Источник

К иеромонаху Анастасию

Анастасий, иеромонах Томского архиерейского дома, был дважды посылаем Томским Преосвященным на помощь архим. Макарию: в конце 1836 г. и в конце 1838 г. Последний раз он, в отсутствие Макария, уехавшего в Москву и Петербург, крестил 60 чел. Впоследствии была речь о назначении его начальником миссии, преемником Макарию, но недостаток у него школьнаго образования, помешал тому (Письма м. Филарета к Высочайшим особам и разным другим лицам, I, 135−136). Сам архим. Макарий был хорошего мнения о способностях и характере Анастасия. Его отзывы о нем рассеяны по его письмам к разным лицам (см. по указателю). Письма архим. Макария к иером. Анастасию, числом 12, печатаются по оригиналам, хранящимся в библиотеке Казанской дух. семинарии. Часть их, №№ 152−156, 158, 161−163, была уже напечатана в I томе «Писем» 1860 г., стр. 8−17, и как обычно с сокращениями. Остальные три (№№ 157, 159 и 160) печатаются впервые.

152

Возлюбленный о Господе брат достопочтенный отец Анастасий!

Давно получил я приятнейшее душе моей письмо Ваше, но отвечаю ныне, когда уже прошли и три месяца, о которых Вы слышали из уст Преосвященнейшего,476 и когда я возобновил прошение мое, которым ищу в Вас искреннего брата и сотрудника по служению моему. Дерзай и мужайся о Господе, Авва. Деятельности преобширное поле, и труд питательный для души, потому что уча других, и сами учиться будете в школе Христовой, и будете искать не своих сил, но иже суть Христа Иисуса, как говорит Св..Павел, то есть не своего услаждения, и не своей корысти, (хотя Господь Сам будет растворять для Вас сладостью утешений чашу спасения), дабы горесть скорбей, везде необходимых, будучи умеряема, соделывалась удобно терпимой и даже приятной в разных мерах, но того, что принадлежит Иисусу Христу, славы имени Его и спасения душ человеческих, которые искуплены Им ценою крови Его. Между тем, было бы постоянным правилом нашим друг друга тяготу носить, и друг друга честью больше себя творить, и исповедуя друг другу согрешения, взаимным прощением любви покрывать неизбежные, по немощи нашей, преткновения и недостатки. Имею чувство надежды в душе, что мы оба вкупе будем благодарить Господа Бога, призвавшего нас к братскому общению, соутешению и сослужению. И кто знает? Может быть, Он с нулями ничтожества нашего, соединив всеродную единицу свою, составит сумму пользы церковной. Бросьте себя, как малую лепту, в сокровищницу храма Божия, Духом Божьим созидаемого на камени, который есть Иисус Христос. Но Вы явитесь с Ним во славе царствия Божия, и прошедши испытание кратковременное, получите венец жизни, который обещал Господь любящим Его. Чем же мы изъявим любовь к Нему, возлюбившему нас, когда мы были еще врагами Его, если не любовью к тем, которых Он возлюбил как и нас, и за которых Он предал Себя на крестную смерть? A возлюбленный ученик Его глаголет: станем любить человеков не словом или языком, но делом и истиною. Что же значит любить человеков делом и истиною, о том Он выше сказал ясно сими словами: любовь познали вы в том, что Он душу Свою положил за нас. Посему и мы должны полагать души за братье (1Ин.3:16−18).

Брат мой, Отец Анастасий! Не обольщаю Вас никакими обещаниями, но Вы знаете правила общины монашеской. По этим правилам жить будем учиться. Бедные наши родные – новокрещеные инородцы. Впрочем, вы будете иметь при помощи Божией, способ посылать по временам небольшие гостинцы сродникам Вашим в России, по общему совещанию и соглашению. И я совсем не опасаюсь с этой стороны значительных искушений для Вас, если только не ошибаюсь. Но молю Вас, не назначайте годового срока для служения вкупе со мною. В таком случае один год по временам, будет казаться для Вас целым веком, и один день целым годом. Ни, брате, но желайте быть верным до смерти в служении Господу Богу при здешней миссии, если только будет Его святая воля на то, чтобы Вы до конца жизни этим путем шли, и если будете обретать в душе необходимую для сего добрую волю, охоту, решимость, которая Богом даруется, но часто неверностью человека теряется. Ни, брате, я желаю, чтобы Вы закрыли глаза мне, и заняв мое место здесь, делу Божию дали благоуспешнейший ход при Божьем благословении. Я и теперь просил Преосвященнейшего рукоположить Отца Анастасия во священство для миссии, и прежде с этою же мыслию писал об Вас к Его Преосвященству. Брат Михаил (Нигрицкий) веселится, надеясь, что Вы будете дарованы миссии. Опасайтесь верить всему, что будет, может статься, рассказывать в Томске брат Стефан (еврей крещеный). Защитите от вредных вкушений назначенного для миссии поселенца Петра Григорьева, для которого я и билет получил из Губернского Енисейского Правления. Если он человек благонамеренный и смиренный, или по крайней мере желает учиться у Христа смирению, то он не лишний будет в нашем кругу, и мы рады доброму брату.477 Простите. Преданный Вам брат и слуга о Господе Архимандрит Макарий.

1836 г. Августа 14 дня.

153

Достопочтеннейший Отец Анастасий возлюбленный о Господе брат мой.

Покорнейше благодарю Вас за письмецо, которое было для меня весьма приятно. Подвизайтесь и возмогайте о Господе. Опыт – лучший учитель, и скорби, случающиеся на пути службы, укрепляют союз ваш с этою службою. А между тем, обещавшийся всегда быть с нами Господь наш, посылает нам утешения и радости, чтобы иго Его было для нас удобоносимо. Будем довольны Им и недовольны собою, станем ѵчиться отвергаться самих себя и к Нему прилепляться. Таким образом, возможем устоять до конца в терпении на пути узком, которым Его десница ведет нас к жизни вечной.

Поручение Ваше, возлюбленный брат, отчасти исполнил, и посылаю сукна, довольное количество и холста разных сортов, а тулупа не мог для Вас найти. Советую поговорить с Чиндековым об яге478 из козлиных шкур. Впрочем, и сам надеюсь к Вам возвратиться в непродолжительном времени.

Старцу Отцу Петру479 и другому Петру юнейшему,480 и Филиппу,481 и всем новокрещенным благословения Божьи усердно желаю.

Преданный Вам слуга Архим. Макарий.

1836 г. Ноября 30 дня.

Бийск.

На обороте адрес: Достопочтеннейшему Отцу Анастасию миссионеру в стане Улалинском, милостивому Авве.

154

Достопочтенный Отец Анастасий возлюбленный брат о Господе.

Посылаю чаю и сахару, а если будут и деньги крайне нужны, то Вы можете взять заимообразно у Карпа Иремеевича, который взятое Вами, получит от меня с благодарностью. Поспешаю на Тарабу. Михаил Петрович сказывает, что Филипп рвется на Каменку. Всмотритесь в его расположение, и если признаете за лучшее отпустить его, то и отпустите, отдав ему серый армяк, сапоги, две пары белья из казны миссии, шапку, если найдете, то и рукавицы, и небольшой мерки икону, и книжицу «Начатки учения христианского». Только надобно ожидать теплой погоды. Для меня очень приятно было Ваше письмо. Подвизайтесь, возлюбленнейший брат, Господь помощник Вам. Привыкайте изучать мало-помалу наречие телеутское, упражняйтесь в проповедании учения о Иисусе Христе распятом от простоты сердца. Читайте сами Новый Завет и Катехизис, служите новокрещеным в различных нуждах. Травки-муравки есть, а у кого будет жар сильный, тому поставить можно мушку. Посещайте домы новокрещеных по вечерам, а иногда приглашайте их к себе. Терпите. В терпении спасетесь и сами, и многие души ко Христу приведете, и в Царствии небесном получите от Иисуса Христа Господа нашего венец блаженства и славы. Впрочем, и в сей жизни будете благополучны. Отцу Петру, Стефану Васильевичу482 и другому Петру благословения Божия усердно желаю.

Преданный Вам слуга Архимандрит Макарий.

1837 г. Января 25 дня.

P. S. Письмо к Вам от отца А. Амфилохия483 было получено не запечатанным в одном пакете с письмом ко мне.

155

Первое письмо Ваше, достопочтенный брат мой о Господе, принесло мне приятнейшее утешение, и я не преминул бы ответствовать Вам, если бы обстоятельства не воспрепятствовали. He выводите из молчания моего заключений горестных, и будьте уверены в искреннем моем почтении, доброжелательстве братском, усердии и спокойной доверенности к Вам, как к достойному и верному сотруднику. Благословен Бог, благословляющий Ваше служение. и даровавший рукою Вашею святой Церкви Своей новых чад. Крестил и я, слава Богу, семерых на Чумыше. Мы все трое, как видно, просидим за делами в Бийске еще недели две, и потом все намерены прибыть на Улалу, и оттуда уже поеду за Катунь на Мыюту, как теперь предполагаю. А как в самом деле случится, это известно Богу. Извещаю Вас, что Синодальное решение по отзыву моему, последовало для миссии вашей благополучное, потому что она, вместо одной, две тысячи в год будет получать на содержание, на постройки, на бедных и на весь обиход свой. He советую Вам разглашать об этом, чтобы те, которые нанимаются у нас, по разным надобностям, не были слишком взыскательны.

Посылаю свидетельство для Кирилла, а что касается Андрея Лазарева, лета для вступления в супружество исполнятся ему 1838 марта 15-го дня. Прежде этого срока, он не может получить свидетельства, пусть напрасно не беспокоится и нас не беспокоит.

Покорнейше прошу Вас, достопочтенный Отец Анастасий, присмотреть за постройкою и приказать Мирошникову, чтобы он немедленно приступил к устроению престола для Улалинской походной церкви пo образцу Майминского.·Для этого дано ему и дерево кедровое, а о награде пусть не сомневается, щедро заплатим. Хорошо, если бы успел он сделать престол к тому времени, когда мы возвратимся, и все вкупе при Божией помощи, откроем Богослужение в походной церкви на Улале.

Будьте все мирны, возлюбленные братия мои Господни о Господе Иисусе Христе, и помяните меня в святых молитвах Ваших, преданного Вам слугу Архим. Макария.

1837 г. Июля 5 дня.

Бийск.

156

Возлюбленный брат о Господе и искренне мною уважаемый Отец Анастасий!

Приятнейшее сердцу письмо с известием о Синодальном Указе, касающемся меня,484 получено вместе с самым Указом из Консистории. Но оно было приятно не столько по известию, которое уже не имело нового для меня, и притом исполнялось тогда же, сколько по чувству преданности Божию Провидению, указующему Вам стезю воли Своей и назначения Вашего. О способностях, какие Бог Вам даровал для службы миссионерской, я говорил Преосвященнейшему в самых определительных выражениях, и достоверную надежду имею, что Вы займете место мое при здешней миссии. Стефан Васильевич будет помощником и правою рукою для Вас. Я сделал, кажется, все, что только мог, дабы миссия не лишилась сего столь благонадежного работника. Теперь Вы продолжайте, возлюбленный брат. И хотя бы иногда на каждом шагу вперед надлежало бороться и сражаться, не унывайте и не страшитесь, но всю надежду возлагайте на невидимого, всегда присущего Вам и всемогущего Поборника и Покровителя. Умоляйте Преосвященнейшего, чтобы благоволил послать Вас сюда, сколько можно скорее, и будьте в издержках расчетливы. Казна миссии небогата, а до нового года еще четыре месяца. Брат мой о. Алексей, издержал 10 рублей на переезд из Томска в Бийск, a о. Василий485 60 рублей, которые были отпущены из Попечительства. От чего же такая разность? Но оставим, и даже забудем это заднее, а в переднее простираясь, будем стараться поступать благоразумно. Простите, достопочтеннейший Отец Анастасий, и поминайте меня в святых молитвах Ваших.

Преданный Вам Архим. мис. Макарий.

Сент. 9, 1834 г.

157

Достопочтенный и возлюбленный брат о Господе Отец Анастасий!

Исполняя все по письму Вашему, я посылаю сегодня же Преосвященнейшему рапорт о рассуждении предстоящего мне путешествия, и необходимости скорого прибытия Вашего к миссии. Потщитесь прочитать и письмо мое к Его Преосвященству; содержание будет занимательно для любопытства. Поддержите и подкрепите мое ходатайство о старце нашем бийском, о. Петре.486 Сделайте милость, отправьтесь поскорее из Томска. Не забудьте купить несколько пар чулков шерстяных, рукавиц и везенок487 теплых для братии. Ничего этого в Бийске нельзя найти. Сегодня, сверх всякого чаяния узнал я, что мед и доселе у Кичирова, а г. Городничий дал обещание вашим прислать его в Томск с казаком. Но как он, так и Кичиров, впали в забвение. Обещаются исправить погрешность, и просят извинения. Простите, до свидания. Спешу в церковь. Родителям Степана Васильевича нет от меня никакого препятствия ехать сюда. Брат Стефан должен быть правою рукою у Вас, почтеннейший Отец Анастасий. Домик для стариков его готов при миссии, а со временем они, может быть, и свой заведут, если то будет потребно. Впрочем, если и до смерти проживут в миссионерском строении, то кажется не отяготят миссии. Надобно только, чтобы они жили смирно, не сбивали сына с пути, и не вмешивались в дела по миссии без приглашения. Известите меня вправду ли, будто Преосвященный Евгений Ярославский (бывший Тобольский) скончался,488 а между тем и сами в дорогу отправьтесь немедленно, получив благословение Архипастыря.

Преданный Вам А Макарий.

1838 г. Сент. 30 д.

158

Достопочтенный Отец Анастасий и все мои возлюбленные о Господе други и братия!

Вчера поутру, как только приехал я в Барнаул,489 первым движением моим было явление к г. Губернатору. Его Превосходительство был так милостив, что доставил миссионерам возможность путешествовать в продолжении всего нынешнего года по Томской Губернии, без платежа за подводы. Спешу послать к Вам один из билетов, полученных мною от Его Превосходительства, другой послать из Тобольска предполагаю.

Господь с вами, возлюбленные братия и отцы! Провожайте вас далее и далее святыми молитвами Вашими, и будьте благополучны во всех ваших трудах и подвигах. Это сеяние, от которого получается радостнейшая жатва в вечности. Сею надеждою, утешайтесь в скорбях и разгоняйте всякие противные званию Вашему помышления. Сего усердно желая Вам, остаюсь преданным Вам слугою и сотрудником.

Миссионер Архимандрит Макарий.

1839 г. Февраля 3 дня.490

Г. Барнаул, № 1.

159

Достопочтеннейший Отец Анастасий и все о Господе нашем Иисусе Христе возлюбленные Отцы и братия!

Посылаю по обещанию и второй билет, для удобнейших в продолжение нынешнего года, разъездов. Уведомляю Вас, что мы оба491 по милости Божией благополучны, и сегодня отправляемся в дальнейший путь к Петербургу. Покорнейше просим поминать вас в святых молитвах Ваших, и мы взаимно предаем Вас и святое дело служения нашего, общего покровительству Божию.

Преданный брат Ваш и слуга, миссионер Архимандрит Макарий.

№ 9.

1839 г. Февраля 14-го дня.492

Тобольск.

160

Достопочтеннейший Отец Анастасий и все мои возлюбленные о Христе братия и Отцы!

Препровождаю при сем пятнадцать рублей в пользу новокрещеных, и покорнейше прошу отдать пять рублей старице Христине слепой, пять рублей Елене сляченной,493 а пять рублей, кому рассудите сами. О получении и раздаче сих денег, прошу известить меня, и помянуть в святых молитвах Ваших Иеромонаха Фотия, монахиню Минодору и Протоиерея Павла.

Преданный Вам слуга и брат миссионер Архимандрит Макарий.

1839 г. Февраля 20 дня.494

P. S. Известите новокрещеных, которым деньги раздадите, что получили их чрез меня для них.

161

Возлюбленный ο Господе и почтеннейший брат Отец Анастасий.

Два письма получил я от Вас. Для меня они были весьма приятны. Но для чего Вы не написали, сколько после меня приобретено миссиею душ, искупленных кровью Иисуса Христа для Царствия Божия? Для чего Вы не уведомляли, как вы живете между собою, согласно ли, мирно ли, братолюбно ли, и слушаются ли Вас младшие братия, каково ведет себя Отец Василий, каков Отец Парфений, с которым я не имел случая познакомиться,495 и тех ли правил держится брат Михаил, каких он при мне держался, и каково здоровье и какие намерения брата Стефана Васильевича. Младший Петр496 не производит ли шума в мирном обществе вашем, и чем брат Филипп занимается, и сколько у Вас мальчиков теперь обучается грамоте, и как подвизается несравненный ваш старец, достопочтеннейший и незабвенный друг и брат мой, Отец Петр Терентьевич, и совершается ли Божественная литургия на Улале, и в Великом посту ездил ли кто на Мыюту для принятия исповеди, для приготовления ко Святому Причащению и для приобщения Святых Таин тамошних новокрещеных инородцев? Адриан у нас ли живет или в деревне, хорошо ли учится, и приучается ли к служению Божией Церкви, продолжает ли также учиться женатый брат его Михаил российской грамоте, катехизису и Священной Истории. Были ли Вы на Тарабе, и чем кончились изыскания, в рассуждении пропавшего без вести Николая Аврамова. Как живет старец Николай с сыном своим Федором, и как борется с бедностью, живущий на дороге в большой Тарабинский аил, Семен Батин в маленькой деревушке Каменке, истрезвился ли наш Улалинский Башлык Павел Федорович, и каков он теперь для миссии? Словом сказать, Вы могли бы сделать письма свои весьма занимательными, и я мог бы тогда прочитать их Преосвященному митрополиту Филарету и другим Высоким особам, и это принесло бы миссии немаловажную пользу. Впрочем, слава Богу о всем! Брата своего Алексея, я отправил в Москву со свитою Преосвященнейшего митрополита еще в мае, а сам оставался в Петербурге и лечил глаза у г. Арешникова, которому по бозе, Архиепископ Тверской Преосв. Григорий497 обязан восстановлением зрения своего. He могу сказать, чтобы и мне Арешников не принес никакой пользы. Но как лечение было не довольно продолжительное, прерывистое и не имело всех удобств; тο и не могло произвести успеха полного и окончательного. Но вот искушение! Как только я решился ехать в Москву, Господь послал на меня лихорадку, и поверг на одр болезни. Теперь, слава Богу, я поправляться начал, и чрез несколько дней надеюсь ускакать в Москву в дилижансе, а в Москве уже что последует со мною, известно единому Богу. Я обретаю в душе моей желание возвратиться к вам, возлюбленные братия мои о Господе. Мне нигде так не весело положить кости свои, как на Майме, или на Улале, или на Мыюте, или на Куяче, или где-либо в Алтайских горах, и в вертепах безмолвной Черни. Посылаю вам, братия мои, шестьсот рублей, четыреста, исключительно, для бедных между новокрещеными, а двести рублей, на ваши экономические расходы и на уплату долгов. Четыреста рублей Вы покажите в приходе и в расходе, как Вы употребите их на вспоможение бедным, а двести рублей можете и не означать в приходе. И донесите обо всем Преосвященнейшему о четырехстах – официально, а о двухстах – партикулярным письмом. Постарайтесь также на Улале сделать в обеих комнатах внутренние завилины, устроить хорошие печи с кирпичными, если можно, трубами, и весь дом обшить хорошенько, чтобы мне там было спокойно с Отцом Петром, если Господь возвратит меня. А из Москвы я надеюсь, если Господь благословит, еще прислать к вам пособие, и не малое, может быть. Сегодня я приступаю к причащению Святых Таин Христовых. Помолитесь о мне, возлюбленные о Господе братия. Любите Господа Иисуса Христа Бога и Спасителя нашего, любите друг друга, исповедуя друг другу согрешения ваши, искренно в немедленно примиряясь друг с другом в случае какой либо размолвки, и молитесь друг за друга, и таким образом будете исцеляться. Любите святое служение ваше, к которому Вы призваны благоволением Божьим, любите новокрещеных. Учитесь любить всех человеков, не словом или языком, а делом и истиною, в трудах и скорбях и страданиях, взирая на Господа Иисуса Христа, Который из любви к нам пострадал за нас, и нам оставил святой пример и образ, да последуем стопам Его. Мир Божий да почивает над Вами, и в Вас да пребывает, соблюдая умы и сердца Ваши от всякого смущения и злопомения. Приветствие мое Стефану Ефимовичу, Семену Ефимовичу, и братиям их, Афанасию Лукьяновичу498 со всем семейством его, Павлу Федоровичу и Александру Федоровичу, Карпу Еремеевичу со всем семейством его, Илье Арыкову, старице Анастасии, старцу Петру Кажинскому и Ивану Павловичу Ямингушу, Петру Федоровичу и Андрею Федоровичу на Мьюте, Михаилу Александровичу на Куяче, Отцу Петру старшему и Отцу Петру младшему в Бийске, и Отцу Иоанну, Ивану Мироновичу и супруге его, Николаю Михайловичу и супруге его, Иову Павловичу и Протасу Трифоновичу, Юлии Антоновне с семейством ее, Николаю Ивановичу Кичирову и Михаилу Ефимовичу Шебалину, Отцу Андрею и Отцу Христофору, и Отцу Димитрию, и всему редуту Сайдыпскому, и всем знающим и поминающим вас. И во-первых, страдалице Божией Прасковье Петровне с чадами, Петру Ивановичу и прочим. Христос посреди нас, возлюбленные братии и сотрудники! Благословения Божия желаю Вам во всех трудах и подвигах Ваших, ради Евангелия царствия Божия, во славу имени Иисусова и во спасение душ человеческих. Благословение Господне на вас, все наши новые братия и сестры о Христе Иисусе! Миссионер Архимандрит Макарий.

18 авг. 1839 г.

162

Достопочтеннейший о Господе брат Преподобный Отец Анастасий!

Препровождая к Вам пять рублей ассигн., покорнейше прошу Вас по давнему поручению известного и Вам жителя Улалы, Евгения Бочкарева, отослать эти деньги к Отцу Архимандриту Соловецкого монастыря, и попросить его зажечь свечу пред честными мощами Угодников Божьих – Зосимы и Савватия, и поручить святым молитвам их, Евгения оного, со всем семейством его.

Напрасно Вы изъявляете скорбь о том, что я Вам не писал доселе. Дела так много, что времени не достает на исполнение требований по службе. Находясь в таком состоянии, и притом, никогда не имев охоты и привычки вести обширную переписку, желал бы я держаться следующего правила: к кому писать нет особенной надобности ни по службе, ни по взаимным отношениям, с тем христианское общение продолжать, и утверждать усердными воспоминаниями и желаниями. Мы Вас не забываем, достопочтеннейший Отец Анастасий, покорнейше просим Вас воспоминать и об нас в св. молитвах пред Богом.

He советую Вам слушать тех, которые неосновательными отзывами о службе Вашей здесь, неизвестной им, ослабляют в душе Вашей радостное чувство, какое Святейшему Синоду было благоугодно возбудить в Вас, торжественно объявленным Вам благословением Их Святейшества. Что касается до меня, я свидетельствовал о трудах Ваших пред епископом Епархиальным, как следовало. То есть, исчислив времена двукратного Вашего пребывания при здешней миссии; сказал, что Вы трудились с отличным усердием, похвалил таким же образом и поведение Ваше. А в заключение всего просил Епархиального епископа о представлении трудов усердия Вашего, вниманию Высшего Правительства. Кроме сего, в представлении Епархиального епископа свидетельство мое о Вас, без сомнения, было подкреплено послужным списком Вашим, в котором была означена служба Ваша в Калужской Епархии, и служба Ваша в Томской Епархии в должности казначея при Епископском доме, и поездка Ваша в Минусинский округ, и времена, когда Вы удостоены иеромонашеской степени, и когда труды Ваш были украшены набедренником. После всего этого, оставалось Св. Синоду определить награду и почесть Вам. И вот объявлено Вам Синодальное благословение, так как и мне первоначально по службе миссионерской. Если бы Вы остались служить при здешней церковной миссии, то хотя бы и не считались чиновником при Епископском доме, хотя бы и жалованья оттуда не получали, без сомнения, получили бы во время свое и другие награды. Впрочем, не правда ли, достопочтеннейший брат о Господе, что лучше всего иметь целью доброго служения Церкви Божьей не видимое, но невидимое? Ибо видимое временно, а невидимое вечно (1 Kop.4:18). Вот и еще урок Премудрости Божией, которого я еще не выучил: ежели вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога, о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге (Кол.3:1−3).

Приветствуют Вас все братия наши. Народ поминает Вас добром, и я всеусердно желаю Вам всякого благополучия. Благодарствую за присланное с первым письмом. Передайте мое исполненное глубочайшего почтения, приветствие начальнику и Авве Вашему о Господе Архимандриту Мелхиседеку.499

Вашего Преподобия достопочтеннейшего брата о Господе, покорнейший слуга Архимандрит Макарий.

1842 года ноября 5 дня.

163

Достопочтеннейший о Господе брат Преподобнейший Священнопресвитер.

На последнее письмо Ваше ко мне, не имев времени отвечать вскоре письмом, я поручал благотворящему здешней миссии священнику Николаю Дмитриевичу,500 объявить Вам мое согласие на то, чтобы Вы просили Церковное правительство ввести Вас в состав Алтайской миссии. А теперь и на бумаге подтверждаю согласное с сим желание мое, но никакими условиями не могу обязываться, и никакими обещаниями человеческими не желаю обольщать Вас. Сам Спаситель уверяет вас, что Отец наш небесный знает, в чем мы имеем нужду: ищите, говорит, во-первых, царствия Божия и правды Его, и все сие приложится вам (Мф.6:8−33). Представляю Вам, достопочтеннейший брат, сие слово Христово, не потому чтобы я уже исполнил и изучил его делом и истиною, но потому, что ничего не могу представить благонадежнейшего. С чувством искреннейшей признательности и глубочайшего почитания, испрашиваю у Преосвященнейшего Агапита Святительского благословения, и Вам всеусердно желаю милостей Божиих и всякого благополучия.

Вашего Преподобия покорнейший слуга Архимандрит Макарий.

Декабря 15 дня 1843 г.501

* * *

476

Агапита, еп. Томского.

477

Вероятно, Макарий говорит здесь о Петре Торбаеве, ссыльном, из дьячков Владимирской епархии Он был послан преосв. Агапитом в миссию Алтайскую на трехлетнее испытание, так как он желал постричься в монахи. Сотрудничал в миссии до 1840 г.

478

Яга – козлиная шуба шерсть вверх.

479

Лисицкому.

480

Торбаеву.

481

Гилеву.

482

Ландышеву.

483

Архимандрита Томского Алексеевского монастыря.

484

Указ с разрешением отпуска Архим. Макарию в Москву и Петербург.

485

Весский.

486

Синкин, священник, который оказывал услуги Алтайской миссии с первых дней ее открытия.

487

Везенки – вязанки, варежки?

488

Арх. Евгений Казанский скончался в 1871 г.

489

По пути в Петербург и в Москву.

490

Получено 14 февраля.

491

С братом, о. Алексеем.

492

Получено 4 марта.

493

Согбенной.

494

Получено 13 марта.

495

Иером. Парфений служил в миссии с февраля 1839 г. По окончании курса во Владим. дух. семинарии, постригся в монахи и жил во Введенской общежительной пустыни, откуда и перешел на Алтай. При удалении с Алтая Архим. Макария, он был назначен начальником миссии, но отказался от этой должности и в марте 1845. г. поселился в Енисейском монастыре.

496

Торбаев.

497

Высокопр. Григорий Постников, умерший в 1860 г. на Петербургской кафедре.

498

Все письмо, кончая этим словом, написано чужой рукой, очевидно под диктовку, больного глазами Архим. Макария, окончание – им самим.

499

Все письмо, кончая этим словом, писано С. В. Ландышевым. Архим. Макарием сделана только подпись. Архим. Мелхиседек – настоятель Томского монастыря.

500

Лаврову, в Москве.

501

В «Письмах» 1860 г., I, 17, ошибочно выставлен 1844 г.


Источник: Письма архимандрита Макария Глухарева, основателя Алтайской миссии : С биогр. очерком, портр., видом и двумя факс. / Под ред. К.В. Харламповича. - Казань : Центр. тип., 1905. - [2], 558 с.

Комментарии для сайта Cackle