Библиотеке требуются волонтёры

преподобный Макарий Алтайский

Слово на Новый год

«Блюдите, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри, искупующе время, яко дние лукави суть» (Ефес. 5:15–16).

Новый год, в который мы вступаем сего дня, истинно есть, по выражению Священного Писания, новое лето благости Божией. Творец времен и вечности произвел нас из ничтожества в бытие; но мы тотчас погибли бы, обратились бы в ничтожество прежнее, если бы та же сила и воля Создателя не содержала нас в существовании. Даруя жизнь, Он Сам ее и защищает, питает, возводит от возраста в возраст и сохраняет. Им мы живем, движемся и существуем. Итак не только год, но всякий день и всякий час есть новое дарование, новое знамение, новый залог Божией благости, которого мы не заслуживаем. Будем же признательны и благодарны пред небесным Отцем и всеобщим Благодетелем! Приидите поклонимся и принесем Ему жертву хвалы о неисчетных Его щедротах и милостях, излиянных в прошедшее лето на всех человеков, праведных и неправедных; а между тем, сретая новый год, исходящий из святилища вечности, обратим внимание к слову апостольскому, которым Дух Святый наставляет нас, поучая спасительному употреблению Богом даруемого времени. Блюдите, говорит св. Павел, како опасно ходите; то есть: «смотрите, поступайте, как можно, верно, не как неразумные, но как мудрые, умея пользоваться временем; потому что дни злы». Вникнем, хотя кратким размышлением, в душеполезное учение небесной премудрости.

Во-первых, что значит апостольское изречение: «дни злы?» – То, что земная жизнь исполнена зол, бед, искушений, страданий, соблазнов, которыми христианин может быть совращен с пути истинной веры и верности Господу Иисусу Христу; то, что и внешний мир лежит во зле противных закону Божию правил, противных истине Божией умствований, противных Царствию Божию начинаний и действований, – и в нашей плоти живет и воюет грех, так что не только вне нас супостат наш диавол ходит, как лев рыкающий и ищущий кого пожрать, но и в себе самих, в самом разуме и сердце нашем, в воображении и памяти, в желаниях и навыках и во всех чувствах телесных мы имеем сокровенных врагов спасения нашего. Посему св. Павел называет неразумными тех, которые, среди безчисленных опасностей со всех сторон, ходят в безпечной разсеянности, и погубляют время в суетных увеселениях. Не подражайте им, говорит; будьте умны и мудры. Подумайте, кто, получив от царя драгоценные камни и золото, все это разбросает или отдаст за какия нибудь, ничего не стоющия, мелочи и безделки? А вы получаете от Царя и Бога вашего нечто такое, что несравненно дороже и золота и драгоценных камней: это – время. Злато и всякия драгоценности временем приобретаются; а время, потерянное в прошедшем, можешь ли возвратить и получить за богатство целого мира? И время, которого Бог не даст тебе в будущем, где и на какия сокровища купишь? Итак учитесь временем пользоваться: всякое время, в сравнении с вечностию, кратко до чрезвычайности; но, по благости Божией, кратким и малым временем можете приобрести целую вечность божественного мира и радости в небесном царствии. Как это может быть? Послушайте, что св. Павел говорит далее: не будьте несмысленны, повторяет, но узнавайте, чего хощет Бог (Ефес. 5, 17). Божественное искусство пользоваться временем для приобретения вечной жизни! Воля Божия есть преизящный собор, прекрасная совокупность и полнота всех доброт и совершенств. Смотрите в зерцало совести; смотрите в чистейшее зерцало Божиих откровений в Священном Писании: всегда откроется вам в сих зерцалах, чего Бог от вас хощет. Но познавая волю Божию, уже смотрите, поступайте, как можно, верно и по крайней тонкости и точности, сообразно тому, чего Господь хощет от вас. Хощет Он, чтобы мы верою и любовию прилеплялись к Единородному Сыну Его Иисусу Христу, Спасителю всех человеков. Хощет Он, чтобы мы пребывали в духе искренняго спасения, и, видя с одной стороны бездну собственной бедности, немощи и виновности, а с другой бездну милосердия Божия, открывающуюся грешникам в язвах Иисуса Христа распятаго, исповедывали Ему согрешения наши в искренности сокрушенного и смиренного сердца, и веровали, что Бог нас простит и помилует ради Христа, и что кровь Иисуса Христа Сына Божия очищает совесть нашу от всех грехов. Хощет Бог, чтобы мы совершенною ненавистию возненавидели грех, боялись его паче, нежели смерти телесной, и непрестанно подвизались и ратовали против него, умерщвляя его в самых его зачатиях, то есть, в преступных помышлениях и желаниях, впрочем на себя не надеясь, а возлагая все упование на всемогущую помощь Божественного нашего Воеводы – Иисуса Христа. Хощет Бог, чтобы мы, взирая верою на Христа, Начальника и Совершителя веры, учились усвоять себе непорочность Его, долготерпение и кротость Его, пламенную любовь Его к Богу и человекам, Его преданность и послушание Богу Отцу, и смирение даже до смерти и смерти крестной. Хощет Бог, чтобы мы всегда сохраняли живую память о неотступном Его присутствии с нами; чтобы мы призывали Его в день скорби, чтобы искали Его благословения нашим трудам, и молитвою освящали наши печали и радости. Хощет Бог, чтобы мы памятию о смерти столь известной и неизвестной, о страшном суде праведного Мздовоздаятеля, о вечной муке и неугасающем пламени, о вечной радости в небесном Иерусалиме, а притом молитвою и постом, и другими благословенными подвигами, распинали плоть со страстями и похотями. Хощет Бог, чтобы праведность наша была выше и благороднее праведности фарисейской, и чтобы мы не только были порядочны и честны в наружных поступках своих, но призыванием Иисусова имени, помышлением о спасительных страданиях Иисуса, отсечением худых помыслов, искали и достигали чистоты ума и сердца, без которой никто не узрит Бога. Хощет Бог, чтобы мы, усердно последуя стопам Господа нашего Иисуса Христа, и украшая души наши святыми нравами и добродетелями, не забывали, что без помощи и благодати Христовой мы не можем ничего доброго ни в дело произвести, ни в мыслях зачать: посему хощет Бог, чтобы мы воздавали Ему благодарение и славу о всем, а себя самих почитали рабами ничего не стоющими, хотя бы и были какие успехи в исполнении заповедей.

Но когда вы узнали, чего Бог от вас хощет; то смотрите, наблюдайте за собою бодрственным оком внимания, чтобы и в самом исполнении воли Божией самолюбие не обрезывало златниц Божия повеления; чтобы оно не уменьшало веса и достоинства добродетелей ваших; чтобы диавол не похищал из сердец ваших семени слова Божия, и чтобы мрак забвения не сокрывал от сознания вашего некоторых, всегда важныхь, особенностей в требованиях Божиих; чтобы диавол между пшеницею добрых мыслей и чувствований не сеял нечистых умыслов и намерений, и чтобы ваши труды, пред человеками достославные, не оказались порочными в их источниках и началах, пред всевидящим оком испытующого сердца; но чтобы послушание воле Божией, как и терпение, оказало в вас совершенное действие, так чтобы вы были совершенны во всей полноте без всякого недостатка (Иак. 1, 4). Вот что значит это слово апостольское: смотрите, поступайте, как можно, верно, со страхом Божиим и кротостию последуя водительству провидения и благодати Божией, не опереживая ея высокомерием и своеволием, и не отставая малодушием и леностию, не прибавляя ничего от себя к заповеди Божией, которая сама по себе широка до безконечности (Псал. 118, 96), и без сомнения пространнее нашего сердца, и ничего не отъемля у заповеди Божией, которая столь же свята и непреложна, как Сам Бог. – Потом: умейте, – говорит Апостол, – пользоваться временем. Всякое время и всякий час приносит с собою, как некий Ангел, в одной руке Божию волю и заповедь, а в другой Божие благословение. Желаете ли получить благословение Божие? Приимите от Бога, чего Сам Бог хощет от вас, и восприимете, чего себе от Бога хощете. Поспешайте, уловляйте драгоценное время, которое уже летит, когда я говорю, а вы слышите это: поспешайте, уловляйте его. Кто вам сказал, что оно и в другой раз прийдеть? Время прийдет, но не то уже, которое приходило прежде и улетело, а другое, которое впрочем столь же непостоянно, быстро, неудержимо. Прийдеть; но кто сказал, что оно для тебя прийдет? Ах! для тебя, может статься, в то время уже не будет времени (Апок. 10, 6)! Вы меня понимаете, слушатели; повторяю: нет ничего известнее, и нет ничего неизвестнее смерти: итак учитесь пользоваться временем, когда Бог вам даст его. Как развязный купец старается не упустить ни малейшого случая к получению прибыли и корысти: так и вы учитесь пользоваться всяким временем, усердно и ревностно исполнять всякую волю Божию, обретать милость Божию во всяком времени, и таким образом собирать некрадомое сокровище в вечности. В этом проходит вся жизнь доброго христианина. Светильник закона Господня, сияя в уме и сердце его, освещает пред ним, показует ему путь воли Божией; он же, сим путем шествуя, непрестанно вперед простирается, и, хотя обстолтельства его бывают трудны, и путь земного странствия его весьма тесен и мрачен, отношения к миру, нужды семейственного состояния, и немощи, принадлежащия естественному свойству телесного существа его, неудобосоглашаемы с требованиями воли Божией, но он умеет побеждать мир и себя самого верою в Сына Божия Иисуса Христа; умеет всякою частицею времени пользоваться для приближения к блаженной вечности и угождения Господу Богу. А когда он с таким рачением тщится угождать Богу и сокровенными подвигами молитвы и богомыслия, и открытыми трудами в служении Церкви, Царю, Отечеству, человечеству; то и Господь имеет Божественную радость в том, чтоб угождать верному рабу Своему: Он слышит его молитву; самому уготованию, расположению сердца его к молитве, уже внимает; угадывает, предваряет его желания исполнением; как зеницу ока хранит его; открывает и вверяет ему, как другу, тайны премудрости и судеб Своих; озаряет и просвещает ум его истиною; посылает ему небесный мир Свой; дарует ему радость спасения Своего; из любви к нему щадит и милует много согрешающих братий его. Таковы преимущества угождающих Богу, исполняющих волю Его во всякое время! Хотя же иногда и они согрешают по немощи человеческой и против собственного желания; однако в то же время поспешают исполнить волю Божию покаянным обращением сердца к Отцу, воззрением на распятого Иисуса, в Котором и обретают изцеление от угрызений невидимого змия. Хотя и они претерпевают многия скорби, потери, напасти, гонения в мире, но Господь с ними в скорби; а они так умеют пользоваться временем скорби, что радуются, как Апостол Павел, в страданиях. Хотя дни их подлннно злы; но они умеют, будучи наставляемы благодатию Иисуса Христа, превращать сии злые дни в дни спасения, в благоприятныя времена к обогащению себя Божиими дарованиями и добродетелями. Посему ест ли хлеб, пьет ли воду искренний христианин, или светом солнечным пользуется, чтобы видеть чудеса Божией благости, силы, премудрости и славы в творении, и удивляться, – он причащается благ Божиих с веселием чистой совести и с приятнейшими чувствами благодарения; и наслаждается в них самою благостию Того, Кто есть Любовь и Свет, по приглашению Псалмопевца: вкусите и видите, яко благ Господь. Он видит и на земли благие дни, когда другие жалуются на времена худыя. Он счастлив бывает в сердце своем; он счастлив бывает в Боге своем, когда другие, смотря на него, пожимают плечами, и думают: как он жалок! Лучше сделают, если предадут его и самих себя Христу Богу, и пожелают, чтобы сей кораблец, принадлежащий Господу Иисусу Христу, презирая свист мира и воздымающияся до небес волны житейского моря, избежав подводных камней и мелей, вошел благополучно в безопасное пристанище царства небеснаго, сретаемый радостными восклицаниями Ангелов.

Торжество нового года нашего, слушатели, возвышается праздником отечества в честь Великой Княгини Елены Павловны. Сотворим, по заповеди Апостола, молитву, да почиет на Ней благословение Божие. Помолимся и о себе самих, да научит нас Господь Бог познавать во всякое время святую волю Его, и пользоваться всяким временем для исполнения повелений Его. Буди, Господи, милость Твоя на нас, и буди благословенно имя славы Твоея во веки! Аминь.


Источник: Слово покойного архимандрита Макария, бывшого начальника алтайской миссии, на Новый Год. / Журнал «Прибавленiя к изданию творений Святых Отцев, в русском переводе» за 1848 год. — М.: Типографiя Готье и Монигетти, 1848. — Часть VII. — С. 272-281.

Комментарии для сайта Cackle