я, Павел старец, а теперь и узник Иисуса Христа; прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах мо­их: он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я воз­вращаю его; ты же при­ми его, как мое сердце.

Вследствие этого Апостол обращается к Филимону не с приказаниями, а, как к другу, с просьбою, в духе христианской любви. Пусть Филимон исполнит его просьбу, – просьбу "Павла" (Апостола языков), просьбу "старца" (старцев вообще следует слушать с уважением) и просьбу «узника Христова» (которого нужно всячески утешать). Апостол умоляет Филимона, чтобы он принял своего раба, Онисима, который из негодного сделался полезным и для Филимона, коему теперь будет служить как верный слуга-христианин, и для Апостола, которому он доставил утешение своим обращением ко Христу.

Флм.1:13–14. Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя по­служил мне в узах за бла­го­ве­с­т­вование; но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не вынужден­но, а добровольно.

Чтобы внушить Филимону самое лучшее чувство и расположение к исполнению просьбы своей, Апостол говорить, что он так был уверен в расположении к нему Филимона, что даже хотел было оставить Онисима при себе, чтобы этот последний заменил Апостолу своего господина, который, если бы это было возможно, наверно не отказался бы послужить Ап. Павлу в узах. Но – прибавляет Апостол – я не хотел, чтобы это сделалось как бы по принуждению с моей стороны.

Флм.1:15–20. Ибо, может быть, он для того на время отлучил­ся, чтобы тебе при­нять его навсегда, не как уже раба, но выше раба, брата воз­люблен­ного, особен­но мне, а тем больше тебе, и по плоти и в Го­с­по­де. Итак, если ты имеешь обще­ние со мною, то при­ми его, как меня. Если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне. Я, Павел, написал моею рукою: я заплачy; не говорю тебе о том, что ты и самим собою мне должен. Так, брат, дай мне во­с­по­льзо­ваться от тебя в Го­с­по­де; успокой мое сердце в Го­с­по­де.

При том, может быть, и самое разлучение Онисима с Филимоном совершилось для того, чтобы повести за собою их соединение на веки. Итак, Апостол не захотел нарушить прав Филимона, но теперь он убеждает его принять Онисима с такою же дружбою, с какою тот принял бы самого Апостола. При этом он берет на себя возместить тот материальный убыток, какой причинил Онисим своему господину.

Флм.1:21–22. Надеясь на по­слушание твое, я написал к тебе, зная, что ты сделаешь и более, нежели говорю. А вместе при­готовь для меня и по­меще­ние; ибо надеюсь, что по молитвам вашим я буду дарован вам.

Апостол уверен, что Филимон исполнит его просьбу, и, в знак своей благодарности, он поручает Филимону приготовить ему помещение, так как он надеется быть освобожденным из уз и отправиться в долину реки Лика, где жил Филимон.

Флм.1:23–25. Привет­с­т­ву­ет тебя Епафрас, узник вместе со мною ради Христа Иисуса, Марк, Аристарх, Димас, Лука, сотрудники мои.

Ср. Кол. 4и сл. – «Благодать Господа…» см. Гал. 6:18.

* * *

1

Дибелиус. Толкование на посл. к Филимону стр. 132, 1912 года на нем. яз.

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс