преподобный Макарий Алтайский

Содержание сих чтений из книг Священного Писания1

I. В книгах Священного Писания, называемых обыкновенно Библией, Бог даровал человекам Святое Слово Свое

Ядро или сущность всего Священного Писания есть единый за всех и во всех Иисус Христос, и ищущим Бога Он отверзает ум к разумению Писания Духом Святым.

Пророки свидетельствуют о Христе Иисусе, Иисус Христос свидетельствует о пророках и дарует Церкви апостолов, апостолы свидетельствуют о Христе Иисусе, о пророках и друг о друге, Дух Святой в пророках и апостолах свидетельствует, что Он в тех и других есть единый Дух истины, Дух Христов: все Писание богодухновенно, и Дух Божий дышит во всем Священном Писании.

Животворящая сила слова Божия в спасении верующих, самая вера – от слова Божия.

Вера, спасающая человека благодатию Божиею, неразлучна с надеждою и любовию.

II. Учение Христианской Библии о Боге, мире и человеке

Бог есть Творец небес и земли, всего видимого и невидимого – Дух вездесущий, премудрый, всеведущий, всеблагой, всесвятой, всеправедный, всемогущий, вседовольный, неизменный, вечный, бесконечный во всех совершенствах Своих, непостижимый в существе Своем, Вседержитель и Промыслитель, Владыка народов, Отец ангелов и человеков.

III. Человечество заражено грехом, испорчено

Оно не могло само собою исцелиться и очиститься от греха, и если бы в сем состоянии навсегда осталось, то от умножения беззаконий яд греха непрестанно и вечно усиливался бы в человечестве, страдания и муки, естественно, были бы вечны; и как тьма не может соединиться со светом, так человеки, по греховной нечистоте своей, были бы вечно отлучены от общения с Богом в святости и блаженстве.

Но для спасения человеков Сам Бог явился на земле в человеческой плоти и в имени Иисуса Христа.

Иисус Христос говорил о Себе, что Он – Сын Божий, что Бог Отец по милосердию и любви Своей к человекам послал Его в мир спасти грешников, что отец Его – в Нем и что Он – в Отце Своем, что Ему приличествует равная с Отцом честь, что видавший Его видит Отца и верующий в Него верует во Отца, пославшего Его, что Он был во славе Своей у Отца прежде бытия мира, что Он и Отец – одно, что Он Духом Святым изгоняет нечистых духов из людей, что Дух Святой от Отца исходит и наставляет человека на всякую истину, что верующий в Сына Божия Иисуса Христа приимет Духа Святого и вечно будет иметь Его в себе, и таким образом соделается храмом Живого Бога, Отца и Сына и Святого Духа.

Посему Иисус Христос повелел апостолам и крестить верующих во имя Отца и Сына и Святого Духа, но прежде подтвердил то же самое, что Моисей провозглашал израильтянам: «Слыши, Израиль: Господь Бог наш есть Господь единый».

Таково учение веры Христовой. Один Бог, но в одном Боге – Отец, Сын и Святой Дух, и Сии три суть одно.

Богочеловек Иисус Христос как Сын Божий есть истинный Бог и как Сын Человеческий – истинный Человек, всецелый, непорочный и всесвятейший, для того посланный в человечество, чтобы, соединив его с Собою, возродить и обновить по образу Божию. Он есть то Первоверховное Откровение и Слово Божие, в Котором Бог Отец, вне Сына никем никогда не видимый, Духом Святым являет славу Свою, творя и сохраняя создания и просвещая сотворенных разумных духов светом Богопознания.

Духу Святому, от Отца исходящему, в Сыне же почивающему и Сыном посылаемому ищущим Бога и верующим во Евангелие, как истинному Богу и Господу приличествует поклонение и прославление, равное со Отцом и Сыном Божиим.

IV. Иисус Христос Сын Божий как второй Адам и Господь с небеси

один за всех человеков исполнил правду, или закон Божий, совершенно: взял на Себя беззакония и грехи всех человеков и за грехи всего мира страдал, пролил Пречистую Кровь Свою, умер как человек на Кресте, принесши Богу сию, по бесконечному величеству Божества Его на все веки простирающую всеспасительные действия Свои, бесконечную в благотворных плодах Своих жертву умилостивления; заслужил, приобрел, получил от Бога, по неизменному закону правды Его, для всех грешников всепрощение, освобождение от осуждения за грехи, избавление от гнева Божия и вечной муки и отверз верующим Царство Небесное.

В третий же день по смерти воскрес и торжественно показал, что Он страдал и умер не за Свои, а за наши грехи, что в то самое время, как Он, Единый Праведный, за всех грешников смерть вкусил, все беззакония и грехи человеков, принятые Им на Себя, уничтожились, что смерть для них уже не смерть, а избавление от сего тела смерти и вход в Небесное Царствие, где вечная жизнь их будет вечною радостию о Господе; и наконец, как душа, облекшаяся во Иисуса Христа, есть уже свет в Господе, то некогда она облечется в тело светлое, сообразное прославленному телу воскресшего Иисуса Христа.

По вознесении же на небо Господь наш Иисус Христос излил на возлюбленное и искупленное Им человечество благословение от Бога Отца, послав апостолам Духа Святого, да будет вечно в Церкви Его и да соединяет все племена земные во единую святую Церковь единого истинного Бога, в Пресвятой Троице славимого, проповеданием Евангелия Иисуса Христа Сына Божия и прославлением Его в верующих.

Духом Святым Господь Иисус Христос царствует в Церкви Своей и воинствует с нею, покоряя скипетру Царства Своего, скипетру правоты, все народы.

И как самая вера не от нас, а дар Божий, то, без сомнения, всяк приемлющий Иисуса Христа, то есть верующий в Него, приемлет Духа Святого. Верою усвояются душе Христова праведность и Христовы страдания за грехи мира, и таким образом совершается оправдание ее во Иисусе Христе перед Богом не какими-нибудь делами ее, потому что она не могла творить добрых дел, когда была без Христа (Еф. 2:12), но по милости Божией и по вере, которая ей даруется от Бога, дабы она не отвергла сей милости, а приняла ее.

Но сия вера, оправдывающая грешника святою жизнию и смертию Иисуса Христа, будучи силою Духа Святого, Который есть Дух жизни, и сама жива, имея в себе от Духа Святого надежду на Иисуса Христа и любовь к Нему, и уже действует сею любовию, которую имеет от Духа Святого и которая есть исполнение, сущность и дух всего закона, так что в вере содержатся все семена добродетели, приносящие плод богоугодных деяний во время свое.

Верою во Христа, надеждою на Христа и любовью ко Христу человеческая душа соединяется со Христом, возрождается в Нем, делается новою тварию, соединенною для добрых дел, теряет собственную нечистоту и греховную жизнь ветхого человека и получает святую жизнь от Иисуса Христа, которая как зачалась от Слова Истины, так и питается Словом Истины, оказываясь молитвою и различными богоугодными действиями воли освобожденной от греха и служащей Богу и человечеству в духе детской любви и благодарности к Отцу Небесному, в преданности и послушании внушениям Духа Святого. Но все сии деяния суть не иное что как постепенное развитие, процветание, плодотворение одного дела Божия в душе спасаемой, которое есть вера во Иисуса Христа, воображение, откровение, жизнь, прославление в ней Иисуса Христа и ее освящение и обновление в Нем по образу Божию. Итак, что в царстве натуры привитие худого дерева к доброму, то в царстве благодати – вера во Иисуса Христа. Там худое дерево, соединяясь с добрым, теряет собственную жизнь, получает новую от доброго дерева и приносит плоды его; здесь грешник, верою привившись ко Христу, умершему за грехи его и воскресшему, всею искренностию воли распинается и умирает в Нем для греха и воскресает в Нем в святую жизнь для Бога и правды Его. Сие умирание ветхого человека и воскресение нового силою и действием смерти и Воскресения Иисуса Христа в тех, которые уже не свои, а Христовы, есть сокровенная история всей внутренней жизни истинного христианина, сущность всех установленных в Церкви Христовой таинств, и сие «Таинство таинств, которое есть Христос в вас, упование славы» (Кол. 1:27), совершается Духом Святым.

Умолкнем и будем внимать тому, что Сам Дух истины говорит о сем и потом о должностях истинного христианина, которые все происходят от любви к Богу и ближнему, о втором пришествии Христовом судить живых и мертвых, о воскресении тел, о новом небе и новой земле, о вечной муке не возродившихся во Христе для вечной жизни, о вечной жизни уверовавших во Христа и соделавшихся чадами Божиими, об исполнении всех пророчеств во Иисусе Христе, о совершении всего, когда Бог будет все во всем (Деян. 3:21; 1Кор. 15:28).

* * *

*

Публикация подготовлена издательством Православной Гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского, г. Новосибирск.(1841 г.)

1

Предисловие архимандрита Макария к «Алфавиту Библии». Прим. ред.

Комментарии для сайта Cackle