Азбука верыПравославная библиотекаепископ Вениамин (Милов)Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви


епископ Вениамин (Милов)

Божественная любовь
по учению Библии и Православной Церкви

Отделение 1

Содержание

Предисловие
Вступление Глава 1 Глава 2 Глава 3 Человек

Часть первая (догматическая). Триединая любовь божества в мире и Церкви

Бог, единый существом Верую во Единаго Бога. 1-й член Символа веры А) Первая ступень богопознания Б) Вторая ступень богопознания В) Третья ступень богопознания Триединство Божества Общее учение о Триединой Божественной Любви Верую во Единаго Бога Отца... И Во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия... и в Духа Святаго, Господа. 1-й, 2-й и 8-й члены Символа веры Глава 1 Глава 2 Глава 3 Отец небесный Верую во Единаго Бога Отца Вседержителя, Творца Небу и земли, видимым же всем и невидимым. 1-й член Символа веры Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Сын Божий – Спаситель мира Верую... и во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия... Единосущна Отцу... и вочеловечшася. распятаго же за ны... и воскресшаго... и восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 6-й члены Символа веры Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Святой Дух Утешитель Действие любви Святого Духа Верую... и в Духа святаго, Господа Животворящаго. 8-й член символа веры Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Жизнь в благодати Святого Духа Верую... и в Духа Святаго, Господа Животворящего. 8-й член Символа веры Глава 1 Глава 2 Глава 3 Святая Церковь Христова Союз любви во Святой Церкви Верую... во едину святую, соборную и апостольскую Церковь. 9-й член Символа веры Глава 1 Глава 2 Глава 3 Православный храм как школа церковной любви Молитва Церкви Верую... во едину святую, соборную и апостольскую Церковь. 9-й член Символа веры Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Благодать святых церковных Таинств Исповедую едино крещение во оставление грехов. 10-й член Символа веры Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Святое Крещение Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Святое Миропомазание Глава 1 Глава 2 Глава 3 Святое Покаяние Глава 1 Глава 2 и 3 Глава 4 Святое Причащение Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Таинство Священства Глава 1 Глава 2 Таинство Брака Святое Елеосвящение Господь Спаситель в Церкви Верую... во единаго Господа Иисуса Христа... и во едину святую, соборную и апостольскую Церковь. 2-й и 9-й члены Символа веры Раздел I Раздел II Глава 1 Глава 2 Глава 3 Вечная жизнь и вечная смерть Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. аминь. 1-й и 12-й члены символа веры Глава 1 Глава 2 Раздел I Раздел II

Часть вторая (нравоучительная). Нравственные понятия христианства в связи с догматами

ПРЕДИСЛОВИЕ ко второй части ДОБРОДЕТЕЛЬ Верую во единаго Бога Отца... и во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия... и в Духа Святаго, Господа. 1-й, 2-й и 8-й члены Символа веры Раздел I Раздел II Раздел III Раздел IV Грех Исповедую едино крещение во оставление грехов. 10-й член Символа веры Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Спасающая вера Верую... во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия... нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося. 2-й и 3-й члены Символа веры Раздел I Раздел II Христианское мученичество Исповедую едино крещение во оставление грехов. 10-й член Символа веры I. Кровавое мученичество II. Бескровное мученичество Деятельная сторона христианского любвеобилия Исповедую едино крещение во оставление грехов. 10-й член Символа веры Раздел I Раздел II Раздел III ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

 
Идея любви в православно-христианском богословии «На сих двух заповедях* утверждается весь закон и пророки» (Мф.22:40)
«Любовь есть исполнение закона» (Рим.13:10)
«Весь закон в одном слове заключается: люби» (Гал.5:14)
ПРЕДИСЛОВИЕ
Наше отечественное богословие до сих пор не блещет богатством систематически-обстоятельных работ по исследованию нравственного значения всех православно-христианских догматов, раскрываемых из начала любви. Русские богословы-догматисты, за исключением профессора Московской Духовной Академии А. Беляева, еще не ставили себе задачей выяснить связь с любовью всех нравственных выводов из отдельных догматических истин. Между тем отвлеченные положения догматики, переживаемые опытно, могут вести от богопонимания к богоощущению. Научно-жизненное понимание отдельных положений христианской веры как бы невольно поощряет к развитию настроения любви лиц, изучающих христианское вероучение, и увлекает их к живому единению с Богом и людьми. Минус наших курсов догматического богословия составляет недостаточное развертывание глубины и практического смысла библейских цитат. Чрез это невозможно проследить то, как христианин в Боге практически обретает Источник сверхъестественной силы любви. У изучающих богословие по таким пособиям легко может остаться «неведение Бога не умом, а преимущественно сердечное и совестное».
Вот почему безотлагательно нужно связать с жизнью и деятельностью в духе христианской любви все установившиеся в богословской науке догматические понятия. С помощью догматов веры необходимо приходить к настроению и опыту любви во Христе и «срастворению с Богом». А это вполне возможно, если будет исследован нравственный смысл православной догматики применительно к началу любви. Догматы веры, все без исключения, подобно рекам, текут в одно безбрежное море любви, хотя слияние их со своим морем пока и не обозначено на карте русского школьного богословия с надлежащей отчетливостью.
Настоящим трудом нам и хотелось бы устранить проскальзывающую в научном богословствовании неясность взаимоотношения с душою любви тела рассудочно мыслимых догматов.
Правда, в русском богословии мы можем назвать две крупные работы, посвященные выяснению связи любви с догматикой: первая – философского характера – принадлежит перу уже упоминавшегося выше профессора А. Беляева («Любовь Божественная»); вторая – под заглавием «Богозданный человек» – опыт православной теодицеи жизни – составлена архиепископом Гурием (Степановым), бывшим инспектором Казанской Духовной Академии. Труд архиепископа Гурия при высоких научно-практических достоинствах, к сожалению, охватывает лишь два отдела догматики: христологию и сотериологию. Перечислять другие, более мелкие, очерки и статьи по рассматриваемому нами вопросу мы сейчас не будем, так как большую часть их цитируем в своем исследовании ниже. Одно лишь требуется сказать по поводу всего известного нам в русском богословии материала на нашу тему – что он разрознен, отрывочен и не объединен. Скромную задачу – систематизировать и посильно углубить его – мы и принимаем на себя.

* * *

*О любви к Богу и ближним.

Отделение 1


Источник: Вениамин (Милов), епископ. Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви (Опыт раскрытия нравственной стороны православно-христианских догматов веры из начала любви). - Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2011. - 439 с.