профессор Александр Павлович Лопухин

Толкование на Послание Иеремии

Глава 1

Предисловие. О послании Иеремии

1. Неподлинность послания. Послание Иеремии, написанное на греческом языке, на самом деле не принадлежит великому иудейскому пророку. Это доказывается, во-первых, тем, что его совсем нет в еврейской Библии, в сирийском переводе Пешито и даже в некоторых списках LXX-ти; во-вторых, самое содержание послания не имеет почти ничего общего с содержанием книги пророка Иеремии, и, в-третьих, наконец, язык послания далеко не похож на блестящий язык книги пророка Иеремии. Кроме того, в послании своем Иеремия не мог употребить таких неточных выражений как семь родов вместо семидесяти лет (для обозначения периода вавилонского плена) и тому под.Неизвестный автор послания, по-видимому, иудей-еллинист – составил его и назвал Иеремииным, вероятно, чтобы придать ему больше значения в глазах читателей. Вероятнее всего, что послание написано во Фригии – в нем находятся довольно ясные следы знакомства автора с фригиийским языческим культом.

2. Содержание послания. Автор послания хочет предостеречь своих единоплеменников, иудеев, от увлечения идолослужением. Для этого он изображает идолов как простых бесчувственных истуканов, которые ничего не видят и не слышат и с которыми можно сделать что угодно. Неправильно потому называются они богами: их даже сами халдеи не чтут как следует. Они не в состоянии даже спасти от опасности себя самих, и даже дикие звери лучше их, потому что у них есть инстинкт самосохранения.Все послание состоит из 72-х стихов и может быть разделено на 4 части: 1) надписание (ПослИер.1:1); 2) вступление (ПослИер.1:2–6); 3) главная часть послания – рассуждение о ничтожестве идолов и суетности идолослужения (ПослИер.1:7–71) и 4) заключение (ПослИер.1:72).

3. Достоинство послания. У наших православных богословов иногда высказывается мысль, что послание Иеремии – каноническое (Митр. Макарий – во Введении в прав. Богословие, Смарагдов, Афанасьев). Это, несомненно, отражение католического воззрения, по которому это послание действительно является произведением Иеремии. Но большинство толкователей наших совершенно справедливо считают это послание неканоническим (митр. Филарет Моск., митр. Арсений Киев., и др).

4. Источники и пособия. Кроме указанных в предисловии к книге Иеремии общих трудов о пророке Иеремии, здесь можно указать на пробную лекцию проф. Жданова «О послании Иеремии» (Прибавл. к Твор. Св. Отцов 1888, IV, 441–466).

Глава 1

ПослИер.1:1–72. Ничтожество и бессилие идолов.

ПослИер.1:1. Список послания, которое послал Иеремия к пленникам, отводимым в Вавилон царем Вавилонским, чтобы возвестить им, что повелено ему Богом.

ПослИер.1:1–6. Здесь содержится надписание и вступление к книге.

1. Странным представляется, что Иеремия обращается с посланием к тем иудеям, с которыми он сам находился, когда они были отведены в плен (Иер.40:1), и к которым он мог бы обратиться с устными наставлениями.

ПослИер.1:2. За грехи, которыми вы согрешили пред Богом, будете отведены пленниками в Вавилон Навуходоносором, царем Вавилонским.

ПослИер.1:3. Войдя в Вавилон, вы пробудете там многие годы и долгое время, даже до семи родов; после же сего Я выведу вас оттуда с миром.

3. Евреи должны пробыть в Вавилоне даже до семи родов. Это выражение очень неопределенное и употребляется в разных значениях. Если бы пророк Иеремия писал о времени продолжительности плена, то он, конечно, определил бы это время так, как и в своей книге, т. е. 70-ю годами. (Иер.25:11).

ПослИер.1:4. Теперь вы увидите в Вавилоне богов серебряных и золотых и деревянных, носимых на плечах, внушающих страх язычникам.

4. Опять и здесь представляется странным, что евреи только в плену увидят изображения языческих богов. Нет, эти изображения были им хорошо известны и до отведения в плен.

ПослИер.1:5. Берегитесь же, чтобы и вам не сделаться подобными иноплеменникам, и чтобы страх пред ними не овладел и вами. Видя толпу спереди и сзади их поклоняющеюся перед ними, скажите в уме: «Тебе должно поклоняться, Владыко!»

ПослИер.1:6. Ибо Ангел Мой с вами, и он защитник душ ваших.

6. Ангел – это, может быть, архангел Михаил, защитник и представитель народа еврейского (Дан.12:1). Упоминая об этом ангеле, Бог этим указывает на то, что евреям не для чего искать защиты у языческих богов – у них есть Богом данный им защитник.

ПослИер.1:7. Язык их выстроган художником, и сами они оправлены в золото и серебро; но они ложные, и не могут говорить.

ПослИер.1:7–15. Чтобы показать ничтожество идолов, писатель изображает способ приготовления идолов и полное бессилие идолов, которые не могут воспользоваться ни языком, какой им приделывают, ни скипетром и мечом, какие влагаются в их руки.

ПослИер.1:8. И как бы для девицы, любящей украшение, берут они золото, и приготовляют венцы на головы богов своих.

ПослИер.1:9. Бывает также, что жрецы похищают у богов своих золото и серебро и употребляют его на себя самих;

ПослИер.1:10. уделяют из того и блудницам под их кровом; украшают богов золотых и серебряных и деревянных одеждами, как людей.

ПослИер.1:11. Но они не спасаются от ржавчины и моли, хотя облечены в пурпуровую одежду.

ПослИер.1:12. Обтирают лице их от пыли в капище, которой на них очень много.

ПослИер.1:13. Имеет и скипетр, как человек – судья страны, но он не может умертвить виновного пред ним.

ПослИер.1:14. Имеет меч в правой руке и секиру, а себя самого от войска и разбойников не защитит: отсюда познается, что они не боги; итак, не бойтесь их.

14. По мнению Вигуру, здесь изображается статуя вавилонского бога Бела-Меродаха, но, как видно из снимков с этой статуи, Меродаху не влагали в руки ни скипетра, ни меча.

ПослИер.1:15. Ибо, как разбитый сосуд делается бесполезным для человека, так и боги их.

ПослИер.1:16. После того, как они поставлены в капищах, глаза их полны пыли от ног входящих.

ПослИер.1:16–53. Когда идол помещен в капище, то он стоит недвижимо, не имея силы защититься от пыли, которая лезет ему в глаза, от червей, которые точат его одежду, от копоти курений, от летучих мышей и кошек. Идолы носятся жрецами и переносят все безобразия, какие пред ними чинят жрецы и распутные женщины. Тем более они не могут оказать никакой пользы стране.

ПослИер.1:17. И как у нанесшего оскорбление царю заграждаются входы в жилье, когда он отводится на смерть, так капища их охраняют жрецы их дверями и замками и засовами, чтобы они не были ограблены разбойниками;

17. Здесь указывается на обычай, по которому у оскорбителя величества дом запечатывался, чтобы все имущество потом могло в целости поступить в царскую казну.

ПослИер.1:18. зажигают для них светильники, и больше, нежели для себя самих, а они ни одного из них не могут видеть.

ПослИер.1:19. Они как бревно в доме; сердца их, говорят, точат черви земляные, и съедают их самих и одежду их, – а они не чувствуют.

ПослИер.1:20. Лица их черны от курения в капищах.

ПослИер.1:21. На тело их и на головы их налетают летучие мыши и ласточки и другие птицы, лазают также по ним и кошки.

ПослИер.1:22. Из этого уразумеете, что это не боги; итак, не бойтесь их.

ПослИер.1:23. Если кто не очистит от ржавчины золота, которым они обложены для красы, то они не будут блестеть; и когда выливали их, они не чувствовали.

23. У вавилонян не было идолов, только обложенных золотом, а почти исключительно каменные или глиняные. Очевидно, автор был незнаком с вавилонским культом.

ПослИер.1:24. За большую цену они куплены, а духа нет в них.

ПослИер.1:25. Безногие, они носятся на плечах, показывая чрез то свою ничтожность людям; посрамляются же и служащие им;

25. Вавилонские идолы были с ногами.

ПослИер.1:26. потому что, в случае падения их на землю, сами собою они не могут встать; также, если бы кто поставил их прямо, не могут сами собою двигаться и, если бы кто наклонил их, не могут выпрямиться; но как перед мертвыми полагают перед ними дары.

ПослИер.1:27. Жертвы их жрецы продают и злоупотребляют ими; равно и жены их часть из них солят, и ничего не уделяют ни нищему, ни больному.

ПослИер.1:28. К жертвам их прикасаются женщины нечистые и родильницы. Итак, познав из сего, что они не боги, не бойтесь их.

ПослИер.1:29. Как же назвать их богами? женщины приносят жертвы этим серебряным и золотым и деревянным богам.

ПослИер.1:30. И в капищах их сидят жрецы в разодранных одеждах, с обритыми головами и бородами и с непокрытыми головами:

30. О жрецах вавилонских ничего подобного неизвестно. Скорее это может быть сказано о фригийских жрецах. – Евреям было запрещено разрывать одежды (Лев.10:6), брить бороду (Лев.19:27), тем более священникам (Лев.21:5).

ПослИер.1:31. ревут они с воплем пред своими богами, как иные на поминках по умершим.

31. Ревут… как на поминках по умершим. Язычники, по свидетельству Епифания (Ancorat.), принося к гробнице умершего кушанье, громко кричали: «встань, Гектор, ешь и пей!»

ПослИер.1:32. Некоторые из одежд их жрецы берут себе и одевают ими своих жен и детей.

ПослИер.1:33. Если испытывают от кого-либо злое или доброе, не могут воздать; не могут поставить царя, ни низложить его.

ПослИер.1:34. Равно ни богатства, ни даже мелкой медной монеты они не могут дать. Если кто, обещав им обет, не исполнил бы его, не взыщут.

ПослИер.1:35. От смерти человека не избавят, ни слабейшего у сильного не отнимут;

ПослИер.1:36. человеку слепому не возвратят зрения; человеку в нужде не помогут;

ПослИер.1:37. вдове не окажут сострадания, и сироте не сделают добра.

ПослИер.1:38. Камням из гор подобны эти боги деревянные и оправленные в золото и серебро, – и служащие им посрамятся.

ПослИер.1:39. Как же можно подумать или сказать, что они боги?

ПослИер.1:40. К тому же сами Халдеи обращаются с ними непочтительно: они, когда увидят немого, не могущего говорить, приносят его к Ваалу и требуют, чтобы он говорил, как будто он может чувствовать.

ПослИер.1:41. И не могут они, заметив это, оставить их, потому что не имеют смысла.

ПослИер.1:42. Женщины, обвязавшись тростниковым поясом, сидят на улицах, сожигая курение из оливковых зерен.

42. Курение из оливковых зерен или отрубей было жертвою богине Гекате. Этим курением фригийские женщины хотели привлечь к себе внимание проходивших мужчин. – На улицах. Опять и это более подходит к Фригии. В Вавилоне женщины, служившие богине Мелитте развратом, сидели в «рощах».

ПослИер.1:43. И когда какая-либо из них, увлеченная проходящим, переспит с ним, – попрекает своей подруге, что та не удостоена того же, как она, и что перевязь ее не разорвана.

ПослИер.1:44. Все, совершающееся у них, ложно. Посему как можно думать или говорить, что они боги?

ПослИер.1:45. Устроены они художниками и плавильщиками золота; не чем иным они не делаются, как тем, чем желали их сделать художники.

ПослИер.1:46. И те, которые приготовляют их, не бывают долговечны;

ПослИер.1:47. как же сделанные ими могут быть богами? Они оставили по себе ложь и срам своим потомкам.

ПослИер.1:48. Когда постигают их война и бедствия, жрецы совещаются между собою, где бы им скрыться с ними.

ПослИер.1:49. Как же не понять, что те не боги, которые самих себя не спасают ни от войн, ни от бедствий?

ПослИер.1:50. Так как они деревянные и оправленные в золото и серебро, то можно познать, что они ложь; всем народам и царям сделается ясным, что это не боги, а дела рук человеческих, и в них нет никакого действия божественного.

ПослИер.1:51. Кому же после сего не понятно, что они не боги?

ПослИер.1:52. Царя стране они не поставят, дождя людям не дадут;

ПослИер.1:53. суда не рассудят, обидимого не защитят, будучи бессильны,

ПослИер.1:54. как вороны, находящиеся между небом и землею. Ибо и в том случае, когда подверглось бы пожару капище богов деревянных или оправленных в золото и серебро, жрецы их убегут и спасутся, – а они сами, как бревна в средине, сгорят.

ПослИер.1:54–71. Чтобы показать ничтожество идолов и выразить к ним свое презрение, писатель сравнивает их со жрецами и разбойниками. Жрецы могут спастись во время пожара, а идолы не могут. Не могут идолы и защитить себя от разбойников, которые снимают с них разные украшения. Гораздо могущественнее идолов хороший государь или какая-либо полезная домашняя вещь. Могущественнее идолов разные силы природы, исполняющие свое назначение. Идолов можно сравнить только с огородным пугалом или с разлагающимся трупом.

54. Как вороны… это конец 53-го ст. Боги сравниваются с воронами, которые представляют собою довольно больших птиц, но совершенно бессильных и бесполезных.

ПослИер.1:55. Ни царю, ни врагам они не могут противостать. Как же можно принять или подумать, что они боги?

ПослИер.1:56. Ни от воров, ни от грабителей не могут охранить самих себя эти боги, деревянные и оправленные в серебро и золото:

ПослИер.1:57. превосходя их силою, они снимают золото и серебро и одежды, которые на них, и уходят с добычею, а эти себе самим не в силах помочь.

ПослИер.1:58. Поэтому лучше царь, выказывающий мужество, или полезный в доме сосуд, который употребляет хозяин, нежели ложные боги; или лучше дверь в доме, охраняющая в нем имущество, нежели ложные боги; или лучше деревянный столп в царском дворце, нежели ложные боги.

ПослИер.1:59. Солнце и луна и звезды, будучи светлы и посылаемы ради потребности, благопослушны.

ПослИер.1:60. Также и молния каждый раз, как является, ясно видима; также ветер во всякой стране веет.

ПослИер.1:61. И облака, когда повелит им Бог пройти над всею вселенною, исполняют повеление.

ПослИер.1:62. Тоже огонь, свыше ниспосылаемый для истребления гор и лесов, делает, что назначено; а эти не подобны им ни видом, ни силами.

ПослИер.1:63. Почему же можно подумать или сказать, что они боги, когда они несильны ни суда рассудить, ни добра делать людям?

ПослИер.1:64. Итак, зная, что они не боги, не бойтесь их.

ПослИер.1:65. Царей они ни проклянут, ни благословят;

ПослИер.1:66. знамений не покажут на небе и пред народами; не осветят, как солнце, и не осияют, как луна.

ПослИер.1:67. Звери лучше их: они, убегая под кров, могут помочь себе.

ПослИер.1:68. Итак, ни из чего не видно нам, что они боги; посему не бойтесь их.

ПослИер.1:69. Как пугало в огороде ничего не сбережет, так и их деревянные, оправленные в золото и серебро боги.

ПослИер.1:70. Равным образом их деревянные, оправленные в золото и серебро боги подобны терновому кусту в саду, на который садятся всякие птицы, также и трупу, брошенному во тьме.

ПослИер.1:71. Из пурпура и червленицы, которые истлевают на них, вы можете уразуметь, что они не боги; да и сами они будут наконец съедены и будут позором в стране.

ПослИер.1:72. Итак, лучше человек праведный, не имеющий идолов, ибо он – далеко от позора.

72. Заключение утверждает читателей послания в той мысли, что праведный человек не станет чтить идолов и не навлечет на себя позора.


Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т. / под ред. А. П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Дар, 2009. / Т. 4. : Пророческие книги. - 1168 с. / Книга Послание Иеремии. 634-640 с. ISBN 978-5-485-00273-2

Вам может быть интересно:

1. Толкование на книгу пророка Варуха профессор Александр Павлович Лопухин

2. Толкование на пророка Иеремию блаженный Феодорит Кирский

3. Толкование на пророка Иеремию святитель Иоанн Златоуст

4. Книга пророка Иеремии преподобный Ефрем Сирин

5. Толкование на паремии из книги Второзакония епископ Виссарион (Нечаев)

6. Толкование на послание св. Апостола Павла к Филимону Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский

Комментарии для сайта Cackle